Содержание
Введение2
1. Понятие и сущность организации. Причины создания организаций4
1.1. Сущность термина «организация»4
1.2. Черты и свойства организаций6
2. Теория организации и ее место в системе научных знаний10
3.Характеристика организации17
3.1.Характеристика фирмы17
3.2. Целевые подсистемы СУ18
3.3.Организационная структура управления19
3.4.Функциональная структура управления20
3.5.Обеспечивающие подсистемы управления21
Заключение27
Список использованной литературы29
Выдержка из текста работы
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.
Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.
Актуальность исследуемой темы состоит в том, что существуют определенные причины создания организации, которые необходимо подробно изучать.
Теоретическую базу исследования составляют книги, учебники и статьи в периодической печати, посвященные вопросам формирования и использования кадрового резерва, среди которых можно выделить Барановой С.Г., Базарова Т.Ю., Виллионова О.С., Гудкова Т.В. и других.
Целью курсового проекта — выявить причины создания организации.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
. Дать понятие «организация».
. Выявить основные черты и свойства, а так же причины создания хорошей организации.
. Исследовать основные проблемы, возникающие при создании организации на примере Детского сада № 22 «Золотая рыбка».
. Разработать рекомендации по реформированию деятельности Детского сада № 22 «Золотая рыбка».
Объектом исследования является Детский сад № 22 «Золотая рыбка».
Предметом исследования являются причины создания организации, рассмотренные на примере Детского сада № 22 «Золотая рыбка».
В качестве методов исследования использовались изучение специальной литературы, нормативно-правовой базы, анализ кадровой документации, опрос и анкетирование персонала.
Информационной базой исследования были материалы федерального и территориальных органов государственной статистики Российской Федерации, данные первичного учета и годовых отчетов предприятий, нормативно-справочные материалы, наблюдения, информационные ресурсы Интернет-порталов и т.п.
1. Понятие и сущность организации. Причины создания организаций
.1 Сущность понятия «организация»
Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать».
Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.
Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития.
Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации.
Предметом теории организации являются закономерности и проблемы построения, функционирования и развития деловых организаций (предприятий, учреждений), а также иных организационных форм (объединений политического, религиозного, культурного, любительского типов).
Организация — многомерное явление. В ее состав входят люди, оборудование, здания, деловые бумаги, инфраструктура и т. д. Она состоит из элементов разной природы. Организация — явление живое, подвижное: люди работают, ступают в различные отношения — личные, управленческие, сотрудничества, конфликтные, официальные и неофициальные, властные и дружеские и т. д. Организация — явление иерархическое.
В ней неизбежны отношения руководства и подчинения, распределение ролей — как формальное — по выполняемым функциям, так и неофициальное — лидерство, межличные отношения и т. д. Организация меняется во времени. Она рождается, развивается, обновляется или «загнивает» и «умирает». Она имеет прошлое, живет в настоящем и планирует будущее. Жизнь организации во многом предопределена средой.
Нередко цели свои она получает извне, вовне обращены и многие продукты ее деятельности, ее персонал живет в окружающем мире. Организация вынуждена чутко следить за своими отношениями со средой. Все это создает для организаций, их руководителей, других работников многие трудности: напряжения, неблагоприятные последствия, новые требования, кризисы.
Но отсюда же открываются и новые возможности для членов организаций: профессионального и служебного продвижения, повышения заработка, реализации своих способностей, накопление опыта решения организационных проблем и т. д.
Обычно выделяются четыре аспекта изучения организаций:
·строение организаций — изучение их целей, иерархии, состава, структуры, классификации организаций и т. д.;
·функционирование организаций — типы организационных отношений, поведение индивида в организации, взаимодействие социально-психологических и административных факторов, процессы принятия и осуществления решений и т. д. — управление в организациях — организационные процессы, отношения подчиненных и руководителей, стиль и методы руководства, управленческие решения и т. д.
·развитие организаций — проектирование и создание новых организаций, тенденции развития организаций, методы их преобразования, нововведения и т. п.
1.2 Черты и свойства организаций
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.
Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.
Отметим, что организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур.
Следует различать теорию организации и организационное поведение. Макроуровень (организация в целом и ее основные части) является объектом анализа в теории организации, которая изучает условия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование. Организационное поведение как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень — поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой.
