Выдержка из текста работы
Основной задачей машиностроения для пищевой и легкой промышленности является удовлетворение потребности отечественных предприятий технологическим оборудованием, способным производить продукцию для обеспечения жизнедеятельности населения России и смежных отраслей экономики. Развитие пищевой, легкой промышленности и промышленности бытовых приборов страны невозможно без укрепления отечественной машиностроительной базы, которая десятилетиями надежно обеспечивала формирование львиной доли парка технологического оборудования отрасли.
Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов.
Специализированные предприятия отрасли располагали значительным парком металлообрабатывающего оборудования, который превышал 50 тыс. единиц. Однако из-за недостатка финансовых средств обновление парка оборудования практически не осуществлялось, в результате чего возрастной состав его значительно ухудшился.
За счет собственного производства в России удовлетворялись практически все потребности страны в массовых видах текстильной техники: чесальных и ленточных машинах для хлопка, прядильных машинах, ткацких станках и некоторых других типах оборудования. В настоящее время производственная база отечественного машиностроения данной отрасли насчитывает около 60 специализированных заводов.
Но экономический кризис оказал существенное влияние на структуру производства российского машиностроения. В условиях падения спроса на технологическое оборудование для пищевой и легкой промышленности немало машиностроительных предприятий (в том числе такие крупные, как ОАО «Пензтекстильмаш», ОАО «Ивчесмаш», и др.) были вынуждены осваивать выпуск продукции, не свойственной прежнему профилю их специализации.
Лишь небольшая часть предприятий — ОАО «Шебекинский машиностроительный завод», ОАО «Вологодский машиностроительный завод и некоторые другие — сумели сохранить довольно высокую долю технологического оборудования для пищевой и легкой промышленности в общем объеме производства.
Таким образом, можно констатировать, во-первых, что уровень предметной специализации машиностроительных предприятий за последнее десятилетие значительно снизился; во-вторых, произошло изменение самой структуры производства, которое заключается в снижении доли выпуска машин и увеличении удельного веса запасных частей.
Важнейшим фактором, определяющим развитие отечественного машиностроения для пищевой и легкой промышленности, является потребность в технологическом оборудовании для всех подотраслей и производств.
В последнее время в России ежегодно создается около 300 технологий машиностроения. Из числа созданных за последние пять лет технологий машиностроения около 12% не имеет аналогов в мире и столько же соответствует лучшим зарубежным образцам. Таким образом, около четверти новых технологий машиностроения потенциально могут быть конкурентоспособными. Остальная часть вновь созданных технологий относится к категории «новые в стране».
Как видно из таблицы 1 на долю машиностроения для легкой, пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов приходится лишь незначительная часть всех новых разработок.
машиностроение пищевой промышленность технология
Таблица 1. Дифференциация новых технологий в отраслях машиностроения
Структура, % | |
Вновь созданные технологии, всего | 100 |
Производство ракетной и космической техники, авиастроение | 15 |
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение | 17 |
Электротехническая промышленность | 1,5 |
Химическое и нефтяное машиностроение | 21 |
Станкостроение и инструментальное производство | 29 |
Автомобильная промышленность | 7,5 |
Подшипниковая промышленность | 1,5 |
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение | 1,5 |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов |
4,5 |
Для современной российской промышленности характерен крайне низкий уровень спроса на новые технологии. Крайне низкие темпы внедрения новых технологий являются следствием низкой инвестиционной активности, нацеленностью бизнеса на извлечение быстрой и высокой прибыли за счет природной ренты и ее перераспределения в отечественную и зарубежную недвижимость, зарубежные активы, не обслуживающие воспроизводственный процесс в российской экономике.
В настоящее время в отрасли обозначились две основные тенденции инвестиционной деятельности:
1) опережение роста инвестиций в основной капитал по сравнению с ростом
производства;
2) использование основной части вложений в основной капитал для обновления производственного аппарата (табл. 2) – удельный вес затрат на машины и оборудование в среднем составляет 90%.
Таблица 2. Инвестиционная активность отрасли
Отрасль машиностроения | Инвестиции в основнойкапитал, % к объему реализованной продукции | Доля затрат на машины и оборудование в объеме нвестиций в основно й капитал,% |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов | 3,3 | 89,8 |
Отсутствие возможности получения долгосрочных кредитов на приемлемых условиях не позволяет промышленным предприятиям обеспечивать инвестиции в НИОКР и обновление производственного оборудования на уровне, необходимом для интенсивного развития инновационной сферы.
В целом с наступлением кризиса сокращение производства в данной отрасли началось раньше, замедление темпов снижения наступило позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем в среднем по промышленности.
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ ДИНАМИКА
Машиностроение для легкой, пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов демонстрирует весьма высокие финансовые показатели: рентабельность его выпуска в 2005-2008 гг. составила 12%, тогда как машиностроительного комплекса в целом составляет 12,5%. Исходя из распределения рентабельности в машиностроительном комплексе, привлекательность этой отрасли с точки зрения кредитования подтверждается обеспеченностью ее кредитными ресурсами: объем кредитов и займов, полученных ею, составляет в среднем 30% всех кредитных заимствований машиностроения (табл. 3).
Таблица 3. Рентабельность отрасли и ее рейтинг
Рентабельность выпуска, % | Рейтинг отраслей по рентабельности* | |||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов | 8.6 | 9.6 | 15.1 | 12.0 | 5.0 | 9.4 | 10.0 | 10.0 |
* — Максимум — 10, минимум — 0
Платежеспособность отрасли на протяжении 2005–2008 гг. сохранялась на приемлемом (оборотные активы превышали текущие обязательства), но достаточно низком уровне на фоне платежеспособности других промышленных производств (табл. 4).
Таблица 4. Платежеспособность отрасли и ее рейтинг
Платежеспособность (в среднем за год)* | Рейтинг отраслей по платежеспособности** | |||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов | 0.92 | 1.02 | 1.16 | 1.14 | 3.6 | 4.4 | 5.4 | 4.5 |
** Максимум — 10, минимум — 0.
Платежеспособность: коэффициент текущей ликвидности = отношение оборотных активов к текущим обязательствам (кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам).
Сдинамикой и уровнем платежеспособности непосредственно связано качество (табл. 5) отрасли как заемщика кредитных ресурсов — степень ее кредитной дисциплины, своевременность исполнения обязательств по кредитным договорам (доля просроченной задолженности в объеме полученных кредитов и займов).
Таблица 5. Кредитная дисциплина машиностроения для легкой, пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов и его рейтинг
Просроченная задолженность по кредитам и займам (в среднем за год), % | Рейтинг отраслей по качеству заимствований* | |||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов | 12.9 | 9.7 | 9.8 | 5.3 | 7.6 | 7.9 | 6.8 | 7.1 |
* — Максимум — 10, минимум — 0
Данная отрасль имеет центральное рейтинговое значение, поэтому она является активной точкой кредитных вложений (табл. 6).
Таблица 6. Сводный рейтинг
Кредитный рейтинг * | Доля в выпуске машиностроения (в среднем), % | Доля в кредитах и займах машиностроения, % | Стоимость произведенной продукции (2008 г.), млрд. руб. | Кредиты и займы (2008 г.), млрд. руб. | ||
2005 г. | 2008г. | |||||
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов | 7.3 | 2.6 | 1.0 | 1.0 | 42.0 | 3.4 |
* — Максимум — 10, минимум — 0
Для анализа развития инновационной сферы отраслей и суботраслей машиностроения используем показатель – индекс инновационной активности. Данная отрасль машиностроения имеет весьма низкий индекс инновационной активности. Несмотря на то, что ассортимент продукции отрасли ориентирован на потребительский рынок, объем выпуска инновационной продукции не достигает даже 20% объема производства. Результатом этого является снижение конкурентоспособности на внешнем рынке (табл. 7).
