Содержание
Содержание
Введение2
Глава 1. Социально экономическое развитие государства и регионов4
1.1 Социальная политика государства4
2.2 Уровень жизни населения. Основные понятия и показатели8
1.3 Понятия и виды социальных норм и нормативов, используемых в национальной экономике13
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития Московской области на 2010 2012 годы19
2.1 Демографические показатели19
2.2 Макроэкономические показатели20
2.3 Промышленное производство21
2.4 Сельское хозяйство22
2.5 Транспорт, дорожное строительство и связь24
2.6 Малое предпринимательство26
2.7 Инвестиции27
2.8 Финансы30
Заключение32
Список литературы33
Выдержка из текста работы
Для полноценного и всестороннего исследования выбранного региона в работе в ходе выполнения необходимых расчетов используются следующие статистические данные.
Информация об объеме производства отраслей (в соответствии с ОКВЭД) в регионе и информация об объеме ВРП. Наиболее свежую информацию можно получить сформировав запрос в ЦБСД с сайта www.gks.ru: «Национальные счета — Региональные показатели национальных счетов — Валовой региональный продукт в основных ценах».
Информация о производстве отраслей в целом по РФ и информация о суммарном объеме ВРП. Наиболее свежую информацию можно получить, сформировав аналогичный запрос в ЦБСД сайта www.gks.ru.
Данные об инвестициях в основной капитал в разрезе отраслей и данные о численности занятых региона в разрезе отраслей за 2010г. находятся в справочнике «Регионы России» за 2011г., а за 2011г. — в справочнике «Регионы России» за 2012г.
Кроме того, используется иная актуальная статистическая информация из официальных источников.
Введение
Радикальные изменения экономических отношений в России, осуществляемые в ходе проводимых реформ, вызывают необходимость столь же масштабных перемен на всех уровнях управления экономикой, в том числе на региональном уровне. Это объясняется тем, что именно от состояния экономики и социальной сферы регионов зависит благополучие и прогресс страны в целом.
В настоящее время еще многие российские регионы относятся к разряду депрессивных, наблюдается опасная тенденция углубления разрыва в степени социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В этих условиях необходимо сосредоточение усилий на выработке и реализации эффективной модели социально-экономических преобразований.
Во многих российских регионах разрабатываются собственные стратегии социально-экономического роста, реализуются свои особые методы и механизмы обеспечения устойчивого и поступательного развития. Вместе с тем, методологическая база реализации этих сложных и многоаспектных задач в полной мере еще не разработана, в регионах существуют различные условия и трудности как объективного, так и субъективного характера.
Данная ситуация обуславливает актуальность выбранной темы и постановку основной цели данного курсового проекта, которой является анализ региональных особенностей и разработка конкретных мероприятий, способствующих решению региональных проблем.
В процессе достижения цели исследования, возникает необходимость решения ряда задач:
· Осветить историко-географическое положение
· Проанализировать ресурсную базу региона, уровень развития промышленности, сельского хозяйства
· Осветить демографическую ситуацию и уровень жизни населения региона
· Подвести основные итоги социально-экономического развития региона на современном этапе
· Проанализировать возможные пути дальнейшего развития региона
В данной курсовой работе будет рассматриваться конкретный регион Российской Федерации — Московская область.
Часть 1. Технико-экономическая характеристика области
Московская область находится в Центральном федеральном округе Российской Федерации, в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины, в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Область протянулась с севера на юг на 310 км, с запада на восток — на 340 км. Ее площадь составляет 47 000 кмІ (с учетом площади Москвы). На территории области преобладает равнинный рельеф, характерное чередование холмистых возвышенностей и плоских низин. На севере и западе региона находится Смоленско-Московская возвышенность, в пределах которой выделяется Клинско-Дмитровская гряда (до 285 м.). Юг территории занимают северные склоны Среднерусской возвышенности. На юго-востоке области лежит сильно заболоченная Мещерская низменность. Главные реки — Ока, Москва (с притоками Руза, Истра, Яуза, Пахра), Клязьма. Климат умеренно континентальный. Территория расположена в зоне смешанных лесов. Лесами занято свыше 40% площади региона.
Численность городского и сельского населения в Московской области по последним данным Федеральной службы государственной статистики на 2012 г. составило 7095120 человек.
Сегодня Московская область — один из крупнейших индустриальных районов России. Ведущую роль в структуре хозяйственного комплекса занимает промышленность. В центральной части региона, в непосредственной близости от Москвы, сформировались многочисленные центры машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, текстильной промышленности. На юге области расположены предприятия машиностроительной и лёгкой промышленности. В северной части региона сосредоточены преимущественно предприятия тяжёлой и лёгкой промышленности. На западе области расположены в основном зоны отдыха и отдельные, сравнительно небольшие промышленные центры.
1.1 Историко-географическое положение
Территория современной Московской области была населена уже более 20 тысяч лет назад. В пределах области известны многочисленные курганы, городища железного века. Широко распространены курганы X—XII веков. До IX—X веков территорию бассейна реки Москвы и прилегающие земли населяли в основном финно-угорские народы меряне и мещера. Активное освоение этих земель славянами началось лишь в IX — XI веках. Население занималось охотой, бортничеством, рыболовством, земледелием и скотоводством.
В середине XII века земли нынешней Московской области вошли в состав Владимиро-Суздальского княжества. К этому же времени относится основание первых городов на этой территории (Волоколамск, Москва, Звенигород, Дмитров,). В городах сосредотачивались ремесло и торговля, они становились опорными пунктами княжеской власти. В первой половине XIII века вся Владимиро-Суздальская земля, в том числе и подмосковные земли, была завоёвана монголо-татарами; во время татаро-монгольского ига подмосковные территории неоднократно подвергались разграблению. Из удельных княжеств Владимиро-Суздальской земли в годы татаро-монгольского ига наиболее возвысилось московское; оно явилось центром объединения русских земель в XIV—XVI веках и оплотом борьбы с монголо-татарским игом. Города сохраняли оборонительную функцию вплоть до XVIII века. История Подмосковья неразрывно связана с военными событиями Смутного времени — Троицкой осадой, первым и вторым ополчениями.
В 1708 году по указу Петра I учреждена Московская губерния, куда вошла большая часть территории нынешней Московской области. С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург значение Подмосковья как хозяйственного центра начало падать, в XVIII веке определяющую роль экономике стала играть лёгкая, преимущественно текстильная промышленность. В XVIII веке в Москве и городах Подмосковья развивается мануфактурная, а затем и фабричная промышленность.
