Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1: Этапы продвижения карьеры5
1.1Стадии жизни и карьера5
1.2Стадии деловой жизни7
1.3Синдромы «середины карьеры»9
1.3.1Консультации11
1.3.2Альтернативы11
1.4Служебные передвижения12
1.5Мероприятиях, направленных на поддержание мотивации работника13
Глава 2: Развитие карьеры15
2.1.Трудовой путь работника15
2.2.Трудовая карьера17
2.3.Нетрадиционные виды развития карьеры20
2.4.Стадии карьеры21
2.5.Управление карьерой24
2.6.Моделирование карьеры27
Глава 3: Планирование карьеры32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ37
Выдержка из текста работы
Каждый человек в определённый момент начинает серьёзно задумываться о своём будущем, о будущей карьере. Знания о том, что такое карьера, какие существуют виды и модели карьеры, как управлять карьерой, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут ему выбрать работу в организации, которая предоставляет ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать более высокую степень удовлетворения от работы; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда.
С другой стороны, организации, в которых карьера является процессом управляемым, получают:
1. Мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и сокращает текучесть кадров;
2. Возможность планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;
3. Планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве источника определения потребностей в профессиональном обучении;
4. Группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на руководящие должности.
В этом и заключается актуальность курсовой работы. Целью моей курсовой работы является рассмотрение основных способов планирования и развития карьеры. Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
1. Исследовать литературу по данному вопросу;
2. Дать определение основных понятий;
3. Определить этапы, виды и модели карьеры;
4. Рассмотреть как осуществляется управление карьерой в современной организации;
5. Сделать выводы о значении управления карьерой в организации.
1. Понятие и виды карьеры. Факторы, способствующие продвижению по служебной лестнице
Карьера – это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работников. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности.
Иначе говоря, карьера — это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Процессная сущность карьеры отражена в большинстве определений этого понятия, о чем красноречиво свидетельствуют используемые в них термины “движение”, “продвижение”, “рост”, а также подтверждается этимологией слова “карьера” (что в переводе с итальянского означает “бег”).
Так под карьерой понимают “активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни” карьеру трактуют как движение человека в пространстве организационных позиций, предполагающие последовательную смену функций статуса, социально — экономического положения. То есть карьера это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми являются:
— должностные ступени, уровни иерархии;
— ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;
— статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, уникальные рациональные предложения, судьбоносные для организации) его положение в коллективе;
— ступени власти как степени влиятельности в организации (участие в принятии важных решений, близость к руководству);
— уровни материального вознаграждения, дохода (уровень заработной платы и разнообразие социальных льгот). При этом следует подчеркнуть, что перечисленные блага могут быть рассмотрены как через призму субъективности человека, так и сточки зрения его среды (организации профессиональной сферы, общества), оценены как чисто субъективно в форме самоощущений, самооценки достижений, так и подкреплены признанием их в среде в виде повышения в должности, уровня оплаты и т.д. Например, человек может ощущать изменения своих навыков, знаний, но окружающие воспримут, “увидят” его профессиональный рост только после того, как ему повысят квалификационный разряд.
Таким образом, карьера — это процесс профессионального роста человека, роста его влияния власти авторитета, статуса в среде, выражений в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев (см. Приложение 1). Кроме того, можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
По среде рассмотрения карьеру традиционно делят на профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.
Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.
Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:
— вертикальное — именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае карьерное продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры буквально понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;………..
Заключение
Главной целью моей курсовой работы является рассмотрение способов планирования и развития карьеры. В первой главе курсовой работы я рассмотрел понятие карьеры и основные виды карьеры, вторая глава посвящена этапам карьеры, в третьей главе рассматриваются основные модели карьеры, а в последней главе рассматриваются основные способы планирования и развития карьеры. Подбирая материала для курсовой работы я проводил поиск информации в сети INTERNET. В ходе этого поиска я встретил много объявлений о проведении специальных семинаров, тренингов по обучению планированию и развитию карьеры. Это ещё раз подчёркивает значимость темы курсовой работы.
Таким образом, управление деловой карьерой сотрудников – одно из приоритетных направлений в работе с персоналом. И если в западных компаниях работа в данной области ведется постоянно и уже довольно давно, то для российского бизнеса – это понятие еще довольно новое.
Управление карьерой сотрудников – мероприятие, требующее определенных материальных затрат со стороны компании. Но эти затраты с лихвой окупаются конкурентными преимуществами, которые компания получает взамен. Персонал, пожалуй, самый важный вид ресурсов из имеющихся в распоряжении любой организации. Следовательно, затраты на его развитие являются не чем иным как инвестициями в стабильное и успешное «завтра» компании.
Литература:
1. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород, 1997
2. Зайцев Г.Г Управление персоналом – СПб.: Северо-Запад, 1998
3. История и современные проблемы управления персоналом / Под ред. В.И. Данилова – СПб.: СЗАГС, 1999
4. Комаров Е. Управление карьерой. Часть 1, 2//Управление персоналом , №1, 1999
5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия – М.-Новосибирск, 1998
6. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Юнити, 2002
7. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2001
8. Шекшня C.B. Управление персоналом современной организации. – M.: «Интел- Синтез», 1998
9. Верховный совет Российской ФедарацииПостановление от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяки сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант – плюс.
10. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 1998
11. Вудкок М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер», М. «Дело», 1991г.
12. Кнорринг В. «Искусство управления», М. «БЕК», 1997г.
13. Магура М. И., «Поиск и отбор персонала», М. ЗАО «Бизнес — школа «Интел — Синтез», 1997г.
14. Маслов Е. В. «Управление персоналом предприятия», Москва – Новосибирск, 1998г.
15. Огонесян И.А. Управление персоналом организации. – Мн.: Амалфея, 2000
16. Одегов Ю., Маусов Н., Кулапов М. «Эффективность системы управления персоналом (социально — экономический аспект)», М. РЭА им. Плеханова, 1993г.
17. Основы управления персоналом. Учебник/Под ред. Б.М.Генкина. М.: Высшая школа, 1996
18. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. СПб.: Серия «Университетский учебник», 2000
19. Травин В. В., Дятлов В. А. «Основы кадрового менеджмента», М. «Дело», 1997г.
20 .Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации/Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел — синтез», 1997