Необходимо подчеркнуть, что теория организации и организационное поведение — смежные дисциплины, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение сосредоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организации, связан преимущественно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми. В другом — как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется организация как целостная система. Целевая функция начинается с установления общей цели организации, выражающей причину ее существования. Обычно она обозначается понятием «миссия». В ней детализируется статус предприятия, определяются принципы его работы, дается определение самых важных характеристик организации. Формой выражения миссии, как правило, является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство данной организации определяет цели деятельности фирмы и доводит эти идеи до всех работающих.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
.Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, её основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
.Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
.Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Хотя миссия, несомненно, имеет чрезвычайное значение для организации, нельзя недооценивать отпечаток, накладываемый на фирму ценностями и целями высшего руководства. Высшее руководство сохраняет и соблюдает определенные ценности, которые проявляются в выборе типа управления, а также в целях организации.
Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия. Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:
.Конкретные и измеримые цели. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Например, первичной целью некоторых фирм является удовлетворение потребностей своих сотрудников. Предполагаемые требования для достижения цели: повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10 % в год; увеличить продвижение по службе на 15 % в год; снизить текучесть кадров на 10 % в год. Такое конкретное заявление точно говорит людям, что, по мнению руководства, является требуемыми уровнями формирования довольных сотрудников.
Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создаст четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения, следует ли направить больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.
.Ориентация целей по времени. Цели обычно устанавливаются на длительные или короткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше — для передовых в техническом отношении фирм. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет собой один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного года до пяти лет.
Долгосрочные цели обычно имеют весьма широкие рамки. Организация формулирует их в первую очередь. Затем вырабатывается средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже ее рамки.
.Достижимые цели. Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации из-за недостаточности ресурсов или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.
.Взаимно поддерживающие цели. Наконец, чтобы быть эффективными множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими — т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность целей быть взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.
Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).
Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает:
·предлагаемые продукты или услуги;
·место и роль в системе рыночных отношений;
·цели организации (выживание, рост, доходность);
·технологию (процессы, инновации);
·философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);
·внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания);
·внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).
Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей — выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т. д.
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формировании миссии. Поэтому имеется множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации.
Существует широкое и узкое понимание миссии. При широкой трактовке миссия рассматривается как утверждение философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, на которые организация будет ориентироваться в своей деятельности.
В случае узкого толкования миссия трактуется как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других ей подобных.
Главным в миссии является ответ на вопрос: какова, главная цель организации? В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Автоваза» — как предоставление людям транспорта, доступного по цене. Область деятельности фирмы — производство транспорта, с ориентацией на широкий круг потребителей.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремление в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие методы будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, так как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организационных путей и направлений развития и в конечном счете приведет к неэффективной работе.
1.3 Причины создания организации
Современное представление о создании организаций как целенаправленных объединений людей выдвигает на первый план проблему мотивации. Исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является распространенное представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом. Важно, чтобы каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей цели организации. С этой целью создается система стимулов, ориентирующих человека на выбор определенных форм деятельности, необходимых для достижения целей организации. Во-первых, следует выяснить потребности и мотивы, которыми руководствуется человек, когда приходит трудиться в организацию. Необходимо также понять, каких вознаграждений он ждет за проделанную работу, и оценить, заслуживает он этих вознаграждений или нет. Вознаграждение- это все то, что человек считает ценным для себя. Мотив связан с определенной потребностью и является побуждением к деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности.
Современные мотивы и потребности определяют мотивационную сферу человека. Потребность — это состояние человека, определяемое необходимостью в чем-либо. Потребности разделяются на первичные (физиологические потребности организма) и вторичные (проявления психологического характера).
Мотивация в широком понимании — это комплекс мотивов, определяющих расположенность человека к определенным действиям и поступкам. Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно условно разделить на две группы: достижение общих целей через достижение индивидуальных целей и достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.
Первый тип мотивации характерен в основном для организаций делового типа — фирм, предприятий, финансовых учреждений ит.д. Человек, который устраивается на работу, например, на крупное торговое предприятие или в сферу услуг, будет трудиться ради удовлетворения своих личных потребностей в зарплате, в человеческом общении, в реализации своих способностей, в продвижении по служебной лестнице и признании со стороны коллег.
Второй тип мотиваций более характерен для организаций общественного типа — партий, союзов и т. д. Организация успешно развивается только в том случае, когда достижение общих целей осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех членов коллектива и когда достижение личных целей осуществляется с учетом интересов всей организации.
