Содержание
Содержание
Введение3
1. Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в российской Федерации5
2. Понятие, черты и виды политических партий, их роль в политическом процессе, функционировании гражданского общества12
3. Правовое регулирование организации и деятельности политических партий16
4. Проблемы становления многопартийности в современной России26
Заключение29
Список использованных источников31
Выдержка из текста работы
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы неодинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.
Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или много партийные системы.
Данная работа посвящена как вообще феномену политики, так и политическим партиям в частности, их разнообразию и процессам функционирования. Рассматриваемая тема очень актуальна, так как современное жизнеустройство обязывает любого человека, неравнодушного к собственной судьбе и судьбе общества, разбираться во многих политических вопросах, чтобы правильно сделать выбор и тем самым способствовать совершенствованию общества.
Основной целью курсовой работы является рассмотрение идеологического и политического плюрализма, существующего в Российской Федерации, изучение сущности политических партий, как его проявления.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить идеологическое и политическое многообразие, как основу Конституционного строя Российской Федерации.
2. Рассмотреть понятие «политическая партия» с точки зрения видового разнообразия, процессов функционирования и значимости в политической жизни страны.
3. Изучить нормативные акты, регламентирующие процессы функционирования политических партий.
4. Проанализировать процесс становления идеологическое и политическое многообразие в России.
Глава 1. Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации
В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации закрепила принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны, тем самым, исключив возможность существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и развитие политической системы страны. (ст. 13 Конституции Российской Федерации).
Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Идеологическое многообразие определяет право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя Российской Федерации;
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообразие мира. Попытки создать монопольную универсальную теорию, объясняющую всю сложную социальную, экономическую, духовную и т.д. основу жизни, а тем более попытки переустройства мира на основе такой теории, неизменно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспрестанные войны и репрессии.
Гражданское общество не только фиксирует идеологический плюрализм как проявление свободы духа и мысли, но оно в нем глубоко заинтересовано. Плюрализм взглядов, мнений, учений и идеологических доктрин рождает здоровую конкуренцию умов, составляет совокупный общественный интеллект. Только так могут происходить самопознание общества, своевременное осознание им грозящих опасностей и поиски путей к совершенствованию.
Общество не нуждается в господстве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может произойти только в результате навязывания, т.е. насилия над свободным разумом. И если обществу все-таки требуется какая-то внутренняя философская основа, то ею может выступить только признание свободы человека и порождаемого этой свободой идеологического плюрализма.
Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова часто злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Однако государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции РФ). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом — главная причина признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ).
Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). Главным принципом взаимодействия политики субъектов в российском обществе признается политический плюрализм, т. е. многообразие и свобода различных социальных субъектов в борьбе за государственную власть. Это предполагает многопартийность, сознание равных возможностей всем социально-политическим силам участвовать в политическом процессе, т. е. признание их равноправными субъектами права.
Многопартийная система способствует вовлечению в политическую жизнь страны широких слоев населения, преодолению отчуждения граждан от власти. Кроме того, такая система позволяет создавать атмосферу здоровой и свободной конкуренции в политической жизни, постоянного контроля общества за деятельностью государственных структур. Однако, провозглашая свободу политической деятельности, Конституция РФ оставляет за государством функцию главного контролера за законностью в деятельности всех политических сил, которые подчинены, как и все субъекты права, Конституции, и законам государства.
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст. 13 Конституции РФ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст.13 Конституции РФ).
Многопартийность, следовательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.
В демократических странах встречаются различные партийные системы — двухпартийные, многопартийные. Это зависит от активности самих граждан, состояния их политического сознания. Однако ни в одной из таких стран не существует однопартийной системы — это признак тоталитарного государства или крайне низкого развития политической культуры. Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной «руководящей и направляющей» силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот. По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две политические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагаясь на естественную саморегуляцию общества, гарантировать возможность создания партий и их деятельность. Государство (прежде всего судебные органы) также обязано предотвращать действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятельность партий к формальному существованию, лишив их реальных возможностей влиять на формирование органов власти.
