Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы политической антирекламы………………………….5
1.1. Понятие и характеристика PR , антирекламы, ее связь с «черным PR»…5
1.2. Характеристика и способы политической антирекламы…………………10
2. Антиреклама Ю.М.Лужкова на федеральных телеканалах………………..13
2.1. Краткая биографическая справка Ю.М. Лужкова…………………………13
2.2.Описание антирекламы на федеральных телеканалах, ее влияние на рейтинг мэра………………………………………………………………………15
2.3. Отстранение от должности Ю.Лужкова и вызванная этим реакция……19
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиография…………………………………………………………………….23
Выдержка из текста работы
Вследствие произошедших за последнее время смены средства коммуникации, приоритетным является не столько содержание, сколько форма. В связи с этим особое значение приобретает образ журналиста.
Информационной функция телевидения как ведущая порождает иллюзию, состоящую в том, что главная профессиональная задача тележурналистов заключается в простой констатации факта. Ведь журналист обязан быть объективным, а главный критерий объективности — отсутствие журналистского комментария. Но сама форма подачи этого факта на телеэкране может целиком выразить ту позицию, которую занимают авторы сюжета, передачи. Порой неопытные или неквалифицированные журналисты, будучи уверенными, что их собственное отношение к явлению (или отсутствие такого из-за неготовности к суждению о сложных жизненных проблемах) останется скрытым от телезрителя только потому, позволяют вести себя в кадре абсолютно непосредственно, открывая телезрителю и личностную незрелость, и невежество, и неосознанную агрессивность по отношению к мнению, отличному от собственного. Так же экранный образ, выбранный для журналиста, не всегда для него органичен. В результате телезрители воспринимают такого журналиста как неискреннего, фальшивого человека, вследствие чего, естественно, вызывают недоверие и те суждения, мысли, оценки, которые преподносятся им с экрана. Этим факторами и обусловливается актуальность данного исследования.
Теоретическую часть исследования составили труды теоретиков телевидения, а также работы специалистов из отраслей, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме.
Эмпирической основой курсовой работы послужили телевизионные передачи таких каналов, как Первый канал, Россия-1, НТВ. Такой выбор был вызван из-за анализа образов ведущих этих каналов, что и составило основу эмпирической части работы. Объектом исследования является экранный образ тележурналиста с точки зрения сочетания формы и содержания.
Цель работы – как можно более полно раскрыть составляющие образа тележурналиста, показать по каким критериям зритель воспринимает экранный образ, чтобы понять, весь механизм восприятия человека на экране.
Современная модель идеального телеведущего
Последнее десятилетие наше общество перенесло немало потрясений, значительно изменивших и жизненные реалии, и мировоззрение людей. Телевидение как один из важнейших социальных институтов не могло оказаться в стороне от этих изменений. В периодизации отечественного телевидения приняты этапы тоталитарного, или доперестроечного ТВ(до 1987 г.), перестроечного ТВ (1987-1991 г.) и постперестроечного ТВ. Современное телевидение связанно с пропагандой демократических реформ во властных структурах и во всех сферах общества. «По мере демократизации общества, — писал в 1991 году В.Рябчиков, кандидат философских наук, — на ТВ утверждаются приоритеты творческой индивидуальности и, следовательно, по-настоящему остро встает вопрос о профессионализме…» . По логике автора, вопрос о профессионализме тележурналистов на советском телевидении был второстепенным.
Коммунистическая убежденность, страстная партийность, преданность делу марксизма-ленинизма — главные качества советского тележурналиста. «Ни один, казалось бы, самый что ни на есть профессиональный вопрос нельзя на телевидении решать вне его этической основы»1,- утверждал наш замечательный критик В.С.Саппак.
Но постперестроечное телевидение получило значительное цензурное послабление. Право на информацию — один из основополагающих принципов любого демократического государства. Но фраза эта наполняется разным смыслом в зависимости от того, с какой целью ее произносят. Иногда этим лозунгом прикрывают всего лишь недостаток профессионализма: показать труп — в подробностях, долгим крупным планом, особенно внимательно задержавшись на кровавых ранах или трупных пятнах — много ума не надо. Внушить телезрителю отвращение к жестокости, сочувствие к жертве посредством видеометафоры, образного звукоряда — под силу далеко не каждому журналисту. По крайней мере, это требует творческих и нравственных усилий, тогда как в первом случае достаточно зачитать за кадром сводку МВД.