Таблица 7. Индекс инновационной активности отрасли в 2007 г.
Отрасль машиностроения |
Доля инновационно- активных предприятий в объеме производства отрасли, % |
Доля инновационной продукции в объеме производства инновационно-активных предприятий,% |
Индекс инновационной активности |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов | 28,8 | 16,5 | 0,210 |
Внедрение прогрессивных технологий позволяет наряду с выпуском инновационной продукции, отличающейся высокими эксплуатационными характеристиками, существенно снижать затраты на производство.
Анализ динамики ресурсосбережения за период 2003-2007 гг. (табл. 8) показывает степень влияния прогрессивных технологий и новой техники на эффективность работы машиностроительных предприятий.
Таблица 8. Динамика показателей ресурсосбережения в отрасли в 2007 г. 2002 г. = 100%
Отрасль машиностроения | Материалоемкость | Энергоемкость | Трудоемкость |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов |
83,4 | 77,3 | 81,8 |
Энергоемкость продукции снизилась более чем на 20%. Произошло значительное снижение трудоемкости (18,2%) за счет преобладания сборочных операций по зарубежным технологиям из импортных комплектующих.
Более высокие темпы освоения новых технологий и прогрессивной техники могут обеспечить существенные сдвиги в повышении эффективности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроения и укрепить позиции машинно-технической продукции на внутреннем рынке. Особое значение имеет расширение парка новой техники для наращивания объемов выпуска продукции с целью обеспечения импортозамещения.
В табл. 9 приведены интегральные оценки технологий в отрасли. В основу оценок положены данные табл. 7-8 и анализ выборочных данных по характеристикам более двухсот технологий в отраслях и суботраслях машиностроения [1]. Обращает на себя внимание факт превышения доли устаревших технологий по сравнению с прогрессивными. Базовые технологии, конкурентоспособные хотя бы на внутреннем рынке, составляют примерно 50% в общем балансе технологий.
Таблица 9. Примерная структура технологий в машиностроении для легкой, пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов, %
Отрасль машиностроения | Прогрессивные | Базовые | Устаревшие |
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов | 12-14 | 47-49 | 37-41 |
Развитие инновационной сферы отраслей машиностроения в направлении широкого освоения прогрессивных технологий обеспечит переход на качественно новый уровень промышленного производства. Широкое внедрение технологий и оборудования нового поколения позволит достичь такого уровня ресурсосбережения и качества выпускаемой продукции, которые могут способствовать существенному повышению степени импортозамещения и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции отраслей машиностроения.
Динамика производства некоторых видов продукции машиностроения для легкой, пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов за 1995-2007 гг. представлена в таблице 10.
Таблица 10. Производство оборудования в отрасли
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Машины и агрегаты для приготовления теста, тыс. шт. | 2,2 | 1,8 | 2,5 | 3,4 | 4,0 | 4,0 | 4,4 | 4,0 | 5,5 |
Машины тесторазделочные, шт. | 768 | 178 | 156 | 388 | 266 | 228 | 310 | 954 | 1058 |
Печи хлебопекарные, тыс. шт. | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 2,6 | 4,0 | 5,5 | 4,3 | 3,7 | 4,9 |
Фильтры для жидких пищевых продуктов, шт. | 175 | 85 | 60 | 52 | 59 | 55 | 60 | 60 | 64 |
Сепараторы молочные, шт. | 2069 | 891 | 446 | 287 | 302 | 285 | 281 | 384 | 380 |
Рассевы и машины ситовеечные, шт. | 274 | 178 | 133 | 67 | 67 | 61 | 60 | 31 | 35 |
Оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания, тыс. шт. | 4,4 | 4,9 | 5,4 | 7,4 | 6,3 | 7,4 | 7,0 | 10,7 | 8,0 |
Оборудование тепловое, тыс. шт. | 16,7 | 22,5 | 29,4 | 38,7 | 40,8 | 35,7 | 39,3 | 46,2 | 51,8 |
Чесальные машины, шт. | 200 | 12 | 17 | 16 | 22 | 7 | 29 | 15 | 15 |
Прядильные машины, шт. | 133 | 8 | 14 | 16 | 49 | 39 | 16 | 13 | 25 |
Ткацкие станки, шт. | 1890 | 95 | 187 | 315 | 161 | 188 | 95 | 173 | 89 |
Автоматы кругловязальные чулочно-носочные, шт. | 234 | 67 | 139 | 21 | 16 | 41 | 13 | 1 | — |
Швейные промышленные машины, тыс. шт. | 6,3 | 8,8 | 7,9 | 4,4 | 4,7 | 1,7 | 0,01 | 0,1 | 0,4 |
Машины швейные, тыс. шт. | 99,7 | 31,8 | 26,8 | 29,9 | 22,0 | 10,9 | 5,5 | 2,1 | — |
в том числе типа "зиг-заг" | 67,6 | 23,7 | 19,4 | 22,3 | 13,8 | 6,2 | 2,4 | 1,9 | — |
Машины вязальные и аппараты ручные, тыс. шт. | 70,9 | 0,5 | 0,07 | 0,03 | 0,02 | — | — | — | — |
Из таблицы видно, что производство данных видов продукции имеет неравномерный характер. Нельзя обозначить тенденций к росту или снижению производства. Производство некоторых видов оборудования (автоматов кругловязальных чулочно-носочных) было прекращено.
3. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛИ
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.
Основным фактором размещения данной отрасли является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы).
Ведущее положение занимает Центральный экономический район. На его долю приходится 90 % продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие производства во многом обусловлено наличием здесь высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских и проектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы.
4. ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ
ОАО Вологодский машиностроительный завод (ВМЗ)
Адрес: 160004, Российская Федерация, город Вологда, ул. Клубова, 5
Вологодский машиностроительный завод (сокращенное название – ОАО «ВМЗ машзавод») – является одним из крупнейших российских производителей технологического оборудования для предприятий агропромышленного комплекса легкой, пищевой и химической промышленности. Продукция завода пользуется повышенным спросом как на внутреннем рынке таки в ближнее зарубежье. В настоящий момент ОАО «ВМЗ» является структурной единицей Федерального Агентства по атомной энергии России. Общее управление предприятием осуществляет ЗАО Группа МК «Луч».
Помимо основной деятельности предприятие оказывает услуги по дизайнерскому оформлению выпускаемых автоцистерн, а также по лазерному раскрою металлов.
Компания ОАО «ВМЗ» выпускает автоцистерны с термоизоляцией, предназначенные для перевозки пищевых жидкостей. Автоцистерны вместимостью до 2000 л представлены моделью Г6-ОПА-33036 на шасси УАЗ-33036 (объем цистерны 1 000 л). Автоцистерны вместимостью до 5000 л жидкости представлены моделью Г6-ОПА-5301 на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок» (объем цистерны 3 000 л) Модели автоцистерн объемом свыше 10 000 л представлены маркой Г6-ОПА 13,0 (Scania) на шасси SCANIA R114CB6X6HZ380 (цистерна вмещает 13 000 л).
ОАО «ВМЗ» выпускает также и прицепы – цистерны для перевозки и продажи в розлив жидких продуктов. Эта категория техники представлена моделями Г6-ОПА-0,9, которая монтируется на шасси одноосного тракторного прицепа 1-ПТ-1,7 и имеет объем 900 л и моделью Г6-ОПА-8,1/3 на базе прицепа СЗАП-8357 (вместимость цистерны до 8 100 л).
На предприятии налажен и выпуск охладительных резервуаров для молока, где можно также хранить и охлаждать другие типы пищевых жидких продуктов, молокоприемных пунктов, где кроме приемки молока также проходит процесс охлаждения, и стационарного емкостного оборудования, которое применяется как в пищевой, так и химической промышленности.