Таким образом, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип идеологического и политического плюрализма в качестве основы конституционного строя, что выражается в отвержении господства какой либо идеологии, в многопартийности. При этом признается право на существование любых идей, кроме тех, в основе которых лежит ущемление прав отдельных членов общества, нарушение уголовного и гражданского законодательства.
Глава 2. Понятие, черты и виды политических партий, их роль в политическом процессе, функционировании гражданского общества
Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ФЗ № 95).
В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения, представляя избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, разрабатываемые политическими партиями. Порядок создания политических партий, финансирования государством их деятельности в избирательных кампаниях устанавливается законом. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ).
Все партии равны перед законом: к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
1) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
2) в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии.
3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Каждая партия содержит, по крайней мере, три компонента:
1) Общественное движение — это та часть граждан, которая в той или иной степени понимает свои интересы и проявляет некоторую активность для их защиты. Наивысшей формой общественно-политической активности гражданина можно считать членство в политической партии.
2) Идейно-политические движение — отражает в духовном плане некоторые ценности и моральные оценки действительности, а также идеал общественного устройства, и содержит в себе инструмент анализа социальной обстановки. Наиболее устойчивыми являются партии, которые черпают политические, моральные и идейные ценности в реальной действительности.
3) Организация — некоторая структура, некоторое множество или объединение людей, сохраняющее определенную устойчивость. Примером возникновения организации являются забастовочные комитеты.
В современном мире выделяется множество типов политических партий:
1) Партии, идеология, программа и политика которых направлена на утверждение и совершенствование различных форм социальных отношений в рамках техническо-научного буржуазного пост индустриального общества. По способам достижения программ, целей выделяющихся в этой группе: правоконсервативные; центристские; либерально-реформистские.
2) Партии, опирающиеся на религиозную идеологию, а в некоторых случаях и на веру. Как правило, поддержка партии в этом случае определяется не осознанным выбором, а наиболее распространенной религией, религиозностью самих людей, а иногда и традициями.
3) Партии социалистического выбора, отстаивающие интересы, главным образом, трудящихся, рабочего класса: коммунистические партии; социалистические партии; социал-демократические партии; лейбористские партии. Основными направлениями этих партий являются: достижение свобод и равноправия, создание социальных гарантий на реализацию прав и интересов, утверждение социальной справедливости и реальной демократии.
4) Общенародные или общенациональные партии. Практика показала, что партия не может достичь существенного влияния в стране, если она опирается только на один слой или один класс. Возникла необходимость для партии объявить себя и стать выразителем интересов всех слоев и всех классов данной страны.
5) Националистические партии, ссылающиеся на узкоэтнические, националистические основания. Националистический фактор выступает в качестве иррационального, что облегчает использование национальной темы реакционными силами. «Национальное» легко перерастает в «националистическое», а затем и в шовинистическое, в расизм. Неудивительно, что на «национальный» фактор ссылаются чаще всего фашиствующие партии и организации.
6) Партии, которые характеризуются приверженностью к лидеру. Эта тенденция в достаточно сильной степени проявляется в партиях самого разного типа: Сталин, Мао Цзэдун, Гитлер, Перон, де Голль, Тэтчер. Это — фактор иррациональный, базирующийся в большинстве случаев на психологическом преклонении перед харизматическим лидером.
7) Партия-община (партия-клуб) — это массовая организация, где граждане объединяются не по принадлежности к какой-либо политической платформе, а схожи и по общим взглядам и интересам, чтобы удовлетворить потребности в общении, поговорить на близкие темы. Многие из этих партий становятся активными субъектами политики.
8) Карманные партии — это небольшие организации, которые создаются несостоявшимися лидерами, под их программой для реализации их эгоистических интересов. Они не имеют строго очерченной социальной базы. Члены находятся под жестоким контролем и влиянием со стороны лидера.
В настоящее время, основными типами партийных систем являются: двухпартийная и многопартийная системы.
В России на сегодняшний день действует более шестидесяти партий. Они имеют статус региональный и республиканский. Они отличаются по истокам и генезисам. Рассмотрим некоторые из них.
