Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации……………………………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации…………..5
1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы…………………………..10
1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики….12
1.4. Социальная адаптация сложный механизм социализации личности..15
Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска…………………………………………………………………….18
2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска……………………………18
2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости……………………………………………………………………………………………24
2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости………………………………………………………………………..29
2.4. Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков
г. Ульяновска………………………………………………………………………………………….32
Заключение
Список литературы
Приложения
Выдержка из текста работы
Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации……………………………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации…………..5
1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы…………………………..10
1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики….12
1.4. Социальная адаптация – сложный механизм социализации личности..15
Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска…………………………………………………………………….18
2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска……………………………18
2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости……………………………………………………………………………………………24
2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости………………………………………………………………………..29
2.4. Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков
г. Ульяновска………………………………………………………………………………………….32
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.
Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков. Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных %и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.
Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы исследования.
В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).
Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу алкогольной ситуации в городе «факторов риска». Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.
Цель работы – выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.
Задачи:
— установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков г. Ульяновска;
— раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;
— обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков г. Ульяновска.
Объект исследования – молодежь и подростки г. Ульяновска.
Предмет исследования – подростковый алкоголизм в контексте социальной профилактики.
Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации
1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации
Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством и системы методов, приемов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется миниисследование. Полученный социальный диагноз служит основанием принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследования социального явления[6].
Социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям[8].
Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения[13].
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной профилактики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена профилактика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии "социального здоровья"[11] рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
— предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
— проведение общей профилактики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
— проведение специальной профилактики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; — построение выводов, на основе которых делается заключение.
Выявленные в ходе общей и специальной профилактики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в этой или иной социальной сфере. Определение диагноза — заключительный этап социальной профилактики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодоления, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов[6]:
— объективность; заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
— причинность; обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
комплексный подход; в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
— научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это методы сбора информации, обработки и анализа информации, методы определения приоритетов проблемы[2].
К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них. Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить. Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.
Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.
Сравнение является неотъемлемой частью профилактики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения профилактики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем. В процессе профилактики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.
Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной профилактики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедура.
Принятые на основе социальной профилактики решения и рекомендации реализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика[9].
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.
1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы
Социальная профилактика – это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе[11].
В Российском педагогическом словаре социальной работы понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучение причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социальный диагноз[9], как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной, базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
— предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
— проведение общей профилактики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
— проведение специальной профилактики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
— построение выводов, на основе которых делается заключение.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов[6]:
— объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
— причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
— комплексный подход в изучении социальных проблем объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
— научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой[9]. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Психолого-педагогическая профилактика[11] – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.
Социальная защита детства[18] – специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.
Ребенок[6] – лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия). В практике социального и медицинского обслуживания в педагогике выделяются также грудные дети (от рождения до года), дети дошкольного возраста (от 1 года до 6-7 лет), дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), подростки (от 11 до 13-14 лет) и юноши (от 15 до 18 лет).
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развить активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.
Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая, таким образом, педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка.
Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – специальной. Специальной профилактикой[13] можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п.
В последние годы много внимание уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами:
— детство является тем периодом, в которой закладывается фундамент личности;
— в детстве закладывается нравственные и эстетические эталоны;
— в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;
— нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению;
— в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью;
— в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители и педагоги – главные авторитеты.
Социально-педагогическая профилактика[11] – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективности (какой она реально является) и субъективного (какой она переживается и воспринимается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания и перестройку их взаимодействия.
Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей:
— охрана здоровья населения – искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитание физически и духовно крепких людей;
— профилактика девиантного поведения:
а) профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;
б) профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, алкоголизм и токсикомания – основная цель – создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.
Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия, они могут быть определены как:
— нейтрализирующие;
— компенсирующие;
— предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
— устраняющие эти обстоятельства;
— мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.
1.4. Социальная адаптация – сложный механизм социализации личности
Понятие «адаптация» означает приспособление[2]. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, психологическая, социальная.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Социальная адаптация означает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Процесс социальной адаптации рассматривают на трех уровнях:
— общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
— социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
— сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов.
Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Выделяют четыре основных аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы.
Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями.
Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активности личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при которой происходит формирование и осознание своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как:
1) когнитивный включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.;
2) эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния;
3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.
В целом, все эти социально-психологические механизмы адаптации личности составляют полное единство.
Эффективность, конечные результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек.
Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска
2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска
Исследование проводилось по материалам НИЦ «Регион» и маркетингового агентства «Артефакт».
Всего, с той или иной частотой, сейчас алкоголь употребляет 86,3% молодых ульяновцев, что несколько больше чем в 2001 г. — 71,3%. В табл. 1 представлены данные, иллюстрирующие частоту употребления алкоголя молодыми ульяновцами в 2001 и 2005 гг. Хорошо видно, что увеличение количества потребителей алкоголя произошло за счёт тех, кто употреблял его эпизодически — 1–2 или несколько раз, в то время как процент употребляющих алкоголь часто или регулярно вырос незначительно.
Таблица 1.
Частота употребления алкоголя в 2001 и 2005 гг. (в процентах от числа ответивших)
Пробовали всего |
Пробовал 1–2 раза |
Пробовал несколько раз |
Употреблял свыше 10 раз, но не регулярно |
Употребляю регулярно |
|
2001 г. |
71,3 |
1,4 |
11,9 |
48,0 |
10,0 |
2005 г. |
86,3 |
7,6 |
18,8 |
50,0 |
9,9 |
Между юношами и девушками, употребляющими алкоголь, есть некоторые различия (табл. 2). Так, всего употребляли алкоголь 84,9% юношей и 87,5% девушек. Кроме того, среди юношей меньшее количество, чем среди девушек, употребляет алкоголь, но более регулярно, а среди девушек — больший процент, чем среди юношей, употребляет алкоголь, но с меньшей регулярностью.
Таблица 2.
Частота употребления алкоголя юношами и девушками в 2005 г. (в процентах от числа ответивших)
Пробовали всего |
Пробовал 1–2 раза |
Пробовал несколько раз |
Употреблял свыше 10 раз, но не регулярно |
Употребляю регулярно |
|
Юноши |
84,9 |
6,7 |
16,9 |
46,3 |
15,0 |
Девушки |
87,5 |
8,4 |
20,4 |
53,1 |
5,5 |
Таким образом, можно утверждать, что молодёжь разного пола руководствуется при реализации аддиктивного поведения в отношении алкоголя различными паттернами употребления. В целом девушкам более свойственно останавливаться на этапе проб или эпизодическом потреблении, а юношам более свойственно регулярное потребление аддиктивных веществ.
Мы также можем отметить существенную разницу в частоте и количестве потребляемого алкоголя между молодыми людьми, обучающимися в различных типах учебных заведений (табл. 3). Из табл. 3 хорошо видно, что чем старше респонденты, тем больший их процент, с большей частотой и регулярностью употребляет спиртные напитки. Так, в вузах вдвое больше регулярных потребителей спиртного (12%), чем в школах (6,6%). Причём колледжи отличаются более благоприятным распределением по частоте потребления спиртного — в них наименьший процент регулярных потребителей алкоголя.
Таблица 3.
Частота употребления алкоголя молодыми людьми, обучающимися в различных типах учебных заведений в 2005 г. (в процентах от числа ответивших)
Пробовали всего |
Пробовал 1–2 раза |
Пробовал несколько раз |
Употреблял свыше 10 раз, но не регулярно |
Употребляю регулярно |
|
Школы |
79,0 |
13,2 |
25,1 |
34,2 |
6,6 |
ПТУ |
81,6 |
11,4 |
19,3 |
40,4 |
10,5 |
Колледжи |
83,8 |
8,9 |
16,2 |
53,6 |
5,0 |
Вузы |
90,2 |
4,8 |
17,0 |
56,4 |
12,0 |
При оценке потребления алкоголя следует обращать особое внимание на структуру его потребления. Так, при оценке количества спиртных напитков разных видов (пиво; слабоалкогольные коктейли и другие напитки этого типа; сухие и шампанские вина; креплёные вина; крепкие напитки — водка, коньяк, самогон), которые респонденты употребили за последние 7 дней, нами были выявлены изменения в структуре потребляемых спиртных напитков между опрошенной учащейся подростки 1999 г. и 2005 г. (табл. 4). Данные приведены в миллилитрах и стандартных дозах. Стандартная доза для пива составляет одну бутылку. Для слабоалкогольных коктейлей мы считали стандартную дозу также как и для пива, равной одной бутылке. Для вина, как сухого, так и креплёного, стандартная доза составляет 75 мл, а для крепких спиртных напитков (коньяка и водки) стандартная доза составляет 30 миллилитров.
Таблица 4.
Структура потребляемых ульяновской молодёжью в 1999 и 2005 гг. спиртных напитков (усреднённые показатели за неделю в стандартных дозах и миллилитрах)
1999 г. |
2005 г. |
|||
cт. доз |
мл |
cт. доз |
мл |
|
Пиво |
3,7 |
1842 |
1,7 |
860 |
Вино сухое, шампанское |
0,8 |
60,3 |
0,9 |
65,8 |
Вино креплёное |
0,8 |
56,9 |
0,4 |
30,8 |
Водка, коньяк, самогон |
5,9 |
175,9 |
2,9 |
85,7 |
Лонгер и др. слабоалкогольные коктейли |
— |
— |
0,5 |
171,6 |
Как видно из таблицы, значительно уменьшилось среднее количество потребляемого пива и крепких напитков, и незначительно увеличилось количество потребляемого сухого вина и шампанского. Кроме того, обращает на себя внимание довольно высокое количество потребляемых молодёжью слабоалкогольных коктейлей. Этот показатель был введён нами в анкету в ответ на появление в структуре наркологических больных случаев зависимости (алкоголизма), вызванной систематической алкоголизацией напитками этого типа.
Особо следует отметить разницу между девушками и юношами в структуре потребляемого алкоголя (табл. 5). Как видно из табл. 5, девушки потребляют больше вина и слабоалкогольных коктейлей, а юноши — больше пива и крепких спиртных напитков (коньяк, водка).
Таблица 5.
Структура потребляемых юношами и девушками спиртных напитков (усреднённые показатели за неделю в стандартных дозах и миллилитрах)
Юноши |
Девушки |
|||
cт. доз |
мл |
cт. доз |
мл |
|
Пиво |
2,6 |
1300 |
0,9 |
450 |
«Отвертка» и др. слабоалкогольные коктейли |
0,4 |
132 |
0,7 |
231 |
Вино сухое, шампанское |
0,9 |
76,8 |
1,2 |
86,3 |
Вино креплёное |
0,4 |
31,4 |
0,5 |
37,7 |
Водка, коньяк, самогон |
3,5 |
106,2 |
1,3 |
38,7 |
Особого рассмотрения, на наш взгляд, заслуживает структура алкогольной мотивации и её генерализация в молодёжном сознании. Поскольку качественной характеристикой аддиктивного поведения по отношению к алкоголю выступает мотивация его потребления, в анкету была включена модифицированная нами методика количественного изучения мотивации потребления алкоголя (МПА) В. Ю. Завьялова, которая оценивает алкогольную мотивацию по девяти шкалам, сгруппированным в три блока (социальные, психологические и патологические мотивы). Каждый блок содержит по три мотивационные шкалы.
К блоку социальной мотивации относят традиционные мотивы (социально обоснованные, культурально распространённые мотивы), субмиссивные мотивы (мотивы подчинения групповому давлению, навязыванию выпивки референтной группой) и псевдокультурные мотивы (мотивы, выражающие стремление человека приспособить свой личностный опыт под требования «алкогольной микросреды», в которой он функционирует).
К блоку психологической мотивации относят гедонистические мотивы (стремление получить удовольствие от выпивки), атарактические мотивы (стремление с помощью выпивки снять неприятные переживания, напряжение) и мотивы гиперактивации поведения (стремление с помощью выпивки повысить свою активность, настроение, «для храбрости», испытать «растормаживающий эффект»).
К блоку патологической мотивации относят похмельные мотивы (стремление с помощью алкоголя снять проявления алкогольного абстинентного синдрома, психофизиологический дискомфорт, связанный с отменой спиртного, улучшить своё состояние, пользуясь алкоголем как лекарством), аддиктивные мотивы (от англ. addiction — пристрастие, выражают патологическое влечение к алкоголю, непреодолимую потребность его употребить, «жажду опьянения») и мотивы самоповреждения (стремление пить назло всем окружающим и себе, вследствие утраты перспективы в будущем и смысла трезвой жизни). Степень выраженности тех или иных мотивов оценивается в баллах по каждой шкале, максимум 4 балла. Суммарная оценка по всем шкалам отражает мотивационное напряжение (Имн) и выражает степень генерализации алкогольной мотивации в сознании молодых людей. Полученные нами усреднённые данные представлены в табл. 6.
Таблица 6.
Структура мотивации потребления алкоголя подростками г. Ульяновска
Мотивы |
1999 г. |
2005 г. |
2005 г. |
|
мужчины |
женщины |
|||
Социальные мотивы |
||||
Традиционные |
2,26 |
1,82 |
1,79 |
1,85 |
Субмиссивные |
1,85 |
1,15 |
1,18 |
1,14 |
Псевдокультурные |
1,11 |
0,65 |
0,78 |
0,55 |
Психологические мотивы |
||||
Гедонистические |
1,21 |
0,89 |
0,94 |
0,85 |
Атарактические |
1,18 |
0,87 |
0,93 |
0,82 |
Гиперактивации |
0,77 |
0,51 |
0,59 |
0,45 |
Патологические мотивы |
||||
Похмельные |
0,42 |
0,21 |
0,30 |
0,13 |
Аддиктивные |
0,38 |
0,21 |
0,25 |
0,17 |
Самоповреждения |
0,21 |
0,09 |
0,13 |
0,06 |
Из приведённой таблицы хорошо видно, что структура алкогольной мотивации не претерпела практически никаких изменений. Изменилась только степень выраженности алкогольной мотивации, значительно снизилось мотивационное напряжение с Имн = 9,39 в 1999 г. до Имн = 6,4 в 2005 году.
Наиболее выражены среди ульяновской молодёжи мотивы социальной триады — традиционные и субмиссивные, значимость же псевдокультурных мотивов оказывается достаточно низкой. Далее по выраженности следуют психологические мотивы — гедонистические и гиперактивации поведения, а атарактическая мотивация оказывается ещё менее выраженной, чем псевдокультурная. Наименее выраженными оказываются патологические мотивы — похмельные и аддиктивные, а мотивы самоповреждения имеют наименьшую выраженность среди молодых ульяновцев.
Разница между юношами и девушками в структуре алкогольной мотивации также невелика, в сознании юношей алкогольная мотивация более генерализована (Имн = 6,89), чем в сознании девушек (Имн = 6,02). Кроме того, у девушек несколько более выражена традиционная мотивация, чем у юношей, субмиссивная мотивация выражена практически одинаково, а по остальным шкалам у юношей алкогольные мотивы выражены в большей степени, чем у девушек.
2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости
Как известно, профилактика алкоголизма представляет собой комплекс мер, направленных на ослабление влияния алкоголя на население и его отдельные группы. Профилактика осуществляется посредством выявления и устранения условий и причин алкоголизма. Выделяют медицинскую, правовую и социальную профилактики. Социальная профилактика, в свою очередь, подразделяется на первичную, вторичную и третичную.
Первичная социальная профилактика охватывает процесс формирования в обществе, в регионах негативного отношения к употреблению алкоголя, установок населения на здоровый образ жизни.
Вторичная социальная профилактика предусматривает работу с группами риска (лицами, склонными к употреблению алкоголя, совершению правонарушений).
Третичная социальная профилактика предполагает проведение работ по ресоциализации алкоголиков, а также с индивидами, которые совершили правонарушения, связанные с алкоголем.
Проведение первичной профилактики, которая не связана с большими материальными, финансовыми затратами, зависит от отношения сообщества к потребителю алкоголя как к личности.
Институализация профилактики начинается с формирования у молодёжи потребности в ней. В этой связи нам представляется интересным проследить динамику потребности в профилактике алкоголизма у молодёжи на протяжении последних лет (табл.7).
Таблица 7.
Потребность молодых людей в беседах, разъяснениях о вреде алкоголя как форме первичной профилактики
Нужны ли молодым людям беседы, разъяснения о вреде алкоголя? |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Да |
64 |
69 |
68 |
Скорее да, чем нет |
23 |
19 |
20 |
Затруднилось ответить |
7 |
6 |
5 |
Скорее нет, чем да |
4 |
3 |
4 |
Нет |
2 |
3 |
Мы видим, что мнение подростков о необходимости профилактики аддиктивного поведения в 2006 г. по сравнению с 2004 и 2005 гг. изменилось незначительно. Однако если обратится к ретроспективным данным, в 50-х гг. 73% молодых людей считали профилактику алкогольной зависимости ненужной, в 1979 г. их количество составляло 42%, а в настоящее время лишь 7%. Причины смены представлений подростков о профилактике алкоголизма могут быть следующими. Во-первых, алкоголизм в условиях советского строя считалась элементом буржуазного общества, а при социализме алкоголиков быть не должно. Во-вторых, потребление алкоголя рассматривалось как один из видов криминального поведения, которое регулировала соответствующая статья УК СССР.
С отменой статьи об уголовной ответственности за потребление алкоголя, в сочетании с другими факторами (резкий спад экономики, рост безработицы, падение престижа образования, профессионализма, всплеск преступности, рост аномии в сознании и поведении людей), произошло быстрое погружение молодых людей в алкосистему. Молодые люди уже в 90-е годы начинают сами осознавать потребность в профилактике алкогольной зависимости.
Потребность молодых людей в профилактике можно проследить на примере юношей. На рисунке 1 представлено распределение ответов на вопрос «Нужны ли молодым людям беседы, разъяснения о вреде алкоголя?». Как видно из этого рисунка, у безусловного большинства опрошенных (73%, 69% и 65%) не возникает и сомнения в необходимости профилактической работы среди молодёжи, а около 20% склонны считать, что профилактика «скорее необходима, чем нет». Указанные факты свидетельствуют о необходимости вырабатывать программу, стратегию и тактику профилактических мероприятий противодействия распространению алкоголизма в молодёжной среде.
Рис. 1. Потребность в профилактике алкоголизма среди подростков
О структуре профилактических вмешательств в настоящее время можно судить по рисунку 2. На рисунке представлена частота проведения профилактических бесед различными агентами по оценкам самих респондентов. Можно утверждать, что наибольшая профилактическая активность наблюдается в школе. И это методически правильно, так как именно в школьном возрасте происходит, в большинстве случаев, знакомство с наркотиками. Наименьшую активность в проведении бесед и консультаций проявляют врачи и работники милиции.
Прослеживается положительная динамика количества профилактических вмешательств в молодёжную среду. По результатам последнего опроса, 65% респондентов указали, что родители проводят с ними профилактические беседы. Однако безусловное лидерство в этой области принадлежит учителям. Подобная реакция отражает масштабы и социальную значимость проблемы распространения аддиктивного поведения, которая приобрела эпидемический характер лишь в 90-е годы XX столетия, а в настоящее время вошла в период стабилизации и снижения.
Рис. 2. Распределение профилактических бесед среди различных агентов превентивной деятельности (в процентах от числа ответивших)
Первыми на опасность «заражения» наркоманией среагировали родители молодых людей и педагоги, так как находились в постоянной и непосредственной социальной близости от них. Однако, учитывая низкую степень родительского информационного влияния на молодых людей при высокой частоте вмешательств, возникает опасность недоверия к родителям со стороны молодёжи. В таком случае профилактические беседы со стороны родителей превращаются в «чтение нотаций» и совершенно естественным ответом на них будет (можно быть уверенным, что так оно и есть) реакция эмоционального отторжения подаваемой родителями информации и обращение к альтернативным источникам.
Проблема профилактики алкогольной зависимости учащейся молодёжи во многом зависит от форм и методов её проведения. С этой целью респондентам было предложено оценить значимость мероприятий по профилактике алкоголизма в их учебном заведении (табл. 8).
Таблица 8.
Мероприятия по профилактике алкоголизма в учебных заведениях г. Ульяновска (в процентах от числа ответивших)
Никогда |
1 раз |
Несколько раз |
Регулярно |
||
1. |
Групповые занятия |
54 |
19 |
20 |
3 |
2. |
Индивидуальные занятия |
85 |
5 |
4 |
1 |
3. |
Наглядная агитация, плакаты, фильмы |
44 |
18 |
27 |
6 |
4. |
Распространение брошюр, листовок |
45 |
17 |
29 |
5 |
5. |
Встречи с бывшими алкоголиками |
83 |
6 |
5 |
1 |
6. |
Встречи с врачами, наркологами |
59 |
19 |
16 |
2 |
7. |
Встречи с сотрудниками милиции |
75 |
11 |
9 |
1 |
8. |
Психологические тренинги |
74 |
10 |
10 |
1 |
По оценке молодых людей, наиболее устоявшимися формами профилактики являются: распространение наглядной агитации (56%), брошюр (55%), проведение групповых занятий (46%). Слабо освоены такие технологии, как проведение индивидуальных занятий, организация встреч с бывшими наркоманами (особенно актёрами, спортсменами, эстрадными певцами и т. д.). Настораживает слабое привлечение врачей и наркологов для проведения профилактических консультаций в вузах и ПТУ. На факт отсутствия таких встреч указали 64% студентов и 70% учащихся ПТУ. Психологические тренинги чаще применяются в колледжах, на что указали 30% респондентов.
Одним их факторов, влияющих на утверждение здорового образа жизни среди молодёжи, а также на приобщение молодых людей к алкоголю, является качество проведения свободного времени.
2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости
Свободное время для подростков — это часть времени суток, свободная от учебных занятий и связанная с удовлетворением духовных, физических и социальных потребностей. Свободное время группируют по таким блокам: отдых; развитие умственных и физических сил и способностей; развлечения и общение.
Для определения структуры использования молодыми людьми свободного времени им было предложено ответить на 16 позиций (табл. 9).
Занятия молодых людей в свободное время были разделены на два блока:
1) отдых, развлечения и общение;
2) развитие умственных и физических сил и способностей.
Расчёты показывают, что на отдых, развлечения и общение молодые люди тратят 66,3% свободного времени, а на развитие умственных и физических сил и способностей — соответственно 33,7%.
Таблица 9.
Распределение ответов на вопрос «Чем Вы обычно заняты в свободное время?» (суммарный показатель)
Всего |
Юноши |
Девушки |
|
Ничем, бездельничаю |
0,95 |
0,92 |
0,98 |
Гуляю, общаюсь с друзьями |
2,07 |
2,07 |
2,07 |
Читаю журналы |
1,40 |
1,23 |
1,55 |
Читаю книги |
1,43 |
1,26 |
1,57 |
Смотрю телевизор |
1,87 |
1,85 |
1,89 |
Играю в компьютерные игры |
1,20 |
1,57 |
0,88 |
Посещаю сеть Интернет |
0,82 |
1,06 |
0,62 |
Занимаюсь спортом |
1,47 |
1,73 |
1,26 |
Делаю уроки, учусь |
1,79 |
1,65 |
1,91 |
Хожу в кино |
0,96 |
0,90 |
1,00 |
Хожу в театр |
0,66 |
0,53 |
0,77 |
Посещаю выставки, галереи |
0,64 |
0,56 |
0,70 |
Занимаюсь музыкой |
0,62 |
0,57 |
0,65 |
Трачу время на своё увлечение, хобби |
1,43 |
1,44 |
1,41 |
Посещаю с друзьями кафе, ресторан |
1,28 |
1,23 |
1,33 |
Посещаю клубы, дискотеки |
1,3 |
1,23 |
1,35 |
Данные таблицы свидетельствуют, что основными занятиями в свободное время для ульяновской молодёжи являются «гуляние», общение с друзьями, просмотр телевизора, учёба и увлечения, хобби. Менее распространены такие формы проведения досуга, как занятия спортом, чтение журналов, книг. Молодёжь крайне слабо использует такие формы активного отдыха как посещение кинотеатров, театров, выставок, занятие музыкой. В определённой степени это связано с материальным положением родителей.
Такую структуру свободного времени нельзя назвать благоприятной для формирования здорового образа жизни. Значительный объём «пустого времяпровождения» в структуре свободного времени создаёт условия для приобщения молодых людей к наркотикам и алкоголю.
Наблюдается различие в использовании свободного времени между молодыми ульяновцами мужского и женского пола (рис. 3). Девушки больше времени уделяют чтению книг, журналов, посещению кино, театров, выставок. Настораживает их увлечённость ресторанами, клубами и дискотеками.
Рис. 3. Структура распределения свободного времени среди молодых ульяновцев мужского и женского пола (суммарные показатели)
Показательным является также распределение свободного времени между молодыми ульяновцами, которые употребляли и не употребляли алкоголь. Из рисунка хорошо видно, что молодые ульяновцы, которые пробовали алкоголь, заметно чаще, чем те, кто не пробовал алкоголь, проводят свободное время в прогулках и общении с друзьями, а также чаще посещают с друзьями кафе, рестораны, клубы и дискотеки. Кроме того, употреблявшие алкоголь молодые люди чаще просто бездельничают, занимаются музыкой и посещают сеть Интернет.
Молодые ульяновцы, которые не пробовали алкоголь, заметно больше свободного времени уделяют учёбе и урокам, а также спорту, увлечениям и хобби, просмотру телевизора, чтению книг и журналов, посещению театра, выставок, галерей и кинотеатров.
Многочисленные исследования проблемы алкоголизма подтвердили высокую значимость фактора религиозности в противодействии употреблению алкоголя и других аддиктивных веществ.
Результаты опроса фиксируют достаточно высокий процент (62,7%) молодых людей, склонных себя считать верующими. Причём девушки более религиозны, чем юноши (табл. 10).
Таблица 10.
Отношение юношей и девушек к религии (в процентах от числа ответивших)
Считаете ли Вы себя верующим человеком? |
Да |
Скорее да, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет, чем да |
Нет |
Юноши |
29 |
25 |
20 |
8 |
18 |
Девушки |
33 |
37 |
17 |
6 |
7 |
2.4. Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков г. Ульяновска
Существенно изменилась степень субъективной оценки остроты сложившейся ситуации с употреблением алкоголя и других аддиктивных веществ. Для фиксации этого показателя мы использовали шкалу, составляющую континуум из семи позиций от оценки проблемы как абсолютно несерьёзной до её оценки как очень серьёзной. Мы присвоили каждой из позиций числовое значение в баллах: «очень серьёзная» — 3 балла, «достаточно серьёзная» — 2 балла, «скорее серьёзная, чем нет» — 1 балл, «затрудняюсь ответить» — 0, «скорее не серьёзная» — –1, «не серьёзная» — –2, «абсолютно несерьёзная» — –3. Нами оценивалась острота проблемы относительно двух классов аддиктивных веществ — алкоголя и спиртных напитков.
Динамика оценки ульяновской молодёжью степени остроты этих проблем представлена на рисунке 4. За последние годы мы можем наблюдать возрастание субъективной оценки остроты обоих проблем, причём проблема наркотизма оценивается как более серьёзная, чем проблема алкоголизма, несмотря на его несоизмеримо большие масштабы распространения. Это вполне объяснимо тем фактом, что в отношении алкоголя не существует правовых ограничений, его употребление культурально обусловлено многочисленными питейными обычаями и традициями, существующими на протяжении столетий.
Рис.4. Динамика оценки остроты алкогольных и наркотических проблем
В отношении алкоголя, наоборот, никаких культурально обусловленных и устоявшихся механизмов их употребления не существует, это явление относительно новое. Соответственно, на относительно новую и значительно более латентную опасность общество и реагирует более сильными опасениями. Следует также отметить, что негативные социальные последствия употребления алкоголя гораздо более заметны, чем последствия употребления алкоголя, и во времени наступают значительно быстрее, чем при употреблении алкоголя.
Заключение
В настоящее время в г. Ульяновске уже накоплен значительный объём знаний о том, что надо делать для предупреждения и профилактики подросткового алкоголизма. Сегодня речь идёт о массовом внедрении разработанных технологий. Учитывая, что на уровне общества основное внимание сосредоточено на борьбе с незаконным оборотом алкоголя, очень важно сосредоточить ресурсы области, города, предприятия, ВУЗа, школы на конкретных видах профилактики. В регионе имеются все необходимые условия для создания и внедрения социальных технологий профилактики алкоголизма среди молодёжи и подростков.
В сравнении с предыдущими годами больший процент ульяновской молодёжи стал употреблять алкоголь. Среди юношей меньшее количество, чем среди девушек употребляет алкоголь, но более регулярно.
Молодёжь и подростки разного пола руководствуется при реализации аддиктивного поведения в отношении алкоголя различными паттернами употребления. В целом девушкам более свойственно останавливаться на этапе проб или эпизодическом потреблении, а юношам более свойственно регулярное потребление алкоголя. Выявлена общая закономерность — чем старше респонденты, тем больший их процент, с большей частотой и регулярностью употребляет спиртные напитки.
В последние годы значительно уменьшилось среднее количество потребляемого пива и крепких напитков и увеличилось количество потребляемого сухого вина и шампанского. Обращает на себя внимание довольно высокое количество потребляемых молодёжью слабоалкогольных коктейлей. Девушки потребляют больше вина и слабоалкогольных коктейлей, а юноши — больше пива и крепких спиртных напитков (коньяк, водка).
За последние годы структура алкогольной мотивации не претерпела никаких изменений. Уменьшилась степень выраженности алкогольной мотивации. Наиболее выражены среди ульяновской молодёжи традиционные и субмиссивные мотивы (мотивы, обусловленные питейными обычаями и подчинением групповому давлению) и психологические мотивы — гедонистические (стремление к удовольствию) и гиперактивации поведения (повышение активности и самочувствия).
За последние годы мы можем наблюдать возрастание субъективной оценки остроты проблемы алкоголизма и алкоголизма, причём проблема алкоголизма оценивается как более серьёзная, чем проблема алкоголизма, несмотря на его несоизмеримо большие масштабы распространения.
Полученные данные об отношении учащейся молодёжи к профилактике алкоголизма позволяют сделать ряд выводов и рекомендаций.
1. Подростки, осознавая опасность алкоголизма для здоровья людей, выступают за систематическое проведение бесед и консультаций по данной проблеме со всеми категориями учащейся молодёжи.
2. Молодые люди испытывают потребность в профессиональных консультациях о причинах и социальных последствиях потребления алкоголя. В этой связи необходимо изучить вопрос о введении при УВД Ульяновской области, наркологических центрах штатной единицы по связи с общественностью за счёт местного бюджета.
3. На заседании Ульяновской городской Думы и Законодательного собрания Ульяновской области необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении деятельности Координационного совета по вопросам профилактики и предупреждению распространения наркотизма, алкоголизма, токсикомании и СПИДа среди населения города.
4. При Координационном совете необходимо организовать проведение постоянно действующего мониторинга по оценке эффективности разрабатываемых и действующих программ по профилактике молодежной и подростковой наркотической и алкогольной зависимости, токсикомании и СПИДа в г. Ульяновске.
Список использованной литературы
1. Антология социальной работы. — М.: Сварогъ-НВФ, 2004. – с. 111.
2. Белогуров С.Б. Популярно об алкоголе и алкоголиках. – С-Пб, 2005. – с. 56-58.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология раннего алкоголизма. — Самара, 2005. – с. 68.
4. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. – М, 2004. – с. 113.
5. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. – С-Пб, 2005. – 311с.
6. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.
7. Деватко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. — М, 2004. – с. 97.
8. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. — Челябинск, 2005. – с. 316.
9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М, 2004. – с. 56.
7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- С-Пб.: Питер Ком, 2005. – с. 97.
8. Методика социально-психологической диагностики и группы// под ред. проф. Преображенского И.Д. — М, 2005. – с. 122-125.
9. Муздыбаев К. И. Психология ответственности. — М, 2003. – с. 64.
10. Молодежь и становление новой России/ Б.А. Ручкин// — М.: СОЦИС, 2004. — №5.
11. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества/Б.А. Ручкин, В.Л.Родионов, А.В. Пыжиков// — М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. — №1.
12. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2004 – с. 143.
13. Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В..- М.: Генезис, 2004. – с. 46.
14. Попов В.Т., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. — М.: Социально- технологический институт, 2005. – с. 17.
15. Проблема занятости выпускников учебных заведений/ В.С. Шувалов, О.В. Шиняева // — М.: СОЦИС, 2005. — №1.
16. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Ф.А. Мустаевой. — М.: Академический проект, 2005. – с. 67.
17. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. — М, 2003. – с. 87.
18. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации// под ред. Перишова Д.А. — М, 2005. – с. 145.
19. Студенчество начала ХХ века как объект социально-биографического анализа/ Т.Э. Петрова// — М.: СОЦИС, 2005. — №3
20. Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. — С-Пб: Издательство С.-Пбургского университета, 2005. – с. 78.
Приложения
Приложение 1
Результаты социологического опроса
1. Считаете ли Вы, что алкоголизм — это серьёзная проблема для молодёжи и подростков 2000-х годов?
Очень серьёзная |
62% |
Достаточно серьёзная |
28,8% |
Скорее серьёзная, чем нет |
6,3% |
Затрудняюсь ответить |
1% |
Скорее не серьёзная, чем серьёзная |
0,9% |
Не серьёзная |
0,9% |
Абсолютно не серьёзная |
0,1% |
2. Насколько трудно (или легко) подростку купить алкоголь в Ульяновске?
Трудно |
Скорее трудно, чем легко |
Затрудняюсь ответить |
Скорее легко, чем трудно |
Легко |
4% |
6,9% |
47,4% |
29% |
12,7% |
3. Видели ли Вы человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
72,3% |
19,9% |
7,7% |
4. Знакомы ли Вы с людьми, которые злоупотребляют алкоголем, но не являются для Вас близкими, не входят в Вашу компанию?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
54,6% |
39% |
6,4% |
5. Есть ли среди близких Вам людей (друзья, члены семьи, родственники) те, кто злоупотребляет алкоголем?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
17,2% |
78,7% |
4,1% |
6. Попадали ли Вы в ситуацию, когда в Вашем присутствии употреблялись алкогольные напитки?
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
43,5% |
54,8% |
1,7% |
7. Если да, то как часто это случалось?
Один раз |
Несколько раз |
Много раз |
26,7% |
57,5% |
15,9% |
8. Какое поведение человека по отношению к спиртным напиткам вы считаете нормальным?
Употреблять всегда и любые спиртные напитки, если есть деньги и подходящая обстановка |
3% |
Иногда можно «крепко» напиться |
12,5% |
Пить можно и часто, но слабые напитки (пиво, сухое вино, шампанское) |
19,2% |
Употреблять редко (по праздникам, «за столом») и в ограниченном количестве |
61,5% |
Никогда и ни при каких обстоятельствах не употреблять |
3,8% |
Приложение 2
Вспомните события последних 7 дней. Сколько спиртных напитков разных видов Вы употребили?
1. Начнём с пива. Сделайте отметку на шкале, которая бы соответствовала количеству выпитых бутылок 0,5 л за последние 7 дней (ответы представлены в процентах)
3,5 |
46,1 |
6,7 |
10,9 |
9,3 |
7,3 |
4,7 |
2,6 |
2,3 |
1,7 |
0,7 |
0,5 |
1,3 |
0,2 |
0,7 |
0,2 |
0 |
1/2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
2. Теперь слабоалкогольные коктейли и другие напитки этого типа (лонгер, Submarine, Shake и т. п.). Шкала точно такая же, как и в предыдущем случае, но бутылка ёмкостью 0,33 л. (ответы представлены в процентах)
6,4 |
71 |
4,1 |
6,8 |
5,6 |
2,4 |
1,1 |
1,1 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
3. Теперь сухое вино, шампанское. Шкала в миллилитрах/граммах (ответы представлены в процентах)
66,6 |
4,9 |
4,3 |
2,9 |
4,2 |
1,7 |
2,5 |
0,9 |
1,1 |
0,3 |
1,7 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
0 |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
650 |
700 |
750 |
0,4 |
0,1 |
— |
— |
0,8 |
0,1 |
— |
0,1 |
— |
— |
0,1 |
0,2 |
— |
— |
— |
0,1 |
800 |
850 |
900 |
950 |
1 литр |
1100 |
1200 |
1300 |
1400 |
1500 |
1750 |
2 литра |
2250 |
2500 |
2750 |
3 литра |
4. Креплёное вино (ответы представлены в процентах)
81,1 |
2,5 |
1,9 |
1,1 |
1 |
0,9 |
0,5 |
0,2 |
0,7 |
— |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0 |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
650 |
700 |
750 |
0,3 |
— |
— |
— |
0,3 |
— |
— |
0,1 |
0,1 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,1 |
800 |
850 |
900 |
950 |
1 литр |
1100 |
1200 |
1300 |
1400 |
1500 |
1750 |
2 литра |
2250 |
2500 |
2750 |
3 литра |
5. Водка, коньяк, самогон и т. п. (ответы представлены в процентах)
72,1 |
4,7 |
2,9 |
2,2 |
2,4 |
1,7 |
1,7 |
1,2 |
0,8 |
0,1 |
1,3 |
0,0 |
0,3 |
0,1 |
0,0 |
0,3 |
0 |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
650 |
700 |
750 |
0,3 |
— |
— |
— |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,3 |
800 |
850 |
900 |
950 |
1 литр |
1100 |
1200 |
1300 |
1400 |
1500 |
1750 |
2 литра |
2250 |
2500 |
2750 |
3 литра |
Приложение 3
1. Как часто разные обстоятельства побуждают Вас к употреблению спиртных напитков? (ответы представлены в процентах)
Постоянно |
Довольно часто |
Время от времени |
Довольно редко |
Никогда |
Затрудняюсь ответить |
||
1 |
Приглашение друзей, «давление» группы, других людей |
2,6 |
8,9 |
24,5 |
27,2 |
31,8 |
4,9 |
2 |
Обычаи и традиции, связанные с застольем, праздниками, свадьбами, похоронами и т. п. |
10 |
16,2 |
32,8 |
26,5 |
11,1 |
3,5 |
3 |
Рабочая обстановка, стремление облегчить деловые контакты, обмыть сделку и т. п. |
2,2 |
3,5 |
9,4 |
22,9 |
53,3 |
8,7 |
4 |
Желание получить удовольствие. |
2,6 |
6,8 |
16,7 |
22,2 |
46 |
5,7 |
5 |
Желание повысить свою активность и интерес к жизни |
2,2 |
2,9 |
8,8 |
13,5 |
66,9 |
5,7 |
6 |
Желание отвлечься, забыться, сбросить стресс |
3 |
6 |
15,1 |
24,8 |
46,9 |
4,1 |
7 |
Сильное желание напиться, тяга к алкоголю |
1,3 |
0,6 |
2 |
8,1 |
84,4 |
3,8 |
8 |
Желание похмелиться, восстановить самочувствие |
1,4 |
0,6 |
2,6 |
6,4 |
85,1 |
4 |
9 |
Желание пить безостановочно назло и во вред себе и другим, нет сил остановиться |
1,1 |
0,3 |
0,3 |
1,6 |
93,2 |
3,5 |
2. Включает ли, по Вашему мнению, «молодёжная культура» употребление и распространение алкоголя?