2. Анализ организационной деятельности Детского сада № 22 «Золотая рыбка»
.1 Организационно-экономическая характеристика Детского сада № 22 «Золотая рыбка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22, города Кувандык, основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником полностью, оно является некоммерческой организацией. Это учреждение было зарегистрировано в 1993 году и продолжает свою работу и по сегодняшний день.
Учреждение в своей деятельности подотчетно Департаменту образования администрации города Кувандык и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Кувандык.
Полное официальное наименование — Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Золотая рыбка».
Сокращенное наименование — МДОУ «Д/С № 22».
Юридический адрес: Российская Федерация, город Кувандык, улица Горького 11.
Фактический адрес: Российская Федерация, город Кувандык, улица Горького 11.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах казначейства, печать установленного образца, бланки со своим наименованием.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование города Кувандык. От имени муниципального образования права собственника осуществляет администрация города Кувандык в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Кувандык, действующего на основании Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Кувандык, утвержденного решением Думы города Кувандык.
Целью создания Учреждения является оказание населению города Кувандык, в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет услуг, по предоставлению общедоступного дошкольного образования и услуг по содержанию детей в учреждении в соответствии с муниципальным заданием.
Основными задачами Учреждения являются:
·охрана жизни и укрепление здоровья детей;
·обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
·осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
·взаимодействие с семьей для оказания помощи в воспитании детей, обеспечения полноценного развития ребенка.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.
Учреждение приобретает право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему лицензии в установленном порядке.
Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».
Имущество Учреждения закрепляется за одним Учредителем на праве оперативного управления согласно договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление.
Имущество Учреждения является муниципальной собственностью, формируется за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются:
·бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное Учредителем;
·имущество и денежные средства, переданные Учреждению в виде дара, пожертвования или по завещанию;
·доход от платных дополнительных образовательных и иных услуг;
·средства, полученные от приносящей доход деятельности и имущество, приобретенное за счёт этих доходов;
·иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование Учреждения осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.
Привлечение Учреждением дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств Учредителя.
Развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется самим Учреждением в пределах, закрепленных за ним бюджетных и собственных средств.
В настоящее время в МДОУ «Д/С № 22» прием работников осуществляется традиционными способами, такими как объявления в периодической печати. Некоторая часть работников принимается по рекомендации уже работающих в Учреждении.
Списочный состав работников детского сада включает более 70 человек.
Комплектование работников Учреждения осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием Учреждения. Работники Учреждения принимаются на работу по трудовому договору. На лиц, работающих в Учреждении, распространяется законодательство о труде Российской Федерации.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Порядок оплаты труда работников Учреждения определяется мэром города Кувандык. Минимальный размер заработной платы должен быть не менее установленной законодательством Российской Федерации.
Аттестация сотрудников Учреждения проводится в соответствии с общим порядком, предусмотренным для проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.
Меры по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и гигиены применяются в соответствии с нормативами и порядком, установленным законами Российской Федерации, а также локальными нормативами.
Работники Учреждения поощряются за добросовестный и безупречный труд, а также несут материальную и дисциплинарную ответственность за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Работники Учреждения подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию, имеют право на пенсионное обеспечение и другие социальные льготы.
Учреждение ведет бухгалтерскую, статистическую отчетность и осуществляет учет Финансово-хозяйственной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таблица 1. — Прогноз сметы расходов по МДОУ «Д/С № 22»
Учреждение представляет Учредителю отчет о результатах своей деятельности за истекший период (полугодие, 9 месяцев, год) по форме и в сроки, установленные Учредителем.
Контроль и ревизия деятельности Учреждения осуществляется Учредителем совместно с Департаментом образования администрации города Кувандык, контрольно-ревизионными, налоговыми и другими уполномоченными органами в пределах их компетенции.
Структура управления МДОУ «Д/С №22» очень проста, она представлена ниже.
Рисунок 1. — Линейно-функциональная структура
Учреждение возглавляет заведующий, прошедший соответствующую аттестацию. Заведующий учреждением осуществляет свою деятельность на основе принципа единоначалия и обеспечивает выполнение возложенных на Учреждение задач, несет персональную ответственность за деятельность Учреждения.
Заведующий действует на основании заключенного с ним трудового договора, настоящего Устава, законодательства Российской Федерации и Оренбургской области, а также других обязательных для него нормативных правовых актов.