1). Единая Россия
Лидер: |
Владимир Путин |
|
Дата основания: |
1 декабря 2001 |
|
Штаб-квартира: |
Москва |
|
Идеология: |
Центризм, Социальный консерватизм |
|
Количество членов: |
1 907 368 |
«Единая Россия» — правоцентристская политическая партия в Российской Федерации. Создана 1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» как Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество — Единая Россия». В результате думских выборов 2007 года в России сложилась система партии власти, где «Единая Россия» обладает заведомым большинством. Официальная идеологическая платформа партии предполагает «государственническую» позицию, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям. Позиция партии это поддержка курса действующего правительства и президента, что и делает партию властной. После думских выборов 2007 года «Единая Россия» располагает большинством, достаточным для единоличного принятия без учёта мнения оппозиции любых решений. Возглавляя профильные комитеты Госдумы, депутаты от «Единой России» являются основными лоббистами в Госдуме, контролирующими распределение бюджетных денег.
Лидер: |
Геннадий Зюганов |
|
Дата основания: |
14 февраля 1993 |
|
Штаб-квартира: |
103051 Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 3, строение 1 |
|
Союзники и блоки: |
СКП-КПСС, СКМ РФ, АКМ |
|
Идеология: |
марксизм-ленинизм (и его творческое развитие) |
|
Количество членов: |
164 546 |
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — левая политическая партия в Российской Федерации, самая массовая из коммунистических партий России. Устав КПРФ гласит, что «образованная по инициативе коммунистов, первичных организаций КП РСФСР и КПСС, Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает дело КПСС и КП РСФСР, являясь их идейным преемником», имеет своей целью построение социализма — общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства, выступает за подлинное народовластие в форме Советов, укрепление федеративного многонационального государства, является партией патриотов, интернационалистов, партией дружбы народов, отстаивая коммунистические идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда. Идеологической основой для КПРФ является марксизм-ленинизм и его творческое развитие.
Лидер: |
Владимир Жириновский |
|
Дата основания: |
13 декабря 1989 |
|
Штаб-квартира: |
107045, Москва, Луков пер, 9, 1 |
|
Союзники и блоки: |
Всемирный конгресс патриотических партий, Сербская радикальная партия |
|
Идеология: |
Патриотизм, Социал-либерализм, Антикоммунизм |
|
Количество членов: |
более 140 000 (7 июня 2007) |
Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) — правоцентристская политическая партия в Российской Федерации. Старейшая политическая партия в стране. 12 апреля 1991 г. партия была зарегистрирована Министерством юстиции СССР как ЛДПСС (Либерально-демократическая партия Советского Союза). 14 декабря 1992 г. перерегистрирована Министром Российской Федерации как ЛДПР. Согласно официальной программе ЛДПР, партия выступает за либерализм и демократию, категорически отрицает коммунистическую идеологию и марксизм в целом. При этом считается, что главным выразителем интересов людей и общества является государство и что все интересы граждан должны быть ему подчинены. Личная свобода также признаётся в той мере, в которой она не входит в противоречие с государственными и общественными интересами. Позиция ЛДПР по отношению к корпоративной собственности состоит в том, что государство должно осуществлять над ней жёсткий контроль.
Лидер: |
Геннадий Семигин |
|
Дата основания: |
9 января 2003 |
|
Штаб-квартира: |
119121, Москва г, Смоленский б-р, 11 |
|
Союзники и блоки: |
Великая Россия |
|
Идеология: |
патриотизм, социализм |
|
Количество членов: |
81414 человек (ноябрь 2007 года) |
«Патриоты России» (Политическая партия «Патриоты России») — левоцентристская политическая партия в Российской Федерации. Главная стратегическая цель партии — создание в Российской Федерации общества равных возможностей, гармонично сочетающего политическую стабильность, социальную справедливость и устойчивое экономическое развитие. Партия стремится к объединению всех оппозиционных сил страны на базе патриотизма, основываясь на социалистических, социал-демократических и центристских взглядах на развитие общества и государства. Партия отвергает радикализм, экстремизм, шовинизм и национализм в любых их проявлениях.