География торговых связей, характерная для XVIII века, сохранилась и в следующем столетии, — роль центра принадлежала Москве. В 1781 году произошли существенные изменения в административном делении Московской губернии: из прежней территории губернии были выделены Владимирское, Рязанское и Костромское наместничества, а оставшаяся территория была разделена на 15 уездов. Эта схема просуществовала, не претерпевая крупных изменений, до 1929 года.
1.2 Климатические условия
Климат Московской области — умеренно-континентальный, сезонность чётко выражена; лето тёплое, зима умеренно холодная. В восточных и юго-восточных районах континентальность климата выше, что выражается, в частности, в более низкой температуре зимой и более высокой температуре летом. Период со среднесуточной температурой ниже 0 °C длится 120—135 дней, начинаясь в середине ноября и заканчиваясь в середине-конце марта. Снежный покров обычно появляется в ноябре (хотя бывали годы, когда он появлялся в конце сентября и в декабре), исчезает в середине апреля (иногда и ранее, в конце марта). Постоянный снежный покров устанавливается обычно в конце ноября; высота снежного покрова — 25—50 см; наибольшая высота снежного покрова — на востоке области, в районе Орехово-Зуева и Шатуры, наименьшая — на западе (под Волоколамском) и на юге (к югу от Оки). Почвы промерзают на 65—75 см. Среднегодовое количество осадков 500—700 мм, наиболее увлажнены северо-западные районы, наименее — юго-восточные. В каждый из летних месяцев в среднем выпадает 75 мм осадков, однако раз в 25—30 лет в Московской области случаются сильные засухи, когда осадков летом может практически не выпадать. Выпадение осадков во все сезоны года связано, главным образом, с циклонами, формирующимися над Атлантикой, Средиземноморьем, Арктикой или же — при взаимодействии приходящих с запада влажных воздушных масс и континентального воздуха — непосредственно над Русской равниной.
1.3 Демографическая обстановка и структура населения
Численность населения области по данным Росстата составляет 7095120чел. (2013). Плотность населения — 158,82 чел./км2 (2013).
Смертность в Московской области превышает рождаемость, однако в последние годы естественная убыль населения снижается (с ?8,5 ‰ в 2005 году до ?2,4 ‰ в 2012 году). Прирост населения в области идёт главным образом за счёт увеличения числа жителей городов — такая тенденция отмечается с 1970-х годов; в городах или посёлках городского типа живёт и подавляющее большинство населения — свыше 80 %. Общий рост населения обеспечивается за счёт внешних миграций.
Численность городского и сельского населения по полу в Московской области по последним данным Федеральной службы государственной статистики на 2012 г. составляет 6860074 чел., при этом мужчины составляют 3159683 чел., а женщины 3700391 чел.
Средний возраст населения — 40,3 года (мужского — 37,3; женского — 42,9); таким образом, население Московской области немного старше, чем в среднем по России (39 лет).
По национальности большинство населения (92,92 %, 6202 тыс. чел.) — русские; вторая по численности населения — украинцы (1119,4 тыс. чел.), на третьем месте — татары (56,2 тыс. чел.). По сравнению с 2002 годом в 2010 году в наибольшей степени (в полтора раза и более) увеличилось узбеков (более чем в шесть раз), таджиков (в пять раз), а также молдаван, армян и азербайджанцев. Количество украинцев, белорусов и евреев уменьшилось по сравнению с данными прошлой Всероссийской переписи. 419 тысяч человек не указали свою национальность — это почти в 2,5 раза больше, чем в 2002 году (172 тыс. чел.). В Московской области проживает также большое количество нелегальных трудовых мигрантов, преимущественно из стран ближнего зарубежья; в некоторых городах формируются места их компактного проживания, что способствует усилению межнациональной напряжённости.
1.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
Экономика Московской области — третья среди субъектов Российской Федерации по объёму ВРП (2012 г.). Объём валового регионального продукта области в 2012 году составил почти 2,2 трлн рублей.
Численность занятых в экономике на 1 января 2012 года составляла 7 104 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы 2012 году составил 2,7 %.
Важной особенностью экономико-географического положения области является её соседство с Москвой: с одной стороны, близость столицы способствует развитию промышленности и науки в области, делает область миграционно привлекательным регионом, с другой стороны — Москва «перехватывает» трудовые ресурсы области, в московский бюджет поступают налоги значительной части населения области, работающей в Москве. В 2012 году в субъекте было зарегистрировано 224,2 тыс. предприятий и организаций; при этом наибольшее их число (66,0 тыс.) относилось к сфере услуг, значительно было также число предприятий обрабатывающей промышленности (24,2 тыс.) и строительства (21,2 тыс.).
Энергетический комплекс:
Московская энергосистема является частью Объединённой энергосистемы Центра и обслуживает потребителей Москвы и Московской области. Ключевые особенности Московской энергосистемы — жёсткая экологическая политика, высокая концентрация генерирующих мощностей на небольшой площади, преобладание в структуре генерирующих мощностей тепловых электростанций (свыше 80 %).
Научно-технический комплекс:
Научно-технический комплекс Московской области — один из самых крупных среди регионов России. Направления деятельности научно-технического комплекса охватывают отрасли машиностроения и металлургии, авиационной и ракетно-космической техники, электроники и радиоэлектроники, оборонной промышленности и приборостроения, химии и лесного хозяйства, агропромышленного комплекса и строительной индустрии, экологии и медицины.
1.5 Территориальная организация хозяйства
Промышленность:
По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы), в области работают десятки предприятий общероссийского значения. Промышленность региона использует преимущественно привозное сырьё; она основывается на мощной научно-технической базе и высококвалифицированных трудовых ресурсах; тесно связана с промышленностью Москвы. Среди муниципальных образований Московской области лидерами по объёму отгруженной продукции являются Ступинский, Мытищинский, Раменский, Щелковский, Рузский и Чеховский районы. Ведущие отрасли промышленности в 2012 году — пищевая промышленность (30 % производимой продукции), машиностроение (свыше 20 %), химическая промышленность (14 %), металлургия (около 10 %). По темпам роста промышленного производства выделяется Волоколамский район (в 2011 году — 185 %).