Заведующий осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения, он подотчетен в своей деятельности Учредителю и начальнику Департамента образования администрации города Кувандык.
Заведующий Учреждением является председателем Совета педагогов Учреждения.
Формами самоуправления в Учреждении являются Совет педагогов, методический совет, родительский комитет, общее собрание трудового коллектива.
В целях рассмотрения сложных педагогических и методических вопросов, вопросов организации образовательного процесса, изучения и рассмотрения передового педагогического опыта в Учреждении действует Совет педагогов.
Членами Совета педагогов являются все педагоги, а также председатель родительского комитета Учреждения.
Председателем Совета педагогов Учреждения является заведующий учреждением, назначающий своим приказом секретаря Совета на учебный год.
Попечительский совет Учреждения представляет интересы родителей (законных представителей) воспитанников, других физических и юридических лиц перед администрацией Учреждения.
Попечительский совет избирается на общем собрании родителей учреждения сроком на один год. Количество членов, избираемых в попечительский совет, определяется общим собранием.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.
Родительский комитет Учреждения представляет интересы родителей воспитанников и других физических и юридических лиц перед администрацией Учреждения.
Родительский комитет Учреждения избирается сроком на один год. В состав родительского комитета входят родители учащихся по 1 человеку от группы. Выборы представителей в родительский комитет Учреждения проходят открытым голосованием на групповых родительских собраниях. Родительский комитет Учреждения избирает из своего состава председателя, который руководит работой родительского комитета.
Заседания родительского комитета Учреждения проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал.
На заседаниях родительского комитета ведутся протоколы, которые подписываются председателем и секретарем родительского комитета.
Решения родительского комитета, принятые в пределах его полномочий, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.
Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются общим собранием членов трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины работников Учреждения. Решение общего собрания принимается открытым голосованием. Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих и является обязательным для исполнения всеми членами трудового коллектива Учреждения.
Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду — это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.
2.2 Актуальные ценности и принципы организации образовательного процесса в МДОУ «Д/С №22»
Актуальные ценности МДОУ «Д/С №22»:
. Признание индивидуальности каждого ребенка. Признание уровня его развития (эмоционального, психического, интеллектуального и т.д.). Развитие ценностей, потребностей, возможностей, интересов, притязаний.
. Признание права воспитанников на свободное самоопределение, самореализацию и право на свободу выбора игровой деятельности.
. Культура — как сложная система интегральных качеств личности:
·национальная культура;
·духовно-нравственная культура;
·культура поведения и общения;
·культура здоровья образа жизни;
·гражданская культура;
·эстетическая культура.
4. Культура взаимодействия с социально-педагогической средой, отношений к миру, с обществом и самим собой.
. Личность педагога как источник и носитель образовательных и социокультурных ценностей в системе отношений с детьми, его профессиональный и творческий потенциал.
. Коллектив единомышленников, как фактор стабильного функционирования и эффективного развития детского сада.
. Семья — фактор и основа среды, формирующей и поддерживающей развитие личности ребенка, носителя общечеловеческих ценностей.
. Уважение социального заказа родителей.
Исследования потребностей родителей позволили определить стратегическую и базовые цели детского сада, на основе спроектированной нами модели выпускника детского сада.
Базовые цели дошкольного образования:
·обеспечение интеллектуального развития в соответствии с возрастом, физического здоровья и психологического благополучия;
·создание условий для подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе;
·формирование желания учиться;
·охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
·сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
·развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
·освоение ребенком культурных норм общества.
Основными направлениями преобразований является:
. Создание предпосылок для творчества ребенка во всех видах деятельности.
. Оказание педагогической поддержки развитию индивидуальной культуры ребенка.
. Детский сад должен стать школой первого опыта ребенка в образовании — местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и взросления.
В рамках общих целей могут быть выделены следующие задачи:
·использование образовательных технологий, способствующих физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей;
·создание игровой общности детей и воспитателя;
·обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно познавательной деятельности в здоровьесберегающем, культурологическом пространстве;
·сохранение у детей желания учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться;
Всё вышеуказанное позволило определить миссию и стратегическую цель учреждения.
По отношению к социуму: быть конкурентоспособным ДОУ, предоставляющим доступные качественные образовательные услуги, удовлетворяющие потребностям социума и государства.
По отношению к коллективу ДОУ: создание условий для профессионального, творческого и личностного роста сотрудников, обеспечение комфортного нравственно-психологического климата.
