Содержание
Введение3
1. Международное право как самостоятельная правовая систем5
1.1. Понятие и сущность международного права5
1.2. Система международного права.7
1.3. Соотношение внутригосударственного и международного права9
1.4. Разграничение международного частного и международного публичного права11
1.5. Возникновение и основные тенденции развития международного права в современном обществе15
2. Источники международного права18
2.1. Понятие, классификация и характеристика основных источников международного права18
2.2. Принципы международного права22
Заключение28
Список литературы и источников36
Выдержка из текста работы
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Наиболее значимые нормы международного права называют принципами международного права. Можно даже сказать, что конституцию основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые номы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов. В случае нарушения, каким либо государством принципа международного права рассматривается другими государствами как посягательство на международный правопорядок Принципы международного права выделяют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определёнными нормативными рамками, и закрепляют всё новое, что проявляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. В представленной работе будут рассмотрены понятие, особенности и функции международного права.
1 Международное право: понятие, основные черты, особенности, функции
Международное право возникало вместе с государствами как необходимость регулирования зарождающихся международных отношений и прошло длительный путь развития, тесно связанный с историей формирования и развития мирового сообщества. Современное международное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориальной сфере действия. Субъектом классического международного права признавались только цивилизованные европейские народы и государства, что нашло отражение в доктрине международного права того периода. Так, русский ученый XIX в. Ф.Ф. Мартене утверждал, что «пространство действия международного права ограничивается только теми народами, которые признают основные начала Европейской культуры и достойны названия образованных народов». Схожей точки зрения придерживался немецкий ученый Ф. Лист, который определил международное право как «право Европейских христианских государств». Поэтому весь афро-азиатский регион, народы которого находились в колониальной и полуколониальной зависимости от цивилизованных европейских государств и США, был вне сферы регулирования международногоправа. Международное право — это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении [2, с. 70-71].
Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и правоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и её применение является неоднократным. К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государство подобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права. Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Особенности современного международного права [1, с. 46-47]:
1. Предметом регулирования международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга государств, т.е. такие межгосударственные отношения в широком смысле слова, которые являются частью глобальной межгосударственной системы. Компонентами такой системы являются государства, народы (нации), международные организации и международные органы (например, судебные), международное право и др.
2. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев. Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным прав.
3. Субъектами международного права являются, прежде всего, суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и нации, а также некоторые международные межправительственные организации (типа ООН). Однако понятием «субъекты международного права» не охватываются все международные лица, действующие в рамках межгосударственной системы, например, объединения государств, не составляющих международную организацию (типа «Движение неприсоединения», «Группа-77» и др.), а также международные комиссии, международные суды и арбитражи и т.д. Не являясь субъектами международного права, они в своей деятельности руководствуются нормами международного права . Нормы международного права адресованы в непосредственном виде суверенным субъектам. Другие субъекты межгосударственной системы, не являющиеся суверенными субъектами международного права, создаются государствами, и именно через государства и с помощью государств международное право регулирует поведение этих участников международных правоотношений.
4. Объектом регулирования международного права являются общественные отношения, касающиеся материальных и нематериальных благ, действий или воздержания от действий. В связи с усложнением международных отношений объектом международного права становятся все новые и новые сферы, такие как космическое пространство, использование атомной энергии и вод Мирового океана и др.
5. Особенность международного права проявляется в нормообразовании. Если нормы внутригосударственного права выражают волю отдельного государства, то норма международного права — это продукт согласования воль двух или более государств. Нормы международного права создаются его субъектами и не сведены в единый кодекс, как это имеет место во многих отраслях внутригосударственного права, нормы которого, соответствуя социальной сущности данного государства, устанавливаются его государственными органами.
В межгосударственной системе единого органа нет, поэтому нормы международного права создаются самими субъектами путем договоров, в которых закрепляются согласованные воли государств. Общее согласие государств — это основа международного права, которое, по своей сущности, имеет общедемократический характер и юридическую обязательность [1, с. 88]. Никто не может установить для субъектов данной системы права, какие бы то ни было правила поведения вопреки их согласию.