В Московской области развиты машиностроение и металлообработка. Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики (ЗиО-Подольск), ядерного топлива (Электросталь — «ТВЭЛ»); космическая и ракетная техника (Королёв — РКК «Энергия», Химки — НПО Лавочкина, Реутов — НПО машиностроения, Дзержинский — МКБ «Горизонт» и т.д.); магистральные тепловозы (Коломенский завод), вагоны метро (Мытищи — Метровагонмаш), электропоезда (Демиховский машиностроительный завод); автомобили (СеАЗ), автобусы (Ликино-Дулёво — Ликинский автобусный завод, Голицыно и Яхрома); сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны (Люберцы, Дмитров, Балашиха); высококачественные стали (Электросталь); оборудование лёгкой промышленности (основные центры — Коломна, Климовск, Подольск); кабели (Подольск); оптические приборы (Красногорский завод им. С. А. Зверева, Лыткаринский завод оптического стекла). Одной из ведущих отраслей специализации Московской области является строительство. По показателям ввода жилья в последние годы Московская область значительно превышает среднероссийский уровень. Как следствие, развита промышленность строительных материалов. Действуют цементные производства в Воскресенске и Коломне (Щуровский цементный завод), завод сухих строительных смесей в Красногорске и множество керамических производств. Развита деревообрабатывающая промышленность (в Бронницах, Шатуре и др). В Мытищах работает завод по производству инновационного целлюлозного утеплителя эковаты («Промэковата»). Московская область имеет одни из самых высоких объемов производства кирпича, а также сборных железобетонных конструкций и деталей.
Химическая промышленность работает в основном на привозном сырье. Производятся кислоты (Щёлково), минеральные удобрения (Воскресенск — производственные объединения «Фосфаты» и «Минудобрения»), синтетическое волокно (Серпухов и Клин), пластмассовые изделия (Орехово-Зуево), лаки и краски (Сергиев Посад, Одинцово), фармацевтические изделия (Старая Купавна) и т. д.
Во многих городах действуют предприятия пищевой промышленности. Область занимает одно из ведущих мест в России по производству мяса и субпродуктов пищевых убойных животных, а также мяса птицы. По производству водки Московская область является лидером среди субъектов Российской Федерации (по производству ликёроводочных изделий с содержанием спирта до 25 % область занимает более скромное 12-е место). Важное место в структуре пищевой промышленности области принадлежит также производству цельномолочной продукции.
Энергетика:
Электроэнергию вырабатывают: Каширская ГРЭС (1910 МВт), Шатурская ГРЭС (1500 МВт), Дзержинская ТЭЦ № 22 (1300 МВт), ТЭЦ-27 (1060 МВт), пиковые Загорская ГАЭС (1200 МВт) и Электрогорская ГРЭС (623 МВт), а также несколько менее крупных электростанций.
Газорпаспределительную систему Московской области эксплуатирует ГУП МО «Мособлгаз»; это же предприятие поставляет природный газ населению; магистральные газопроводы эксплуатирует ООО «Газппром трансгаз Москва».
Московская область обладает одной из наиболее развитых в России систем нефтепродуктообеспечения; ежегодно в область ввозится 2,5—3 млн т автомобильного бензина и около 1,5 млн т дизельного топлива. Транспортировкой и реализацией нефтепродуктов в области занимается ОАО «Мостранснефтепродукт» обслуживающий кольцевой нефтепродуктопровод, с помощью которого перераспределяются потоки поступающего с Московского, Рязанского и Нижегородского нефтеперерабатывающих заводов топлива.
1.6 Уровень жизни населения
В августе 2013 года, по оценке, денежные доходы населения на территории Московской области сложились в сумме 222734,5 миллиона рублей, денежные расходы населения — 197568,3 миллиона рублей.
Превышение денежных доходов населения над расходами составило 25166,2 миллиона рублей. Из общего объема денежных доходов в августе 2013 года население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 147328,1 миллиона рублей, уплату налогов и разнообразных взносов — 23966,5 миллиона рублей, покупку валюты — 4664 миллиона рублей.
В августе 2013 года денежные доходы на душу населения составили 31602,1 рубля, денежные расходы на душу населения — 28031,5 рубля.
По сравнению с августом 2012 года денежные доходы на душу населения увеличились на 4,1 процента, расходы — на 3,5 процента. Потребительские расходы в расчете на душу населения в августе 2013 составили 20903,3 рубля, по сравнению с августом 2012 года увеличились на 2,3 процента. Реальные денежные доходы в расчете на душу населения уменьшились в августе 2013 года по сравнению с августом 2012 года на 2,7 процента, расходы — на 3,2 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в августе 2013 года составила 34751,2 рубля и увеличилась по сравнению с августом 2012 года на 8,5 процента, по сравнению с июлем 2013 года — снизилась на 2,8 процентов.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в августе 2013 года составила 37990,9 рубля. По сравнению с июлем 2013 года она снизилась на 2,6 процента, по сравнению с августом 2012 года — увеличилась на 8,4 процента. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в августе 2013 года возросла по сравнению с августом 2012 года на 1,4 процента, по сравнению с июлем 2013 года — снизилась на 2,7 процента.
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в целом по Московской области во II квартале 2012 года Постановлением Правительства Московской области от 21.08.2012г. №1013/31 установлена в размере 6987 рублей, в том числе для трудоспособного населения — 7789 рублей, для пенсионеров — 5107 рублей, для детей — 6657 рублей.
Часть 2. Основные итоги социально-экономического развития хозяйства региона
Московская область — один из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По валовому региональному продукту, обороту розничной торговли, объему промышленного производства, поступлению иностранных инвестиций, объему платных услуг населению занимает лидирующие места в Центральном Федеральном Округе.
В настоящее время Московская область прочно удерживает второе место в России по объемам валового регионального продукта (ВРП). В прошлом году ВРП вырос по сравнению с 2011 годом на 4,4% и превысил 2,5 трлн рублей. Оборот организаций увеличился на 18,4% и достиг 6,5 трлн рублей. Прибыль организаций выросла на 27%. Объем промышленного производства в 2012 году достиг почти 5% в общем объеме производства страны, в то время как в целом по России аналогичный рост составил 2,6%.
Вместе с тем уменьшился объем иностранных инвестиций: за прошлый год он составил 4,6 млрд долларов США, а в 2011 — 5,5 млрд долларов США. Однако, это общая для страны тенденция. По оценке иностранных инвесторов, в Подмосковье по-прежнему окупаемость инвестиций происходит в 2-3 раза быстрее, чем в Германии или Франции.