Лидер: |
Сергей Миронов |
|
Дата основания: |
23 декабря 2002 (последняя регистрация) |
|
Штаб-квартира: |
107031, Москва г, Дмитровка Б. ул, 32, 1 |
|
Союзники и блоки: |
Единая Россия, Социалистический Интернационал |
|
Идеология: |
Социал-демократия, Патриотизм |
|
Количество членов: |
144 230 |
Справедливая Россия (Родина/Пенсионеры/Жизнь) левоцентристская политическая партия в России. Создана через объединение трёх партий — Родина, Российская партия пенсионеров (РПП) и Российская партия жизни (РПЖ). Партия позиционирует себя как альянс «актуальных левых». До парламентских выборов 2007 года в партию вошли несколько других партий: Народная партия Российской Федерации и Социалистическая единая партия России.
Каждая партия создается для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции — группы, выдвигающие программы, несколько отличные от общей, основной линии партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
Одними из важнейших функций партии являются отбор и выдвижение политических лидеров, а так же осуществление связи между гражданским обществом и государством. Политическое партнерство — это вид взаимоотношений между субъектами политической жизни, который заключается в выработке единой позиции по тем или иным вопросам, практики совместных политических действий, долгосрочных стратегий, тактики и политических программ, выражающих интересы этих субъектов. Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.
Таким образом, политические партии играют очень важную роль в политической жизни страны и в жизни общества в целом. Многообразие политических партий, обеспечивает многообразие вариантов решения тех или иных проблем жизнеустройства общества, которые описаны в программах партий, что обеспечивает альтернативные выборы. При этом каждый гражданин может выбрать именно ту партию, позиции которой ему наиболее близки. Именно в этом проявляется право свободы выбора человека, а так же разнообразие взглядов и жизненных позиций людей. Через выбор граждан можно сформировать картину развития общества, его приоритеты, жизненные принципы, ведущие потребности и т.д.
Глава 3. Правовое регулирование организации и деятельности политических партий
Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии закреплено в ст. 2 ФЗ № 95 от 11.07.2001г. «О политических партиях» и включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Основными целями политической партии являются:
— формирование общественного мнения;
— политическое образование и воспитание граждан;
— выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
— выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на различного рода выборах (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Она может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного.
Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.
Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31 -ФЗ)
В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
При этом политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 11 . ФЗ № 95).
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и со ст. 15 ФЗ № 95.
Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. (вред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее — уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ).
Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.
Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о политической партии или ее региональном отделении и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
В случае если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, не представит в федеральный уполномоченный орган копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Основания для отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения освещены в ст. 20 . ФЗ № 95 от 11.07.2001г.:
1) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации,
2) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям, освещенным в ст. 6,7 ФЗ № 95 (В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации. В наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина. Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности. Политическая партия может использовать в своем наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.
Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. Символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства);
3) не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ № 95 для государственной регистрации политической партии;
4) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
5) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.
Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд.
Политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе: (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
1) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;
3) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
5) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
6) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
7) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;
8) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
9) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
10) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
11) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда, либо по решению Верховного Суда Российской Федерации (ст. 41, ФЗ № 95) в случае:
1) невыполнение требований пункта 4 и 5 ст. 9 ФЗ № 95 (П. 4: Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в ВС РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организаций.
П. 5: Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в ВС РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений).
2) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;
3) неучастия политической партии в выборах
4) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;
5) отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного;
6) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в едины государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.
Не допускается ликвидация политической партии по решению Верховного Суда Российской Федерации со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 ст. 9 ФЗ № 95
Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ).
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией, представляются в федеральный уполномоченный орган, который после принятия решения о государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом, и представленных им необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.
Порядок взаимодействия федерального уполномоченного органа с регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией определяется Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов, (п. 7 введен Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», (п. 8 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы по решению съезда политической партии, а в случае, предусмотренном ее уставом, также и по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с незаконным приостановлением ее деятельности, деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии либо незаконной ликвидацией политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения.