Ссылаясь на стремление показать объективную картину, тележурналисты порой забывают о том, что объективность видеокадра по природе своей условна, поскольку в каждый конкретный момент видеокамера запечатлевает не всю действительность, а только часть ее, произвольно выхваченную из потока жизни. Да, труп убитого — это реальность. Но и соседи, разговаривающие шепотом, как при тяжело больном, и женщина, завешивающая зеркало черным — это тоже реальность, но только оставшаяся за рамками кадра. Изображение на телеэкране — это всегда результат выбора, и ответственность за этот выбор, в конечном счете, несет журналист.
Характерными чертами современного телевидения является криминализация эфира (рост сюжетов, смакующих кровавые подробности), неуважительное отношение к собеседнику, тенденциозность в подаче информации, скрытая реклама, манипулирование журналистами в политических играх.
Работа тележурналиста является синтезом задачи, которую перед ним поставила редакция, и его личностными характеристиками – предпочтениями, миропониманием, вкусом, мастерством, профессиональной интуицией. Журналист получил право иметь свое суждение, обрел, казалось бы, утраченное личностное мнение.
Интерес к действиям, происходящим на экране, вызывается, помимо содержания и смысла, еще и характером общения. Личность ведущего раскрывается в основном в жанре интервью. Чтобы определить способности ведущего вести диалог, необходимо охарактеризовать такие личностные качества журналиста, как умение заметить смешную сторону высказывания, чувство юмора.
Исследуя подготовительный период творческого осмысления журналиста, Горохов В.М. пишет: «Чем богаче предмет, тем больше возможностей предоставляется автору. Вместе с тем, чем активнее журналист, чем полнее выявляются его знания, чем ярче раскрываются способности, тем точнее решается творческая задача». Любому творческому решению полезен период ожидания, пока оно не обладает личностно-значимым содержанием. В таком случае полезны такие приемы, как отказ от штампов, переформулирование задачи, рассмотрение предмета с разных точек зрения, использование ассоциаций, сравнений, интуиции.
Существуют несколько признаков, по которым можно охарактеризовать индивидуальный стиль ведущего: индивидуальная для этого журналиста систематизация работы и набор приемов; функциональная необходимость в использовании данных приемов и методов. Если рассматривать безликость некоторых журналистов с психологической точки зрения, то главными причинами этого являются инертность, равнодушие, низкий уровень мыслительных операций, неудачно подобранный образ. Среди факторов, определяющих современную модель идеального тележурналиста, по-прежнему на первом месте стоит убежденность, система принципов, определяющая жизненную позицию журналиста и, следовательно, являющаяся для него нравственным критерием дозволенного на экране. В идеальном образе ведущего можно выделить три слагаемых: компетентность, природные данные, и эрудиция. Так же немаловажным фактором является высокий уровень профессионального подкованности: от умения работать перед камерой до заинтересованного, живого, разговора с интервьюером, что может подчеркнуть огромную нравственную и политическую компетентность телеведущего. ………..
Заключение
Образ тележурналиста является разнородным явлением. Понятие образа включает в себя как внешние проявления и признаки, направленные на восприятие конкретной аудиторией, так и специально для этого созданные; личные качества ведущего, которые могут выражаться в различных формах: стиле одежды, манере держаться, чувстве юмора; индивидуальные поведенческие характеристики (как свойства темперамента, так и свидетельства профессионального опыта) и многое другое.
В основе экранного образа должна лежать личностная доминанта, то есть те личностные особенности журналиста, которые в наиболее полной и яркой форме отражают его индивидуальность: наклонности, способности, профессиональные знания и умения.
Попытки искусственного конструирования экранного образа, опирающегося лишь на желательные черты, приводят к появлению на экране журналистов, вызывающих у телезрителей реакцию отторжения. Стремление создать благоприятное впечатление лишь за счет внешнего подражания некоему образцу воспринимаются телезрителем как неестественность, фальшь, отсутствие подлинной индивидуальности. Экранный образ, смоделированный имиджмейкерами по заранее «заказанным» параметрам, лишь приблизительно соответствующий с действительно присутствующими чертами у конкретного человека, может стать успешным только при случайном совпадении «образца» и «копии». Позиция продюсеров, при которой расчет делается на подобное счастливое стечение обстоятельств при формировании образа телеведущего, малоперспективна.
Профессиональные навыки тележурналиста включают в себя компетентность, коммуникабельность, эрудицию, телегеничность, артистичность, талант в самом широком смысле слова, сопереживание (эмпатия), сочувствие способность адекватно воспринимать собеседника, психологическую и социальную зрелость и многое другое. Особенно важно развивать в себе способность к сопереживанию для журналистов-интервьюеров и ведущих контактных передач (ток-шоу, передач с элементами интерактивного общения).
Таким образом, для достижения успеха журналисту необходим сбалансированный, органично присущий личности ведущего и ожидаемый зрителями, точно выверенный набор многих качеств.
Внешний вид не имеет для тележурналиста первостепенного значения, но он создает основу восприятия его образа. Гораздо больший эффект воздействия на аудиторию оказывают манеры ведущего – поведение, способы общения с аудиторией. Лучшими качествами любого ведущего являются естественность и логичность, которые выражаются в речи, позах, мимике, жестах.
Наиболее важной составляющей образа тележурналиста является его речь. Языковой стиль – явление индивидуальное. Часто благодаря этой индивидуальности отдельные передачи имеют успех. Важно отметить, что многие профессионально необходимые тележурналисту качества нельзя перенять, они имманентны по природе (тембр голоса, телегеничность, чувство юмора, коммуникабельность и т.п.).
В любом случае оценка образа телезрителем базируется на личных симпатиях (или антипатиях), пристрастиях, установках и носит субъективный характер.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Аграновский А. Из записных книжек. 1951-1984 гг. // Дружба народов. — 1987. — №3.
2. Андроникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино. — М., 1974. — 326 с.
3. Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1994. С.38
4. Бойкова Н.Г., Васильева Т.В.Сколько лиц у ведущего / Вестник СПбГУ. Сер. 2, 1993 г.
5. Братышев Д.Е. Создание имиджа телевизионного ведущего: Дис. Канд. филол. Наук.- М., 1998.
6. Буданцев Ю. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. — М., 1979. — 122 с.
7. Буданцев Ю.П. Экранный образ. — М., 1993. — 119 с.
8. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб, 2004 г.
9. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства, М., 1989 г.
10. Горюнова Н. Художественно-выразительные средства экрана, Ч.2, М., 2000
11. Ильченко С.Н., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Говорит и показывает кафедра РТ, СПб, 2004 г.
12. Кузнецов Г. Семь профессий тележурналиста // Культура. ~ 1996. — 22 июня — 28 сентября.
13. Кузнецов Г. Семь профессиональных граней журналиста ТВ, М., 2001 г.
14. Ляшенко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире. — М., 1999. — 128 с.
15. Муратов С.А. Документальный телефильм как социальное и эстетическое явление экранной журналистики: Дис. док. филол. Наук. — М., 1990.
16. Орлова Б.А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля: Дис. канд. псих. Наук. — М, 1997.
17. Осинский В.Г. Личность на экране. СПб., 1989 г.
18. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники, М., 2008 г.
19. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж.-М., 2001.-238 с.
20. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. — М., 2002. — 223 с.
21. Перипечина Г.В. Экранный образ тележурналиста: методика формирования: Дис. канд. филол. Наук. — М., 1998.
22. Попова Т.И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. — СПб., 2002.-219 с.
23. Ядов В.А. О различных подходах к концепции личности и связанных с ними различных задачах исследования массовых коммуникаций.//Кяэрику-3. Личность и массовая коммуникация. Тарту. 1969.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Преснякова JI.A. О журналистах и цензуре // fom.ru/repQrts/frames/dOQ2935.html
2. Петрова А. Что движет журналистами? // fom.ru/reports/frames/of012201. htmI
3. Петрова А., Климова С. Популярные ведущие теленовостей // fom.ru/reports/frames/of19974905.html