Содержание
Введение
1.Теоретические основы управления дебиторской задолженности
1.1.Дебиторская задолженность: понятия, сущность и значение
1.2.Политика управление дебиторской задолженностью на предприятии
2.Управление дебиторской задолженностью на примере ООО «Омега»
2.1.Краткая характеристика ООО «Омега»
2.2.Анализ финансовой устойчивости ООО «Омега»
3.Совершенствование механизма управления дебиторской задолженность ООО «Омега»
3.1.Системы автоматизированного управления кредитной политикой организации
Заключение
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Во время анализа расчетов по дебиторской задолженности должны быть решены следующие задачи: изучение реальности задолженности — как долгосрочного, так и текущей; установление причин и сроков образования задолженности; проверка наличия просроченной задолженности; изучение задолженности, по которой истек срок давности; проверка эффективности ее использования.
Условием обеспечения финансовой устойчивости организации является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности. Анализ дебиторской задолженности имеет важное значение для характеристики устойчивости финансового состояния предприятия.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение плана расчетно-платежной политики предприятия.
Предметом данного исследования является дебиторская задолженность.
Объектом данного исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «ГАЗавтозапчасть».
Целью данной работы является разработка мероприятий по обеспечению финансового состояния предприятия на основе управления дебиторской задолженностью (на примере ООО «ГАЗавтозапчасть»).
Данная цель определила следующие задачи:
— изучить понятие и классификацию дебиторской задолженности, ее значение для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;
— изучить содержание управления дебиторской задолженностью предприятия: сущность, функции, принципы;
— рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью предприятия;
— изучить организационно-экономическую характеристику ООО «ГАЗавтозапчасть»;
— провести оценку организации управления дебиторской задолженностью в ООО «ГАЗавтозапчасть»;
— провести оценку состава, структуры и эффективности использования дебиторской задолженности в ООО «ГАЗавтозапчасть»;
— дать рекомендации по совершенствованию политики управления дебиторской задолженностью ООО «ГАЗавтозапчасть»;
— дать рекомендации по повышению эффективности использования дебиторской задолженности ООО «ГАЗавтозапчасть»;
— провести оценку влияния предложенных рекомендаций на финансовое состояние ООО «ГАЗавтозапчасть».
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Информационную базу исследования составляют: исследования отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента и экономики предприятия, практические рекомендации специалистов по управлению дебиторской задолженностью, материалы периодической печати, данные бухгалтерской и финансовой отчетности ООО «ГАЗавтозапчасть».
Глава 2. Оценка управления и эффективности использования дебиторской задолженности в ООО «ГАЗавтозапчасть»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ГАЗавтозапчасть»
Компания ООО «Газавтозапчасть» работает на рынке автозапчастей с 2001 года и за это время зарекомендовала себя как надежный и квалифицированный партнер. Основное направление — продажа запчастей для автомобилей ВОЛГА, ГАЗЕЛЬ, УАЗ, Г-53, ПАЗ.
В настоящее время предприятие работает с такими крупными организациями как: ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ОАО «РЖД», ООО «Юрма-сервис», ООО ПП «УАЗавтотехослуживание», МУ Челябинская городская служба спасения, ООО ТД «Мясная душа».
ООО «Газавтозапчасть» является официальным представителем крупных заводов ОАО «ЗМЗ», ОАО «Детали машин ГАЗ», ОАО «УМЗ» и дилером других заводов, выпускающих продукцию данного направления.
Миссия предприятия – наиболее полное удовлетворение потребностей предприятий – потребителей качественных автозапчастей.
Цель предприятия – увеличение объемов продаж и получение прибыли.
Организационно-правовая форма предприятия — общество с ограниченной ответственностью ООО «Газавтозапчасть» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом предприятия.
Среднесписочная численность работников ООО «Газавтозапчасть» составляет 25 человек.
В настоящее время в структуре предприятия 4 отдела: отдел закупок, отдел продаж, юридический отдел и бухгалтерия.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 2 — Организационная структура ООО «ГАЗавтозапчасть»
Непосредственно директору подчиняются: коммерческий директор, главный бухгалтер. Коммерческому директору подчиняются работники отдела продаж (менеджеры по продажам), работники отдела закупок (менеджеры по закупу), юридический отдел.
Главный бухгалтер организует финансо¬вый, статистический и бухгалтерский учет и отчетность, в его подчинение нахо¬дится бухгалтер-кассир.
Компания ООО «Газавтозапчасть» декларирует основные принципы своей дея¬тельности:
— устойчивое развитие: компания динамично развивается, повышая квалификацию сотрудников и производительность их работы, вводя новые формы и схемы сотрудничества с клиентами и партнерами.
— клиентоориентированность: клиент — это основа любого торгового бизнеса. Клиент находится во главе цепочки поставки продукции, именно он определяет ассортимент, объем закупок, путь развития, и в конечном итоге успех компании.
— инновационность: динамичный качественный рост и развитие компании был бы невозможен без плавных, а иногда и радикальных нововведений в структуру и бизнес-процессы компании.