По отношению к детям: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья, освоения образовательных программ по возрастам, ориентируясь на общечеловеческие ценности для успешного обучения в школе.
Стратегическая цель- формирование социально-адаптированной, здоровой личности, обладающей набором компетентностей и готовой к дальнейшему обучению в школе.
При составлении программы опираемся на известные принципы общей педагогики. Наиболее актуальными из них являются:
. Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
. Принцип занимательности используется с целью вовлечения детей в целе направленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата.
. Принцип новизны вызывает интерес к обучению за счет внедрения поискового метода
. Принцип динамичности заключается в постановке таких целей по обучению и развитию ребенка, которые бы постоянно углубляли и расширяли знания детей, т.к. необоснованное дублирование содержания и задач занятий — одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению.
. Принцип комплексности заключается в решении любой педагогической и развивающей задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья детей, сложности задания, времени, форм и методов проведения занятий.
. Принцип полезности предусматривает получение положительного результата с точки зрения динамики развития и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения).
Указанные принципы относятся к числу основных, применимых к действию.
Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса.
2.3 Проблемы, возникающие при создании детского сада
Проведенный анализ внутренних актуальных проблем, влияющих на развитие детского сада, позволил выявить следующие факторы:
. Недостаточное выявление и осознание участниками совместной деятельности образовательных потребностей населения.
. Отсутствие интеграции всех видов и процессов деятельности родителей, воспитателей вокруг повышения качества образовательного процесса:
·несоответствие между сложившейся культурой детских садов, сообществ и новыми, нацеленными на развитие ценностями, образовательной философией;
·недостаточность актуализации и концентрации возможностей, имеющихся ресурсов для развития образования;
·недостроенность подсистем управления, ответственных за развитие управляемого объекта, отставание реальных возможностей управления развитием от провозглашаемых инновационных намерений;
·несбалансированность между рутинными, допускающими стандартные решения, и творческими составляющими управленческой деятельности;
·стандартизации и регламентации внутренней деятельности образовательных учреждений, оценки их кадров;
·организации проектирования и освоения на практике новых моделей образовательных систем и процессов, образовательных учреждений разных видов;
·координации отдельных инновационных процессов в управляемых объектах;
·стимулирования инновационной деятельности;
·организации программно-методического и материально-технического обеспечения.
·в рамках организационных структур не найден оптимальный баланс между функциями (а также мощностью подразделений), нацеленными соответственно на обеспечение функционирования и развития объектов;
·для конкретных управленческих функций не выстроены целостные, полные логические структуры действий, в них имеются разрывы, недостающие звенья;
·отдельные функции не имеют надежных методов реализации управленческих технологий. Речь идет, в частности, о разработке целевых программ развития, мотивации персонала на оптимальное функционирование и развитие, личностный рост (здесь имеет место также нерациональное сочетание различных методов);
·в рамках организационных механизмов управления развитием объектов имеется несбалансированность между элементами, касающимися разработки новшеств, и элементами их освоения.
·несоответствие общей технологии управления реальным ситуациям (из-за ее медленного становления).
·при наличии сформулированной миссии и стратегии, сотрудники не понимают своего вклада в их осуществление.
·существует ядро сотрудников и актив, которые разделяют единые идеалы и ценности организации, но они не имеют влияния на все учреждение.
·носителями традиций, инициаторами норм является команда сотрудников (как правило, это те, кто уже долго работает в системе дошкольного образования).
·эпизодически осуществляется изучение потребностей, ищутся контакты со СМИ. Нет стратегии по созданию позитивного образа учреждения в обществе.
3. Рекомендации по решению проблем функционирования Детского сада № 22 «Золотая рыбка»
3.1 Причины создания Детского сада № 22 «Золотая рыбка»
Детский сад — образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения
Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.
Детские сады могут быть государственными, муниципальными и частными. Их посещение в России не является обязательным для детей.
