Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: ПОЛНОМОЧИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 5
1.1Основные полномочия Президента РФ 5
1.2Место Президента РФ в системе органов государственной власти 8
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 12
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе 12
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Выдержка из текста работы
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.
Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.
Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством. Таким образом, например, обеспечивая целостность и единство Российской Федерации, Президент должен принимать меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам.
В настоящее время роль Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность выбранной темы курсовой работы. Цель работы — раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
.рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
.изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
.выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе;
.проанализировать юридическую природу правовых актов Президента.
ГЛАВА 1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
1.1Основные полномочия Президента РФ
Для того чтобы понять роль и место полномочий президента России в законодательном процессе, необходимо сначала дать краткий обзор всем, конституционно закрепленным, полномочиям этого должностного лица.
Итак, основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп:
.полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность;
.полномочия Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального собрания;
.полномочия Президента РФ в области внутренней политики;
.полномочия президента РФ в области обороны и внешней политики;
.другие полномочия Президента РФ.
Обозначим основные полномочия Президента согласно действующим нормативным актам Российской Федерации, к ним относятся:
.назначение Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);
.право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
.право принятия решения об отставке правительства РФ;
.представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его с должности;
.право назначения на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства России, а также федеральных министров;
.представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Высших судов Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации;
.внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
.право назначать судей других федеральных судов;
.формирование Совета Безопасности;
.утверждение военной доктрины Российской Федерации;
.формирование Администрации Президента РФ;
.назначение и освобождение полномочных представителей РФ;
.назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ;
.назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
.назначение выборы в Государственную Думу;
.право роспуска Госдумы РФ;
.право назначения референдума;
.право внесения законопроект в Государственную Думу;
.обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Кроме того действующим законодательством оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением полномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере обороны, а также другие полномочия Президента РФ.
Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами:
.в правовых формах, посредством издания указов и распоряжений, определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур;
.разработкой федеральных программ;
.проведении различного рода организационных мероприятий;
.встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий иных общественных объединений и др.
Как видно, полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.
В целом, Конституция предоставила главе государства все необходимые полномочия для управления государственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом месте Президента РФ, в системе органов государственной власти России.
.2Место Президента РФ в системе органов государственной власти
В Конституции РФ нет прямого определения характера государственной власти в России, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в России сложилась система президентской республики.
В свою очередь президентская республика подразумевает четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках Президента РФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции, Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой.
В то же время, наверное, нельзя говорить о том, что власть Президента в РФ, никем и ничем не ограничена, напротив — действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, которые защищают Российский государственный строй от впадения в различного рода деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционная для современного российского права теория и практика разделения властей.
Итак, формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей власти.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принцип осуществления государственной власти, который действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.
Статус президента РФ как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государства сформулированы в статье 80 Конституции РФ, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно.
Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них — право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы, отставки Правительства и многие др.
Таким образом, можно выделить следующее:
.Полномочия Президента Российской Федерации весьма многочисленны и закреплены, в основном в статьях 83 — 90 Конституции России, а также в ряде законодательных актов, относящихся к деятельности других государственных органов.
.Основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп:
—полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность;
—в области внутренней политики;
—в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ.
Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе.
.Дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей.