Содержание
Введение3
Глава 1. Организация работы пенсионных фондов РФ6
1.1.Особенности функционирования бюджета Пенсионного фонда РФ и его функции6
1.2.Особенности реализации негосударственного пенсионного обеспечения в РФ8
Глава 2. Сущность и деятельность инвестиционных фондов13
2.1.Современные тенденции развития открытых инвестиционных фондов13
2.2 Паевой инвестиционный фонд (ПИФ)17
Глава 3. Сберегательные общества25
3.1. Кредитные союзы25
3.2. Общие фонды банковского управления (ОФБУ)27
Заключение31
Список литературы34
Выдержка из текста работы
Россия является социально ориентированным государством, которое должно уделять особое внимание материальному состоянию отдельных и самых уязвимых субъектов. К ним относятся пенсионеры, инвалиды, получившие травмы в результате выполнения ими своей трудовой деятельности, нетрудоспособные граждане, семьи по случаю потери своего кормильца, государственные служащие и некоторые другие субъекты. Подобные вопросы решаются в рамках функционирования отечественной пенсионной системы, под которой понимается сложившаяся система экономико-правовых и организационно-технических институтов и норм, цель которой заключается в предоставлении гражданам государства достойного материального обеспечения (пенсии).
Увы, но в этом бренном мире существует множество процессов, которые пока никак не подвластны человеку. И один из них — это старение. Чтобы облегчить возникающие неудобства, было придумано довольно много различных схем, одна из которых — это пенсия. Но какая организация отвечает за то, чтобы, когда придёт время, человек получал материальную помощь?
Пенсионный фонд — это финансовый орган, созданный специально для этих целей. Фонды бывают государственными или частными, но каждый выполняет набор важных в обществе функций.
Цель курсовой работы анализировать управление реформой пенсионной системы РФ на современном этапе.
Задачи курсовой работы:
.Рассмотреть теоретические аспекты пенсионной системы
.Рассмотреть пенсионный фонд как альтернативную основа пенсионной системы
.Выявить способы увеличения пенсионных накоплений граждан
.Провести анализ формирования доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ
.Выявить и проанализировать этапы реформирования пенсионной системы на современном этапе.
Объект исследования: Пенсионный фонд РФ
Предмет исследования: Пенсионная система РФ на современном этапе.
1. Теоретические основы строения пенсионной системы РФ
.1 Понятие, функции и задачи пенсионной системы России
Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения развитых стран, она влияет на формирование и изменение социального статуса граждан, является отражением исполнения основных изменение социального статуса граждан, является отражением исполнения основных функций государства.
Рисунок 1.1 Структура пенсионной системы
В настоящее время пенсионная система России переживает трудный период и справедливо критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из-за низких размеров пенсий, а работодатели считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в ПФР немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий работникам.
Отечественная пенсионная система действует с 2002 года и предполагает существование следующих разновидностей пенсионных выплат:
) трудовая пенсия;
) пенсия по государственному обеспечению;
) негосударственная пенсия.
Под трудовой пенсией подразумеваются денежные средства, выплачиваемые на регулярной основе каждый месяц застрахованному субъекту. Производятся такие выплаты для возмещения заработной платы, премий, бонусов и других видов материального вознаграждения по причине наступления нетрудоспособности застрахованного по достижении им старости или в результате получения группы инвалидности. Рассматриваемый вид пенсии формируется за счет уплаты работодателем страховых взносов за каждого сотрудника, официально устроенного на данном месте работы. Суммы таких взносов направляются на обязательное пенсионное страхование.Вторая разновидность пенсий представляет собой денежные средства, которые выплачиваются государством при наступлении следующих юридических фактов:
) компенсация дохода гражданина, утраченного им ввиду добровольного увольнения с государственной службы в результате достижения им выслуги лет;
) возмещение дохода космонавтам и занятым в летно-испытательных работах ввиду их выхода на пенсию за выслугу лет;
) материальное возмещение вреда, нанесенного жизни и здоровью гражданина при наступлении инвалидности или потери кормильца во время прохождения военной службы, ввиду наступления чрезвычайных событий таких как техногенные и радиационные катастрофы;
) предоставление средств к существованию при наступлении нетрудоспособности.