Шебекинский машиностроительный завод (ОАО «ШМЗ»)
ОАО «Шебекинский машиностроительный завод» — ведущий производитель оборудования для хлебопекарной, кондитерской, сахарной, консервной промышленности: хлебопекарные и кондитерские печи, тестомесильные машины, кулеры для охлаждения готовой продукции, сушилки для сушки овощей, фруктов, ножи для получения стружки из свекловичных корней и др.
В настоящее время заводом выпускается более 30 наименований хлебопекарных и кондитерских печей. 80 % хлебопекарного оборудования, работающего у хлебопеков России и СНГ – это печи Шебекинского машиностроительного завода.
Предприятием ежегодно изготовляется 8-10 новых видов продукции. Продукция обладает конкурентоспособными техническими и эксплуатационными характеристиками, 50 % рынка России по продаже оборудования для крупных хлебозаводов занимает оборудование ОАО «ШМЗ».
Политика предприятия в области качества продукции направлена на полное удовлетворение требований заказчиков, экономическую целесообразность и неукоснительное выполнение стандартов.
ОАО «Завод СТАРТ»
Адрес: 641730, Россия, Курганская область, г. Далматово, ул. Рукманиса, д.3
ОАО «Завод СТАРТ» ведет свою историю с 1945 г., с момента подписания распоряжения о строительстве завода «Молмашстрой». В начальном периоде своего развития предприятие занимается выпуском молочной посуды, автоцистерн и производит литье. С 1958 г. на заводе освоили выпуск молоковозов на шасси ГАЗ-51, а затем и выпуск дорожного оборудования. В начале 70-х годов на предприятии осуществляется выполнение оборонных заказов по производству реактивных систем залпового огня. С 1988 г., момента преобразования завода «Молмашстрой» в завод «СТАРТ», предприятие перешло в ведомство министерства среднего машиностроения, а в 1993 г. было преобразовано в ОАО «Завод СТАРТ».
Предприятием выпускается широкий модельный ряд автоцистерн различного назначения.
Для перевозки пищевых жидкостей предназначены цистерны 36182/36181 на базе шасси УАЗ-33036/3302 (с двигателями УМЗ-4178, 76 л.с.; ЗМЗ-405, 140 л.с.). Для перевозки и кратковременного хранения пищевых жидкостей используется автоцистерна 4616.
Модельный ряд прицепов-цистерн для перевозки пищевых жидкостей состоит из моделей прицепов-цистерн 86112-01, 8611-12, 86111-02, базирующихся на шасси КМЗ-8268, ИААЗ-8375, СЗАП-8357 и имеющих цистерну емкостью соответственно 0,5 м3, 0,9 м3, 8,0 м3.
На современном этапе развития завод "СТАРТ" выпускает новый широкий ассортимент продукции для АПК, которая пользуется спросом не только на территории России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
5. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Развитие машиностроения для легкой, пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов в условиях кризиса породило ряд серьезных проблем, препятствующих дальнейшему эффективному функционированию отрасли:
– резкое падение платежеспособного спроса на технологическое оборудование со стороны предприятий пищевой и легкой промышленности и некоторых других сфер народного хозяйства;
– прекращение производства части ранее выпускавшейся номенклатуры технологического оборудования;
– прекращение нормального процесса обновления основных фондов предприятий пищевой, легкой промышленности, промышленности бытовых приборов и резкого «постарения» парка металлообрабатывающего оборудования;
– недостаточное внедрение новых технологических процессов на предприятиях отрасли;
– серьезное ослабление научно-исследовательской и проектно-конструкторской базы отрасли, явившееся следствием катастрофического сокращения объема финансирования этих организаций, в том числе и почти полного прекращения государственной поддержки.
6. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:
1) выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
2) производство (в том числе сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом;
4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.
В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья и бывшими странами СЭВ.