Содержание
Содержание
Введение3
1.Понятие благотворительной деятельности
1.1 История правового регулирования благотворительной деятельности5
1.2 Понятие благотворительной деятельности в современном российском праве.9
2. Виды и цели благотворительной деятельности по законодательству РФ.17
3. Проблемы законодательного регулирования благотворительной деятельности21
Заключение23
Библиографический список.24
Введение
Во второй половине XX века исследователи стали констатировать тот факт, что духовная культура в России переживает своего рода кризис, в то время как материальная, выражающаяся в достижениях научно-технического прогресса, набирает стремительное ускорение в своем развитии. Исследование феномена благотворительности становится в связи с этим весьма актуальным. С «банкротством» духовности стали связывать колоссальную деформацию историко-культурного сознания, не только захватившую духовную культуру, но и изменившую отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали. К тому же, феномен благотворительности элиминирован из учебников по гуманитарным дисциплинам и не включен, таким образом, в образование и воспитание современной личности.
В этих условиях возрастает роль правового обоснования благотворительности, которая способствует укреплению отношений между различными социальными слоями общества. Без исследований такого рода проблема оптимизации человеческих отношений теряет своё фундаментальное антропологическое и социальное значение. Выход из сложившейся ситуации многие современные авторы находят в культивировании норм о благотворительности, на которую возлагается надежда на возрождение духовности.
Объектом исследования является благотворительность как гражданско-правовой иститут.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования благотворительной деятельности в РФ.
Целью исследования является раскрытие сущности и обоснование значимости норм права о благотворительной деятельности.
Достижение этой цели предполагает постановку и решение исследовании следующих задач:
1. Осуществить правовой анализ понятия «благотворительность».
2. Выявить и исследовать исторические этапы развития благотворительности.
3. Выявить виды благотворительности, закрепленные в законодательстве РФ.
1.Понятие благотворительной деятельности
1.1 История правового регулирования благотворительной деятельности
В последние годы появилось достаточно большое количество работ, посвящённых благотворительности, в том числе и диссертаций . В основном, предметом исследований являются социологические и исторические аспекты благотворительной деятельности.
А.Ф. Векслер и Г.Л. Тульчинский в своих трудах затрагивают вопросы благотворительности в сфере культуры , осуществляют классификацию видов благотворительной деятельности, выявляют причины участия представителей бизнеса в благотворительных акциях.
А.З. Свердловым проведена огромная работа по изучению и обобщению отечественного и зарубежного опыта благотворительности , даны исторический анализ и сравнительная характеристика благотворительной деятельности и социальной работы.
Мотивационная сфера благотворительности рассматривается в работах М.Н. Вандышева, Н. Дорошевой, И.А. Кусмарцевой, Л.А. Лернер, Л.Е. Петровой, П.В. Романова, Г.Л. Тульчинского и некоторых других авторов.
Б.Ш. Нуваховым , Л.Н. Войт и М.В. Фирсовым защищены докторские диссертации, посвящённые благотворительности в медицине и социальной работе.
Рассмотрим этапы развития благотворительной деятельности:
1. Нерегламентированная благотворительность античного и раннехристианских обществ: период становления государственных отношений. Благотворительность осознавалась древними обществами в Египте, Китае, Индии как одно из добродетельных качеств человека. Она рассматривалась как бескорыстие и вспомоществование нужающимся. Благотворительность была известна древним евреям. В Талмуде благотворительность обозначается словом «цдака» (праведность или справедливость). У последователей иудаизма существовали различные формы проявления благотворительности: практика прощения долгов, расторжение долговых обязательств, благотворительные кассы, служившие для выкупа пленных и обеспечения приданного бедным невестам.
Однако как самостоятельная сфера человеческого бытия, благотворительность появляется в Древней Греции. Это было связано с тем, что греческое общество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где появляются дружеские чувства, моральные связи и отношения. Так формируется понятие «благотворительность» (филантропия), которое означает любовь к людям, благожелательное отношение одного индивида к другому, дружественность.
Истоки благотворительности в России восходят к языческим временам, когда она не являлась организованной, а простейшие формы её заключались в кормлении и одевании нищих.
Иная трактовка благотворительности как проявления сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему появляется вместе с христианством. «Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. «Агапе» принимает форму милосердия (греч. caritas). Милосердие-это понятие, характеризующее высшее проявление человеческого сострадания, объединяющее жалость и сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему.
Благотворительная деятельность данного этапа была направлена на оказание помощи людям, не способным в силу объективных и субъективных причин, собственными силами обеспечить условия выживания и организации жизнедеятельности. На этом этапе благотворительность прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм филантропии.
2. Государственно-регламентированная благотворительность: XVI-XVIII вв. На данном этапе появляются законодательные подходы к регулированию бедности и нищенства в европейских государствах. Так Мартин Лютер, выступая против бесконтрольной раздачи милостыни, пришел к мысли, что помощь беднейшим слоям населения должна исходить со стороны общественного самоуправления. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия сменяется идеями социальной инженерии. Зарождаются государственные формы призрения, предпринимаются попытки создания специализированных социальных учреждений (богадельни, приюты). В России благотворительные учреждения делились на две группы учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам (ведомство учреждений Императорского человеколюбивого общества), преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения (министерство внутренних дел, министерство юстиции).