6. Функционирование международного права (т.е. процесс реализации его функций) существенно отличается от функционирования и применения внутригосударственного права. В межгосударственной системе нет законодательных, исполнительных и судебных органов по типу внутригосударственных; не существует также механизмов принуждения (по типу государственных).
Поэтому нормы международного права выполняются государствами, как правило, добровольно. Однако это не лишает международное право сущности «права». Оно обладает основными признаками права как социального явления. Поэтому в случае необходимости оно предусматривает принуждение, которое осуществляется самими государствами или международными межправительственными организациями, действующими как индивидуально, так и коллективно.
Рассмотренные выше особенности международного права, свидетельствуют о том, что оно представляет собой самостоятельную, специфическую систему права, отличную от системы права отдельного государства. Оно функционирует в межгосударственной системе и является его подсистемой.
7. Социальная сущность современного международного права состоит в том, что оно создает условия для сохранения мира на Земле и для всестороннего сотрудничества государств, для исключения применения силы в отношениях между государствами; содействует решению проблем разоружения, охраны окружающей человека среды; создает условия для реализации всеми государствами основных международно-правовых актов, регламентирующих защиту прав и свобод человека.
Функции МП — это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений, относятся:
а) функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;
б) функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);
в) функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;
г) информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество).
Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовое регулирование межгосударственных отношений, вошли:
а) координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавливают обще-приемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений государств;
б) Регулирующая функция, является основной функцией, обеспечивающая функционирование всей системы международных отношений. Указанная функция реализуется преимущественно путем заключения международных договоров двустороннего и многостороннего характера во всех сферах сотрудничества государств, международных межправительственных организаций и иных факторов международных отношений, устанавливающих права и обязанности участников таких соглашений. Причем содержание правил поведения на международной арене вырабатывается в процессе взаимодействия внешней политики государств, отражающей их национальные интересы, и международного права.
в) обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения;
г) охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка) Необходимым качеством МПП является юридически обязательная сила. Соглашение государств придает обязательную силу всему МПП в целом, это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (принцип pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться).
Свобода воли, соглашения государств не означают произвола. Они детерминированы условиями существования государств. Признание за МПП обязательной силы определяется потребностями жизни мирового сообщества и коренными интересами государств. Таким образом, принимая на себя международно-правовые обязательства, государство расширяет возможности осуществления своих суверенных прав, иначе оно бы их не принимало.
2 Роль международного права на современном этапе
Современный мир характеризуется многообразием международных отношений политического, экономического, научно- технического, культурного, гуманитарного, религиозного, правового характера. Эти отношения осуществляются государствами, их объединениями, международными организациями, создаваемыми ими комитетами и комиссиями, международными судебными учреждениями, народами, борющимися за свою независимость, международными неправительственными организациями (молодежными, женскими, ветеранскими, религиозными), транснациональными корпорациями, физическими и юридическими лицами. Все указанные субъекты и отношения, возникающие между ними, как на международной арене, так и в рамках национальных правовых систем, образуют в совокупности международную систему в широком смысле.
Система международных отношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категорией факторов (участников), а именно: государствами, межгосударственными образованиями, нациями (народами), борющимися за свое самоопределение, международными межправительственными и неправительственными организациями, международными судебными учреждениями, государственно-подобными образованиями, индивидами, транснациональными корпорациями.
К настоящему времени международное право стало правом общения между государствами разных социальных систем и разного уровня: развитых, развивающихся и находящихся в процессе становления. Значительно расширились виды субъектов за счет роста числа международных организаций, межгосударственных объединений, вовлечения в сферу правового регулирования бывших колониальных стран, коренных народов, юридических и физических лиц, неправительственных организаций.
