Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Пенсионный фонд РФ как один из важнейших институтов социального обеспече-ния…………………………………………………………………………………………………5
1.1. Функции, задачи и принципы деятельности Пенсионного фонда РФ…………………..5
1.2. Структура Пенсионного фонда РФ, деятельность региональных органов системы пен-сионного обеспечения……………………………………………………………………………8
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ……………………………………………..12
2.1. Современная модель пенсионного обеспечения в России: нормативно-правовая ба-за…………………………………………………………………………………………………12
2.2 Анализ доходов Пенсионного фонда РФ…………………………………………………15
2.3 Анализ расходов Пенсионного фонда РФ…………………………………………………21
3. Проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ на современном этапе…………24
3.1. Трудности перехода к новой модели пенсионного обеспечения в РФ в ходе пенсион-ной реформы: социально-экономический, институциональный аспекты…………………..24
3.2. Проблема сбалансированности бюджета Пенсионного Фонда РФ и взыскания взно-сов………………………………………………………………………………………………..27
3.3. Пути совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ………………………30
Заключение………………………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………………………….36
Приложения……………………………………………………………………………………..39
Выдержка из текста работы
Актуальность курсовой работы определяется тем, что развитие в России рыночной экономики сопровождалось отрицательными последствиями в социальной сфере, что привело к негативным последствиям в функционировании системы пенсионного обеспечения населения страны. Ведь уровень пенсионного обеспечения является показателем экономического и социального положения населения в целом. В условиях перехода к рыночным отношениям проблема эффективного пенсионного обеспечения становится одной из острейших. Низкий уровень заработного жалованья, высокая инфляция в начале экономических реформ привели к резкому уменьшению реального веса пенсий, возникло несоответствие размера пенсий человека по возрасту, его трудовому вкладу на протяжении периода трудоспособности.
При реформировании системы пенсионного обеспечения возникла потребность в формировании многоуровневой пенсионной системы, которая состоит из обязательного государственного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения путем применения накопительных механизмов и формировании негосударственных пенсионных фондов. Внедрение накопительных как обязательных, так и добровольных механизмов пенсионной системы является весомым аспектом в процессе обеспечения стабильности доходов населения. Это обуславливает актуальность исследования пенсионной реформы в РФ с точки зрения институциональных трансформаций, которые происходят в экономике и обществе и сопровождают процесс реформирования.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются современные особенности пенсионного обеспечения в России, а объектом выступает — деятельность Пенсионного Фонда РФ в современной пенсионной системе.
Целью исследования является всестороннее изучение процесса функционирования Пенсионного Фонда РФ на современном этапе, выявление его проблем для последующей корректировки и устранения в рамках эффективной федеральной системы социальной защиты населения.
Исходя, из цели работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть задачи и принципы деятельности Пенсионного фонда РФ;
охарактеризовать структуру Пенсионного Фонда РФ и деятельность ее элементов;
проанализировать современную модель пенсионного обеспечения в России;
проанализировать доходы Пенсионного фонда РФ;
проанализировать расходы Пенсионного фонда РФ;
исследовать трудности новой модели пенсионного обеспечения в России в ходе пенсионной реформы;
рассмотреть проблему сбалансированности бюджета Пенсионного Фонда РФ;
Практическое значение курсовой работы заключается в том, что ее выводы и предложения могут оказывать содействие совершенствованию процесса функционирования пенсионного обеспечения в будущем.
1. Организационно-правовые основы функционирования Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской федерации (ПФР) был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Пенсионный фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов субъектов РФ. Структура ПФР включает в себя Правление ПФР, которому подчиняются Исполнительная дирекция
ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный центр персонифицированного учета. На региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а также территориальными управлениями и центрами по назначению, перерасчету и выплате пенсий. (Приложение 1)
Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, руководство ПФР осуществляется Правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — Исполнительной дирекцией ПФР. В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации и Банка России.
Правление ПФР:
отвечает за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
формирует бюджет и сметы расходов ПФР, утверждает отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты;
утверждает положения об Исполнительной дирекции ПФР, Ревизионной комиссии ПФР и территориальных органах ПФР, назначает и освобождает от должности их руководителей;
издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР.
Ревизионная комиссия ПФР создана в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. В функции Ревизионной комиссии ПФР входят общая организация и методическое обеспечение внутриведомственного финансового контроля в ПФР. Ревизионная комиссия ПФР непосредственно осуществляет финансовый контроль над:
подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета ПФР
(отделениями ПФР, Исполнительной дирекцией ПФР и ИЦПУ) в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств;
подведомственными администраторами доходов бюджета ПФР (территориальными органами ПФР) по осуществлению ими функций администрирования доходов;
подведомственными территориальными органами ПФР по осуществлению ими индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и обеспечению прав застрахованных лиц, а также по осуществлению ими пенсионного обеспечения;
использованием средств из бюджета ПФР организациями, осуществляющими доставку пенсий, и другими организациями, использующими средства из бюджета ПФР.
Ревизионная комиссия ПФР организует и контролирует работу контрольно-ревизионных отделов (управлений, групп) отделений ПФР. Контроль над деятельностью получателей средств бюджета ПФР (т.е. территориальных органов ПФР), подведомственных отделениям ПФР, осуществляют контрольно-ревизионные отделы (КРО ОПФР). КРО является структурным подразделением отделения ПФР, подчиняется непосредственно управляющему отделением и осуществляет свою деятельность под методическим руководством Ревизионной комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральное учреждение "Информационный центр персонифицированного учета" (ИЦПУ) создано решением Правительства Российской Федерации для осуществления работ по обработке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету прав граждан в системе государственного пенсионного страхования.
Основные функции ИЦПУ:
эксплуатация программно-технического комплекса системы персонифицированного учета ПФР;
ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
ведение общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий;
информирование застрахованных лиц о состоянии индивидуальных (лицевых) счетов (печать и рассылка извещений ПФР).
Пенсионный фонд РФ является важным звеном финансовой системы, при этом обладая рядом особенностей:
фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
страховые взносы в фонд и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.
В основные задачи Пенсионного фонда РФ входят:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением Пенсионного фонда РФ;
капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
назначение и выплата пенсий (для 40,2 млн. пенсионеров);
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
управление средствами пенсионной системы;
реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (N 56-ФЗ от 25.04.2008 г.);
установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума;
разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;
межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ на современном этапе
.1 Особенности функционирования Пенсионного фонда РФ на современном этапе пенсионной реформы
В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:
установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время;
создание объективных экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии на уровне международных норм;
повышение среднего размера трудовой пенсии.
Средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году — 108,4%, в 2007 году — 110,4% и в 2012 году — 179,8%.
Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% в результате целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008 — 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период. Основными целями развития пенсионной системы на данный момент являются:
гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
Задачами развития пенсионной системы являются:
создание условий для достижения адекватного коэффициента замещения пенсией утраченного заработка при нормативном страховом (трудовом) стаже (коэффициент замещения не менее чем до 40%);
обеспечение совокупного дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
обеспечение функционирования гибкой и адаптивной пенсионной системы путем создания постоянно действующего механизма ее балансировки через совершенствование формирования пенсионных прав;
развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение при условии развития этих институтов);
повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы как в рамках обязательного пенсионного страхования, так и через развитие институтов добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.
Пенсионная система базируется на трехуровневой модели:
.уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую, а также межбюджетных трансфертов федерального бюджета (обеспечивает условия для повышения коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости при нормативном страховом (трудовом) стаже не менее чем до 40 %). Для граждан, которые не выполнили условий обязательного пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета. При этом, назначены они могут быть только гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет;
.уровень — корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров;
.уровень — частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет взносов, производимых физическим лицом в добровольном порядке.
Прогнозируется, что трехуровневая пенсионная система в долгосрочной перспективе должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 40 — 45 лет коэффициент замещения до 70% утраченного среднего заработка.
В соответствии с действующим законодательством тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, уплачивающих взносы за наемных работников в 2012 — 2013 гг., установлен в размере 22% + 10% с сумм, превышающих величину базы начисления страховых взносов. В целях развития пенсионной системы предусмотрено сохранение действующего тарифа при условии:
поэтапного повышения уровня облагаемого заработка.
расширения охвата работающих граждан обязательным пенсионным страхованием;
поэтапного приведения размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат, а также предоставления права выбора для самозанятых варианта уплаты страховых взносов с учетом объема формируемых пенсионных прав;
установления дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
Для гарантирования социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения предполагается устанавливать обоснованный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также содействовать формированию достойных пенсий средне- и высокодоходным категориям граждан в рамках формирования полноценной системы добровольного пенсионного страхования. Основным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы является повышение ее эффективности в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан за счет формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Совершенствование системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом их личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера. Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав и обязательств. Должны быть решены следующие задачи, которые не надлежащим образом решаются в рамках действующей пенсионной системы:
регулирование индексации пенсий;
повышение продолжительности страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии и формирование размера пенсии с учетом трудового вклада работника;
обеспечение устойчивого поступления в течение длительного периода в распределительную составляющую пенсионной системы страховых взносов в объеме, достаточном для текущих выплат трудовых пенсий;
формирование обеспеченных страховыми взносами обязательств со стороны государства по объему выплат пенсий в будущем;
поддержание приемлемого соотношения между средним уровнем пенсий и заработных плат (имея в виду в качестве целевого значения 40%).
В связи с этим назрела необходимость изменения действующей системы формирования пенсионных прав с тем, чтобы она позволяла адекватно регулировать все основные элементы пенсионного обеспечения граждан и решить обозначенные проблемы. Предполагается, что обязательства пенсионной системы должны постоянно балансироваться с ее текущими доходами. Целесообразно поставить приобретение пенсионных прав в зависимость от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы, стажа работы, при этом одновременно государство должно обеспечить выполнение условий по коэффициенту замещения. В рамках новой системы должно обеспечиваться формирование трудовой пенсии в размере до 40% заработной платы при наличии нормативного стажа. Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа (30 лет) для получения пенсии в размере до 40% средней заработной платы по стране. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего актуарную сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах актуарная сбалансированность достигается при 42 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов). Для стимулирования трудовой активности и выхода на пенсию в более позднем возрасте планируется предусмотреть возможность назначения трудовой пенсии в более высоком размере при наличии страхового (трудового) стажа сверх нормативного. В условиях текущей демографической ситуации предлагается сохранить право выхода на трудовую пенсию в установленном ныне пенсионном возрасте. В этой связи в среднесрочной перспективе предлагается (в качестве альтернативы повышению пенсионного возраста) механизм стимулирования граждан к более позднему назначению трудовой пенсии по старости. Кроме того, предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов. Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом, начиная с 2016 года, предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты пенсии исходя из статистической продолжительности. Переход на статистическую продолжительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии снизит дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году на 1,08 млрд. рублей, в 2020 году — 106 млрд. рублей.
Необходимо учитывать, что пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. В настоящее время пенсии выплачиваются в полном размере, при отсутствии наступления страхового случая (потеря трудоспособности). В долгосрочной перспективе необходимо создать механизм по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике. Реализация мероприятий по совершенствованию системы формирования пенсионных прав позволит в долгосрочной перспективе осуществить переход к новой системе формирования пенсионных прав, исходя из требования актуарной сбалансированности пенсионных прав и обязательств.
Насущной необходимостью является повышение эффективности управления системой обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Для этого предстоит разработать меры, направленные:
на функционирование обязательного пенсионного страхования и иных видов обязательного социального страхования на базе единых принципов с использованием общей правовой и информационной основы;
на синхронизацию обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования в части соответствия страховых рисков и форм страхового обеспечения;
на предоставление пенсионных услуг в электронном виде.
Кроме того, в целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан. Модернизация и создание единой системы персонифицированного учета граждан на основе информационных ресурсов государственных внебюджетных фондов должны обеспечить полную идентификацию граждан, учет их трудовых и социальных прав, включая меры социальной поддержки, ведение полной трудовой и социальной документации граждан в электронном виде (в частности, электронной трудовой книжки работника).
В современных условиях, когда нарастает процесс глобализации, происходит интернационализация экономики, развивается региональная интеграция, создается международный рынок труда, открываются границы и, следовательно, усиливается межгосударственная миграция, полноценная возможность реализации гражданами пенсионных прав, приобретенных в какой-либо стране, независимо от места жительства имеет огромное значение. Учитывая неодинаковые условия приобретения права на пенсию в разных странах, человек, переселившийся на жительство в другую страну, без принятия государствами мер, направленных на сохранение пенсионных прав при переселении, не может реализовать право на пенсионное обеспечение в полном объеме, что влечет снижение уровня его жизни. Международное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительство в другое государство. Активизация работ по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации. Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по ее совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и, в первую очередь, макроэкономической ситуацией в нашей стране. Главными условиями реализации описанных выше мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизации положения в формальном секторе и легализации неформального сектора рынка труда. В процессе макроэкономического планирования необходимо преодолеть тенденцию к усилению неравенства в распределении заработной платы по различным видам экономической деятельности при одновременном сохранении предельно низкого удельного веса фонда оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта. В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.