Однако, Бюджет Московской области на 2013 год составил:
· доходы — 289 миллиардов рублей
· расходы — 306 миллиардов рублей
Дефицит бюджета — 5,43 % от расходов. Основные статьи доходов — налоги на прибыль организаций (37,8 %) и на доходы физических лиц (34 %), а также акцизы (13 %). Концентрация налоговой базы для субъекта не характерна (так, крупнейший налогоплательщик — ГУП «Мособлгаз» — ежегодно перечисляет в бюджет менее 1% собственных доходов региона) Свыше 60 % расходов областного бюджета имеет социальную направленность (22 % расходов выделяется на образование, 21 % на социальную политику, 20 % на здравоохранение). Крупными статьями расходов являются также национальная экономика (16 %, в том числе 10 % — дорожное хозяйство), общегосударственные вопросы (6 %), обслуживание государственного и муниципального долга (3 %). Государственный долг Московской области на 1 марта 2013 года составил 55,5 млрд рублей; стоит отметить существенное сокращение объёма долга в 2010—2012 годах (в 2,5 раза), главным образом за счет средств от эмиссии ценных бумаг и кредитов от кредитных организаций
Существенное влияние на экономику Московской области и, в частности, на размер её бюджета оказала передача с 1 июля 2012 года части территории Московской области Москве; так, по мнению бывшего губернатора Московской области Сергея Шойгу, в связи с расширением Москвы Московская область может ежегодно недополучать 35 млрд рублей налогов.
Далее мы выявим отрасли специализации региона и рассчитаем основываясь на данных Приложения 1 за 2011 год, для этого нам понадобится формула Клок = ВДС МО / ВДС РФ и в результате мы получим:
Коэффициент локализации производства (индекс уровня специализации)
Клок 2010 |
Клок 2011 |
||
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
0,6 |
0.7 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
0,0 |
0.0 |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
0,0 |
0.0 |
|
Раздел D Обрабатывающие производства |
1,2 |
1.3 |
|
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1,4 |
1.5 |
|
Раздел F Строительство |
0,9 |
0.8 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1,2 |
1.2 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
1,6 |
1.5 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
0,9 |
1.1 |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
1,0 |
0.7 |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1,2 |
1.2 |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
1,1 |
1.0 |
|
Раздел M Образование |
0,9 |
0.8 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,2 |
1.1 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,0 |
0.9 |
Как видно из расчетов, отраслями специализации Московской области следует считать (в порядке убывания):
Е — Производство и распределение электроэнергии, воды и газа
Н — Гостиницы и рестораны
D — Обрабатывающие производства
G — Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
К — Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуги
I — Транспорт и связь
N — Здравоохранение и предоставление социальных услуг.
L — Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование
С целью установления уровня развития отрасли в регионе и степени межрайонной товарности рассчитываются соответствующие коэффициенты:
где, К у- коэффициент уровня развития отрасли в регионе;
Потр рег- объем потребления произведенной продукции отрасли в данном регионе.
Коэффициент межрайонной товарности рассчитывается по формуле:
где, — коэффициент межрайонной товарности, если он больше 0,5, то из региона вывозится более половины производимой продукции;
Вв отр- объем вывозимой продукции отрасли региона.
К сожалению, обнаружить в рекомендованных и иных источниках статистической информации данных о потреблении в разрезе отраслей ( в соответствии с ОКВЭД) в рамках конкретного региона не удалось, в связи с чем расчет данных показателей в рамках работы не производится. Тем не менее, отсутствие данных расчетов не скажутся на результатах исследования в силу частичного дублирования этих показателей иными.
Коэффициент душевого производства рассчитывается по формуле:
где, К д- коэффициент душевого производства;
Нас рег.- численность населения региона;
Нас стр.- численность населения страны.
Рассчитаем этот коэффициент, опираясь на данные приложения 2, 3 и 4 за 2011 год и получим:
Kд 2010 |
Кд 2011 |
||
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
0,6282 |
0,6453 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
0,0700 |
0,0645 |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
0,0191 |
0,0138 |
|
Раздел D Обрабатывающие производства |
1,2209 |
1,2869 |
|
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1,4838 |
1,4839 |
|
Раздел F Строительство |
0,9674 |
0,7728 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1,2803 |
1,2217 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
1,6186 |
1,5139 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
0,9218 |
1,0597 |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
1,1529 |
0,7096 |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1,2987 |
1,2078 |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
1,1189 |
1,0102 |
|
Раздел M Образование |
0,9073 |
0,8112 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,1986 |
1,1345 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,0392 |
0,9294 |
Коэффициент душевого производства показывает во сколько раз больше или меньше производится одноименной продукции на душу населения по сравнению с Российской Федерацией.
Как видно из расчетов, значение коэффициента, превышающее единицу, справедливо для отраслей (в порядке убывания):
· Раздел Н Гостиницы и рестораны
· Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
· Раздел D Обрабатывающие производства
· Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
· Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
· Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг
· Раздел I Транспорт и связь
· Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
Это подтверждает ранее сделанные выводы о принадлежности данных отраслей к отраслям специализации региона.
Эффективность производства рассчитывается по формуле:
где, Затр рег- затраты региона на производство (внутренне-производственное потребление).
К сожалению, обнаружить в рекомендованных (и иных) источниках статистической информации данных о промежуточном потреблении (затратах на производство) в разрезе отраслей (в соответствие с ОКВЭД) в рамках конкретного региона не удалось, в связи с чем расчет показателя в рамках данной работы не производится.
Таким образом, по результатам расчетов, выполненных во втором разделе работы, можно констатировать, что отраслями специализации Московской области являются такие отрасли, как: «Гостиницы и рестораны», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Обрабатывающие производства», «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», «Транспорт и связь», «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование»
Часть 3. Возможные пути социально-экономического развития и его источники
3.1 Стратегические планы социально-экономического развития Московской области
московский область хозяйство муниципальный
Необходимо заметить, что вопросам стратегического развития Московской области уделяется повышенное внимание. В настоящее время основным документом, определяющим направление развития региона, является Постановление правительства МО от 15.12.2006 n 1164/49 «О стратегии социально-экономического развития московской области до 2020 года»
Стратегия социально-экономического развития Московской области (далее — Стратегия) — комплексная система целей развития Московской области как субъекта Российской Федерации с указанием задач и средств их реализации.
Результаты анализа социально-экономического положения Московской области.
Сильные стороны:
· выгодное географическое положение;
· высокоразвитое промышленное производство;
· близость к ключевым железнодорожному и автомобильному транспортным узлам, соединяющим магистральные направления запад — восток и север — юг, а также наличие на территории Московской области крупных международных аэропортов;
· высокая инвестиционная активность;
· наличие квалифицированной рабочей силы;
· развитый научно-производственный комплекс;
· большой культурно-исторический потенциал.
Ограничения развития:
· нестабильность федерального законодательства, затрудняющая разработку среднесрочных и долгосрочных планов и программ;
· сложная демографическая ситуация;
· высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;
· высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения;
· экспансия импортных товаров на внутреннем рынке Московской области;
· высокая степень износа производственного потенциала;
· несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;
· отсутствие сырьевых источников;
· отсутствие свободных земель, пригодных для жилищного строительства, прав по распоряжению земельными участками, являющимися государственной собственностью Российской Федерации и не используемыми по целевому назначению;
· высокая степень дифференциации муниципальных образований Московской области по уровню экономического и социального развития.
Возможности развития:
-высокая инвестиционная привлекательность;
-наличие инновационного потенциала развития;
-наличие возможностей для развития туристского бизнеса;
-привлекательность для мигрантов;
-наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов), фондовый рынок, логистика);
-наличие возможностей для реализации государственно-частного партнерства.
Факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое положение:
· возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения отдельных положений законодательства Российской Федерации, последствия которых могут привести к снижению поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Московской области);
· отсутствие мотивации к труду (доля затрат на оплату труда составляет 18-19 процентов от объема затрат на производство и реализацию товаров и услуг; фонд оплаты труда составляет 32,8 процента от валового регионального продукта);
· возрастание различий в социальном и экономическом развитии муниципальных образований Московской области.
Цель Стратегии — создание на территории Московской области благоприятных условий для жизни, работы и отдыха, обеспечивающих гармоничное сочетание интересов личности, общества и государства.
Стратегическими задачами, направленными на достижение поставленной стратегической цели, являются: создание условий для формирования конкурентоспособной, динамичной и высокотехнологичной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие Московской области, и на этой основе создание условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области.
Московская область занимает лидирующие позиции по уровню экономического и социального развития среди субъектов Российской Федерации.
Экономическая политика Московской области сфокусирована на развитии высокотехнологичных секторов экономики посредством модернизации действующих производств и активном строительстве новых предприятий.
Научно-производственный и образовательный комплекс обеспечивает не только значительный вклад в экономику Московской области, но и подготовку высококвалифицированных кадров, высокий уровень инновационной активности организаций.
Создана эффективная многоуровневая система социального партнерства в сфере труда.
Московская область является одной из наиболее привлекательных среди субъектов Российской Федерации территорий для внешних и внутренних инвесторов. Создан мощный региональный сегмент фондового рынка, интегрированный в общероссийскую инфраструктуру фондового рынка.
Московская область — регион с высокоразвитым агропромышленным комплексом, обеспечивающим потребности жителей Московской области в продовольствии, а также наращивающий вывоз сельскохозяйственной продукции, продуктов питания в прилегающие субъекты Российской Федерации.
Полностью реализована транзитная функция Московской области. Созданы современные высококлассные логистические центры, грузообрабатывающие терминалы, обеспечивающие эффективную транспортировку товаров.
Нивелированы различия муниципальных образований Московской области по уровню экономического развития.
Уровень жизни населения — один из самых высоких в Российской Федерации, что делает Московскую область наиболее привлекательным регионом для квалифицированных трудовых ресурсов как из других субъектов Российской Федерации, так и из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Создана мощная социальная инфраструктура, обеспечивающая население доступными и качественными социальными услугами.
Преодолена дифференциация муниципальных образований Московской области по уровню обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры.
Цели и задачи Стратегии достигаются посредством реализации Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области и Схемы территориального планирования Московской области — основных положений градостроительного развития, разработанных в рамках разработки Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года.
Градостроительное развитие Московской области происходит в условиях реконструкции существующих городских и сельских поселений, инженерной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры и направлено на долгосрочное экономическое развитие Московской области с темпами роста, опережающими средние по Российской Федерации.
Генеральный план развития Московской области — совокупность нормативных правовых актов Московской области, разрабатываемых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, и документов территориального планирования Московской области, определяющих в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации и муниципальных образований Московской области политику органов государственной власти Московской области в сфере пространственного развития Московской области (далее — политика пространственного развития Московской области).
Основным принципом политики пространственного развития Московской области является обеспечение устойчивого развития Московской области в интересах настоящего и будущих поколений.
Целью политики пространственного развития Московской области является создание градостроительными средствами условий повышения качества жизни населения и роста экономики Московской области на основе обеспечения безопасной и благоприятной среды жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов, сохранения культурного наследия, местных традиций и особенностей.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения Московской области на основе устойчивого развития экономики и социальной сферы Московской области обеспечивает:
— активной категории населения
-возможность реализовать свои способности и удовлетворить свои потребности на основе активного вовлечения в экономическую деятельность;
— осуществление преобразований, ориентирующих человека на активную позицию по решению своих жизненных проблем, приобщение к ценностям здорового образа жизни, творческой самореализации, культуры, направленных на поддержание и развитие способностей человека.
Разработка и реализация активной миграционной политики, направленной на восполнение естественной убыли населения в трудоспособном возрасте, на снижение демографической нагрузки; привлечение для работы на предприятиях и организациях Московской области близких по культуре людей, людей трудоспособного возраста с высшим образованием и высоким уровнем профессиональной квалификации; оптимизацию численности трудовых мигрантов в зависимости от потребностей экономики и социальной сферы Московской области; создание благоприятных условий для их проживания.
Обеспечение всеобщего доступа к качественному образованию, повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий населения, формирование единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к культурным ценностям Московской области, развитие туризма, физической культуры и спорта и т.д.
3.2 Выявление наиболее перспективных направлений инвестирования
В рамках данного раздела выполним расчет актуальных показателей:
Предельный продукт по инвестициям в основной капитал рассчитывается по формуле:
где,
Прир отр рег- прирост валового регионального продукта в отрасли в регионе;
Инв отр рег- инвестиции в отрасль в регионе;
Прир инв отр рег- прирост инвестиций в отрасль в регионе.
Рассчитаем этот показатель, используя при этом данные из приложений 3 и 5, в результате чего получим:
Предельный продукт по инвестициям в основной капитал
2011/2010 |
||
Раздел D Обрабатывающие производства |
47,1907 |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
10,3350 |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
1,0318 |
|
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
0,9547 |
|
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,8067 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
0,7226 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
0,6893 |
|
Раздел M Образование |
0,5114 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
0,3976 |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
0,2770 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
0,2619 |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
0,0542 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
-0,1029 |
|
Раздел F Строительство |
-0,1152 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
-4,7471 |
Как видно из результатов расчета наиболее перспективными для инвестирования по критерию предельного продукта по инвестированию в основной капитал являются такие отрасли, как: «Обрабатывающие производства», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «Финансовая деятельность» и др.
Предельный продукт по инвестициям в рабочую силу рассчитывается по формуле:
где, Прир отр рег- прирост валового регионального продукта в отрасли в регионе;
Инв отр рег- число занятых в отрасли в регионе;
Прир чис отр рег- прирост числа занятых в отрасли в регионе
Рассчитаем этот показателя, используя при этом данные приложений 3 и 6, в результате получим:
Предельный продукт по инвестициям в рабочую силу
2011/2010 |
||
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
82,8538 |
|
Раздел D Обрабатывающие производства |
80,1938 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
16,0640 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
9,1659 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
1,7189 |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1,6751 |
|
Раздел F Строительство |
1,0299 |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
0,1002 |
|
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
-4,8668 |
|
Раздел M Образование |
-6,6815 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
-8,5116 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
-53,4878 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
— |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
— |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
— |
Как видно из результатов расчета наиболее перспективными для инвестирования по критерию предельного продукта по инвестированию в рабочую силу являются такие отрасли, как: «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» «Обрабатывающие производства», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», «Транспорт и связь», «Гостиницы и рестораны», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «Строительство».
Таким образом, по результатам расчетов можно констатировать, что Московская область является одной из наиболее привлекательных среди субъектов Российской Федерации территорий для внешних и внутренних инвесторов. Однако такие отрасли как «Образование», «Сельское хозяйство», «Здравоохранение» заслуживают повышенного внимания.
3.3 Обоснование развития муниципального образования
В данном разделе мы проанализируем социально-экономическое состояние 3 городов Московской области и сравним их между собой. Для этого нам нужно будет рассчитать основные социально-экономические показатели и определить их отклонение от нормы.
Для этого возьмем показатели города Реутов (приложение 8), Сергиев Посад (приложение 7), Химки (приложение 9) — для более удобного видения, рекомендую использовать приложение 10. Далее представим 2 основные формулы:
1) S = (Показ. С* числ. Нас. С + Показ. Р* числ. Нас. Р + Показ. Х*Числ. Нас. Ч / Числ. Нас. Р+ Числ. Нас. С + Числ. Нас. Х) * 1000 — Получаем средний показатель в расчете на 1 человека
2) ?S = Показ. Города * ?S / ?S — По результату этой формулы мы будем смотреть отклонение показателя того или иного города от нормы, что в результате даст нам основания сделать определенные выводы в этой части работы.
Итак, представим результаты ?S в таблице:
Показатели |
Химки |
Реутов |
Сергиев Посад |
?S |
|
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
299 |
104 |
278 |
251,43 |
|
Количество объектов розничной торговли и общественного питания |
2191 |
1286 |
684 |
1604,65 |
|
Число источников теплоснабжения |
35 |
8 |
37 |
29,69 |
|
Протяжение тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении (до 2008 г. — км) |
226300 |
88500 |
87247 |
160468,92 |
|
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети (до 2008 г. — км) |
124420 |
94454 |
256400 |
152178,55 |
|
Одиночное протяжение уличной канализационной сети (до 2008 г. — км) |
83100 |
74148 |
207800 |
113509,45 |
|
Одиночное протяжение уличной газовой сети (до 2008 г. — км) |
315740 |
46200 |
556900 |
320067,47 |
|
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.м |
6629 |
2134 |
556900 |
148380,40 |
|
Число учреждений культурно-досугового типа, единица |
5 |
1 |
5 |
4,14 |
|
Число отделений при центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
10 |
10 |
1 |
7,67 |
|
Число учреждений здравоохранения (отделений) |
62 |
21 |
52 |
50,55 |
|
Число общеобразовательных учреждений |
34 |
11 |
15 |
24,10 |
|
Ввод в действие жилих домов на территории муниципального образования |
246190 |
102563 |
22184 |
157066,23 |
|
Численность населения |
221084 |
91026 |
109300 |
Теперь рассчитаем показатель отклонения от нормы по городу Реутов и представим его результаты в таблице в аранжированном порядке от меньшего к большему отклонению:
Показатели |
Реутов |
Sср |
?S |
|
Число отделений при центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
10 |
7,67 |
0,303781 |
|
Количество объектов розничной торговли и общественного питания |
1286 |
1604,65 |
-0,19858 |
|
Одиночное протяжение уличной канализационной сети (до 2008 г. — км) |
74148 |
113509,5 |
-0,34677 |
|
Ввод в действие жилих домов на территории муниципального образования |
102563 |
157066,2 |
-0,34701 |
|
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети (до 2008 г. — км) |
94454 |
152178,6 |
-0,37932 |
|
Протяжение тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении (до 2008 г. — км) |
88500 |
160468,9 |
-0,44849 |
|
Число общеобразовательных учреждений |
11 |
24,1 |
-0,54357 |
|
Число учреждений здравоохранения (отделений) |
21 |
50,55 |
-0,58457 |
|
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
104 |
251,43 |
-0,58637 |
|
Число источников теплоснабжения |
8 |
29,69 |
-0,73055 |
|
Число учреждений культурно-досугового типа, единица |
1 |
4,14 |
-0,75845 |
|
Одиночное протяжение уличной газовой сети (до 2008 г. — км) |
46200 |
320067,5 |
-0,85566 |
|
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.м |
2134 |
148380,4 |
-0,98562 |
По результатам подсчетом мы видим, что в городе Реутов довольна неплохая ситуация связанная с социальным обслуживанием, в городе довольно много пунктов приема граждан всех групп; с розничной торговлей, на территории города довольно неплохо, в городе есть разнообразные магазины, парикмахерские, палатки и др.; есть небольшое отклонение, связанное с коммунальным обслуживанием, отклонение которого от нормы довольно не велико, но все же желает оставлять лучшего, так как для города это первоначально очень важный показатель социально-экономического состояния и комфорта проживания его жителей; не смотря на имеющиеся в городе общеобразовательные учреждения, их количество не соответствует запросу города, что касается детских садов их и вовсе мало; также не особо радует показатель здравоохранения — в городе имеется всего 2 муниципальные поликлиники — одна детская, другая взрослая. Количество жителей в городе довольно велико и местные оздоровительные учреждения просто не справляются с нагрузкой. Но зато стоит отметить большое количество мелких платных клиник, которые и не дают этому показателю быть еще больше отклоненным от нормы, хотя это не совсем положительный момент в данном показателе. Очень сильно отклоненные от нормы показатели это Одиночное протяжение уличной газовой сети и Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.м.