Да |
Скорее да, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет, чем да |
Нет |
6,8% |
13,4% |
22,6% |
12,3% |
45% |
3. Как часто Вы слушаете/смотрите/читаете? (ответы представлены в процентах)
Никогда |
Редко |
Часто |
Регулярно |
||
1 |
Анекдоты про алкоголиков |
13,7 |
61,7 |
21,9 |
2,6 |
2 |
Фильмы про алкоголиков |
21,7 |
63,1 |
13,7 |
1,5 |
3 |
Песни с упоминанием употребления алкоголя |
35,6 |
50,2 |
11,6 |
2,6 |
4 |
Телепередачи про алкоголиков |
19,2 |
59,7 |
19,3 |
1,8 |
5 |
Статьи про алкоголизм и алкоголиков |
29,1 |
53,9 |
15,4 |
1,5 |
5 |
Специальную литературу про алкоголь |
57,9 |
36,5 |
4,9 |
0,8 |
7 |
Художественную литературу про алкоголь и его употребление |
70,3 |
27,4 |
1,8 |
|
8 |
Интернет-ресурсы об алкоголе |
77,5 |
19,9 |
1,9 |
0,7 |
9 |
Рассказы друзей о потреблении алкоголя |
36,5 |
44,7 |
15,8 |
3 |
4. В какой степени Вы знакомы с «жаргоном алкоголика»?
Не знаком с ним совершенно |
41,9% |
Знаю значение лишь некоторых слов |
40,4% |
Знаю жаргонные слова, но не пользуюсь ими в общении |
15% |
Знаю жаргонные слова, использую их в общении |
2,7% |
5. Как часто Вы обсуждаете проблему алкоголя в кругу друзей, знакомых?
Никогда |
Иногда |
Часто |
Регулярно |
34,1% |
59,8% |
4,8% |
1,3% |
6. В каком качестве Вы согласны принять людей, злоупотребляющих алкоголем?
Как членов семьи |
1,6% |
Как близких друзей, соседей |
3,7% |
Как членов трудового коллектива (класса, группы, бригады…) |
2,7% |
Как жителей микрорайона, работников предприятия (учеников школы, студентов вуза) |
5,7% |
Как жителей города (населенного пункта, в котором Вы живёте) |
6,1% |
Как граждан России |
7,3% |
Не хотел бы, чтобы алкоголики были в стране |
72,8% |
7. Какие эмоции у Вас вызывает общение с потребителями алкоголя?
Позитивные |
Скорее позитивные, чем негативные |
Затрудняюсь ответить |
Скорее негативные, чем позитивные |
Негативные |
2% |
2,5% |
23,1% |
19,8% |
52,6% |
8. Каково Ваше поведение в отношении потребителей алкоголя?
Стараюсь свести контакты с ними к минимуму |
30,6% |
Общаюсь с ними неохотно |
18,1% |
Веду себя с ними как со всеми остальными людьми |
19,3% |
Стремлюсь к общению с ними |
0,2% |
Выбираю себе друзей по этому признаку |
0,3% |
С потребителями алкоголя никогда не сталкивался |
31,4% |
9. От кого и как часто Вы получаете информацию о злоупотреблении алкоголем? (ответы представлены в процентах)
Никогда |
Редко |
Часто |
Регулярно |
|
1. От учителей, психологов (в школе, институте), врачей |
15,8 |
47,3 |
30,4 |
6,5 |
2. От друзей, в компании. |
29 |
49,6 |
19 |
2,4 |
3. От знакомых, употребляющих алкоголь |
65,3 |
23,1 |
9,7 |
2 |
4. Из средств массовой информации |
15 |
44,6 |
35,6 |
4,8 |
5. Из специальной литературы |
52,7 |
39,8 |
6,3 |
1,1 |
6. От родителей |
44,1 |
36,9 |
13 |
6 |
10. Нужны ли молодым людям беседы, разъяснения о вреде алкоголя?
Да |
Скорее да, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет, чем да |
Нет |
68,3% |
19,6% |
4,9% |
3,9% |
3,2% |
11. Проводят ли с Вами подобные беседы?
Никогда |
1 раз |
Несколько раз |
Регулярно |
|
1. Родители |
35,4% |
22,4% |
31,5% |
10,7% |
2. Учителя, педагоги |
15,3% |
17,3% |
51,8% |
15,6% |
3. Школьные психологи |
39,5% |
17,2% |
33,9% |
9,4% |
4. Врачи |
50,4% |
17,2% |
25,5% |
6,8% |
5. Работники милиции |
78% |
9,1% |
9,4% |
3,5% |
12. Какие мероприятия по профилактике алкоголизма проводились в Вашем учебном заведении? (ответы представлены в процентах)
Никогда |
1 раз |
Несколько раз |
Регулярно |
|
1. Групповые занятия |
55,9 |
19,9 |
21,4 |
2,8 |
2. Индивидуальные занятия |
89,6 |
5,1 |
4,7 |
0,6 |
3. Наглядная агитация, плакаты, фильмы |
45,7 |
19,1 |
28,7 |
6,5 |
4. Распространение брошюр, листовок |
47,5 |
17,6 |
30,1 |
4,7 |
5. Встречи с бывшими алкоголиками |
87,4 |
6,5 |
4,9 |
1,3 |
6. Встречи с врачами, наркологами |
61,3 |
19,5 |
17,2 |
2,1 |
7. Встречи с сотрудниками УВД |
78,3 |
11,3 |
9,1 |
1,3 |
8. Психологические тренинги |
77,5 |
10,6 |
10,6 |
1,3 |
13. Ваше основное занятие (на момент заполнения анкеты)?
Учащийся |
Работаю |
Работаю и учусь |
87,6% |
1,1% |
11,3% |
14. Ваш пол?
Муж. |
Жен. |
46,1% |
53,9% |