Муниципальные детские сады бывают двух видов: сады и ясли-сады. В последние принимают детей, начиная с 1,5 лет, а в детские сады — с 3 лет, хотя имеются и исключения, когда малышей набирают только с 4-5 лет. Яслей-садов на сегодняшний день осталось довольно мало, поэтому устроить ребенка до 3 лет в приличные ясли очень проблематично. В «малышовке» обычно 15 детей, в средней группе 20, а в старшей 25 человек. Имеется в виду среднесписочное число детей в группе, но реально посещает детсад примерно половина. Кроме того, муниципальные сады можно разделить на те, в которых оплата составляет 84 рубля и те, в которых оплата от 500-1000 руб. в месяц с учетом дополнительных занятий. Правда, в тех садиках, где оплата составляет всего 84 руб., родителям приходится оплачивать дополнительные занятия, обычно в размере 100 руб. в месяц за каждый предмет, а также периодически выкладывать 200-300 руб. на покупку игрушек детям и подарков персоналу детского сада. Кроме того, многие учреждения такого типа требуют уплаты вступительного взноса, размер которого колеблется от 100 до 1000 долларов.
Муниципальные детские сады занимаются по одной из образовательных программ дошкольного воспитания. Занятия по программе должны обязательно включать: знакомство с окружающим миром (с предметами ближнего окружения, природой, явлениями жизни); игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические); развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению, согласованию слов, устный рассказ); знакомство с художественной литературой (пересказ прочитанного, чтение, заучивание); знакомство с элементарными математическими понятиями; обучение основам изобразительного искусства (рисование, лепка, аппликация, конструирование) музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения); физкультурные занятия.
Муниципальные детские сады — это сады нашего детства. Очень многое в них зависит от заведующей. При равных условиях некоторые сады известны на весь район и в них стремятся попасть все. В государственном садике существует «общеобразовательная программа». Деятельность садика строго контролируется вышестоящей инстанцией (отделом, управлением образования). Некоторые сады предоставляют дополнительные платные услуги, от которых Вы имеете право отказаться.
Плюсы муниципального детского сада:
. Маленькая стоимость, существование льготных категорий (мама-одиночка, многодетная мама, вдова, работники образования и т.д.).
. Близость к дому. Врачи не рекомендуют возить ребенка в садик, если дорога занимает больше 20 минут.
Минусы муниципального детского сада:
. Слишком большая наполняемость групп (25 — 30 человек).
. Качество присмотра, ухода и занятий при большой наполняемости страдает.
. Не всегда в саду имеются высококвалифицированные специалисты и необходимое количество специалистов из-за низкой заработной платы.
. Отсутствие каких-либо деликатесов в питании. Если ребенок не любит какое-то блюдо, то он может остаться голодным до следующей трапезы.
. Отсутствие, либо малая наполняемость садика хорошими дидактическими пособиями, играми, оборудованием и т.п.
. Записываться в детский сад лучше заранее и сразу в несколько, особенно если Вы живете в новом районе. В новых районах лучше это делать сразу после рождения ребенка, иначе Вы рискуете вообще никуда не попасть.
Узнайте, каким образом в выбранном Вами детском саду проходит адаптация детей, никогда раньше не посещавших садик.
Все государственные сады 12-часовые, 14-часовые или круглосуточные (пятидневка). Существует режим кратковременного пребывания. Если воспитатели требуют от родителей забирать ребенка в 17 часов — это их личная инициатива, на которую они не имеют права. Так называемые «короткие дни» — тоже нарушение закона, детский сад должен работать одинаково во все рабочие дни.
Согласно Типовому положению о ДОУ, в группе должно быть не больше 20 детей, два воспитателя — один в первую смену и один во вторую, а также нянечка. В муниципальных садах нередко встречаются нарушения этого положения.
3.2 Пути реформирования деятельности Детского сада № 22 «Золотая рыбка»
После проведенного анализа функционирования Детского сада № 22 «Золотая рыбка» была предложена следующая программа развития Детского сада № 22 «Золотая рыбка» на 2009-2013гг.
Основные задачи программы:
.Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования.
2.Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровье формирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
.Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.
.Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения.
.Повышать качество работы с родителями воспитанников.
.Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста.
.Привести в соответствие с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования предметно-развивающую среду и материально-техническую базу учреждения.
Ожидаемые результаты:
·Стабильное функционирование учреждения в новом статусе (смена статуса на бюджетное муниципальное дошкольное образовательное учреждение).
·Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольникам с разным уровнем физического и психического развития: расширение спектра дополнительных образовательных услуг для разных категорий заинтересованного населения; разработка и реализация дифференцированных коррекционных программ, для детей с особыми образовательными потребностями (коррекционная программа для детей с нарушениями речевого развития, коррекционная программа по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата); высокий процент выпускников ДОУ, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы.
