Выдержка из текста работы
- 1. Какие цели преследует предмет БЖД когда он был в программе для изучения? 2
- 2. Состояние окружающей среды и факторы риска, влияющие на здоровье человека 3
- 3. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья школьников 7
- 4. Виды и условия трудовой деятельности человека 15
- 5. Негативные факторы производственной среды 17
- 6. Условия труда и их подразделение состоянию производственной среды 19
- Литература 22
1. Какие цели преследует предмет БЖД когда он был в программе для изучения?
2. Состояние окружающей среды и факторы риска, влияющие на здоровье человека
Любой процесс в техногенной и природной среде совершается с образованием отходов в виде материальных и энергетических потоков. Закон неустранимости отходов и побочных воздействий производств гласит: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и не могут быть переводины из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве».
Отходы сопровождают работу любого производства (промышленного сельскохозяйственного и т.п.). Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, твердых промышленных и бытовых отходов и мусора на поверхности и в недрах Земли.
Кроме материальных отходов, работа производств и реализация различных технологий связана с поступлением в среду обитания потоков энергии различных видов: механический (шум вибрация), тепловой электромагнитной и т.п.
Отходы поступают во все элементы техносферы: в рабочие и иные зоны производственных помещений, на промышленные площадки, в городскую среду и жилые помещения, а также негативно воздействуют на природную среду.
Отходы загрязняют среду обитания и образуют в ней опасные зоны, для которых характерные высокие концентрации токсичных веществ и / или повышенные уровни энергетического воздействия.
Загрязнение атмосферного воздуха. Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.
Самыми распространенными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: оксид углерода СО, диоксид серы SО2, оксид азота NОx, углеводороды СnHm и пыль.
Кроме приведенных выше веществ и пыли, в атмосферу выбрасываются и другие, более токсичные вещества. Так, вентиляционные выбросы заводов электронной промышленности содержат пары плавиковой (тиоцианатной), серной, хромовой и других минеральных кислот, органические растворители и т.п. В настоящие время насчитывают более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, и их количество увеличивается.
Загрязнение поверхностных вод. Водоемы загрязняются поверхностными стоками (смывы с земной поверхностности) и сточными водами. В России водопотребление в 2005 г. Составило 73,2 км3 (53,1 — на производственные нужды; 19,1 — на хозяйственно питьевые нужды; 14,3 — на орошение; 4,3 — на нужды сельского хозяйства и 9% — прочие нужды).
Внутренние воды загрязняются сточными водами различных отраслей промышленности (металлургической, нефтеперерабатывающей, химической и др.), сельского и жилищно-коммунального хозяйства. Основными источниками загрязнений являются жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность и сельское хозяйство.
Загрязнения делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.
Биологические загрязнения попадают в водоемы с бытовыми и химическими стоками, в основном предприятия пищевой, медико-биологической, целлюлозно-бумажной промышленности.
Химические загрязнения поступают в водоемы с промышленными, поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся нефтепродукты, тяжелые металлы и их соединения, минеральные удобрения пестициды, моющие средства.
Физические загрязнения поступают в водоемы с промышленными стоками, при сбросах из выработок шахт, карьеров, при смывах с территорий промышленных зон, городов, транспортных магистралей, за счет усаживания атмосферной пыли. Всего в 2005 г. В водоемы страны сброшено 58,9 км3 сточных вод, из них 22,4 км3 загрязненных.
Загрязнения земель. Нарушение верхних слоев земной коры происходит при добычи полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т.п. почвенный покров существенно загрязняется осадками в зоне рассеивания различных выбросов в атмосфере, пахотные земли — привнесении избыточного количества удобрений и применении пестицидов.
Ежегодно из недр земли извлекается огромное количество горной массы, однако вовлекается в оборот около трети и используется в производстве около 7% объема добычи. Большая часть отходов идет на переработку, но около 9 млн. т вывозится в места неорганизованного складирования и на городские свалки.
Существенное загрязнение земель происходит в результате осаждения токсичных веществ из атмосферы. Наибольшую опасность представляют предприятия цветной и черной металлургии. Зоны загрязнения их выбросов имеют радиус около 20…30 км, а превышение ПДК достигает 100 раз. К основным загрязнителям относятся никель, свинец, бенз(а)пирен, ртуть и др.
Опасны выбросы мусоросжигательных заводов, содержащие тетраэтилсвинец, ртуть, диоксины, бенз(а)пирен и т.п. Выбросы ТЭС содержат бенз(а)пирен, соединения ванадия, радионуклиды, кислоты и другие токсичные вещества.
