Содержание
Содержание
Введение3
1. Проблемы подросткового возраста6
1.1. Формирование личности подростка6
1.2. Определение понятия «трудные дети»11
2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением15
2.1. Отклоняющееся, или девиантное, поведение15
2.2. Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением20
2.3. Выводы27
Заключение29
Список использованной литературы31
Выдержка из текста работы
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна — социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества выстроить систему качественной социальной, психо- социально-педагогической адаптации детей и подростков.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации.
Проблема адаптации детей, имеющих различие отклонения от норм социального развития, своего рода «группы риска» является наиболее актуальной в современном российском обществе.
В психологии подросткового возраста особенностям воспитания при переходе от детства к взрослости посвящена обширная литература (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В. Драгу нова, А.К.Краковский, А.Е.Личко, Х.Ремшмидт, Д.И.Фельдштейн и др.), в которой отмечается, что при всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.
Подростковый возраст в многочисленных источниках квалифицируется как трудный в воспитательном отношении, опасный для полноценного личностного развития, в котором встречается наибольшее число детей со школьной дезадаптацией. Подростку, испытывающему резкие физические и физиологические изменения, становится нелегко обеспечивать целостность и стабильность своего «Я», поддерживать адекватную самооценку, сохранять нормальные взаимоотношения с окружающими, что значительно повышает риск виктимизации. В результате, в этом возрасте встречается больше детей группы риска и разнообразнее ее представительство. Актуальность написания курсовой работы, определяется тем, что все это требует особого внимания со стороны профессиональных воспитателей, специалистов к личным проблемам детей данного возраста.
Объектом исследования является социально-педагогическая работа с детьми и подросткам группы риска.
Предметом исследования является социально-педагогическая помощь подростками группы риска.
Целью курсовой работы является исследование социально-педагогической помощи подросткам группы риска.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
— Раскрыть сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности;
— Охарактеризовать детей и подростков группы риска и выяснить причины их попадания в эту группу;
— Рассмотреть психологические особенности подростков группы риска;
— Изучить организацию социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»;
— Проанализировать работу социального педагога с детьми и подростками группы риска.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы. Структурное построение работы соответствует указанным целям и задачам.
Во введении работы обосновывается актуальность избранной темы, определяется степень разработанности проблемы в теории и практике социально-педагогической работы, формулируются цели и задачи проводимого исследования.
В первой главе определяется роль социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности, дается основная характеристика детей и подростков группы риска и устанавливаются причины их попадания в эту группу, а также рассматриваются психологические особенности подростков группы риска
Во второй главе раскрывается организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска», анализируется работа социального педагога с детьми и подростками группы риска.
В заключении работы формулируются основные выводы, полученные в ходе исследования.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
1.1. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности
Анализ опыта развития социальной помощи детям показывает, что такая помощь принципиально отличается от социальной работы с любыми категориями взрослого населения, а поэтому она не может рассматриваться только как разновидность или одно из направлений социальной работы. Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, — это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность — деятельность специфическая и обладает рядом особенностей.
Особенности педагогической деятельности:
— выступает как одно из звеньев массовой деятельности школы и общества в целом, где педагог, с одной стороны, пользуется всеми достижениями педагогической теории и практики, а с другой — как личность, индивидуальность вносит свой вклад в это дело.
— присущая педагогу позиция, существенное противоречие которой заключается в том, что человек рождается явным объектом воспитания, а ему предстоит стать субъектом полноценного, нравственного гражданского поведения. Из этого можно сделать вывод, что сущность педагогической деятельности заключается в объективно-субъективном преобразовании личности.
— связана с организацией воздействий, использованием в качестве учебно-воспитательных средств и возможностей учебной, внеклассной и внешкольной деятельности, различных информационных и воспитательных влияний.
— необходимость анализа достигнутого результата, соотнесения его с выдвинутыми целями и задачами.
Необходимым для нас представляется рассмотрение педагогической деятельности в социокультурном аспекте. И здесь мы разделяем подход Л. А. Беляевой, что педагогическая деятельность — это вид духовно-практической деятельности, осуществление которой обусловлено потребностями общества и воспроизводством человека как субъекта общественных отношений.
Автор при этом подчеркивает, что воспитание не есть только деятельность воспитателя, что оно представляет собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Важно и то, что педагогическая деятельность имеет профессиональный и непрофессиональный уровни. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются, как правило, родители и старшие родственники по отношению к младшим. Профессиональной педагогической деятельностью занимаются люди, имеющие для этого специальное образование.
В целом такой подход подчеркивает, что любая педагогическая деятельность — это не просто деятельность специалиста определенного профиля, педагога, но прежде всего связка между обществом и ребенком, обеспечивающая успешное включение каждого отдельного человека в общество, или, по выражению Л.С. Выготского, его «врастание в человеческую культуру». Поэтому педагогическая деятельность носит всеобщий характер, она направлена на всех детей.
Социально-педагогическая деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие черты, так и отличительные особенности. Следует отметить, что в российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики, а также педагогики в целом.
Эти обе деятельности имеют общую функцию — социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека.
Основной отличительной особенностью социально-педагогической деятельности является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Это главное отличие определяет и все другие.
Так, по мнению М.А. Галагузовой, если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая «всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуации способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая скорее локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема». Отмечает этот исследователь и то, что профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждениях системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.
Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Нарушение ее приводит к тому, что индивид нуждается в социальной реабилитации, которая предусматривает осуществление системы мер, направленных на восстановление социального статуса личности, разрушенных или утраченных общественных связей и отношений и в конечном счете на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Такой человек становится объектом профессиональной помощи.
Дети как особая возрастная категория людей (согласно Конвенции ООН о правах ребенка — от рождения до достижения 18-летнего возраста) с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация — процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью. Но это же означает, что ребенок — это индивид, процесс социализации которого не завершился, т.е. у него еще не сформировались устойчивые социальные установки и система ценностей, он не приобрел достаточного социального опыта и других качеств, важных для успешного включения в жизнь общества. И эта социальная незрелость, несформированность личности существенно осложняют процесс социальной адаптации ребенка в каждой конкретной проблемной ситуации. Поэтому дети, в отличие от многих других категорий людей, как правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом на его успешную социализацию.
На всех этапах социализации человека общество оказывает на него определенное воздействие. Институты социализации: семья, детские учреждения, школа, группа сверстников, коллектив — на разных этапах жизненного пути оказывают разное влияние.
Таким образом, главным отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предметом последней является каждый ребенок, тогда как потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда индивид или группа оказываются в сложной, проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и нуждаются в специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.
Еще одна особенность социально-педагогической деятельности, а именно ее исключительно «профессиональный характер, т.е. она является разновидностью именно профессиональной педагогической деятельности.
Выделенные особенности сближают социально-педагогическую деятельность с другим видом профессиональной деятельности — социальной работой.
Между социально-педагогической деятельностью и социальной работой много общего: и та и другая осуществляются профессионально подготовленными специалистами, обе направлены на оказание помощи лицам, оказавшимся в трудной, проблемной жизненной ситуации. И в то же время между ними существует различие, не позволяющее смешивать эти два понятия. Оно заключается в том, что объектом социальной работы являются люди разных возрастных категорий, тогда как социально-педагогическая деятельность направлена на детей.
Дети, положение которых характеризуется как социально не-благополучное, тоже являются объектом социальной работы. Однако, как было показано выше, объектом социально-педагогической деятельности они становятся постольку, поскольку при этом нарушается процесс их естественной социализации, их развитие начинает отклоняться от социальных норм и правил. Это различие обусловливает специфику социально-педагогической деятельности, т.е. особенности ее содержания, форм, методов, технологий по сравнению с социальной работой, хотя во многом они пересекаются.
Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение проблемной ситуации ребенка, одним из оснований классификации ее разновидностей могут выступать категории детей с определенными проблемами.
В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социально-педагогической деятельности:
— дети-инвалиды;
— дети-сироты;
— дети-правонарушители;
— дети группы риска.
В данной работе мы подробнее рассмотрим категорию детей, относящихся к группе риска.
Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, — право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.
Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи — очень сложный и длительный процесс. Это требует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, требует особой организации, объединяющей многих специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей.
Поэтому данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание такого рода социально-педагогической помощи детям, мы называем социально-педагогической поддержкой детства.
Слово поддержка часто употребляется в сочетании «помощь и поддержка». Поддержка означает «оказание помощи»; поэтому если помощь — это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права.
Необходимо отметить, что права детей, закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, могут нарушаться в специальных учреждениях для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ходе проверки интернатных учреждений выявляются, например, такие факты нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практически повсеместно нарушаются установленные законом правила направления детей в приюты; частичное финансирование таких учреждений приводит к тому, что дети в них оказываются лишены самого необходимого; выявляются случаи жестокого обращения и эксплуатации детей и т.д. В таких случаях дети также нуждаются в социально-педагоги ческой помощи, направленной на защиту их прав, т.е. в социально-педагогической поддержке.
Поскольку категория детей группы риска до недавнего времени официально не признавалась как объект социальной и педагогической помощи, а рассматривалась только как объект наказания или перевоспитания, не существовало и учреждений, в которых оказывалась бы какая-либо помощь таким детям.
В 90-х годах стали создаваться во многих регионах и городах страны: центры социального здоровья семьи и детей; центры социальной реабилитации трудных подростков; социальные приюты дл……..
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция)
3. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России // Материалы первоначального доклада РФ Комитету по правам ребенка. — И., 1993.
4. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. — М.: «Генезис», 2009.
8. Материалы диссертационных исследований Л.Н. Антоновой (§ 1.4; 5.1), А.В. Быкова (§ 6.1.1; 6.1.1; 6.1.3).
9. Руденко А.М. Социальная реабилитация: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011.Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. — М.: Издательский центр «Академия, 2009.
10. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П.Д. Павленка. — М.: ИНФА-М, 2010.
11. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов и др.: под общ. Ред. Проф. А.В. Иванова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011.
12. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова и др. — М.: Социальный проект, 2004.
13. Социальная работа с проблемными семьями / Сост. Т.А. Ушакова. — Комсомольск — на — Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2003.
14. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Деменьтьева. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
15. Социальный педагог: Квалификационные характеристики и учебные планы подготовки специалиста / Под ред. М.А. Галагузовой, Д.М. Комского. — Екатеринбург, 1994.
16. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. — М.: АРКТИ, 2007. — 84 с. (Школьное образование).
17. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. — СПб.: Речь, 2009.
18. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. — М. 2005.