Где хоть какие-то показатели экономической деятельности предприятия: объемы и структура реализуемой продукции, динамика выручки, прибыли, рентабельности за последние 2-3 года? Ведь у вас в названии параграфа заявлено: Организационно-экономическая характеристика!
2.2 Оценка организации управления дебиторской задолженностью в ООО «ГАЗавтозапчасть»
Рассмотрим современное состояние управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «ГАЗавтозапчасть».
Управление дебиторской задолженностью в ООО «ГАЗавтозапчасть» проводится линейными руководителями и функциональными подразделениями компании, в частности: службами сбыта и закупок, бухгалтерией, юридическим отделом.
Схема взаимодействия субъектов контроля в процессе внутри-хозяйственного контроля дебиторской задолженности в ООО «ГАЗавтозапчасть» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Схема взаимодействия субъектов контроля в процессе внутрихозяйственного контроля дебиторской задолженности организации в ООО «ГАЗавтозапчасть».
Каждый отдел ООО «ГАЗавтозапчасть» представленный на рисунке 2 находится в постоянном информационном взаимодействии с другими подразделениями, отделами и службами организации.
Каждое экономическое подразделение, несет от¬ветственность за организацию и проведение процедур контроля дебиторской задолженностью.
Отдел продаж ООО «ГАЗавтозапчасть» с целью предупреждения возникновения просроченной дебиторской задолженности проводит работу по оформлению досье клиентов. Разъясняет каждому партнеру ценовую политику организации, вы¬годность своевременной оплаты продукции; устанавливает рейтинг надежности контрагента; определяет форму расчетов и возможности кредитования кли¬ентов.
При заключении договоров поставки на условиях последующей оплаты отдел сбыта согласовывает условия сделки со всеми остальными службами, указанными на рисунке, принимает решение о применении в качестве гарантии оплаты залог имущества, векселя, поручительства и другие способы обеспече¬ния обязательств.
Служба закупок (снабжения) ООО «ГАЗавтозапчасть» предварительно согласовыва¬ет с поставщиком условия договора, интересуется, имеется ли встречная задолженность в службе сбыта и в бухгалтерии, обеспечивает своевременное представление документов для отражения в бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности в том отчетном периоде, в котором они имели место.
Коммерческий директор ООО «ГАЗавтозапчасть» обосновывает цену на продукцию, проводит анализ экономической целесообразности установленных цен по договорам, а также целесообразности заключения нетиповых договоров по за¬купкам и продажам; информирует соответствующие подразделения организа¬ции о наличии у партнера «встречной» дебиторской и кредиторской задолжен¬ности; анализирует финансовую устойчивость контрагента; осуществляет кон¬троль достоверности оперативной информации о состоянии дебиторской задолженности; организу¬ет работу постоянно действующей комиссии по дебиторско-кредиторской задолженности по организации в целом и его структурным подразделениям; дочерним компаниям и аффилированным липам; контролирует выполнение решений комиссии, анализирует эффективность ее работы.
Бухгалтер по реализации и служба сбыта проверяют креди-тоспособность контрагента на основе кредитной истории взаимоотношений клиента и хозяйствующего субъекта, с помощью формальных и неформальных критериев.
Следующим контрольным показателем является оптимальная величина дебиторской задолженности, а также категория и степень риска. Коммерческим директором проводится внутренний анализ кредитоспособности контрагента. Опреде¬ляется категория риска, текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности клиента, обосновывается оптимальная величина дебиторской задолженности.
Степень риска определяется исходя из зависимости вероятности не-выполнения платежей от финансовой устойчивости контрагента, способности погашения долга по отсрочки платежа, срока существования фирмы.
По данным оценки риска предоставления отсрочки платежа руководитель соответствующего подразделения (например, отдела по работе с договорами) службы сбыта проводит ранжиро¬вание покупателей (заказчикам) по категориям риска. Каждому контрагенту в соответствии с категорией риска его заказа и устанавливаются параметры ком¬мерческого кредита, т.е. определенный лимит суммы дебиторской задолженно¬сти и предельный срок коммерческого кредитования. Установление парамет¬ров кредитования целесообразно возложено на руководителей сбытовой и финансовой служб.
При составлении проекта договора поставки начальник отдела по работе с договорами предусматривает такое соотнесение календарного графика отгрузки с календарным графиком оплаты, чтобы сумма планируемой на каж¬дую календарную дату дебиторской задолженности (общая сумма отгруженной по договору (и с учетом других договоров с данным заказчиком) продукции минус общая сумма оплаченной по договору (и с учетом других договоров с данным заказчиком) продукции на календарную дату) не превышала установ¬ленный данному заказчику критический уровень дебиторской задолженности.
Одной из важнейших контрольных процедур является проверка соблюдения условий договоров и расчетов по претензиям. С этой целью в ООО «ГАЗавтозапчасть» проводится периодические сверки с покупателями.
При этом ежемесячная выверка задолженности………