Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие и классификация нематериальных активов 4
2. Порядок оценки нематериальных активов 6
3. Учет поступления нематериальных активов 10
4. Учет амортизации нематериальных активов16
5. Учет выбытия нематериальных активов 19
Заключение 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Выдержка из текста работы
Введение 3
1.Нематериальные активы организации и их использование 4
2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов 6
3. Подходы к оценке нематериальных активов 7
3.1. Доходный подход 9
3.2. Сравнительный подход 10
3.3. Затратный подход 12
Заключение 16
Список литературы 18
Введение
С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.
Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.
Если иметь в виду западный опыт, то, несмотря на тот факт, что нематериальные внеоборотные активы общепризнаны в большинстве стран рыночной экономики, подходы к их идентификации, способам поступления на баланс, оценке, амортизации продолжают оставаться объектами горячих дискуссий. Достаточно сказать, что именно по этой причине среди функционирующих в настоящее время более тридцати Международных стандартов по бухгалтерскому учету отсутствует стандарт, специально посвященный нематериальным активам.
Цель работы – дать понятие нематериальным активам, изучить цели и задачи оценки стоимости НМА, рассмотреть подходы к оценке НМА.
В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:
— дать понятие НМА, рассмотреть стадии их использования;
-рассмотреть подходы оценки НМА;
Методы исследования:
— обработка, анализ научных источников;
— анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объект исследования – оценка НМА.
Предмет исследования – НМА.
-
Нематериальные активы организации и их использование
В соответствии СБУ к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
- не имеет материально-вещественной структуры;
- может быть идентифицировано от другого имущества;
- предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.);
- не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
- способно приносить организации экономическую выгоду;
- имеются надлежащие оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знаки знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников в уставный капитал).
В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям.
Первая стадия — это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.
Вторая стадия — это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы». В соответствии с законодательством эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма) исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия), затем реализуются и оседают на расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение авторам разработок, и потому не должны облагаться налогами.
Третья стадия — коммерциализации нематериальных активов заключается:
· в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;
· в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;
· в умении рекламировать их;
· в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д. .
2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов
Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность современному предприятию (фирме):
- изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;
- экономически эффективно и рационально использовать незадействованные и лежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагают многие предприятия, фирмы, НИИ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.
Можно привести наиболее характерные случаи, когда становится явной потребность в оценке нематериальных активов предприятия, а также всего имущества предприятия в целом:
Купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг. Покупка предприятия, находящегося в акционерной собственности, есть покупка всех акций, эмитированных данным предприятием. Чтобы держать предприятие под контролем, можно не скупать все его акции, а купить только контрольный пакет акций. Но независимо от того, покупается ли контрольный или неконтрольный пакет акций, инвестор тогда уверен в своем решении, когда знает стоимость предприятия и долю этой стоимости, приходящуюся на контрольный пакет акций.
Оценка стоимости фирменного товарного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:
при их перекупке, приобретении другой фирмой;
при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;
при определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;
при использовании их в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества или товарищества;
при определении стоимости нематериальных активов, «гудвилла», для общей оценки стоимости предприятия.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости нематериальных активов во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.
3. Подходы к оценке нематериальных активов
Подходы к оценке нематериальных активов
3.1 Доходный подход
3.2Сравнительный подход
3.3Затратный подход
Оценка (определение стоимости) нематериальных активов зависит от способа их приобретения. Нематериальные активы могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал, приобретены за плату у других организаций, получены безвозмездно или созданы на самом предприятии. Поэтому оценка может быть произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной стоимости, по стоимости изготовления .
Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством .
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение (за исключением налогов на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов) и приведение их в состояние, пригодное для использования в запланированных целях .
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), соответствует их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.), за исключением налогов на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов .
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров.
Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством .
Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка ., действующему на дату приобретения организацией объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.