Заключение
В рамках настоящей работы был выполнен анализ региональных особенностей и проведена разработка конкретных мероприятий, способствующих решению региональных проблем, отдельно взятого субъекта Российской Федерации — Московской области.
С этой целью в первой части работы были освещены историко-географическое положение и демографическая обстановка региона; проанализирована ресурсная база региона, уровень развития промышленности и сельского хозяйства.
Во второй и третьей частях работы были подведены основные итоги социально-экономического развития региона на современном этапе; проанализированы возможные пути его дальнейшего развития. По результатам подсчетов второй части работы мы определили отрасли специализации Московской области. По результатам подсчетов в третьей части работы мы определили, что Московская область является одним из наиболее привлекательных для инвестирования регионов Российской Федерации.
Московская область — один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По валовому региональному продукту, объему промышленного производства, поступлению иностранных инвестиций, обороту розничной торговли, объему платных услуг населению, объему доходов бюджету Московская область занимает лидирующие места в Центральном Федеральном Округе.
Список используемой литературы
1. Регионы России. Социально- экономические показатели — 2012г. — http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/Main.htm
2. Регионы России. Социально- экономические показатели — 2011г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main.htm
3. «Региональная экономика и управление» Учебное пособие, 2 издание, переработанное и дополненное, -СПб.: Питер -2008, 288стр — (Серия — «Учебное пособие»)
4. Постановление правительства мо от 15.12.2006 n 1164/49 «О стратегии социально-экономического развития московской области до 2020 года»
5. Региона России: Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2010: Стат. Сб. / Росстат, Москва, 2010, 654стр.
6. Федеральная служба государственной статистики — Интерактивная витрина — http://cbsd.gks.ru/
7. Федеральная служба государственной статистики по Московской области — http://msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/
8. Энциклопедия «Википедия»: Раздел «Московская область» http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F1%EA%EE%E2%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC
9. Портал Московской области — http://www.mosoblonline.ru/
10. Официальный сайт Министерства Экономики Московской области: Раздел 5 — Социально-экономическое развитие Московской области http://me.mosreg.ru/s_e_s_strat/
Приложения
Приложение 1
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости субъектов Российской Федерации в 2011 г.
(в текущих ценах; в процентах к итогу)
Сумма субьектов РФ |
Московская область |
||
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
4,7 |
3,1 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
0,2 |
0 |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
11,4 |
0,2 |
|
Раздел D Обрабатывающие производства |
18 |
23,1 |
|
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
4,4 |
6,5 |
|
Раздел F Строительство |
6,9 |
5,3 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
19,5 |
23,9 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
1 |
1,5 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
10 |
10,6 |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
0,6 |
0,4 |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
10,6 |
12,8 |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
4,7 |
4,7 |
|
Раздел M Образование |
2,9 |
2,4 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
3,7 |
4,2 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,4 |
1,3 |
Приложение 2
Валовой региональный продукт в основных ценах (тысяча рублей) Российская Федерация
2010 |
2011 |
||
Всего |
37 687 768 201,60 |
45 265 221 611,50 |
|
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1 611 278 756,90 |
2 142 209 562,60 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
93 405 267,30 |
105 337 340,30 |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
3 910 483 403,30 |
5 171 890 599,90 |
|
Раздел D Обрабатывающие производства |
6 658 747 034,50 |
8 130 511 553,10 |
|
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1 683 759 833,90 |
1 982 669 541,90 |
|
Раздел F Строительство |
2 597 682 601,10 |
3 118 561 646,40 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
7 328 127 156 |
8 848 713 212,50 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
381 648 360,30 |
446 101 471,80 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
3 957 157 632,40 |
4 520 185 653,90 |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
219 501 255 |
259 806 870 |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4 286 456 000,20 |
4 798 304 699,10 |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
1 876 731 638,80 |
2 120 554 234,30 |
|
Раздел M Образование |
1 138 703 897,20 |
1 313 800 003,80 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1 409 097 208,50 |
1 676 813 906,20 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
534 943 305,20 |
629 711 964,50 |
Приложение 3
Валовой региональный продукт в основных ценах (тысяча рублей)
Московская область
2010 |
2011 |
||
Всего |
1 832 867 320,80 |
2 243 263 953,20 |
|
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
47 475 536,50 |
68 563 585,70 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
306 590,10 |
336 774 |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
3 498 048 |
3 548 859 |
|
Раздел D Обрабатывающие производства |
381 288 353,50 |
518 979 434 |
|
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
117 175 403,50 |
145 928 666,20 |
|
Раздел F Строительство |
117 853 578,30 |
119 544 563,10 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
440 028 398,80 |
536 203 070,90 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
28 971 909,80 |
33 497 321,60 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
171 081 000,90 |
237 580 570,40 |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
11 868 741 |
9 143 629 |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
261 091 832,50 |
287 440 719,40 |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
98 483 758,20 |
106 248 016,60 |
|
Раздел M Образование |
48 455 597,40 |
52 861 753,50 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
79 214 523,90 |
94 355 931,40 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
26 072 363,40 |
29 029 243 |
Приложение 4
Численность населения, млн. чел.
2010 |
2011 |
||
Российская Федерация |
142946788 |
142954537 |
|
Московская область |
6 712 582 |
7095120 |
Приложение 5
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2010 г. — 2011г.
Московская область
2010 |
2011 |
||
Всего |
263988,9 |
309406,1 |
|
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
7499,2 |
11063,5 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
68,1 |
36,4 |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
240,1 |
326,3 |
|
Раздел D Обрабатывающие производства |
66308,2 |
66683,1 |
|
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
32725,5 |
43302,2 |
|
Раздел F Строительство |
2742,4 |
2442,5 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
11810,3 |
15964,6 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
1833 |
3786,4 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
33706,7 |
55019,2 |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
2182,4 |
1693,3 |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
90144,2 |
90950,9 |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
3290,1 |
4469 |
|
Раздел M Образование |
2577,3 |
3079,2 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2744,1 |
4600,8 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
6117,2 |
5988,7 |
Приложение 6
Число занятых, Московская область, тыч. Чел.