В начале нового тысячелетия международное право характеризуется некоторыми новыми чертами и тенденциями развития. Они обусловлены крупными переменами в социальной и политической картине мира, усилением взаимосвязанности и взаимозависимости государств.
К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями (например, Ватикан), между международными межправительственными организациями. Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностранным элементом» или «с международным элементом»). Данные отношения составляют предмет международного права.
В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.
Субъектами международного права являются: государства; международные межправительственные организации; государство-подобные образования; нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также, в определенных случаях, юридические и физические лица.
Источники международного права представляют собой признанные странами формы воплощения результатов согласования воли государств, формы фиксации международных правовых норм.
Основными источниками международного права являются международный договор, т.е. явно выраженное соглашение субъектов международного права, заключенное в письменной форме, по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, и международно-правовой обычай, т.е. молчаливое или подразумеваемое соглашение субъектов международного права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Под международно-правовым обычаем понимается сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Он складывается в силу повторяющихся международных действий всех или некоторых субъектов международного права и проявляется больше в определенном образе поведения, чем в сформулированной норме. Как правило, правовой обычай не имеет письменной формы. Характерным для международно-правового обычая является длительность его применения и убежденность в его юридической обязательности для участников международных отношений.
Исторически международное право формировалось из правовых обычаев, а затем из договорных норм, как двусторонних, так и многосторонних. Договор в наиболее четкой и определенной форме выражает соглашение между субъектами международного права о создании юридически обязательных для них правил – международных правовых норм, касающихся установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.
Международное право проявляется в двух аспектах: оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества, т.е. как регулятор международных отношений. С другой стороны, международные правовые нормы включаются во внутригосударственные (национальные) правовые системы и применяются в сфере правовой системы государства. Международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством.
В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация — это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств — членов.
Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Как правило, межд. Организации обладают рядом признаков.
1) она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.
2) любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).
3) Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.
4) Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами — членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.
5) Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.
Немаловажную роль в современном мире играют такие организации, как Организация американских государств (ОАГ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др. Следует отметить, что число таких организаций постоянно растет или же расширяются функции уже существующих.
Так, еще в 1948 г. при ООН была создана специальная организация — ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития культуры и науки. В 1972 г. образована еще одна специальная организация при ООН — ЮНЕП, в задачи которой входят разработка и осуществление мер по сохранению среды обитания. Важную роль играют международные организации в решении проблем сырья и энергетики. Среди них особое место занимает Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерного оружия и сохранить развитие атомной энергии в мирных целях.
Начался процесс формирования североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей США, Канаду, Мексику. В 1989 г. организован Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АПЕК). Успешно действует в Азии Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатский банк развития (АзБР) и другие союзы и объединения. Все большие масштабы приобретает транснациональное сотрудничество политических партий разных стран.
Руководители партий различных идеологических ориентаций предпринимают усилия по их консолидации и координации на международном уровне, стремятся придать партиям наднациональный характер и выработать общие для всех идейно-политические принципы и установки. Об этом свидетельствует, например, то, что еще в 1961 г. был основан Всемирный христианско-демократический союз. В 1983 г. создан Международный демократический союз, объединяющий консервативные партии Западной Европы, республиканскую партию США, либерально-демократическую партию Японии, а также австралийских консерваторов.
В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе. Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО. Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.
НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов, к примеру, последние события в Косово и в Ираке. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США. Примером этого влияния может явиться принятие решения НАТО о военном вмешательстве в Косовский конфликт.
Кроме того, другой военно-политической организацией является Совет Европы. Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих основных проблемах:
• Правовое обеспечение прав человека.
• Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности.
• Поиск совместных решений социальных проблем.
• Развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами — членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии.
Из многочисленных организаций занимающихся валютно-финасвыми проблемами (а их более 40) наиболее крупными являются: МБРР, МФК, МАР, МИГА (входят во всемирный банк), МВФ, ЕБРР.