В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается либо на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии; либо в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.
Сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях.
Таким образом, основным государственным документом, регулирующим процесс функционирования политических партий, является Федеральный закон № 95 «О политических партиях» от 11.07.2001г. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 23.06.2003 № 85-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 20.12.2004 № 168-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 31.12.2005 № 202-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от 30.12.2006 № 274-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 22.07.2008 № 144-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 08.11.2008 № 200-ФЗ, от 06.04.2009 № 42-ФЗ). В данном законе отражены требования, предъявляемые к политическим партиям: их организации, создания, деятельности, регистрации и ликвидации. При этом все политические партии имеют равные права и обязанности, несут равную ответственность.
Глава 4. Проблема становления многопартийности в современной России
Настоящее время в нашей стране характеризуется процессом бурного возникновения, борьбы, расколов и исчезновения большого количества самых разнообразных партий. Такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале XIX века, в России данный организации переживают процесс своего становления. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной, то есть не существовало тех процессов, которые характеризуют политические партии настоящего времени.
Наряду с открывшимися возможностями, которые обеспечиваются политическим многообразием, перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к “либерализованой” экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжёлый труд. У многих осталась привычка и потребность жить так , как скажет идейный лидер, без выражении своего мнения, боясь сделать неверный шаг. Но не только взрослым людям нелегко сориентироваться в существующем многоцветии партий, движений, сект. Молодёжь находится в ещё более противоречивом положении. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно не сформировались. Молодым людям зачастую приходится путём проб и ошибок находить для себя приемлемый вариант для достижения цели в соответствии со сложившимся стереотипом, отвечающий их потребностям, политического лидера.
Раньше политическое устройство нашего государства было гораздо проще. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. В настоящее время многообразие политических партий, а соответственно программ решения проблем общества может привести в замешательство простого обывателя, не вникающего в суть политических проблем. Вероятно, именно это является причиной неверия граждан в возможность что-то изменить в лучшую сторону в жизни страны путем избрания в качестве лидирующих те или иные партии. В России становление многопартийности как института гражданского общества находится на начальном этапе. Для многих лиц стремление участие в политической жизни страны — это не осознанный шаг, направленный на реализацию собственного потенциала в решении тех или иных проблем общества, а дань моде, стремление разнообразить свою жизнь. При этом ни о каких действиях на благо страны не может быть и речи.
Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. Складывающаяся в России многопартийность по многим характеристикам не имеет зарубежных аналогов. Исследователи, практики, да и сами активисты возникших и возникающих партий испытывают значительные трудности в том, чтобы как-то оценить происходящее, прогнозировать развитие событий, практически определиться и адекватно действовать. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.
Формирование партий — это процесс, в ходе которого она должна пройти ряд этапов.
Прежде всего, основные самостоятельные компоненты партии должны достигнуть некоторой степени зрелости и определенности. Недоразвитость таких компонентов может и не привести к появлению партии. Например, отсутствие должной степени общественно-политической активности более или менее заметной части населения не даст партии минимального необходимого числа активистов, не говоря уже о политическом влиянии в обществе.
Во-вторых, должно произойти определенное сближение некоторых участников общественного движения с общественно-политическими концепциями: эти концепции должны отражать потребности, чаяния и интересы данного движения, а, следовательно, и восприниматься им.
В-третьих, должна сформироваться более или менее «спевшаяся» инициативная группа, в которой на первом этапе происходит соединение «теории» и «практики» и которая способна выработать длительную стратегическую ориентацию, которая является условием привлечения к партии наиболее активных элементов.
В-четвертых, зарождающиеся партийные группы должны установить живые контакты с различными массовыми организациями и движениями, ибо такие контакты, помимо всего прочего, дают партии достоверную информацию о процессах, происходящих в гуще населения, а также естественных лидеров, сформировавшихся в этих организациях.
