Содержание
План
Введение
1. Понятие государства
2. Признаки государства
2.1 Государственная власть как существенный признак
2.2 Иные признаки
Заключение
Выдержка из текста работы
Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период. В советской юридической науке был выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой «Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России.
И наконец, вопрос функций государства остается и к настоящему времени дискуссионным. Существуют различные подходы к их определению и классификации. В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.
Целью данной курсовой работы является анализ сущности и функций современного государства.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
• Рассмотреть понятие государства и его функций;
• Исследовать содержание и классификацию функций государства.
Предметом исследования является совокупность функций государства.
Глава 1. Сущность и функции современного государства
1.1. Государство и его формы
В современном обществе сформировался еще один институт, противостоящий и одновременно сотрудничающий с государством и рынком – гражданское общество. Однако в отечественной экономической науке недостаточно внимания уделяется исследованиям гражданского общества, его институтов.
Ведущие ученые – экономисты к основным системообразующим институтам современного общества относят: государство, рынок и гражданское общество. При этом подчеркивают, что «институт – совокупность формальных (зафиксированных в праве), неформальных (зафиксированных в повседневных нравах, то есть привычках и традициях) и спонтанно определенных границ, структурирующих взаимодействие индивидов в экономической, политической и социальной жизни» .
Имеются самые различные и разнообразные определения этих институтов. «Государство – особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах спецификации и защиты прав собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов мер и весов, создания каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, то есть на основе социального контракта принуждения и насилия» .
Данный автор рассматривает государство не в качестве института, а в качестве особой организации. Другие авторы определяют: «Государство – политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов» . Имеются и иные определения.
«Государство – основное орудие политической власти в классовом обществе. Его признаки: 1) наличие общей системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функции государственной власти; 2) право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; 3) определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства» .
«Государство – организация экономической, политической, правовой и идеологической власти в обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется исполнение общечеловеческих и классовых социально-экономических функций» – пишет С. Мочерный .
По отношению к государству, возможности и целесообразности его регулирования экономики имеются различные подходы у ученых и политиков.
Лауреат Нобелевской премии в области экономики за 2001 год Дж. Стиглиц пишет: «Я не настолько глуп, чтобы поверить, что рынок сам по себе решит все социальные проблемы. Неравенство, безработица, загрязнение окружающей среды непреодолимы без активного участия государства» .
Значительная часть населения ожидает от государства всесторонней заботы о человеке, о себе. Это своеобразный принцип «продления детства». Весьма незначительная часть ни во что не верит, активно работает в личных корыстных целях, зачастую не в интересах всего общества как такового. И третья часть живет и работает, не задумываясь об этих проблемах.
Можно согласиться с Танци В , который утверждает, что:
• государство не монолитно, а характеризуется множественностью центров выработки политики;
• государственная политика не всегда может быть последовательной;
• бюрократия может быть неэффективной, способной использовать инструменты экономической политики в своих интересах.
Классовой сущности и деятельности государства противостоит общество. «Общество, в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое общество), определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля)» .
Экономический словарь дает следующие определения: «Общество –
1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности;
2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов;
3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели;
4. Та или иная среда людей, компания .
Общество, гражданское – термин, употребляемый Аристотелем, который назвал гражданское общество сообществом свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство — полис). В современном значении, гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства».
Как полагает А. Олейник , разделяя точку зрения Д. Норта, существуют две идеальные модели государства. Первая модель – «контрактная» — возникает при решении всех вопросов на основе социального контракта, где государство и граждане ведут себя добросовестно, в соответствии с действующими формальными и неформальными правилами, нормами, традициями. Вторая модель – «эксплуататорская» — описывает деятельность государства, если отсутствуют препятствия оппортунистического поведения государства и граждан. (Под оппортунизмом, в данном случае, понимается противодействие, препятствие, саботаж и др.). Все стороны взаимодействия не выполняют взятых на себя обязательств, видя друг в друге, в первую очередь, врага. Формирование гражданского общества позволяет смягчить противостояние, перейти к демократическим формам сотрудничества.
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.
Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.
Унитарное – это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.).
При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные образования.
Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.
Федеративное – есть сложное государство, состоящее их нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу.
Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались(СССР, Чехословакия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения ( Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).
Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число из может быть различно, отличаются они и наименованием.
Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты.
По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет два представителя.
Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством конституции и законы имеют и субъекты федерации .
Признак федеративных государств – наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.
Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерации как объединения государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей.
Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования.
Глава 2. Содержание и классификация функций государства
2.1. Содержание и классификация функций государства
Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.
Далее это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства — его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства — социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.
На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:
• расширяется и углубляется понимание социального назначения государства;
• отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.
Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.
Наиболее распространена классификация функций государства на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и по отношению к другим государствам.
Анализируя различную литературу мне пришлось столкнуться с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.
Так, В.В. Лазарев к внутренним функциям относит:
• установление и охрана правового порядка;
• охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;
• экономическая;
• культурная;
• социальная;
• экологическая.
Внешние функции:
• поддержание мира и мирного сосуществования;
• обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
• защита государственного суверенитета от внешних посягательств;
Н.Т. Шестаев к внутренним функциям относит:
• охранительная;
• экономическая;
• социальных услуг;
• обеспечения и защиты граждан;
• культурно-воспитательная;
• природоохранная;
Внешние функции:
• защита государства от вооруженных нападений других государств;
• поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);
• экономических и культурных связей;
• борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.
Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства……………….
Заключение
Функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого государства; первоначальная сущность государства – классовая, но с демократизацией общества проявляется и общесоциальная сущность.
В функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.
Функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства, а значит и изменениями в мире; в этом плане для современного этапа развития человечества характерно решение глобальных проблем – терроризм, экология.
Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние; однако и у этого подхода существуют критики; также неоднозначно отношение ученых к делению функций на основные и неосновные, однако такая классификация стала в той же мере общепринятой, на сколько стала общепринятой её спорность; кроме того в последнее время появились новые критерии классификации согласно территориальному принципу, принципу разделения властей. И все же, признавая наибольшую распространенность классификации функций на внутренние и внешние, можно выделить охранительную, экономическую, социальную и экологическую функции среди внутренних, а среди внешних – функции обороны, захвата чужих территорий, обеспечения мира и поддержания мирового правопорядка, сотрудничества государств.
Список использованной литературы:
1. Stigletz Joseph E. Globalization and Discontents. W.W. Norton & Company. №Y, L, 2002.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.,2000.
3. Габер В.А. Функции государства. М., 1996.
4. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968.
5. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. Изд. 4-е., М., 1998.
7. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
8. Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. — М., 1992. С. 90.
9. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970.
10. Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2002.
11. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956.
12. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: Советская энциклопедия, 1981.
13. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 1998.
14. Тененбаум В.О. Государство: система категорий. Саратов, 1971.
15. Теория государства. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Изд. 2-е., М., 2000.
16. Теория права и государства. // Под редакцией Венгерова А.Б. – М., 1998.
17. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 5-е. М., 1986.
18. Философия : учебник/ А.Г. Спиркин. – 2-е изд. М. : Гардарики, 2008 с.52
19. Цивалидзе Д.Ю. Развитие экономических функций социалистического государства в современных условиях. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора экон. наук. М. 1971.
20. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. — М., 2001.
21. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 7-8.
22. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. — М., 1992.
23. Экономика: стратегия и политика договорского развития / Ред. Гейця В.М., 2003.
24. Яновский К. Размеры государственного сектора экономики // Вопросы экономики. – 2004. — №9.-