Содержание
Введение2
Современные теории политических конфликтов3
Функции конфликта5
Формы политических конфликтов6
Политические конфликты Российского общества9
Заключение11
Литература12
Выдержка из текста работы
Термин “конфликт” (в переводе с латинского conflictus ) означает столкновение, распрю, разногласие, спор, грозящие осложнениями. Конфликты – постоянные спутники человека, сопровождающие его всю жизнь. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе.
Политические конфликты также преследуют человечество с самых древнейших времен. Споры, столкновения, войны, порождённые религиозными, идеологическими, этническими, политическими и другими разногласиями, вспыхивали на всём протяжении исторического развития между родами, племенами, нациями, классами, государствами и их объединениями.
Изучение конфликтов является одним из главных направлений политологии, а управление ими принадлежит к самым важным условиям обеспечения социально-политической стабильности внутри страны и на международной арене. Данная тема важна и актуальна в текущее время. Сейчас можно наблюдать политические конфликты в странах 3 мира (например, в Ливии, где внутренний политический конфликт чуть ли не перерос в международный).
Цель работы – раскрытие понятия политических конфликтов, выявление их типологии, способов противостояния им, которые выработало человечество.
Для создания работы использовалась следующая литература:
В.П. Пугачев, А.И. Соловьев “Введение в политологию”. Использовалась для раскрытия понятия политического конфликта, описания типологии политических конфликтов.
М.А. Василик “Политология”. Использовалась для описания методов регулирования политических конфликтов и описания типологии политических конфликтов.
А. Глухова, В. Рахманин “Политическая конфликтология”. Использовалась для раскрытия терминов урегулирования и разрешения политических конфликтов, описания вариантов завершения политических конфликтов и методов их регулирования.
Понятие политического конфликта
Политический конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (индивидов, групп, государств), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Главенствующей целью политических конфликтов по сравнению со всеми другими видами конфликтов общественной жизни является борьба за власть. Например, если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто. Стремление к власти часто маскируется под религиозные, нравственные, идеологические и другие цели, тем самым обеспечивая поддержку общественного мнения.
Функции политических конфликтов
Рассматривая политический конфликт как механизм, выполняющий определенные функции, можно разделить их на положительные и отрицательные.
Из положительных моментов следует отметить, что конфликты сигнализируют обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе и поставить ситуацию под контроль. Конфликты ускоряют создание новых структур, способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, стимулируют переоценку ценностей. Конфликты обеспечивают лучшее познание, раскрытие сущностей его участников.
Разумеется у политических конфликтов существует и отрицательная сторона. Они приводят к расколу общества, социальному взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей. Они приводят к осложнениям межгосударственных, международных отношений. Конфликты заставляют людей браться за оружие, чтобы добиваться своего.
Непрерывное выявление и урегулирование конфликтов – условие стабильного и поступательного развития общества.
Типология политических конфликтов
Попытки понять природу и разнообразие политических конфликтов порождают стремление выделить их типы. Типология конфликтов является способом выявить специфику каждого из них и в зависимости от нее выработать наиболее приемлемые способы урегулирования.
Политические конфликты могут быть классифицированы по следующим критериям.
С точки зрения зон и областей их проявления
· Международные
· Внутриполитические
По характеру противоречий
· Антагонистические
· Неантагонистические
По времени действия
· Затяжные
· Скоротечные
По интенсивности
· Сильные
· Слабые
По масштабам действия
· Локальные
· Региональные
По формам проявления
· Мирные
· Агрессивные
С точки зрения публичности конкуренции сторон
· Открытые
· Закрытые
По количеству участвующих
· Многосторонние
· Двусторонние
Рассматривая подробнее внутриполитические конфликты следует выделить следующие варианты: конфликты между политической элитой и отдельными категориями членов общества, между различными фракциями правящей элиты, между политическими партиями, между ветвями власти, межличностные.
Среди межгосударственных конфликтов выделяются: конфликты между отдельными государствами, между отдельными государствами и мировым сообществом в целом, между бывшими колониями и метрополиями, между военно-политическими блоками, между транснациональными корпорациями.
Мирные формы внутриполитических конфликтов проявляются как: предвыборная борьба, выражение воотума недоверия. В случае международных конфликтов – это война.
Агрессивные формы внутриполитических конфликтов: протесты, забастовки, голодовки, гражданские войны, революции. Международные конфликты могут перерости в холодную войну, идеологическую войну, экономические санкции, таможенную войну.
Политические конфликты могут перетекать в политический кризис, создавая множество проблем государству. В состоянии политического кризиса проявляется обострение и углубление уже имеющихся конфликтов, происходит делигитимация структур власти, отсутствует взаимодействие между различными центрами власти, образуются парламентские властные структуры, снижается эффективность социально-политического регулирования и контроля, растет количество стихийных форм политического протеста (митинги, забастовки, демострации и т.п.).
Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются:
· правительственный кризис
· парламентский кризис
· конституционный кризис
Нерациональное поведение конфликтующих сторон, преобладание эмоций, политических амбиций способствует перерастанию политического конфликта в политический кризис.
На характер протекания и результаты конфликта влияет много факторов:
· конкретная историческая обстановка, в условиях которой протекает конфликт;
· социально-экономические условия жизни общества;
· степень развитости демократических отношений;
· общий уровень культуры в обществе и уровень политической культуры;
· плотность населения, его половозрастной и национальный состав.
Имеет место такой географический фактор, как пространство политического конфликта: в большом пространстве конфликт имеет тенденцию к незавершенности. В России, например, частым явлением в периоды усиления налогового и крепостного гнета государства был уход крестьянина на Дон, в Сибирь. Это не способствовало формированию в общественном сознании отношения к конфликту как к социальной норме и выработке навыков его разрешения.
Из психологических факторов: сложившиеся типы характера, темпераменты. В обществе могут преобладать либо конфронтальные типы характера, либо консенсусные.
Предотвращение и урегулирование конфликтов
Центральная проблема конфликтов – контроль над ними или их регулирование.
Регулирование конфликтов преследует цели ограничения интенсивности и масштаба конфликтов путем разработки и применения системы мер.
Политическая практика и теория выработала некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе – компромисс и консенсус.
Несмотря на то, что в большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами с целью их действительного урегулирования, к контролю за конфликтами стремятся и те силы, которые заинтересованы не в урегулировании, а в их обострении, для создания эффективной для себя ситуации. Например, постоянно оспаривая условия, которые предлагают власти, оппозиционные силы ставят их перед необходимостью ужесточать свои требования. Это дает повод обвинить власти в их недемократизме. С другой стороны, правящие элиты нередко выдвигают неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, делая это либо для истощения ее сил, либо для компрометации в глазах общественного мнения, как не стремящейся к общественному согласию.
В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из сторон конфликта, так и непосредственно не участвующая в нем сторона, которая заинтересована в его урегулировании.
Поиск технологий регулирования конфликтов неизбежно предполагает решение следующих универсальных задач:
1. Задача препятствия возникновению конфликта или его разрастанию и перехода в такое состояние и фазу, в которых значительно увеличивается социальная цена за его урегулирование.
2. Задача вывода всех теневых, латентных, неявных конфликтов в открытую форму. Решается для уменьшения неконтролируемых процессов и следствий данного взаимодействия, во избежание внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать.
3. Задача минимизации степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической жизни. Решается чтобы не спровоцировать другие потрясения и соответственно трату дополнительных ресурсов и энергии на их регулирование.
Завершение конфликта
Завершение конфликта предполагает его окончание одним из следующих способов:
1. Подавление одного из субъектов конфликта путем его полного вытеснения за рамки политического поля.
2. Достижение компромисса между субъектами политического конфликта. В этом случае субъекты делают взаимные уступки в целях взаимосохранения.
3. Преобразование политической структуры, в рамках которой возник конфликт с целью исключения всех конфликтных факторов старой системы. В этом случае не гарантируется отсутствие новых конфликтов, но все прежние конфликты разрешаются. Типичные формы такого завершения – реформы. В случае, если органичного снятия не происходит, возникают радикальные способы устранения противоречий старой системы – политические и социальные революции.
Первые два способа относятся к урегулированию конфликтов.
Идеальным завершением конфликта является устранение его предмета и почвы. Подавление одного из субъектов конфликта не достигает этой цели. Такое завершение конфликта называют его разрешением.
Методы урегулирования конфликтов
Можно выделить следующие стратегии поведения субъектов конфликта, с помощью которых они могут достигать своих целей, в том числе и урегулирования конфликта: избегание конфликта, подмена конфликта, конфронтация, приспособление, откладывание конфликта, примирение сторон, арбитраж, переговоры.
Создание благоприятного для разрешения политического конфликта соотношения сил приводит в действие процедуру переговоров. Однако положительный результат возможнен только в случае, если субъекты конфликта проявят к тому политическую волю, способность вести переговоры, склонность к компромиссам. Переговоры включают в себя:
· взаимное уяснение позиций сторон;
· выявление зоны и уровня конфронтационных притязаний;
· нахождение неконфронтационного поля (зона взаимных уступок);
· выявление условий компромисса;
· выявление предмета взаимных уступок с целью ослабления конфликта или недопущения его срыва в деструктивную фазу;
· определение мер и форм гарантии достигнутого соглашения.
Наиболее благоприятным результатом разрешения конфликта является достижение политического консенсуса.
Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Его достижению способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности (терпимости) в обществе, существование институциональных, проработанных государством форм разрешения конфликта, этническая и религиозная однородность общества. Впервые понятие консенсуса было введено в политическую практику О. Контом.
Существует два основополагающих принципа консенсуса:
1. поддержка решения большинством участвующих в его принятии;
2. отсутствие прямых возражений против принятия решения со стороны хотя бы одного из участников.
Таким образом, консенсус – это не единогласие, но отсутствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при решении спорной проблемы вряд ли возможно.
Заключение
Конфликт – это привычное явление, присущее общественным отношениям. Постоянного состояния этих отношений, в котором было бы всеобщее совпадение интересов просто не существует.
Противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру – глубинная причина конфликтов в обществе. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия. Но конфликты чаще всего не предполагают конфронтацию по абсолютно всем вопросам. Именно эта особенность конфликтов позволяет субъектам конфликта осознавать важность и полезность конструктивных двусторонних мер, направленных на достижение консенсуса.
В отношении конфликтов политика играет двоякую роль: с одной стороны – это деятельность, связанная с предупреждением и разрешением конфликтов, с другой – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.
Список литературы
1. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев “Введение в политологию”, учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. С. 349 – 365.
2. М.А. Василик “Политология”, для студентов высших учебных заведений. – М.: Гар-П50, 2006. С. 211 – 216.
3. А. Глухова, В. Рахманин “Политическая конфликтология”, учебное пособие. – Воронеж. 2002. С. 63 – 165, 227 – 278.