3. Общественная и частная благотворительность: XIX-XX вв. К XIX веку в Европе и России сложились условия, когда благотворительность представляла единый процесс государственной и частной помощи. Благотворительность на данном этапе рассматривалась как проявление внимания к людям, не способным обеспечить себя хотя бы минимальными условиями существования, оказание им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержание их материально и духовно. В благотворительности, с одной стороны, несомненно, усматривали большое благо и возможность спасения для людей, потерявших надежду. Но, с другой, в благотворительности видели «самообман нечистой совести». Появляются радикальные точки зрения, согласно которым благотворительность бессмысленна и безнравственна (марксизм, философский утилитаризм).
Тем не менее, на данном этапе начинается процесс превращения филантропии в подлинно общественное дело. Складывается представление о благотворительности не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной, общественной деятельности. Создаются благотворительные фонды. Благотворительность направлена в сферу сохранения культурно исторического наследия. Было начато систематическое выявление, учет, описание и публикации об историко-культурных объектах, построенных на средства филантропов-меценатов (меценатство-это добровольное пожертвование деньгами, состоянием на построение различных общественных сооружений).
В России, после Октября 1917 года, государство и общество изменили отношение к благоворительности. Благотворительность рассматривалась как явление, «свойственное лишь классовому обществу, и чуждое социальному строю СССР».
4. Возрождение благотворительности в России: вторая половина 80-х-начало XXI вв. На данном этапе происходит реабилитация благотворительности. В 1995 году в РФ принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который близок к толкованию сущности благотворительной деятельности дореволюционного периода. В современном российском обществе при слабых экономических и конфессиональных институтах благотворительность стали ассоциировать со спонсорством. Спонсорство- это финансирование какого-либо мероприятия, учреждения с целью рекламы. Благотворительность по смыслу своей деятельности бескорыстна, с её помощью средства распределяются, а прибыль расточается.
1.2 Понятие благотворительной деятельности в современном российском праве.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной деятельностью является «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче конкретизированным в ст. 2 закона гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Включение в Закон «О благотворительной деятельности» описательного определения благотворительности соответствует традиции восточноевропейского законодательства. Так, достаточно полное определение благотворительности содержится в нормах благотворительных законов республик Молдовы и Литвы.
Что касается современного западноевропейского законодательства, то оно, как правило, не дает определения благотворительной деятельности, подменяя его простым перечислением тех юридических признаков, которые лежат в основе этого понятия. Так, например, в соответствии с нормами английского Закона «О благотворительных организациях» (1960), благотворительной считается та деятельность, которая, во-первых, служит всему обществу либо значительной его части; во-вторых, преследует установленные в законе благотворительные цели.
потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
Данное в ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее Закон о благотворительной деятельности) определение благотворительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что современной российской благотворительности присущи те классические признаки, которые были отмечены дореволюционными исследователями конца XIXначала XX вв. К этим признакам относятся, прежде всего, добровольность, бескорыстие и избирательный характер благодеяний. Вместе с тем, сформулированное в Законе о благотворительной деятельности правовое понятие благотворительности имеет целый ряд характерных особенностей, выходящих за рамки дореволюционных представлений о благотворительности. В частности, благотворительная деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации характеризуется относительным бескорыстием, поскольку закон допускает оказание нуждающимся благотворительной помощи не только безвозмездно, но и на льготных для них условиях. Так, например, в феврале 1998 г. благотворительный Детский Фонд Иркутской области, действуя в рамках благотворительной программы «Глухие дети», заключил благотворительный договор с фирмой «Отикон» на поставку слуховых аппаратов для детей на льготных для фонда условиях, со скидкой (Еженедельный информационный выпуск Агенства Социальной Информации. № 13 39 апреля 1998 г.). Таким образом, бескорыстие, по смыслу Закона «О благотворительной деятельности», не исчерпывается безвозмездностью совершаемых благодеяний и, в силу этого, является понятием относительным. Очевидно, что в каждом конкретном случае оказания благотворительной помощи льготные условия благотворительной деятельности подлежат дополнительной конкретизации. Думается, что оптимальным средством такой конкретизации может стать договор о благотворительности, содержащий, в отличие от безвозмездного договора пожертвования, нематериальные обязательства получателя в отношении дарителя. В настоящее время институт договора о благотворительности предусмотрен в нормах действующего законодательства некоторых восточноевропейских государств (ст. 4(3) Закона «О благотворительности и спонсорстве» Републики Молдова; ст. 1 Закона «О благотворительности и спонсорстве» Республики Литва). К сожалению, в действующем российском законодательстве специальные нормы о таком договоре отсутствуют. Однако, не установлен и запрет на его заключение, ведь согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами.
Выдержка из текста работы
- Введение
- 1. Основные тенденции развития благотворительной деятельности: история и современность
- 1.1 Социальные приоритеты и формы благотворительной деятельности в дореволюционной России
- 1.2 Новые модели благотворительности в советский период
- 2. Благотворительность как феномен общественного сознания и социальной практики
- 2.1 Благотворительность: сущность и предпосылки
- 2.2 Развитие благотворительности в современном обществе: направления и проблемы
- 2.3 Анализ результатов социологического исследования, направленного на выявление доминирующих практик благотворительной деятельности в современных российских условиях (на примере г. Краснодара)
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения