Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие политической элиты
Теории политических элит .. 5
1.2. Типология политических элит . 10
Глава 2. Системы формирования и смены политических
2.1.Процесс формирования и смены политических элит 13
2.2. Системы рекрутирования правящей элиты 24
Заключение …………….. 27
Список литературы . 28
Выдержка из текста работы
Теория государства и права Жироховой Алены Александровны
Институт Юридический курс 1 группа 291303
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Теория государства и права
На тему: «Политический режим современной России: проблемы формирования»
Работа допущена к защите _____________________________
Признать, что работа
выполнена и защищена с оценкой ____________________________________________
Руководитель д.и.н, доцент _____________ ___________ Кононова Л.П.
Архангельск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 Понятие политического режима…………………………………………………….5
- Признаки политического режима…………………………………………………9
1.2 Типология политических режимов………………………………………………12
1.3 Современные подходы к изучению политических режимов…………………………………………………………………………………15
2 Политический режим в современной России……………………………………..18 2.1 Проблемы формирования современного политического режима в Российской Федерации ……………………………………………………………………………..22
2.2 Достоинства и недостатки современного политического режима в Российской Федерации ……………………………………………………………………………. 24
2.3 Роль политического режима в системе государственного управления Российской Федерации……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….30
ВВЕДЕНИЕ
Политический режим-это совокупность методов, приемов, при помощи которых осуществляется государственная власть.
Цель работы — рассмотреть политический режим и проблемы его формирования в современной России. Исходя, из цели можно выделить следующие задачи:
- Изучить понятие и признаки политических режимов
- Рассмотреть формирование политического режима в Российской Федерации
Актуальность работы состоит в том, что общество, власть, и отдельные личности должны знать в теории политические режимы и их особенности, чтобы власть могла с учетом интересов общества определить модель управления страной, а общество могло бы участвовать в принятии политических решений и в формировании политического режима.
Степень развития общества зависит от типа политического режима, насколько реализуются права и свободы личности, насколько личность может участвовать в делах государства, и насколько государство заинтересовано в этом.
Политический режим в современной России прошел длительный этап формирования и формируется до сих пор. Сначала существовал монархический строй, затем авторитаризм, более жесткий тоталитаризм, который сопровождался диктатурой во всех сферах общественной жизни, господство идеологии и только сейчас формируется демократический политический режим с пережитками авторитаризма. Существует множество противоречий в Конституции РФ, хотя она обладает высшей юридической силой и противоречий в ней быть не должно. Права человека должны обеспечиваться и охраняться государством. Особенностью современного политического режима в России является то, что интересы власти и общества не совпадают. Общественная власть не имеет авторитета, и у нее нет четкой структуры. В результате получается так, что интересы всего народа не выражаются, а только выражаются интересы определенных социально-политических групп, которые имеют доступ к политической власти.
Обладая признаками демократии, политический режим современной России не является таковым.
Объектом исследования данной работы является политический режим современного российского государства, рассматривается совокупность методов, приемов. Способов управления государством и также его влияние на общество.
Предметом исследования – характерные черты политических режимов, типы политических режимов, современные подходы к изучению политических режимов, особенности формирования политического режима в Российской Федерации и его роль в системе государственного управления.
В курсовой работе использованы источники: монография Г.Ю. Курсковой «Политический режим в Российской Федерации: политико-правовой анализ, различные нормативно-правовые акты: Конституция РФ, от 25.07.2002 №14-ФЗ « О противодействии коррупции и экстремистской деятельности», учебные пособия по политологии В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, Б.А Исаева, учебные пособия по теории государства и права В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, различные статьи из научных журналов: М. В. Баглай «Конституционализм и политические системы в современной России», В.В. Хобта « Политический режим в современной России. Эти источники наиболее полно помогают раскрыть тему данной курсовой.
Политический режим в России достаточно актуальная тема и приковывает к себе внимание политологов и правоведов. Противоречивость российского политического режима порождает множество точек зрения по поводу его развития и формирования.
I Понятие политического режима
Политический режим напрямую зависит от формы правления, его значение в управлении любой страны достаточно велико. Изменение политического режима приводит к тому, что резко меняется внутренняя и внешняя политика государства. Существует множество дефиниций данного понятия.
Политический режим-это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуются демократизмом либо антидемократизмом.1
Определение, которое дал М. Дюверже, получило наибольшее признание и распространение: политический режим-это определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур, групп давления. 2
Современное определение политического режима дали Г. Доннелла и Шмиттер: политический режим-это вся совокупность явных и неявных моделей, которые определяют формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики субъектов, имеющих такой доступ или лишенных его, а также доступные субъектам стратегии борьбы за него.
Политический режим соотносится с понятием политическая система, которое шире, чем политический режим. Р. Макридис отмечал, что политическая система-понятие обобщающее, аналитическое, играющее в осмыслении политической реальности роль концептуального ядра, в то время как политический режим способствует эмпирическому описанию этих реальностей. Политический режим обозначает специфические пути и средства, а также возникающие специфические взаимоотношения.
М.В. Ильин говорит о политическом режиме, как об открытых для изменений моментах правления, переменных параметрах современного конституционного строя. 1
Политический режим-это политическое состояние общества, которое реально складывается и характеризируется качественными и количественными показателями участия народа, наций, социальных групп, отдельных граждан в осуществлении политической власти. 2
Политический режим еще определяют как комплекс методов, способов и средств политического властвования, которые создают определенные условия жизнедеятельности личности и общества.
Политический режим-это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.3Д. Истон писал, что это правила и цели политического взаимодействия. К ним относятся: ценности — жизненно важные, желаемые цели и события, нормы-правила, на основе которых используется жизнь государства и взаимодействие граждан. При этом нормы права могут быть обычными-формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления опыта, передаваемого от поколения к поколению, и легальными , то есть специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах, авторитет — желание и способность граждан действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться системе государственной власти.4
Политический режим масштабно охватывает собой всю политическую систему общества. Исходя из этого, необходимо отметить , что «государственный режим» и политический режим не являются тождественными понятиями.
В государственном режиме, на первое место выносится деятельность государственных органов и то, какими средствами они ее осуществляют, руководствуясь при этом предоставленной им властью. В свою очередь, «политический режим» гораздо шире распространят свое влияние, не ограничиваясь только пределами государства в лице его органов, так как включает в себя работу различных общественных организаций, движений, партий, воздействуя, таким образом, на политическую жизнь всего общества. Традиционно в научном сообществе политический режим принято разделять на виды. При этом необходимо осознавать, что их достаточно много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Во-первых, сущность и форма государства, во-вторых, характер законодательства, обусловленный соотношением различных общественно — политических сил, в-третьих, уровень и стандарт жизни, а также менталитет граждан, исторические традиции страны, расстановка политических сил в мировом политическом пространстве.
Политический режим — сложное и комплексное понятие, что нам и удалось выяснить на основе анализа определений политического режима.
- Признаки политических режимов
Политический режим можно определить не только содержательно, но и структурно, через набор определенных элементов и признаков, отражающих его суть. Понятие политический режим определяет форму правления и неразрывно связан с этим понятием.
В связи с этим можно выделить следующие элементы и признаки политического режима:
- Политический режим является главным элементом политической системы, политическая система шире по смыслу, чем политический режим.
- Отражает основные элементы права и специфику политики
- Принцип легитимности, который включает в себя способы и приемы убеждения граждан в правомерности власти
- Структура институтов, под которой понимаются политические институты в социологической трактовке, т.е. как нормы и правила выборов, формирование выборов, принятия решений
- Партийная система
- Форма правления и роль государства в системе государственного управления
- Наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в этой системе.
- Соотношение понятий управления и самоуправления
- Роль местных органов власти в политическом процессе
- Место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества
- Степень разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
- Положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод
- Степень заинтересованности и вовлеченности граждан в политику и регулирование общественных отношений
- Наличие принципа гласности в работе органов власти, их открытость для контроля и воздействия со стороны общества
- Наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроль общества за деятельностью государства
- Способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров
- Отношения с оппозицией, методы разрешения конфликтных ситуаций1
Благодаря режиму обеспечивается не только динамизм, но и определенная стабильность политической системы, приводящая ее элементы, структурные характеристики во взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию.
Политический режим отражает уровень развития демократии, политический климат в стране в определенный период времени. Например: в период СССР не было демократического государства, а была жесткая регламентация всех сфер жизни общества. Государство не обеспечивало в полной мере права человека и гражданина. Они носили декларативный характер. Когда вся власть сосредоточена у государства, то политическая атмосфера в стране он становится неблагоприятной , так как неотъемлемые права человека должны реализовываться в полной мере.1
Таким образом, можно сделать вывод, что политический режим зависит от степени демократизации общества и уровня жизни общества.
- Типология политических режимов
Политический режим — это система форм и методов властвования , через которое государство легитимирует свое существование и развитие, характеризуются демократической направленностью или либо антидемократической . Критериям для разграничения служит политический режим-характер и способы взаимоотношения власти, общества и граждан. 2
В зависимости от этого выделяются следующие виды политических режимов: авторитарный, тоталитарный, демократический.
Компаративисты, которые изучают новые независимые государства, заметили, что понятие тоталитаризм не отражает их политической сущности. По Х. Линцу все недемократические режимы делятся на тоталитарные и авторитарные. Его подход был взят за образец в компаративистике, так как Х. Линц определил специфику недемократических режимов, соотнес их с позитивными характеристиками демократии, а авторитарные режимы противопоставил тоталитарным.
Большинство существовавших и существующих недемократических режимов носят авторитарный характер. Специфику авторитарных режимов определить трудно, автократия-это категория, включающая в себя такие категории, которые не являются ни демократией, ни тоталитаризмом. Большинство определений авторитаризма не позволяет зафиксировать своеобразие данного типа политических режимов. Например: философ И.А. Ильин говорил, что любое государство , которое управляется властью, не зависит от народного избрания и контроля, является авторитарным. Но эта черта не охватывает специфики автократии и вполне приложима к тоталитарным режимам. Определение Х. Линца включает целый ряд черт: ограниченный плюрализм, отсутствие разработанной идеологии, активное участие широких масс населения в управлении государством запрещено. Главной особенностью авторитарного режима является то, что правит один человек или небольшая группа. Этот режим определяет беспрекословное подчинение граждан власти, исключает широкое обсуждение перед принятием решений, критику политического курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки и общественности. В СМИ запрещена гласность и везде присутствует цензура.
Общественное мнение редко учитывается властью. Оппозиционными партиями чинятся всяческие препятствия в работе, а правящей партии создаются искусственные преимущества. В государственный аппарат собираются исключительно сторонники правящей верхушки. Систематически нарушаются права человека. Авторитарный режим устанавливается в случаях захвата власти в итоге переворота, осуждения социальной базы поддержки власти. При авторитарном режиме правления и политической системе происходит множество изменений, которые способствуют сужению политической системы , совпадает с системой власти, разрастается карательный аппарат , выборы производятся под четким надзором полиции, снижается общественный контроль за деятельностью политической системы, властью не учитывается общественное мнение, усиливается давление государства на общество, приостанавливается действие конституции или ее отдельных глав, которые гарантируют права человека, власть во всей своей полноте передается диктатору. 1
Широта понятия авторитаризм, а также разнообразие новых независимых государств породили многочисленные типы политических режимов. Э. Шилз выделил два типа режима, которые находятся между двумя полюсами — демократией и тоталитаризмом: первый полис — это опекающая демократия, характеризуемая гипертрофией исполнительной власти, и второй полис характеризуется понятием- модернизирующая олигархия, ей свойственно доминирование военной или бюрократической власти, которая безразлична к проблеме демократизации страны.
Д. Аптер выделяет следующие типы авторитаризма: диктаторские, олигархические, не прямо представительные, представительные.
А. Медушевский говорит об авторитарных режимах: ограниченный плюрализм, не патримониальный, преторианский, авторитарно-бюрократический. 1
Впервые термин тоталитаризм был введен Бенито Муссолини в 1922 году. Если применять этот термин к обществу, то он понимается как управление социальной системой, а также людьми, их сознанием. Тоталитаризм означает подчинение человека государству, контроль со стороны государства над личностью, ее сознанием, психологией, идеологическими факторами с целью формирования угодного человека, управление обществом на основе устрашения и идеологии. Спецификой тоталитарного режима является то, что общество становится бесклассовым, деформируется политическое сознание, вся полнота власти находится у диктатора, внедрение идеологии во все сферы общественной жизни. Представляя собой один из способов власти, тоталитаризм характеризует различные уровни общественной организации. Тоталитаризм, как и демократия- это преимущественно нормативные понятия, обосновывающие и отражающие социальный идеал, который нигде и никогда в полной мере не был реализован. Тоталитаризм как понятие отражает, прежде всего, высокую степень контроля государства над гражданами, их политическим сознанием и поведением.
Классическая модель тоталитаризма базируется на тех признаках, которые в большей или меньшей степени были присущи сталинскому режиму в СССР, национал-социалистическому — в Германии и фашистскому в Италии. Можно выделить следующие черты тоталитаризма: гегемония одной партии, всевластие полиции, отрицание прав человека, национализация собственности, монополизации идеологии, диктатура во всех сферах общественной жизни. Такой политический режим функционирует за счет использования ресурсов страха и принуждения.2
В тоталитарном политическом режиме отсутствуют понятия гражданское общество, правовое государство. Права и свободы человека не реализуются в полной мере, а всего лишь написаны на бумаге.
Противоположностью тоталитарного и авторитарного режима является демократический политический режим. Понятие демократия значит народовластие. Такая ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока что не до конца реализована. Можно выделить следующие признаки демократии: население участвует в формировании и осуществлении государственной власти, решения принимаются большинством, но учитываются интересы меньшинства.1Демократия базируется на гражданском обществе ,c его развитой структурой, существование правового государства и действие его принципов, выборность и сменяемость центральных и местных органов, их подотчетность избирателям, легитимация государственной власти, силовые структуры находятся под демократическим надзором общества, их деятельность регламентируется законами, доминируют методы убеждения, а не принуждения, верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Демократии свойственен политический плюрализм, многопартийность, гласность, СМИ свободны от цензуры, реально осуществляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. В отношении субъектов права действует принцип права дозволено все, что не запрещено законом. Это означает, что индивиды должны осуществлять свои действия в соответствии с правовыми предписаниями. 2
Знание черт политических режимов помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
- Современные подходы к изучению политических режимов
Политический режим как государственно-политическое явление изучается двумя науками политологией и теорией государства и права. В этих науках состоят различия в предмете познания, анализ одних и тех же явлений под разным углом зрения, использование специфической методологической базы и понятийного аппарата привели к формированию двух современных подходов к пониманию политических режимов: политико-системного и формального.
Теория государства и права выработала формальные определения политического режима как совокупности средств, методов осуществления государственной власти. Данный подход характерен для теории государства и права и нашел свое отражение в работах А.Ф. Черданцева, А.И. Демидова, Н.Г. Александрова и многих других исследователей. Понятие политического режима имеет прикладной характер и отождествляется с системой методов управления государством, отражает понятие о форме государства как о совокупности трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
В литературе встречаются различные наименования политического режима: способы, средства, методы, формы, приемы политического управления. Критика формального подхода как технического характерна для исследователей, которые пытаются доказать обоснованность выделения нескольких смыслов в понимании политического режима. Удвоение понятия, которое не рассматривается как нечто вредное для науки, не раскрывающее сущности данного явления, его значимости для политических процессов. Наблюдается неразрывная связь политического режима и политической системы. Политический режим является динамической составляющей политической системы общества и через определенные составляющие реализуется государственная власть. Р. Арон полагает, что чертами различных видов политических режимов являются: способ организации власти и способ реализации власти.
Прослеживается наибольшая сложность при характеристике политического режима как совокупности способов организации власти, представляющей необходимость учета значимых проблем формирования власти при осуществлении анализа политического режима и формы правления. Наличие определенной формы правления не гарантирует демократизма или антидемократизма. Нельзя говорить о том, что факт наличия в соответствующем государстве монархической или республиканской формы правления позволяет точно определить вид политического режима.
При анализе политического режима нужно учитывать не только средства организации власти, но и правовые особенности формирования политического режима. Попытки уподобить политический режим с совокупностью структур, осуществляющих власть. Такая позиция по сути отождествляет политический режим с государственным механизмом, обедняя понятие государственного режима.
В специфику политико-системного подхода заложено понимание режима как выражение политической системы общества. В ряде определений указывается на политический характер субъектов, осуществляющих политическое управление либо политическую природу самой системы и политическую борьбу. Особую роль в политико-системном понимании политических режимов играет их сопоставление с политической системой как сферой осуществления власти. В политико-системном подходе выделяют два направления Первое связано с выделением политико-правовых, институциональных характеристик режима, второе-с наличием социологических оснований данного явления. Среди сторонников политико-системного подхода можно выделить: Л.И. Азарова, Л.В. Сморгунова, М.Х. Факушина, И.М. Кривогуза. Политичсекий режим в системном подходе определяется как совокупность определенных структур власти, которые преследуют общие цели и используют разные специфические методы. Политико-правовой подход характеризует данное явление как состояние политической системы, для которой присуще определенное соотношение сил между субъектами данной системы по поводу осуществления политической власти, использование ее механизмов воздействия на общество.
Интегративно-дефинитивный подход характеризует структуру политического режима. Анализ широкого круга определений политического режима показывает либо излишнюю формализованность дефиниций этого явления, либо оказывается слишком запутанным из-за включения в них абстрактных элементов, которым чрезвычайно сложно дать объективный анализ. Рассмотрение политического режима должно строиться на рассмотрении внутренней и внешней сфер. Только соединение внешнего выражения политического режима как совокупности методов, средств, способов осуществления государственной власти и его сущностной составляющей как динамического элемента политической системы позволит сформулировать целостное, всестороннее понимание политического режима.1
- Политический режим в современной Российской Федерации
В 90-х годах преобладали такие определения российского режима как «суперпрезиденство», «выборная монархия» или «дефектная монархия». В работах российских политологов можно встретить неясные публицистические определения такие как, например, «гибрид авторитаризма и демократии»1, «либеральный авторитарный режим с демократическими тенденциями», «управляемая демократия» или «манипулятивная демократия». Политический режим в Российской Федерации создан с рядом особенностей. Некоторые авторы определяют его, как переходный. В.С. Нерсесянц- как сочетание элементов авторитаризма с либерализмом», М.В. Баглай –как политический центризм.2Политический режим, рассматриваемый как совокупность норм, способов, форм взаимодействия между государством и личностью играет определяющую роль в общественном развитии, поскольку от характера этих взаимоотношений зависит и судьба государства, и судьба отдельной личности. Заложенные в Конституции РФ основы демократического политического режима (в Конституции РФ 1993 года термин «демократия» ассоциируется с политическим режимом и используется в преамбуле и в статье 1 части 1 Конституции РФ), что Россия-это демократическое федеративное правовое государство, с республиканской формой правления3. Политический режим напрямую связан с формой правления. Это проявляется в первую очередь, в способах формирования законодательной, исполнительной и судебной власти, в системе сдержек и противовесов, роли и месте главы государства в системе государственной власти, формировании многопартийности, развитии гражданского общества, состоянии прав и свобод человека. В условиях демократического политического режима формируется институт президентства- совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти. Б.П. Елисеев определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании институтов государственной власти.1В 1990 годы российское общество было конфликтным, так как социально-экономические изменения привели к тому, что общество оказалась реструктурированным и даже сейчас наблюдается поляризация общества. В 1997 году численность маргиналов возрастает на 10 % от общей массы населения. Особенность процесса состояла в том, что люди, упавшие на это социальное дно, уже не могли возвратиться к нормальной жизни.
ТГП курсовая работа Жироховой Алены — Стр 2
Допущенные просчеты свидетельствуют о том, что существующая модель управления изжила себя. Вместо непопулярных методов воздействия на общество нужно наоборот использовать общество, чтобы модернизовать систему управления. Немалое количество россиян живет ниже прожиточного минимума. Другие группы населения не верят в демократию, но те не менее дорожат экономической свободой. Очень много политической пропаганды в СМИ. Насаждаются идеалы демократии, поэтому россияне скептически относятся к демократическим институтам, не участвуют в политической жизни страны. Образ демократии расходится с социальными ожиданиями граждан2.
Сложившаяся в России к середине 1990 годов характеризовалась сосредоточением обширной власти а руках президента, что характерно для президентской республики. При классической президентской системе правления тип политического режима можно назвать «делегированной неконсолидированной демократией», внешне похожей на современную представительную демократию: она соответствует минимальным формальным критериям демократического устройства, но по своей политической практике больше напоминает авторитаризм. Правовые основы заложены Конституцией РФ 1993 года.1
В России все отчетливее проявляются черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местных уровнях избираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы); существует принцип разделения властей; гарантированы и закреплены в Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина; реально действует оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти. Политический режим в Российской Федерации имеет конституционные и демократические начала. 2
2.1 Проблемы формирования политического режима в РФ
Политический режим в Российской Федерации уже давно перестал быть демократическим, если не считать определение его таковым в Конституции, а определенные демократические институты превратились в обслуживающие силы интересов главы государства и правящей элиты. Представляется, что российский политический режим в начале 21 века превратился в один из авторитарных режимов, аналогичных режимов, созданных как в ряде постсоветских государств. Наиболее актуальные политические проблемы современного режима в Российской Федерации в контексте развития института прав и свобод личности, так как именно полнота и качество реализации прав и свобод является одним из базовых показателей того, какой политический режим установился в нашей стране. Личные права и свободы граждан ограничиваются, а государство все более жестко регулирует не только экономическую сферу, но и активно пытается с помощью законодательных мер регламентировать и иные сферы жизни общества: культуру, идеологию, деятельность общественных институтов. Причем основные нарушения прав и свобод в рамках российского политического режима сосредоточены в сфере, которую американские авторы называют свободой выражения мнения, охватывающей 3 ключевых права и еще одно примыкающее: свобода мысли и слова, свобода собраний, свобода совести и права на объединение. Примеры: нарушение статьи 29 Конституции РФ, т. е. ограничение на свободу мысли и слова. Свобода слова относится к числу фундаментальных прав человека и признается во всем мире. В России она гарантирована Конституцией Российской Федерации (глава 2, ст. 29) и ратифицированной Россией и обязательны к исполнению согласно ст. 15 п.4 Конституции РФ. Если проанализировать основные факты нарушения свободы слова, которые обсуждаются в прессе и проводятся правозащитными организациями, то можно говорить о нескольких направлениях ограничений этой фундаментальной свободы.
В 2002 году в России были приняты федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности»1и « О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ», в связи с принятием ФЗ « О противодействие экстремистской деятельности, которые в качестве санкции за возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, предусматривают предупреждение, а также прекращение деятельности организаций СМИ.
Ограничения свободы слова в Интернете в печатных СМИ- посредством уголовного преследования блоггеров за разжигание межнациональной ненависти и вражды (Ст. 282 УК РФ), призывы к экстремистской деятельности (Ст. 280 УК РФ), а также административно-правовыми санкциями в виде приостановления деятельности в СМИ (ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности») и создания законодательного механизма закрытия сайтов-ведения Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов. Также известны случаи возбуждения уголовных дел по ст. 282 УК РФ за высказывания в интернете. Например: оскорбление сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, в РФ ограничиваются базовые права и свободы человека.
В конституционном принципе равенства всех перед законом и судом наблюдаются противоречия. В Российской Федерации судьи, прокуроры депутаты привлекаются в особом порядке к уголовной ответственности, это означает, что они не отвечают наравне со всеми гражданами перед законом и судом.
Политические, культурные, экономические препятствия мешают утверждению полноправного демократического политического режима в России: недостаток опыта демократического правления, существующие культурные воззрения, ценности, верования и соответствующие им образцы поведения россиян являются культурным препятствием; главное экономическое препятствие-бедность, причина которой заключается в неразвитой экономике. Реформы могут не получить демократическую легитимацию в связи с трудностями социального обеспечения. Отсюда противоречие: поощрение развития рыночной экономики происходит путем ограничения демократических прав. Развитая рыночная экономика порождает социально-структурные предпосылки для развития демократии и содействует достижению общественного согласия. Но реализация такого политического проекта возможна при демократической легитимности.
К сожалению, в истории российской государственности практически отсутствуют парламентские традиции, мало опыта не только демократического управления, но и общественной, политической жизни в условиях демократии, отсюда-низкая политическая культура. В 90-е годы XX века формирование современных партий в России было сопряжено с присущим ей типом социальной стратификации, связанной с резкой поляризацией в обществе, противостоянием различных социальных интересов. В связи с этим появилось множество немногочисленных локальных партий одновременно возникли затруднения с формированием партий, способных выражать общенациональные интересы. Период политической нестабильности сформировал краткосрочные стратегии поведения в политике, что не способствовало созданию дополнительных стимулов для досрочного партийного строительства; трансформация политического режима оттеснила политические партии на политическую обочину. Такое состояние в области партийного строительства в случае отсутствия сильного лидера чревато разрушительными последствиями для самих политических партий, так и для самого политического режима.
Дефекты российской многопартийности объясняются не только неопытностью российских политиков, но и рядом объективных причин, характеризующих нынешнее состояние политической системы в целом. Так, заложенная система сдержек и противовесов минимизирует участие партий через государственную думу в формировании исполнительной власти и в контроле за ее деятельностью; существующая избирательная система не в состоянии реально отразить реальное соотношение участников избирательного процесса, равно как и реальное соотношение политических сил.
Становление институтов гражданского общества происходит сложно и противоречиво : государство оставило за собой рычаги контроля и управления; конституционно закрепленные свобода слова, печати, митингов, объединений не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому защищаются не столько правовыми, сколько административными средствами. Нормы Конституции в полной мере не гарантируется государством, а носит лишь декларативный характер и поэтому формирование правового государства и гражданского общества пока, что не получило четкого оформления в нашей стране.1
Российская правовая система лишь имитирует демократические процедуры, декларируя пользование правами, но оставляя широкий простор для манипулирования и разного рода ограничений прав и свобод человека и гражданина по политическим и иным мотивам. Судебная и правоприменительная практика свидетельствует о массовых случаях ограничения прав и свобод, когда налицо «избирательное» применение нормы права. В целом наиболее уязвимой в России оказывается именно свобода выражения мнения, при этом власть использует самые различные механизмы для того, чтобы обезопасить себя даже не от смены режима, а от его модернизации. На этом практика опасна для государственности, протестные настроения в обществе отнюдь не затухают, а будут накапливаются и перерастать в иные формы.
Политика правящего режима в настоящее время сводится к тому, что вводятся законодательные ограничения конституционных прав и свобод и дается большая свобода усмотрения правоприменительными органами по использованию размытых, оценочных понятий, определяющих соответствующие правонарушения. При этом ранее нарушения свободы выражения мнения также имели место, но власть старалась избирательно использовать возможности закона посредством судейского усмотрения.
Политика усиления государственного принуждения в целях подавления оппозиционных настроений в обществе не дает результатов. Единственный рациональный путь- проведение крупных политических реформ. Только реальная политическая конкуренция с изменением правовых основ может действительно поставить Россию в ряд демократических стран, чьи интересы будут основаны на приоритете и уважении прав человека, а не на поиске «мифических врагов», которые мешают создать сильное государство и манипулированное элитой запутанное гражданское общество.
Необходимо изменить Конституцию и создать систему, при которой правительство формируется парламентом и подотчетно ему, а граждане свободно объединяются в партии, блокируются на выборах избирательные блоки, и в результате появятся действительно самостоятельные субъекты политической системы. Президент должен утратить те колоссальные полномочия, которые легитимируют в России его безграничную власть. Конституционные реформы в нашей стране-насущная необходимость, и отрицание требований их реализации ведет лишь к усилению общественного противостояния, к росту нетерпеливости и отчуждения общества от власти.
- Достоинства и недостатки современного политического режима в Российской Федерации
В России наблюдаются демократические тенденции ее развития. В государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. На первый план выходит задача построение гражданского общества и правового государства, в котором личность чувствует себя защищенной правом от произвола государственной власти. В России права человека приобретают массовую ценность, что служит более весомой гарантией от произвола.
У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, а также к свободе слова. Выборы на региональном уровне производятся не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.
В условиях социально-экономической и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических принципов, прав, норм, методов политического управления не получают пока адекватной реализации.
В президентской республике России при разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, институтов еще не достаточно хорошо сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к спорам и конфронтации разного рода. Нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства.
Парламент отходит на задний план, так как президент зарезервировано действует через голову парламента при принятии законов, решений или оказывает давление на представительные органы.
Проводятся социально-экономические реформы, которые были названы самой властью непопулярными, привели к расколу общества. При отсутствии среднего класса как такового такой раскол ведет к росту авторитарных настроений, конфликты между различными группами населения и властью, вызывают массовое нарушение прав человека, их права на жизнь, на удовлетворение элементарных потребностей. 40% населения России живет за чертой бедности.
Обнищание населения, задолженность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместимы с утверждением гражданского общества, с личными и политическими правами.
Сложный и противоречивый характер процесса становления демократии в России не прямолинеен, обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.
Наша страна не имела исторических, политических традиций демократии, конституционализма, парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильным господством тоталитарного и авторитарного политического режима.
Переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима десятилетиями господствовавшего в стране в условиях кризиса российского общества.
В процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического режима правового и социального государства. Например: расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне, которая унесла множество жизней невинных людей, дефолт, невыплаты зарплаты, социальные реформы, противоречащие конституции.
В менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопические идеи того, что кто-то придет и изменит их жизнь и порядок в стране навсегда.
Россия обладает признаками демократии, но таковой не является. Существуют различные противоречия в нормах Конституции РФ и действительностью. В государстве присутствует консерватизм и общественное согласие, пожалуй, только это и будет критерием демократического политического режима в России.1
Чтобы в России усиливались демократические направления необходимо проведение реформ, которые положительно скажутся на обществе : реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.
В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого делопроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям государства.
Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия в стране авторитаризма.
Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней распределение полномочий смещено в сторону исполнительной власти, а особенно президента. Усилению недемократических тенденций способствуют такие факторы как: распространение терроризма, рост преступности, этнорегиональные и конфессиональные конфликты, нестабильность ситуации внутри правящих элит, нестабильность политической системы, военные действия в Чечне.
Тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят новые задачи, требующие времени и большего напряжения всех социальных ресурсов.
- Роль политического режима в системе государственного управления Российской Федерации.
Политический режим-это одна из разработанных в юридической науке категорий, поскольку нормативное оформление политического режима демонстрирует истинное лицо государства. Политический режим показывает характер взаимоотношений между личностью и государством, проявляющихся в реализации права и закона, коренным образом трансформирует государство и право, поэтому он требует пристального внимания юридической науки.
Политический режим является той частью формы государства, которая непосредственно связана с правовой системой, определяет правовую политику государства, задает вектор развития правовой системы. Именно от характера политического режима, зависит, в каком направлении осуществляется действия закона как средства обеспечения и решения всего комплекса задач, стоявших перед обществом и государством. Политическая стабильность в обществе и государстве напрямую связана с политическим режимом.
Сущность российского политического режима закреплена в базовых положениях Конституции РФ.
Согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
Суверенитет народа-основной элемент современного государственного строя, возникающий на определенном этапе развития, имеющий теоретическое обоснование.
Современное понимание сущности народного суверенитета может быть определено следующими положениями: суверенитет принадлежит общей воле народа, направленной на общее благо, суверенитет народа не связан никаким законом, поскольку провозглашен принцип народовластия, суверенитет народа неотчуждаем, народное представительство-волеизъявление народа.
В Конституции Российской Федерации выстроена юридическая модель народовластия, которая представляет собой систему институтов, посредством которых реализуется народный суверенитет.
Принцип конституционного статуса законодательной, исполнительной и судебной власти заключается в признании и конституционном закреплении доминирующего положения в обществе и государстве российского общества.
Демократичность российского государства состоит в том, что граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе и правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц-президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации.
Конституция РФ закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России, определяет механизм ее осуществления. Власть реализуется народом непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, различают представительную и непосредственную демократию в зависимости от волеизъявления народа. Народ выступает доверителем, а представительное собрание- доверенный орган народа.
Сущность народного представительства заключается в том, что оно является таковым в силу закона. Современный парламентаризм, в том числе и российский, базируется на признании парламента органом, который представляет весь народ, а каждого депутата мандатарием народа. Воля народа реализуется посредством закона, обязывая депутата поступать в соответствии с конституционными принципами, который выражают волю народа, действуя в его интересах.
Демократический политический режим обеспечивает реальную возможность участия в управлении государством и обществом. Народовластие реализуется через участие в выборах, которое является способом конструирования органов власти на всех уровнях.
Конституционная модель государственной власти в России не является прямолинейной, упрощенной, лишенной привлекательности для населения, так как наложена на социальные патерналистские ожидания стабильного государственного порядка за счет разумного правления сильной личности. Поэтому ориентированная на сильную президентскую власть российская модель республики до настоящего времени не вызывает в обществе недовольства.
В нашей стране идет ориентация на права и свободы человека и гражданина, а это является демократической направленностью политического режима.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политический режим имеет важное значение для системы государственного управления. От политического режима зависит степень демократизации общества, и какие методы государственная власть выберет для управления страной. Политический режим в Российской Федерации достаточно неоднозначен и противоречив, так как наблюдается формирование демократического политического режима с чертами авторитарного и тоталитарного режима, что опять же не позволяет нам утверждать, что политический режим в России является демократическим.
В данной курсовой работе мне удалось достичь цели, рассмотреть политический режим и проблемы его формирования в современной России. И на основе этого можно сделать вывод, что формирование политического режима в России – это сложный и длительный процесс, так как политический режим в России прошел много этапов формирования и продолжает свое развитие до сих пор. Нам удалось выяснить, что становление политического режима в Российской Федерации наблюдаются демократические и недемократические тенденции его развития. Также в данной курсовой мне удалось решить задачи, поставленные во введении. Я изучила понятие и признаки политических режимов, рассмотрела формирование политического режима в Российской Федерации. Я пришла к выводу, что политический режим многоаспектен, а его развитие в Российской Федерации обусловлено потребностью общества и политической власти. Многие правоведы и политологи вырабатывают разные подходы к пониманию политического режима, разные дефиниции понятия политического режима. Политический режим в Российской Федерации имеет свои особенности: народовластие, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, но не всего права человека уважаются и ставятся превыше всего в нашей стране. Ни один политический режим не может быть совершенен, все равно у него будут свои проблемы формирования и не учет определенных факторов общественного и политического развития общества. Политический режим в Российской Федерации будет развиваться и дальше и будут достигнуты такие явления как формирование правового государства и гражданского общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. — М.: Эксмо, 2014.-К 65 64с
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности» // CЗ РФ. 2002.№30. Ст. 3031
- Политология : Учебник / Под ред. Ачкасова В.А. , Гуторова В.А .-М.: Юрайт — Издат, 2006.-692c
- Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России// Журнал российского права.- 2003.- №11. С 17
- Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Логос,2002.-488с
- Елисеев Б.П. Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа. М., 1994. С 13
- Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с
- Исаев Б., Баранов Н. Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров.-СПБ.: Питер. 2012.-448с
- Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. – СПБ . : Питер 2008.-395с
- Клюкина Е.А. Понятие политического режима и критерии классификации/Е. А. Клюкина// Современное право.-2012.№11.-С 15-20
- Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. проф. Корельского В.М. и проф. Перевалова В.Д.-2-е изд., изм. и доп. – М .:Издательство НОРМА, 2002.-616c
- Политический режим в Российской Федерации: политико-правовой анализ: монография/ Г.Ю. Курскова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-203с
- Лазарев В.В., Липень С. Теория государства и права: Учебник для вузов.-2-е изд., испр. и доп.- М.:Спарк, 2000.
- Политология для юристов: учеб. пособие/ Малько А.В., Соломатин А.Ю..- М.: Издательство Юрайт. 2010.-384c
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. -2-е изд., перераб. и доп. М.:Юристь,2000.-765c
- Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. — М.: Издательство «ПРИОР», 1997.-495с
- Назаренко О.А .Политический режим: теоретико-правовая характеристика /О.А. Назаренко //Politbook.- 2013-№2-С.167-168.
- Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.-4-е изд., перераб. и доп.- М. :Аспект Пресс, 2002.-477с
- Тирских М.Г. Современные подходы к пониманию политического режима: анализ в свете юридического и политологического знания // Академический юридический журнал. — 2008.- № 3. — С 4-11
- Устюгов М.А. Политический режим в современной России /М.А. Устюгов //Журнал Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2007.-№3.-С 86-88.
- Политический режим в современной России //В.В. Хобта// Актуальные вопросы современной науки .- 2013.- №28.- С 111-121
- Яковлев А.Н. Реформация России//Общественные науки и современность.- 2005.-№2.-С 8
1Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. проф. Корельского В.М. и проф. Перевалова В.Д.-2-е изд., изм. и доп. – М .:Издательство НОРМА, 2002.-189-190.-с
2Клюкина Е.А. Понятие политического режима и критерии классификации/Е. А. Клюкина// Современное право.-2012.№11.-С 15-20
1 Политология: Учебник/Под ред. Ачкасова В.А. , Гуторова В.А .-М.: Юрайт — Издат, 2006.-235-237.-с
2 Назаренко О.А .Политический режим: теоретико-правовая характеристика /О.А. Назаренко //Politbook.- 2013-№2-С.167-168.
3 Лазарев В.В., Липень С. Теория государства и права: Учебник для вузов.-2-е изд., испр. и доп.- М.:Спарк, 2000.-189с
4Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. -2-е изд., перераб. и доп. М.:Юристь,2000.-125-126с
1Теория политики: Учебное пособие/Под ред. Б.А. Исаева — СПБ.: Питер, 2008.-166-168с
1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. -2-е изд., перераб. и доп. М.:Юристь,2000.-93-94с
2 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.-4-е изд., перераб. и доп.- М. :Аспект Пресс, 2002.-173с
ТГП курсовая работа Жироховой Алены — Стр 3
1Теория политики: Учебное пособие/Под ред. Б.А. Исаева — СПБ.: Питер, 2008.-168-169с
1Политология : Учебник /Под ред. Ачкасова В.А. , Гуторова В.А .-М.: Юрайт — Издат, 2006.-245-248с
2 Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов.-М.: Издательство «ПРИОР», 1997.-146-147с
1Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений.-М.: Логос,2002.-178с
2Политология для юристов: учеб. пособие/ Малько А.В., Соломатин А.Ю..- М.: Издательство Юрайт. 2010.-151-159с
1Тирских М.Г. Современные подходы к пониманию политического режима: анализ в свете юридического и политологического знания // Академический юридический журнал. — 2008.- № 3 — С 4-11
1 Яковлев А.Н. Реформация России//Общественные науки и современность. 2005.-№2.-С 8
2 Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России// Журнал российского права.- 2003.- №11.- С 17
3 Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг .- М.: Эксмо, 2014.-К 65 64с.
1 Елисеев Б.П. Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа. М., 1994. С 13
2 Политический режим в современной России //В.В. Хобта// Актуальные вопросы современной науки .- 2013.- №28.- С 111-121
1 Политический режим в Российской Федерации: политико-правовой анализ: монография/ Г.Ю. Курскова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-200-203с
2Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. – СПБ . : Питер 2008.-188-198с
1Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности»//CЗ РФ. 2002.№30. Ст. 3031
1Политический режим в Российской Федерации: политико-правовой анализ: монография/ Г.Ю. Курскова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-200-203с
1Устюгов М.А. Политический режим в современной России /М.А. Устюгов //Журнал Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2007-№3-С.86-88.
1Политический режим в Российской Федерации: политико-правовой анализ: монография/ Г.Ю. Курскова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-200-203с