Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ5
1.1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ5
1.2. ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ7
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ16
2.1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ16
2.2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ29
Выдержка из текста работы
Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.
Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав, правил заключения договоров и т.д.).
Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.
Сказанное выше подчеркивает важный вывод: административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц, непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку проникают во все без исключения сферы жизни и управления.
Названные преобразования, коренным образом изменившие облик страны, с учетом, конечно, и других факторов и условий, являются главным побудительным мотивом, обусловившим необходимые разработки и принятие нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ — это новый и крупны этап на пути демократизации и гуманизации российского законодательства об административных правонарушениях. Принятие нового КоАП РФ оказало огромное влияние на понятие административной ответственности, ее принципов и т.д. Вышеизложенное вызывает интерес к рассматриваемой проблеме.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.
Целью данной работы является описание сущности административной ответственности.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
? изучить понятие, признаки, принципы и структуру административной ответственности;
? рассмотреть основания административной ответственности;
? выявить особенности института административной ответственности.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения в сфере административной ответственности, предметом исследования — правовые нормы, регулирующие указанные отношения.
В теории административного права административной ответственности уделялось достаточное внимание со стороны известных ученых — правоведов. Благодаря научным работам таких ученых, как Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, П.Ю. Константинов в административно-правовой науке сформировалось достаточно полное представление об институте административной ответственности
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности
1.1 Понятие и признаки административной ответственности
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
При наличии юридического факта — административного правонарушения — включается механизм санкций правовой нормы — административного наказания.
Несмотря на то, что в КоАП РФ есть глава носящая название «Административное правонарушение и административная ответственность», легального определения административной ответственности кодекс не содержит. В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение».
Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему:
Во-первых, она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения).
Во-вторых, фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт.
В-третьих, в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.
В-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной — только физические лица.
В-пятых, процедура (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом).
В-шестых, административное наказание как мера административной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права.
В-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых более 50 видов несудебных органов, а также судей — и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания — только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности — в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке).
В-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной, где так же, как и при административной ответственности, лицо считается подвергнутым взысканию (наказанию) в течение установленного срока.
Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, следует отметить, что общим для всех для них является то, что основанием возникновения любого вида юридической ответственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований более широк.
1.2 Основные принципы административной ответственности
Под принципами понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется как законодатель, конструирующий нормы административного права, так и исполнитель этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане.
Принцип законности означает, что применение мер административной ответственности допустимо только на основаниях и в порядке установленном законодательством. Это значит, что такие меры могут быть применены компетентными органами только к виновным лицам, с соблюдением всех установленных сроков и правил (ст. 1.6 КоАП РФ).
Принцип ответственности за вину предпо……..
Список использованной литературы
Нормативные и иные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ 04.08.2014 N31, ст. 4398
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954,
Научная и учебная литература
1. Бахрах, Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. / Д.Н. Бахрах — М.: Юриспруденция, 2000 г. — 320 с.
2. Бахрах, Д.Н. Субъекты административного права. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы./ Д.Н. Бахрах — М.: 2004 г. — 638 с.
3. Габричидзе, Б. Н. Курс административного права РФ. / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский — М.: 2003 г. — 520 с.
4. Козлов, Ю.М. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — М.: — 2002 г.
5. Козлов, Ю.М. Административное право. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: 2000 г. — 467 с.
6. Константинов, П.Ю. Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений. // Правоведение. — 2005 г. — №3. — с.15-35.
7. Овсянко, Д. М. Административное право. / Д.М. Овсянко — М.: 2009 г. — 240 с.
8. Севрюгина П.Г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарий. / Под ред. П.Г. Севрюгина. — М.: 2003 г. — 390 с.
Материалы судебной практики
1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»
2. Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ». // БВС. 2005. № 6.