Выдержка из текста работы
Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве.
Законодательным основанием к пенсионному обеспечению на территории Российской Федерации является Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсия (от латинского pensio — платёж) — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.
Возникновение пенсионных правоотношений законодатель связывает с необходимостью наступления ряда юридических фактов.
К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся: достижение общеустановленного пенсионного возраста, наличие страхового стажа и волеизъявление застрахованного лица, выраженное в письменной форме.
Пенсионный возраст, необходимый для установления пенсии по старости, остался неизменным.
При прохождении Закона о трудовых пенсиях в Государственной Думе длительное время обсуждался вопрос о повышении общеустановленного пенсионного возраста в связи с предстоящей тяжелой демографической ситуацией в России в целях оптимизации экономической нагрузки пенсионной системы.
Для сравнения брались во внимание данные развитых стран. Так, например, во Франции общеустановленный пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаков и составляет 60 лет, в Германии и США — 65 лет. Вместе с тем многие страны с более низким установленным законодательством пенсионным возрастом поэтапно его повышают.
Однако учитывая, что увеличение пенсионной нагрузки в России связано не с увеличением продолжительности жизни граждан в отличие от других развитых стран, а лишь с сокращением рождаемости и уменьшением общей численности граждан до пенсионного возраста, принято решение о сохранении ранее установленного пенсионного возраста.
Законодателем сохранен пониженный пенсионный возраст для всех категорий граждан, которые ранее пользовались этой льготой.
Размер пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течении трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Актуальность моей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Трудовые пенсии по старости» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой пенсии по старости
Предметом исследования являются гражданские процессуальные нормы, регулирующие деятельность и условия назначения, размер трудовой пенсии по старости
Целью исследования является комплексный анализ особенностей получения трудовых пенсий по старости; исследование правоотношений, возникающих в сфере пенсионного обеспечения.
Задачи исследования:
? определить понятие трудовой пенсии по старости и ее виды;
? проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;
? исследовать условия назначения трудовой пенсии по старости.
Методологической основой курсовой работы является диалектический метод познания. При решении конкретных вопросов исследуемой проблемы использовались общенаучные и частные методы познания (сравнительного и логического анализа и синтеза, системного подхода к изучаемым процессам и др.).
Теоретическую и нормативно-правовую базу настоящей работы составляют труды ведущих ученых в области социального обеспечения, законодательство Российской Федерации, а также общетеоретические и специальные труды российских отечественных ученых по теории права, истории права, праву пенсионного обеспечения: В.Г. Белякина, Е.Е. Мачульской, М.Ю. Федоровой, М. Захарова, Э. Тучковой.
Структура настоящей работы представлена введением, основной частью, состоящей из трех глав, заключения, списка использованной литературы и заключения.
Глава 1. Трудовая пенсия по старости
Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.
1.1 Понятие трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости — это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый страховой стаж не менее пяти лет.
Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность — взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.
Право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии.
Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.
Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.
Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.
1.2 Условия назначения трудовой пенсии по старости
К общим условиям возникновения права на трудовую пенсию относят:
1) наличие российского гражданства, либо постоянное проживание на территории российской Федерации (данное условие необходимо для возникновения права на трудовую пенсию у лиц, которые не имеют российского гражданства);
2) наличие статуса застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации либо нетрудоспособного члена семьи умершего, который был застрахован в этой системе;
3) наличие средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Для назначения трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на общих основаниях, помимо соблюдения общих условий предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, необходимо одновременное выполнение двух специальных условий:
? достижение общеустановленного возр……..
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
6. Постановление Правительства РФ от 23 января 2014 г. № 46 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2014 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца»
Используемая литература:
7. Афанасьев С.А., Белякин В.Г. Кукушкина И.В. Реформа системы пенсии по старости в связи с особыми условиями труда// «Пенсия» № 7, 2012.
8. Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. М., 2011.
9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2011.
10. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.: Комментарий к закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Москва, БЕК, 2012 г.
11. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право. № 8. 2012.
12. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М. 2011.
13. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие. М., 2012.
14. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения М., 2011.
15. Петров А.Н., Государственные пенсии в Российской Федерации. — М.: Гросс-Медиа, 2011.
16. Ракитская А.В. Программа пенсионной реформы: особенности и тенденции развития//Ученые записки МГСУ. 2012. № 3.
17. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Изд. 4-е. М.: Экспертное бюро, 2010.
18. Федорова М.Ю. Социальная защита населения в Российской Федерации. Омск, 2012.
19. Чернышев С. Пенсии в связи с особыми условиями труда // Пенсионное обеспечение, № 5, 2011г.
20. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Под общей редакцией Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабова. М., 2013г.