Задача
Спецслужбы государства “Х” ведут военную подготовку высланных из соседнего государства “Y” лиц. Эти лица ведут подрывную работу в государстве “Y” с целью свержения правительства. В этих акциях в качестве советников принимают участие офицеры из государства “Х”. “Y” обратилось с жалобой в Международный Суд ООН на “Х”, обвиняя последнее в совершении агрессии и вмешательства во внутренние дела. Правомерны ли действия государства “Y”?
— в каких международно-правовых документах даётся определение агрессии и вмешательства?
— какие различия между агрессией и вмешательством во внутренние дела?
— идёт ли в данном случае речь о международном или немеждународном вооруженном конфликте?
Решение
— В резолюции 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года дается определение агрессии и вмешательства. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами призывает все государства воздерживаться от всех актов агрессии и других видов применения силы.
— Акты агрессии относятся более, как к вооруженному конфликту, вмешательство же может быть основано на невооруженном конфликте, тем самым косвенно вмешиваясь во внутренние дела другого государства. Агрессия или вмешательство – всегда акт государства, группы государств и, следовательно, может быть даже актом международной организации.
— В данном случае речь идет о немеждународном вооруженном конфликте, так как нет присутствия третьего государства, которое бы не имело к этому конфликту никакого отношения. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН запрещают вмешательство во внутренние дела государства, не проводя различия между вмешательством в пользу правительства или части населения: и правительство, и население, по определению, являются составными элементами государства, и международное право не отдает предпочтения ни тому, ни другому в случае гражданской войны. Таким образом, логично наделить и того, и другого равным правом претендовать на то, чтобы представлять государство.
Заключение
Таким образом, подводя итоги работы, в самом общем виде под международным правом понимается совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами. Из данного определения следует, что субъектами международного права являются государства, а объектом его регулирования — межгосударственные отношения. Приведенное определение отражает специфику международного права, хотя отметим сразу, что оно не может считаться полным. Так, государства — не единственные субъекты современного международного права, но они основные, а потому в кратком определении можно и не перечислять все субъекты. По мере накопления знаний о международном праве это определение будет соответствующим образом уточняться. Однако следует помнить, что в определении невозможно перечислить все характерные признаки явления и потому любое определение, как правило, относительно. Итак, с одной стороны выступает совокупность юридических норм, которые регулируют отношения между государствами, — международное право, а с другой стороны — повседневные связи между указанными государствами — международные отношения. Как видим, общим для данных общественных явлений будут субъекты. Обмен между этими субъектами духовными и материальными ценностями регулируется определенными правилами поведения, в числе которых находятся главным образом и в основном юридические нормы, т. е. нормы международного права. Таким образом, международное право регулирует международные отношения.
Список использованных источников
1. Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. Москва, 2002.
2. Международное право / Под ред. Е. Т. Усенко. ИГП РАН. Москва: Юрист,2005.
3. Международное право в документах. Москва, 1982.
4. Международное право. Учебник // Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. Москва, 1996.
5. Международное право: Учебник // Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Международные отношения. Москва, 2000.
6. Моисеев А. А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). Москва: Омега-Л, 2006.
7. Мурадов Г. Л., Полоскова Т. В. Международный опыт защиты соотечественников за рубежом. Москва, 2003.
8. Н.А. Ушаков. Суверенитет в современном международном праве. ИМО, 2003
9. Оппенгейм Л. Международное право. Москва, 2009.
10. Стародубцев Г.С. История становления международно-гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах.
11. Международное гуманитарное право: учебник. Под ред. А. Я. Капустина. Москва, 2009
12. Тункин Г. И. Теория международного права. Москва, 2010.
13. Тюрина Н. Е. Международный правопорядок. Казань, 2001.
14. Шумилов В. М. Международное право. Москва, 2010.
15. Шумилов В. М. Международное право. Международные отношения. Москва, 2005.