Интенсивно загрязняются пахотные земли при внесении удобрений и использовании пестицидов. Внесение удобрений компенсируется изъятием из почвы растениями азота, фосфора, калия и других веществ. При этом вместе с удобрениями, содержащими эти вещества, в почву вносятся тяжелые металлы и их соединения, которые содержатся в удобрениях как примеси. К ним относятся: кадмий, медь, никель, свинец, хром и др. Выведения этих примесей из удобрений — трудоемкий и дорогой процесс. Особую опасность представляет использования в качестве удобрения осадков промышленных сточных вод, как правило, насыщенных отходами гальванического и других производств.
3. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья школьников
Такая неравномерность распределения в течение года учебного и каникулярного времени противоречит фундаментальному в физиологии принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года.
Хочется надеяться, что изложенные в ней материалы послужат основанием для серьезного осмысления педагогической общественностью важности для здоровья детей и подростков изменений всего учебно-воспитательного процесса в школах, с тем, чтобы урок по любому учебному предмету способствовал не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического и соматического здоровья, чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. А для этого потребуется не только следовать по пути соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям обучения учащихся, но и совершенствовать педагогические технологии и режимы школьного обучения.
4. Виды и условия трудовой деятельности человека
5. Негативные факторы производственной среды
Травмирующие и вредные факторы подразделяются на физические, химические, биологические и психофизические. Физические факторы — движущиеся машины и механизмы, повышения уровня шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещенность, повышенный уровень статического электричества, повышенное значение напряжения в электрической цепи и другие; химические — вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающих токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием на организм человека и влияющих на его репродуктивную функцию; биологические — патогенные микроорганизмы (бактерии вирусы и др.) и продукты их деятельности, а также животные и растения; психофизические — физические нагрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Конкретные производственные условия характеризуются совокупностью негативных факторов, а также различаются по уровням вредных факторов и риску проявления травмирующих факторов.
Травмирующие и вредные факторы производственной среды, характерные для большинства современных производств, приведены ниже:
Группа факторов |
Факторы |
Источники и зоны действия факторов |
|
Физические |
Запыленность воздуха рабочей зоны |
Зона переработки сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, сварки и плазменной обработки, обработки пластмасс, стеклопластиков и других хрупких материалов, участки дробления материалов и т.п. |
|
Вибрации: общие локальные Акустические колебания: инфразвук |
Виброплощадки, транспортные средства, строительные машины Виброинструмент, рычаги управления транспортных машин |
||
шум |
Зоны около виброплощадок, мощные двигатели внутреннего сгорания и других высокоэнергетических систем |
||
ультразвук |
Зоны около технологического оборудования ударного действия, устройств для испытания газов транспортных средств, энергетических машин |
||
Статическое электричество Электромагнитные поля и излучения Инфракрасная радиация Лазерное излучение Ультрафиолетовая радиация Ионизирующие излучения Электрический ток |
Зоны около ультразвуковых генераторов, дефектоскопов; ванны для ультразвуковой обработки Зоны около электротехнического оборудования на постоянном токе, зоны окраски распылением, синтетические материалы Зоны около линий электропередач, установок ТВЧ и индукционной сушки, электроламповых генераторов, телеэкранов, дисплеев, антенн, магнитов Нагретые поверхности, расплавленные вещества, излучение пламени Лазеры отражают лазерное излучение Зоны сварки, плазменной обработки Ядерное топливо, источники излучений, применяемых в приборах, дефектоскопах и при научных исследованиях Электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электропроводом и т.д. Зоны движения наземного транспорта |
||
Химические |
Загазованность рабочей зоны Запыленность рабочей зоны Попадание ядов на кожные покровы и на слизистые оболочки Попадание ядов в желудочно-кишечный тракт |
Утечка токсичных газов и паров из негерметичного оборудования, испарение из открытых емкостей и при проливах, выбросы токсичных веществ при разгерметизации оборудования, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей Сварка и плазменная обработка материалов с содержанием Cr2O3, MnO, пересыпка и транспортировка дисперсных материалов, окраска распылением, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями, содержащими бериллий Гальваническое производство (травление и т.п.), заполнение емкостей, распыление жидкостей (опрыскивание, окраска поверхностей) Ошибка при применении жидкостей умышленное действия |
|
Биологические |
Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) |
Обработка материалов с применением эмульсоров |
|
Психофизиологические |
Физические перегрузки: статические динамические Нервно-психические перегрузки: умственное перенапряжение перенапряжение анализаторов монотонность труда эмоциональные перегрузки |
Продолжительная работа с дисплеями, работа в неудобной позе Подъем и перенос тяжестей, ручной труд Труд научных работников, преподавателей, студентов Операторы технических систем, авиадиспетчеры, работа с дисплеями Наблюдение за производственным процессом Работа авиадиспетчеров, творческих работников |
6. Условия труда и их подразделение состоянию производственной среды
Литература