Содержание
Введение3
Гл. 1 Теоретические аспекты понятия «социальное прогнозирование»5
1.1 Понятие и особенности социального прогнозирования5
1.2 Инструментарий прогнозирования8
1.3. Основные функции прогнозирования и роль социального прогнозирования в современных условиях15
Гл. 2 Классификация социальных прогнозов19
2.1. Поисковый и нормативный прогноз как основополагающие виды социальных прогнозов19
2.2 Иные виды социального прогнозирования, применяемые в современной России26
Заключение39
Литература41
Выдержка из текста работы
Задачи работы: изучить понятие о социальном прогнозировании, рассмотреть виды социального прогнозирования, изучить источники и методы социального прогнозирования.
Рассмотрены некоторые определения понятий «прогноза», «социальное прогнозирование», выделены особенности. Рассмотрено несколько классификаций видов социального прогнозирований, а также перечислены его источники и сделан обзор методов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
1. Понятие о социальном прогнозировании 5
2. Виды социального прогнозирования 12
3. Источники и методы социального прогнозирования 14
Заключение 19
Библиографический список 21
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Такие технологии применяются для развития социальной сферы, т. к. могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.
На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой.
Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Цель работы – изучить особенности социального прогнозирования.
Задачи работы:
1. Изучить понятие о социальном прогнозировании.
2. Рассмотреть виды социального прогнозирования.
3. Изучить источники и методы социального прогнозирования.?
1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
Для начала следует уточнить, что прогноз – это:
— вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления, объекта в будущем;
— предсказание о состоянии какого-либо явления, системы и их последствий;
— информация об альтернативных путях развития и сроках осуществления предсказаний [4, с. 30].
Прогноз – есть предвидение или провидение. Широко распространенная в обществе вера в провидцев свидетельствует о влиятельности такого, по сути, фаталистического представления об историческом процессе. И хотя, будучи проведенным последовательно, представление это внутренне противоречиво, тем не менее оно «живет», например, в оценках «качества прогнозов». Неисполнение прогнозов вовсе не свидетельствует о его недоброкачественности, как и наоборот.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т. д.) [1, с. 12].
Социальный прогноз – это научное обоснование (гипотеза) предполагаемых изменений социальных отношений и социальных процессов, структур и их элементов [3, с. 50].
Например, при разработке прогноза деятельности социальных служб на уровне местного самоуправления по обеспечению адресной социальной защиты населения в качестве основных гипотез могут выступать:
а) экстенсивное развитие социальной инфраструктуры и соответствующее увеличение штатных социальных работников, имеющих данную профессиональную подготовку. Это наиболее вероятный путь обеспечения адресной социальной защиты населения;
б) создание необходимых условий для самообеспечения тех нуждающихся в социальной защите, которые имеют необходимый творческий и физический потенциал. Это может способствовать изменению динамики перехода данной категории граждан из нуждающихся на уровень социальной достаточности.
Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа [3, с. 51].
Социологический энциклопедический словарь дает следующие определения этому понятию:
— прогнозирование – это разработка прогнозов;
— прогнозирование – это научное исследование перспектив развития какого-либо объекта или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указаниями более или менее определенных сроков изменения;
— прогнозирование – это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии [7, с. 87].
Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
— в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);
— как действительно может протекать развитие;
— каков механизм преодоления негативных тенденций [5, с. 22].
Прогнозирование как одна из форм предвидения находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением.
Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к определенному состоянию объекта. Но нередко обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазвитию прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.
Социальное прогнозирование – это вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Зарождение социального прогнозирования как науки обычно относят к 20-30-м гг. XX в. Именно тогда стала назревать многозначность и поливариантность общественно-исторического развития, появились новые альтернативы будущего. Осознание новой социальной реальности постепенно закладывало предпосылки для оформления прогностики как научного знания…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе были изучены особенности социального прогнозирования. Для этого были решены следующие задачи: изучено понятие о социальном прогнозировании, рассмотрены виды социального прогнозирования, изучены источники и методы социального прогнозирования.
Социальное прогнозирование представляет собой прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек. Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта.
Прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем, а также раскрыть устойчивые тенденции, или, наоборот, существенные изменения в социально-экономических процессах, оценить их вероятность для будущего планового периода, выявить возможные альтернативные варианты, накопить научный и эмпирический материал для обоснованного выбора той или иной концепции развития или планового решения.
Среди основных видов социального прогнозирования выделяют поисковый и нормативный прогноз. Для анализа прогностических заявлений используется также целевой прогноз. Особо выделяется экстраполяционный прогноз. По периоду упреждения различают оперативный; краткосрочный; среднесрочный; долгосрочный; дальнесрочный прогноз. По масштабам прогнозирования выделяют мировые; государственные; структурные прогнозы; прогнозы развития отдельных комплексов промышленности, экономики, культуры; отраслевые; региональные прогнозы. По объекту исследования различаются: естествоведческие; научно-технические; социальные прогнозы.
Методы социально-экономического прогнозирования – это совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за незначительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
В группу поисковых методов входят подгруппы: экстраполяции и моделирования, картографирования, написания сценариев, прогнозирование по аналогии. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое и матричное моделирование.
Нормативные методы прогнозирования состоят в определении необходимых и достаточных средств для достижения возможного состояния изучаемого объекта и отвечают на вопрос: «что будет?», «что мы хотим увидеть?», «какими средствами этого достичь?». К нормативным методам относятся дерево целей, морфологические модели, блок-схемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антохонова, И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов [Текст]: учебное пособие / И.В. Антохова. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. – 212 с.
2. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование [Текст]: учебное пособие / И.В. Бестужев-Лада. – М., 2012. – 392 с.
3. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие / Л.П. Владимирова. – М.: Дашков и К., 2013. – 308 с.
4. Галченкова, И.С. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной работы [Текст]: учебное пособие / И.С. Галченкова. – Смоленск, 2012. – 120 с.
5. Дашибалова, И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе [Текст]: учебное пособие / И.Н. Дашибалова. – М.: ВСГТУ, 2016. – 52 с.
6. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе [Текст]: учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – 316 с.
7. Социологический энциклопедический словарь. Т. II [Текст] / под ред. Д. Джерри и Д. Джерри. – М.: Вече-АСТ, 2013. – 487 с.
8. Тихомиров, Н.П. Методы социально-экономического прогнозирования [Текст] / Н.П. Тихомиров, В.А. Попов. – М.: Изд-во ВЗПИ, АО «Росвузнаука», 2014. – 364 с.
9. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы. [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРФ-М, 2012. – 400 с.