В-пятых, в партии должно сложиться определенное партийное товарищество, т.е. совокупность правил и традиций взаимоотношений и разрешения неизбежных споров и конфликтов. Но эти правила не должны препятствовать необходимым спорам и дискуссиям; известно, что правильные оценки и правильные предложения редко приходят одновременно в голову большинству: как правило, они складываются именно у меньшинства. Партия — живой организм, и если ее покидает больше людей, чем приходит, то эта партия обречена на исчезновение.
В-шестых, партия должна научиться развиваться во взаимодействии и конкуренции с другими политическими партиями. Опыт показал, что без союзов и без борьбы с близкими и далекими партиями любая партия вырождается в бюрократическую силу.
В-седьмых, на ранних, да и на других этапах существования партии крайне важной является ее способность выявлять естественных лидеров и привлекать их в свои ряды. Без этого она рискует остаться сектой.
Важным этапом в жизни партии является овладение способностью к политическому действию, умение критиковать, предлагать конструктивную программу, заключать союзы, завоевание депутатских мест в местном самоуправлении и парламенте, установление тесных контактов с общественными движениями и т.д. Как правило, процесс формирования партии занимает десятилетия. Срок может быть разным в зависимости от типа партии.
Сложность и длительность данного процесса приводит к тому, что партии распадаются, не достигнув своей политической зрелости, не выполнив своего функционального назначения.
Таким образом, многопартийность в России явления относительно молодой, которое переживает процесс своего становления и развития. Естественно, что на данном этапе существуют определенные трудности и ошибки, но они являются органическими, а не фатальными. Данный период можно сравнить с естественным отбором, когда выживает сильнейший, что обеспечит в будущем устойчивую политическую систему, включающую звенья реально способные привести к прогрессивным изменениям в жизни страны.
многопартийность конституционный идеологический
Заключение
В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их объединение и выработка совместных позиций для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей во властные структуры. Идеологическое и политическое разнообразие при этом является основой конституционного строя Российской Федерации.
Рассматривать конкретную партию надо в конкретной ситуации. Но ясно одно — возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.
Научное понимание взаимоотношений между партиями, отражающими интересы классов, знание их программ, стратегии и тактики в наше время, более чем когда-либо, необходимы, чтобы ориентироваться в перипетиях политических битв, правильно понимать их тенденции и перспективы.
Государство и политические партии представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Каждый из этих политических институтов как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействия с общественной средой в целях удовлетворении и индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Одновременно действует тенденция к обновлению политических партий, их формы, характер деятельности. Речь идет об обретении партиями, их лидерами политической культуры, для которой характерно понимание того, что «политика не существует ради политики»; в ней особенно важны морально-нравственная детермината партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека, как главную ценность политической жизни.
Многопартийность имеет свои недостатки, выражающаяся в существовании множества сравнительно мелких партий, каждая из которых отстаивает интересы незначительного числа избирателей. В связи с этим власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Кроме того, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло 6ы опираться правительство.
Что же касается России, то партии в России со временем должны уступить место гражданскому обществу, которое слившись с государством, образует совершенную систему управления, основанную на интересах каждого гражданина. До этого времени партии при участии общества должны разработать программу развития гражданского общества.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых законами Российской федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ). — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 63 с. — (Закон и общество).
2. О референдуме Российской Федерации: ФКЗ от 28 июня 2004 г. (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.12.2006 №7-ФКЗ, от 24.04.2008 №1-ФКЗ, с изм., внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 №3-П) // Собрание законодательства РФ. — 2004 — №5; Система «Консультант плюс».
3. О политических партиях: ФЗ от 11 июля 2001 г. (в ред. от 05.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001 — №95; Система «Консультант Плюс»
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова. — 3-е изд., исправ. И доп. — М.: Юристъ, 2002.
5. Николаев А.С. Законодательное регулирование финансовой деятельности политических партий в РФ // Конституционное и муниципальное право. — 2001. — №2.
6. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. — 2003. — №11.
7. Лопаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством // Журнал Российского права. — 2002. — №4.
Размещено на