·Обеспечение доступности дошкольного образования широким слоям заинтересованного населения за счет внедрения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования (включение в образовательный процесс детского сада до 25 семей с детьми 1-7 лет, не посещающими дошкольные учреждения).
·Расширение участия общественности в управлении дошкольным учреждением за счет организации и стабильного функционирования в детском саду Совета МБДОУ д/с № 22.
·Реализация инновационных технологий: информатизация процесса образования (использование коллекции Цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения и воспитания дошкольников, повышения профессиональной компетентности сотрудников ДОУ); участие коллектива учреждения в разработке и реализации проектов разного уровня.
·Оптимизация функционирования действующей смешанной экономической модели учреждения за счет повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств (рост доли доходов от оказания платных дополнительных образовательных услуг, спонсорских и благотворительных поступлений в общем объеме финансовых поступлений (10%).
·Снижение заболеваемости воспитанников, благодаря проектированию и реализации комплексной оздоровительной программы «Здоровье».
·Стабильность медико-педагогического состава. Обеспечение 100% укомплектованности штатов. Достижение такого уровня профессиональной компетентности персонала учреждения, который позволит осуществлять квалифицированное психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого субъекта образовательного процесса (не менее 30% медико-педагогического персонала — с высшем образованием, 90% аттестованных, 100% охват курсовой подготовкой).
·Стабильно функционирующая система межведомственного взаимодействия с целью повышения качества образования, обеспечения внедрения инноваций из разных областей науки и практики в образовательный процесс детского сада, через участие специалистов учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта в реализации блоков программ «Малыш», «Здоровье», «Мать и дитя».
Этапы реализации программы:
·2009 — Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы).
·2009 — 2013- Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы, переход учреждения в проектный режим работы).
·2013 — Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении, транслирование передового опыта работы).
Программа развития показывает технологический механизм перехода Детского сада № 22 «Золотая рыбка» в новое качественное состояние, соответствующее новым задачам модернизации образования и реализации национального проекта «Образование», удовлетворяющий потребности социума и рынка образовательных услуг. Данный переход происходит путем осуществления системных изменений (нововведений) в основных сферах и направлениях жизнедеятельности детского сада и его внешних связях.
Программа является основой для обеспечения развития сада как целостной, саморазвивающейся системы, способной инициировать, поддерживать и реализовывать позитивные изменения в различных сферах. Заявленные в Программе цели, задачи, направления деятельности являются актуальными для практики в ближайшие 5 лет.
Детский сад как разновидность социальной организации имеет свои специфические черты, которые характеризуют её как образовательное учреждение. Определение специфических черт детского сада является основанием для построения концепции развития. Детский сад — это образовательное учреждение, которое создаётся учредителем для выполнения конкретных функций: организации учебно-воспитательного процесса, с целью развития детей и их подготовленности школе.
Основанием для деятельности образовательного учреждения является соответствующая нормативная база. Поэтому при проектировании развития необходимо продумывать пути механизма развития всех её частей.
В настоящее время в российском образовании происходит интенсивное обновление и обогащение научных представлений о дошкольном образовательном учреждении как объекте управления, развития, анализа.
Развитие детского сада может строиться только за счёт создания принципиально новой гуманистической образовательной среды, призванной оптимизировать взаимодействие личности и социума, обеспечить их наиболее эффективное развитие.
Педагогическое проектирование развития оптимальной адаптивной, здоровьесберегающей, культурологической среды детского сада в новых экономических условиях, как научно-педагогическая область, в настоящее время находится в процессе становления, обобщения исследований, сбора эмпирических фактов. «Адаптация» — приспособление системы к реальным внешним условиям, то под адаптивной образовательной системой понимается способность к приспособлению. Определяющий признак адаптивности — развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей. Соответственно адаптивная образовательная среда — открытая социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремиться помочь личности с её индивидуальными особенностями адаптироваться и гибко реагировать на социокультурные изменения.
Неоднозначность принятия теоретико-методологических трактовок проектной деятельности в образовании отразились в практике проектирования развития и нашего учреждения.