2010 |
2011 |
||
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
114,4 |
107,6 |
|
Раздел В Рыболовство, рыбоводство |
— |
— |
|
Раздел С Добыча полезных ископаемых |
4,2 |
4,9 |
|
Раздел D Обрабатывающие производства |
572,4 |
574,3 |
|
Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
83,9 |
84,1 |
|
Раздел F Строительство |
186,7 |
189,3 |
|
Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
568,5 |
566,6 |
|
Раздел Н Гостиницы и рестораны |
55,1 |
59,8 |
|
Раздел I Транспорт и связь |
250,8 |
258,7 |
|
Раздел J Финансовая деятельность |
— |
— |
|
Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
366,2 |
387,4 |
|
Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
— |
— |
|
Раздел M Образование |
202,9 |
200,4 |
|
Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
188,3 |
190,2 |
|
Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
135,3 |
133,7 |
Приложение 7
БД ПМО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Павлово-Посадский муниципальный район Городские поселения Павловский Посад за 2011 год
Бытовое обслуживание населения |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
222 |
||
Розничная торговля и общественное питание |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Количество объектов розничной торговли и общественного питания |
684 |
||
Коммунальная сфера |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число источников теплоснабжения |
единица |
24 |
|
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети (до 2008 г. — км) |
метр |
54594 |
|
Одиночное протяжение уличной канализационной сети (до 2008 г. — км) |
метр |
22700 |
|
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.м |
тысяча метров квадратных |
1579.2 |
|
Организация отдыха, развлечений и культуры |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число учреждений культурно-досугового типа, единица |
единица |
5 |
|
Социальное обслуживание населения |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
единица |
1 |
|
Здравоохранение, 2008-2010 |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число учреждений здравоохранения (отделений) |
52 |
||
Строительство жилья |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Ввод в действие жилих домов на территории муниципального образования |
квадратный метр общей площади |
22184 |
|
Образование |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число общеобразовательных учреждений Всего |
единица |
15 |
|
Численность населения города |
человек |
109300 |
Приложение 8
БД ПМО Московской области ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Городские округа Московской области Городские округа Реутов за 2011 год
Бытовое обслуживание населения |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги всего |
единица |
104 |
|
Розничная торговля и общественное питание |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Количество объектов розничной торговли и общественного питания |
1286 |
||
Коммунальная сфера |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число источников теплоснабжения |
единица |
8 |
|
Протяжение тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении (до 2008 г. — км) |
метр |
88500 |
|
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети (до 2008 г. — км) |
метр |
94454 |
|
Одиночное протяжение уличной канализационной сети (до 2008 г. — км) |
метр |
74148 |
|
Одиночное протяжение уличной газовой сети (до 2008 г. — км) |
метр |
46200 |
|
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.м |
тысяча метров квадратных |
2134 |
|
Организация отдыха, развлечений и культуры |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число учреждений культурно-досугового типа, единица |
единица |
1 |
|
Социальное обслуживание населения |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число отделений при центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и детей-инвалидов |
единица |
10 |
|
Здравоохранение, 2008-2010 |
|||
Показатели |
Ед. изм |
2011 |
|
Число учреждений здравоохранения (отделений) |
21 |
||
Образование |
|||
Показатели |
Ед. изм |
2011 |
|
Число общеобразовательных учреждений всего |
единица |
11 |
|
Строительство жилья |
|||
Показатели |
Ед. изм |
2011 |
|
Ввод в действие жилих домов на территории муниципального образования |
квадратный метр общей площади |
102563.6 |
|
Численность населения |
человек |
91026 |
Приложение 9
БД ПМО Московской области ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Городские округа Московской области Городские округа Химки за 2011 год
Бытовое обслуживание населения |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
299 |
||
Розничная торговля и общественное питание |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Количество объектов розничной торговли и общественного питания |
2191 |
||
Коммунальная сфера |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число источников теплоснабжения |
единица |
35 |
|
Протяжение тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении (до 2008 г. — км) |
метр |
226300 |
|
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети (до 2008 г. — км) |
метр |
124420 |
|
Одиночное протяжение уличной канализационной сети (до 2008 г. — км) |
метр |
83100 |
|
Одиночное протяжение уличной газовой сети (до 2008 г. — км) |
метр |
315740 |
|
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.м |
тысяча метров квадратных |
6629.7 |
|
Организация отдыха, развлечений и культуры |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число учреждений культурно-досугового типа, единица |
единица |
5 |
|
Социальное обслуживание населения |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число отделений при центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
единица |
10 |
|
Здравоохранение, 2008-2010 |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число учреждений здравоохранения (отделений) |
62 |
||
Образование |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Число общеобразовательных учреждений |
единица |
34 |
|
Строительство жилья |
|||
Показатели |
Ед. измерения |
2011 |
|
Ввод в действие жилих домов на территории муниципального образования |
квадратный метр общей площади |
246190 |
|
Численность населения |
человек |
221084 |
Приложение 10
Показатели |
Химки |
Реутов |
Сергиев Посад |
|
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
299 |
104 |
278 |
|
Количество объектов розничной торговли и общественного питания |
2191 |
1286 |
684 |
|
Число источников теплоснабжения |
35 |
8 |
37 |
|
Протяжение тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении (до 2008 г. — км) |
226300 |
88500 |
87247 |
|
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети (до 2008 г. — км) |
124420 |
94454 |
256400 |
|
Одиночное протяжение уличной канализационной сети (до 2008 г. — км) |
83100 |
74148 |
207800 |
|
Одиночное протяжение уличной газовой сети (до 2008 г. — км) |
315740 |
46200 |
556900 |
|
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.м |
6629.7 |
2134 |
2415.17 |
|
Число учреждений культурно-досугового типа, единица |
5 |
1 |
5 |
|
Число отделений при центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
10 |
10 |
1 |
|
Число учреждений здравоохранения (отделений) |
62 |
21 |
52 |
|
Число общеобразовательных учреждений |
34 |
11 |
15 |
|
Ввод в действие жилих домов на территории муниципального образования |
246190 |
102563.6 |
22184 |
|
Численность населения |
221084 |
91026 |
109300 |
Размещено на