.2 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ
Рассмотрим состояние бюджета Пенсионного фонда РФ за 2010-2011 годы в соответствии с Годовыми отчетами фонда на данные периоды.
Суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда РФ за 2011 год составили 5,25 трлн. рублей (Приложение 2),что на 0,7 трлн. больше, чем в 2010 году.( Доходы по распределительной составляющей бюджета за 2011 год составили 4,8 трлн. рублей (в 2010 году они составили 4,2 трлн. рублей)
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2011 год поступили в общей сумме 2,8 трлн. рублей, или 102,9% от плана. Сумма поступлений страховых взносов за 2011 год превышает поступления 2010 года почти на 0,9 трлн. рублей, что связано в основном с увеличением в 2011 году тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный тариф на обязательное пенсионное страхование в 2010 году — 20%). Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 418,1 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (НЧП) поступило 376,6 млрд. рублей, что на 52 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений за 2011 год увеличился на 177,6 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2012 года превысил 0,5 трлн. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2011 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц на общую сумму 4,1 млрд. рублей. В сравнении с 2010 годом эта сумма увеличилась на 0,45 млрд. рублей.
Из федерального бюджета в ПФР в 2011 году поступили средства в сумме 2,4 трлн. рублей (в 2010 году поступило на 0,2 трлн. рублей больше), в том числе: на выплату средств материнского (семейного) капитала — 174,3 млрд. рублей, что на 75,7 млрд. рублей больше, чем в 2010 году; на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков — 69,6 млрд. рублей, что на 3,2 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году; на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты — 34,5 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2010 году; на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц — участников программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы, — 3,4 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2010 году; на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации — 924,4 млрд. рублей, что на 390 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 году по доходам превысил 5,25 трлн. рублей. Это 9,9% ВВП страны.
Расходы бюджета ПФР за 2011 год в целом увеличились на 0,7 млрд. рублей (Приложение 3) по сравнению с 2010 годом и превысили 4,9 трлн. рублей. В том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, — 4,7 трлн. рублей, что на 1,4 трлн. рублей превышает уровень 2010 года.
На выплату пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2011 году снизились на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом и составили 29,4 млрд. рублей. Это связано со снижением числа лиц, получающих федеральную социальную доплату к пенсии, в том числе с учетом роста общего уровня пенсионного обеспечения в стране. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан Пенсионным фондом Российской Федерации израсходовано 311,9 млрд. рублей, что на 18,3 млрд. больше, чем в 2010 году.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год составили 240,5 млрд. рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 236,7 млрд. рублей, что на 169,8 млрд. больше, чем в 2010 году.
В декабре 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2012 года. На начало 2012 года Пенсионный фонд Российской Федерации располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2012 года.
3. Современные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ
Проводимая в России пенсионная политика направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсий. Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям:
невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров. Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится к 2030 году, средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%; — обострению проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для средне — и высокодоходных категорий граждан; — нарастанию рисков, связанных с сохранностью пенсионных накоплений; Трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта. Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:
макроэкономические параметры — темпы роста и объемы валового внутреннего продукта, структура занятости, показатели производительности труда, инфляция и размер заработной платы;
большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы;
наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;
увеличении продолжительности жизни;
высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.
Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:
— остается нерешенной проблема досрочных пенсий;
не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;
действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами;
порядок (формула) расчета страховой части трудовой пенсии, формирует пенсионные обязательства, не обеспечиваемые соответствующими финансовыми ресурсами.
Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля над инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.
