Содержание
Введение3
1Понятие прибыли и рентабельности4
2Планирование прибыли и рентабельности6
2.1Метод прямого счета7
2.2Аналитический метод9
2.3Метод совмещенного расчета9
2.4Факторный метод10
2.5Расчет показателей рентабельности11
Вывод13
Список литературы15
Выдержка из текста работы
3 Мероприятия по улучшению использования резервов увеличения прибыли и рентабельности на предприятия ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»……………………………………………………………….20
3.1 Методика анализа резервов увеличения прибыли………………….20
3.2 Направления по повышению эффективности использования резервов увеличения прибыли на предприятии………………………………..……..23
3.3 Мероприятия по увеличению рентабельности продаж……………24
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………..……29
Приложение………………………………………………………………..….31
Введение
Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Она является главной движущей силой рыночной экономики, обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Именно поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики, современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.
Рентабельность — важнейший показатель эффективности деятельности организации, которая также характеризует и конкурентоспособность предприятия. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.
В данной курсовой работе предстоит рассмотреть тему «Резервы роста прибыли и рентабельности предприятия». Оценка резервов увеличения прибыли очень важная составляющая финансового планирования на любом предприятии, что подтверждают расчеты, приведенные в данной курсовой работе. Предприятие сэкономит значительные средства и увеличит свою прибыль, при условии, что в своей деятельности будет учитывать и анализировать резервы увеличения прибыли.
Цель написания курсовой работы — рассмотрение прибыли и рентабельности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» и разработка путей их повышения.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) определение экономической сущности и значения прибыли и рентабельности организации;
2) определение механизма распределения и использования прибыли и рентабельности в современных условиях;
3) дать краткую экономическую характеристику изучаемого объекта исследования;
4) анализ показателей оценки прибыли и рентабельности;
5) анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации на основе системы показателей;
6) формулировка и обоснование рекомендаций по увеличению прибыли и рентабельности организации.
Предмет исследования — прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.
Объектом исследования является ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», основным видом деятельности которого является производство и реализация хлебобулочных изделий.
Анализ, представленный в курсовой работе, является ретроспективным, т.к. использована информация уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности; внутренним, т.е. изучалась деятельность только одного предприятия в динамике за 2009-2011 гг.
В процессе написания курсовой работы была изучена нормативно-правовая база по данной тематике, изучены труды отечественных и зарубежных ученых экономистов. В литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что обусловлено ее актуальностью в современных условиях хозяйствования.
1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности, их роль
1.1 Прибыль: сущность, функции и виды
Прибыль является важнейшим показателем деятельности коммерческих организаций. С одной стороны, она отражает конечный финансовый результат, с другой — это главный источник финансовых ресурсов фирмы, формирующий собственный капитал. В условиях рыночной экономики её величина определяется направлениями инвестирования. Предприниматель вкладывает средства прежде всего в доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса.
Величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных государственных программ.
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Прибыль как экономическая категория выступает:
— в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
— результативным оценочным показателем деятельности предприятия;
— источником развития предприятия и финансирования его деятельности.
Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.
Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.
Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространённым является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.
Основоположником функционального подхода является американский экономист П.Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределённости; как монополистический доход в определённых рыночных ситуациях; как этическую категорию.
Сторонники немецкой экономической школы (Ф.Хайек, Д.Сахал) рассматривают прибыль с позиции её происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).
Прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателю за риск вложения им капитала в тот или иной вид предпринимательства. В деятельности предприятия она выполняет следующие функции:
1) источник формирования финансовых ресурсов предприятия;
2) выступает в качестве основной цели деятельности предприятия и является основным побудительным мотивом деятельности работников этого предприятия;
3) является критерием оценки рыночной стоимости предприятия;
4) является критерием конкурентоспособности предприятия;
5) является гарантом выполнения предприятием своих обязательств перед юридическими и физическими лицами и перед государством;
6) является основным источником пополнения бюджетов всех уровней.
Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками, а бухгалтерскую прибыль рассматривают как результат работы капитала.
В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя — это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Обобщая подходы в определении сущности прибыли и учитывая требования действующего законодательства, можно определить основы механизма формирования прибыли предприятия.
Порядок формирования прибыли предприятия утверждён в положении по бухгалтерскому учёту, и её формирование отражается в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках». Основой для формирования прибыли в этой форме выступает выручка от реализации и себестоимость.
Первым показателем прибыли в этой форме является валовая прибыль. Она рассчитывается по формуле (1.1)
ВП=ВОР — Спр, (1.1), где
ВОР — выручка от реализации, Спр — производственная себестоимость.
Следующим показателем является прибыль от продаж. Она рассчитывает как разница между валовой прибылью, коммерческими и управленческими расходами:
ПП=ВП-К-У (1.2)
Прибыль до налогообложения — это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, вычисляется по формуле (1.3)
ПДНО=ПП±Сальдо (1.3)
В число прочих доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за пр……..
Список использованных источников
1 Артюшин, В. Экспресс-анализ отчёта о прибылях и убытках / В Артбшин // Финансовый директор,2009. — N 12. — С. 28-31.
2 Бухгалтерский учет [Текст] : учебник / под ред. П. С. Безруких .- 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Бухгалтерский учет, 2008. — 719 с. — (Бухгалтерский учет) — ISBN 5-85428-103-1.
3 Ефимова, О.П. Экономика общественного питания: Учеб. пособие / О. П. Ефимова .- 2-е изд., испр. — Минск : Новое знание, 2007. — 304 с. : табл.. — (Экономическое образование) — ISBN 985-6516-32-3.
4 Климова, Н. В. Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли / Н. В. Климова // Экономический анализ: теория и практика, 2009. — N 1. — С. 2-8. — Библиогр.: с. 8 (5 назв. ).
5 Лебедева С.Н., Мясникова Л.В. Экономика и организация труда: Учебник для студентов высших учебных заведений по специальности “ Экономика и управление на предприятии”. Мн.: ООО ”Мисанта”, 2006 — 166с.
6 Лубкова, О. В. Распределение прибыли / О. В. Лубкова // Справочник экономиста, 2008. — N 10. — С. 62-63.
7 Лубкова, О. В. Хлебопекарное производство: рентабельность / О. В. Лубкова // Справочник экономиста, 2008. — N 8. — С. 29.
8 Отчет о прибылях и убытках предприятия ОАО «Оренбургский хлебокомбинат». Отчет на 31 декабря 2008г (Форма № 2)
9 Отчет о прибылях и убытках предприятия ОАО «Оренбургский хлебокомбинат». Отчет на 31 декабря 2009г (Форма № 2).
10 Отчет о прибылях и убытках предприятия ОАО «Оренбургский хлебокомбинат». Отчет на 31 декабря 2010г (Форма № 2)
11 Ржаницына, В. С. Как правильно составить отчет о прибылях и убытках / В. С. Ржаницына // Бухгалтерский учет,2008. — N 23. — С. 18-28.
12 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Савицкая .- 2-е изд., перераб. и доп. — Минск : Экоперспектива, 2005. — 498 с — ISBN 985-6102-14-6.
13 Устав открытого акционерного общества “Оренбургский хлебокомбинат” (новая редакция) за 2006 год
14 Экономика предприятия [Текст] : учеб. пособие для вузов / [В. П. Волков и др.] ; под общ. ред. А. И. Ильина.- 2-е изд., испр. — М. : Новое знание, 2007. — 672 с. — (Экономическое образование). — Авт. указаны на обороте тит. л. — Библиогр. в конце глав. — ISBN 5-94735-039-4.
15 Экономика предприятия [Текст] : учеб. для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. М. Купрякова . — М. : Банки и биржи, 2008. — 367 с. — Авт. указаны на обороте тит. л.
16 Index.htm — электронный учебник по экономике предприятия Юрковой Т.И и Юркова С.В
17 blank/b001.htm