Содержание
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1: ПЕРЕХОД РОССИИ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ4
1.1 АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ4
1.2 ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ6
1.3 ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ7
1.4 ПОНЯТИЕ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ11
1.5 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ15
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА19
2.1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ19
2.2 ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ24
ВЫВОД29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК31
ПРИЛОЖЕНИЕ32
Выдержка из текста работы
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эту проблему я нашел наиболее актуальной и достойной рассмотрения как всеобщей, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность. В связи с этим целью работы является попытка рассмотреть вопросы, правильные ответы на которые определяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное и политическое благосостояние общества.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Объектом исследования является рыночная экономика РФ.
Цель работы заключается в рассмотрении формирования рыночной экономики в России.
Поставленная цель решается с помощью ряда задач:
— Представить российскую модель рыночной экономики,
— Показать переходную экономику как систему и привести особенности российской модели переходной экономики
— проанализировать преимущества и недостатки рыночной экономики
— выявить инструменты реализации экономических функций государства
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.д.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика.
Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.
Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться .
Глава 1. Сущность рыночной системы
1.1. Объективные причины возникновения рыночной экономики
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства……………………….
Заключение
Современная российская экономика находится сейчас в переходном периоде. Это промежуточное состояние между плановой и рыночной экономикой. Общая особенность Российской экономики — она как плановая существенно отличается от западной рыночной экономики; как российская она не имеет аналогов в каких-либо других, даже бывших соц. странах. Определенное состояние рыночной системы характеризует экономический кризис, представляющий собой резкое нарушение равновесия в экономике вследствие несоответствия спроса и сложившегося предложения. Макроэкономическая проблема, которую необходимо безотлагательно решать в течение переходного периода — проблему структурно-инвестиционной перестройки на современной технико-технологической основе для всех субъектов формирующейся рыночной экономики и прежде всего — государством и его институтами. Макроэкономическая несбалансированность имеет многообразие форм.
Несбалансированность проявляется прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей 1-го подразделения общественного производства, доля которого в совокупном общественном продукте на конец 80х-68% — эти отрасли поглощали львиную долю инвестиций, сырья, материалов, квалифицированной рабочей силы, тем самым еще более «обездоливая» другие отрасли. На развитие отраслей гр.1 выделялось не более 5% производственных капиталовложений. Создание невиданного по своим масштабам ВПК, поглощавшего ежегодно не менее 2/3 экономического потенциала страны, на содержание которого ежегодно тратилось 18-20% нац. дохода. Это и обусловило отставание отраслей, не работавших в ВПК, что привело к замедлению темпов экономического роста, к дефициту, к импорту .
Степень влияния государства на экономику через механизм бюджетных отношений определяется целевой установкой бюджетной политики и зависит, главным образом, от выбора ее приоритетов.
Проект федерального бюджета на 2003 год обеспечивает сбалансированность доходов и расходов и формировался с учетом проведения профицитной бюджетной политики, ориентированной на выполнение обязательств по обслуживанию государственного долга. Проект бюджета на 2003 год – социально ориентированный с приоритетными направлениями, в число которых входит обеспечение оборонной безопасности страны, судебная реформа, поддержка науки и образования. Рост расходов по этим позициям значительно опережает другие направления расходования государственных средств.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.)
4. Абалкин Л.И. Трудный поворот к рынку. М.: Экономика, 2000. – 154 с.
5. Булатов А.С. Экономика. М.:БЕК, 2002. 204 с.
6. Видяпина В. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. М.: Юристъ 2003. 241 с.
7. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. М., 2002. 502 с.
8. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2000. 861с.
9. Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. М.: 2004. 617 с.
10. Курс экономической теории/ Под ред. А.С. Сидоровича. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. «ДИС», 2003. 296 с.
11. Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 2002 г. 247 с.
12. Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю, Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1). М.: Республика, 1995 г. 512 с.
13. Лившиц А. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 2003. 234 с .
14. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. 2001. № 5. С. 18.
15. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, Экономика, 2002. 290 с.
Приложение
Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации
Поступило в консолидированный бюджет, млрд.руб. в том числе :
федеральный бюджет бюджеты территорий
млрд.руб. в % к общему объему поступлений в консолидированный бюджет млрд.руб. в % к общему объему поступлений в консолидированный бюджет
Январь 141,84 74,66 52,6 67,19 47,4
Февраль 130,53 68,48 52,5 62,04 47,5
Март 170,44 88,93 52,2 81,51 47,8
I квартал 442,81 232,07 52,4 210,75 47,6
Апрель 240,13 106,28 44,3 133,85 55,7
Май 199,26 93,48 46,9 105,78 53,1
Июнь 165,65 85,32 51,5 80,33 48,5
II квартал 605,04 285,09 47,1 319,95 52,9
I полугодие 1047,85 517,15 49,4 530,70 50,6
Июль 226,53 112,12 49,5 114,41 50,5
Август 204,10 97,28 47,7 106,82 52,3
Сентябрь 185,99 100,96 54,3 85,04 45,7
III квартал 616,62 310,36 50,3 306,26 49,7
9 месяцев 1664,47 827,51 49,7 836,96 50,3
Октябрь 237,50 120,06 50,5 117,45 49,5
Ноябрь 209,75 97,60 46,5 112,15 53,5
Декабрь 216,19 103,36 47,8 112,83 52,2
IV квартал 663,45 321,0 48,4 342,4 51,6
II полугодие 1280,07 631,4 49,3 648,7 50,7
январь — декабрь 2327,9 1148,5 49,3 1179,4 50,7