Исходя из анализа проблемных вопросов, проявившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы, осуществляется комплекс мер, направленных на ее поэтапную трансформацию в систему добровольного пенсионного страхования в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений. При этом нужно предусмотреть специальный характер платежа работодателя в систему добровольного пенсионного страхования путем предоставления страхователю права на вычет из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на суммы пенсионных взносов в систему добровольного пенсионного страхования при участии субъектов отношений по формированию накопительной составляющей пенсионной системы. В этой связи предусматривается:
введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений путем повышения требований к минимальному размеру собственных средств финансовых институтов, а также создания фондов солидарной ответственности, страховых фондов по аналогии со страхованием вкладов граждан в банковской сфере;
модернизация системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений: создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений с помощью внедрения качественных характеристик деятельности соответствующих стандартов их разумного поведения, сконцентрировав контроль в рамках единого контролера за деятельностью негосударственных пенсионных фондов — Федеральной службы по финансовым рынкам;
целевое налоговое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;
регламентация механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений (в том числе с включением в него российских депозитарных расписок, муниципальных облигаций, акций компаний, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, инфраструктурных облигаций, имеющих государственную гарантию, производных финансовых инструментов, увеличение максимальной доли облигаций одного эмитента в инвестиционном портфеле, расширение возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в акции за счет введения альтернативного требования к рейтингу эмитента и капитализации акций одновременно, предоставление возможности инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги в ходе их первичного размещения, снижение на одну ступень требования к уровню рейтинга долгосрочной кредитоспособности эмитента ценных бумаг для инвестирования средств пенсионных накоплений);
переход от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления;
расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
повышение финансовой грамотности граждан.
В целях снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы, которые могут снизить размер трудовых пенсий, а также в виду недостаточной эффективности финансового рынка в среднесрочной перспективе предлагается: — рассмотреть вопрос об оптимизации тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы; — предоставить застрахованным лицам право самостоятельного выбора: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера; подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%);
поэтапно ввести дополнительный платеж в размере 2 % для работника в накопительную составляющую пенсионной системы с учетом уровня его дохода;
обеспечить расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
оказать содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.
Все ранее сформированные пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в ранее установленном порядке. Разработка меры по определению оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую позволит, с одной стороны, повысить общий размер трудовой пенсии и, с другой — снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Так, например, при направлении в распределительную 2% из 6% дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации снизится на 0,25% валового внутреннего продукта к 2020 году; при перераспределении 4% — на 0,4% валового внутреннего продукта к 2020 году.
Основным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы является повышение ее эффективности в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан за счет формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:
отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений и, как следствие, незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании;
отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений;
несовершенство законодательства в части контроля и регулирования накопительной составляющей пенсионной системы, требования которого не соответствует объему накоплений и уровню рисков;
реальное обесценивание средств пенсионных накоплений;
возрастание рыночных рисков (по которым ответственность несет государство) по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования (1,8 трлн. рублей в 2011 году, 2,3 трлн. рублей в 2012году, 3,5 трлн. рублей в 2014 году);
высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, разрешенные законодательством (комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии на развитых финансовых рынках (0,5 — 0,7%));
системная правовая коллизия, связанная с организационно-правовой формой негосударственных пенсионных фондов (указанные отношения регулируются в публично-правовой плоскости — в рамках обязательного пенсионного страхования и не предусматривают получение прибыли, а накопительная составляющая основывается на гражданско-правовых (договорных) отношениях и формируется с целью получения инвестиционного дохода). Государство стремится создать все условия для решения данных проблем, и разрабатывает все новые методы борьбы с ними.
.2 Проблемы обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ
Действующая система пенсионного обеспечения была внедрена в 2002 г. и позиционировалась как крайне надежная и эффективная. Однако не прошло и 10 лет, как оказалось, что система была сконфигурирована неправильно, а для того, чтобы оградить российских граждан от нищеты после выхода на пенсию, нужны новые реформы.
Почему же так вышло и в чем, собственно, проблема?
На первый вопрос дал ответ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, сказавший что "в целом ряде прогнозов, которые делали мои коллеги, мы ошиблись, это нужно по-честному признать". Ответ на второй вопрос можно найти в главном документе реформы — "Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации", подготовленной совместно Министерством труда и Пенсионным фондом РФ. Основная проблема, согласно документу, заключается в том, что не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Дефицит бюджета ПФР в 2012 г. должен составлять всего 289 млрд. руб. Однако, если внимательнее разобраться в структуре доходной части, становится понятно, что реальный дефицит ПФР достигает 2,5 трлн. руб., ведь более половины доходов — это трансферты из федерального и региональных бюджетов. (Приложение 4)
Из бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах "В 2011 — 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году — 980,4 млрд. рублей, в 2013 году — 1 109,5млрд. рублей. Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году — 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году — 2 784,3 млрд. рублей"
Таким образом, дефицит пенсионного бюджета фактически составляет 20% расходной части федерального бюджета, или 4,5% ВВП. А это очень серьезно, тем более что дефицит растет. Отсутствие финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР обусловливает острейшую необходимость аккумуляции средств.