Актуальность исследования определяется противоречием между принципами и требованиями гуманистической системы образования, диктующими необходимость всестороннего развития личности в духе толерантности, и реальной практики, необеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими организационно-педагогическими условиями
Важность разработки программы развития дошкольного учреждения и проектов по отдельным проблемам выходит на первый план, так как они нацелены на изменение содержания, образовательных технологий, моделей управления с учётом новых условий, региональной специфики, ресурсного обеспечения, индивидуальных особенностей личности и общечеловеческих ценностей. Речь идёт о формировании целевого научно-аналитического блока, позволяющего эффективно участвовать в теоретико-методологическом обеспечении реформы образовательной системы.
Деятельность детского сада определяется основными принципами государственной образовательной политики, Законами РФ и РТ «Об образовании» и другими нормативными документами, современными теориями развития личности, становления индивидуальной культуры и способности к дальнейшему обучению.
Проблема становления нового поколения российских граждан заключает в себе стихийный и организованный процесс социализации и индивидуализации личности. Дошкольное образование осуществляет направленную социализацию, учит на основе овладения базовой культурой быть полезным обществу и создаёт условия и помогает учащимся раскрыть индивидуальные способности, реализовать себя в деятельности и поведении. Методологической основой нашей концепции является опора на индивидуальность ребёнка. Сущность индивидуальных ценностей человека выражается в её принадлежности к конкретной личности.
Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма духовной и общественной жизни человека.
К уникальным задаткам относятся телесная организация и физическое здоровье ребёнка; к уникальным способностям — психическая и физиологическая предрасположенность к различным видам деятельности, одарённость детей. К универсальным свойствам относятся качественные характеристики ребёнка, которые объединяют его с другими людьми, ставят в один ряд со всем человечеством. На наш взгляд, таким свойством является духовность человека.
Заключение
Управление — это организация, анализ, контроль. Управление — один из главных моментов предпринимательской деятельности, важнейший фактор ее успеха. Управление — это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука.
Совет предпринимателю — будьте умным, знающим и умелым управляющим, а если не можете — наймите умного, знающего и умеющего менеджера. В любом случае — будьте благоразумным, чтобы соответствовать системе цивилизованного управления».
Одной из главных задач предпринемателя является установление целей, ради достижения которых формируется организация как целостная система. Целевая функция начинается с установления общей цели организации, выражающей причину ее существования. В ней детализируется статус предприятия, определяются принципы его работы, дается определение самых важных характеристик организации.
Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.
На основе документации дошкольного учреждения, была освещена характеристика «Детского сада № 22»: сфера деятельности, форма собственности, основные задачи учреждения, имущество учреждения и его финансирование. Проведен анализ персонала: состав и принцип комплектования работников. Дан анализ организационно-управленческой структуры, которая является линейно — функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса.
Эта структура хорошо работает при стабильной экономической ситуации и предназначена для выполнения однотипных повторяющихся операций.
Структура управления МДОУ «Д /С № 22» является наиболее типичной для многих дошкольных учреждений России. Она вполне соответствует тем задачам, которые стоят перед учреждением в условиях плановой централизованной экономики, и вполне адекватно функционирует.
организация детский сад
Библиографический список
.Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2007., 116с.
.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2009., 209с.
.Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 2009., 116с.
.Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 2007., 161с.
.Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках. таблицах М: ИНФРА-М — 2010г.-496с.
.Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики.- С-Пб., Изд-во С-Пб. университета, 2006.-263 с.
.Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Учебное пособие. Москва — Ростов, 2009. — 224 с.
.Ковешников Е.М. Государственное и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия, изд. «НОРМА», М 2010г.,516 с.
.Кричевский Р.Л. Если ВЫ — руководитель. М., 2009., 57 с.
.Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 2009., 152 с.
.Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии. М., 2009. Дж.К. Лафта. Менеджмент. М. «КНОРУС» -2010-264с.
.Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 2010., 75с.
.Литвак Б.Г.. Управленческие решения. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 2008., 221с.
.Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений. М: «ПАТЕНТ» ,3-е изд.-2010-392с.
.Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Л., 2011., 80с.
.Петров М.К. Искусство и наука. М., 2008., 75с.
.Питер Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 2010., 300с.
.Поляков В.Г. Человек в мире управления. Новосибирск, 2011., 96с.
.Рой О.М. Система государственного и муниципального управления, 2-е изд. «ПИТЕР» ,2009,332с.
.Смирнов Э.А. Управленческие решения, под ред. Л.В. Бобылева, М: ИНФРА-М,2010-264с.
. http://ru.wikipedia.org/
23. <http://www.modernlib.ru>
. <http://www.tvoyrebenok.ru/>
. <http://nsportal.ru/>