Проблему предлагается решить, в том числе, за счет накопительной части страхового тарифа, перераспределив 4% из 6% в пользу страховой части и увеличив ее до 20%. Несмотря на то, что против фактической отмены накопительной части пенсии выступали не только экспертное и банковское сообщество, но и ключевые федеральные министры, принципиальное решение уже принято. Правительство РФ поддерживает снижение накопительной части с 6% до 2% уже с 2013 года.
По замыслу реформы 2002 года, именно инвестиционная составляющая должна была обеспечить достойный уровень пенсий. Ведь от эффективности управления 6% накопительной части размер страховых выплат зависит почти на 30%. Если новая реформа будет реализована, этот показатель упадет с 30% до 10%. Таким образом, скорее всего, предлагаемая стратегией мера негативно отразится на размере пенсий. Кроме того, существуют опасения, что средств, которые будут изысканы в рамках обсуждаемой реформы, хватит ненадолго, и дальнейшее увеличение страховых взносов и повышение пенсионного возраста не заставят себя долго ждать.
Заключение
Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнанна. Действующая пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров — из-за явно низкого размера пенсий; работодателей — вследствие непомерно высоких страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; власть — по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; Пенсионный фонд России — так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики нашей страны и в то же время не обеспечивает в полной мере потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:
финансовая нестабильность;
слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;
неоправданно большой удельный вес льготных пенсий:
отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.
По результатам исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.
В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на ведение исключительно пенсионного вида деятельности. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.
В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется для того, чтобы ее сбалансировать и привести в равновесие.
Список литературы
1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ
.ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ
.ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ
4.ФЗ N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 10 декабря 2010 г.
5.ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ
6.ФЗ N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля
7. Бюджетное послание Президента Российской федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" от 30 июня 2010 года.
8. Постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" от 22 декабря 1990 года
. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1
10. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации от 20 сентября 2012 года
11. Годовые отчеты Пенсионного фонда РФ за 2010 -2011 годы
.Учебник "Пенсионный Фонд РФ", Л.В.Федоров, издательство Дашков и Ко, 2-е изд., 2012 год ,396 стр.- стр. 121, 143,
. Официальный сайт Министерства экономического развития, #»justify»>Приложение 1
Приложение 2
Динамика доходов бюджета Пенсионного фонда с 2006 по 2014 год
Приложение 3
Показатели доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ с 2008 по 2013 год
Приложение 4
Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд. рублей
2010 год2011 год2012 год2013 годпроект%% к предыдущему годупроект%% к предыдущему годупроект%% к предыдущему годуВсего2 534,52 324,491,72 541,7109,32 784,3109,5в том числе: Пенсионное обеспечение2 032,81 783,387,71 962,7110,62 169,3110,5Покрытие дефицита бюджета1 166,3890,976,4980,4110,11 109,5113,7Валоризация пенсионных прав граждан502,2525,0104,5568,7108,3618,4108,7Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению252,8276,8109,5308,2111,3345,9112,2Компенсация за счет средств федерального бюджета части страхового взноса для организаций малого бизнеса в высокотехнологичном секторе экономики и сельском хозяйстве72,847,865,755,7116,538,569,1Федеральная социальная доплата к пенсии31,934,5108,238,5111,642,9111,4Возмещение расходов по нестраховым периодам4,13,175,63,5112,93,9111,4Софинансирование формирования пенсионных накоплений2,55,0200,07,5150,010,0133,3Выплата социального пособия на погребение0,20,2100,00,2100,00,2100,0Администрируемые расходы:501,7541,1107,9579,0107,0615,0106,2Осуществление ежемесячной денежной выплаты343,8365,3106,3385,2105,5404,1104,9Предоставление материнского (семейного) капитала102,0120,8118,4132,7109,9144,1108,6Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами30,340,4133,347,2116,853,0112,3Иные социальные выплаты14,54,631,74,8104,35,1106,3