Разновидностями данной категории пенсий являются пенсии:
) за выслугу лет (государственные служащие, космонавты, летчики-испытатели, военные, полицейские, пожарники, лица, занятые в уголовно-исполнительной системе;
) по старости (лица, которым был нанесен вред из-за техногенной или радиационной катастрофы);
) по инвалидности (военнослужащие, ветераны, блокадники, лица, пострадавшие из-за наступления чрезвычайной ситуации, а также военнослужащие всех рангов);
) по случаю потери кормильца (члены семей некоторых категорий граждан);
) социальная пенсия (лицо, не обладающее правом на получение трудовой пенсии, либо по причине того, что размерность трудовой пенсии ниже социальной).
Негосударственная пенсия — это регулярно выплачиваемые негосударственным пенсионным фондом денежные средства. Основанием для таких операций является заключенный договор пенсионного обеспечения.
Рисунок 1.2 Источники финансирования пенсионной системы РФ
На протяжении последнего десятилетия был решен ряд проблем, что позволило модернизировать отечественную пенсионную систему. Удалось добиться следующих концептуальных результатов:
) валоризация пенсии, то есть восстановление потерянных ввиду проведения рыночных реформ прав на пенсионное обеспечение;
) создание экономико-правовых оснований для возникновения права на получение пенсии будущим пенсионеров;
) существенное увеличение общего уровня пенсионного обеспечения, включая выплаты, предусмотренные законодательствам для некоторых категорий получателей пенсий;
) повышение среднего размера трудовой пенсии;
) доведение суммы пенсионной выплаты до размера прожиточного минимума, действующего в конкретном субъекте федерации.
Активное реформирование сферы пенсионного обеспечения, проводимое в 2012-2014 годах, происходило в условиях действия трехуровневой модели:
ый уровень: страховая и накопительная виды пенсий, формируемые за счет уплаты страховых взносов;
ой уровень: корпоративная пенсия, складывающаяся из взносов работодателя с возможностью финансового участия самого работника;
ий уровень: частная пенсия, образуемая за счет добровольного направления работником денежных средств на пенсионное страхование.
Весомым результатом проводимых реформ стал переход к новационному типу развития российской экономики, основанному на социальной ориентации. В его основе лежит идея о зависимости размера пенсии от заработной платы и его повышение в результате добровольных взносов.
В связи с этим с 2015 года в России действует принципиально иной порядок формирования прав граждан на получение пенсий. В соответствии с утвержденными правилами размер пенсии будет складываться под влиянием следующих факторов:
) размера заработной платы;
) длительности трудовой деятельности (за каждый год трудового стажа предполагается начисление специальных коэффициентов);
) возраста, в котором лицо обратилось за получением пенсии (за каждый год, прошедший после достижения гражданином установленного возраста, сумма пенсии будет увеличена);
) размера пенсионного коэффициента (баллов) (стоимость 1 пенсионного балла на 1 января 2015 год достигает 71,4 рублей).
Исходя из этого, чем выше заработная плата и продолжительнее трудовая деятельность, тем большую сумму получит пенсионер.
Именно поэтому было принято решение разработать государственную программу с выделением отдельных подпрограмм, в рамках которых наметить основные цели, приоритетные задачи, базовые мероприятия с выделением источников и размеров их финансирования, а также указание на конечные социально значимые результаты реализации государственной программы и методические рекомендации по оценке их эффективности.
1.2 Пенсионный фонд как альтернативная основа пенсионной системы и источники его формирования
Социальная значимость пенсионной системы неоспорима, так как она задевает жизненно важные интересы практически всех граждан страны. Современная российская государственная пенсионная система не в состоянии предоставить российским пенсионерам достаточный уровень социальной защиты. В настоящее время трудовые пенсии возмещают только четверть предыдущего заработка граждан России. Это означает, что пенсия не решает задачу компенсации работнику утраченного заработка при наступлении пенсионных событий, хотя она и формировалась за счет недоплаченной ему работодателем оплаты труда, которая направлялась на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ
Первоначально следует определиться, с чем мы сейчас имеем дело. Пенсионный фонд — это организация, которая оказывает социально значимые услуги населению определённого государства (или стран). При достижении человеком определённого возраста ему положены соответствующие выплаты, а производит их именно фонд. Проще говоря, ПФ управляет средствами пенсионной системы (всеми или частью, зависит от государства). Конкретно в нашем случае фонд гарантирует выполнение прав граждан Российской Федерации на получение соответствующих выплат.
Пенсионный фонд играет роль наиболее значительного социального института страны. Его формирование обусловлено необходимостью управления финансами пенсионного обеспечения со стороны государства. Пенсионный фонд решает одновременно две задачи:
. Вывод пенсионных средств из структуры консолидированного бюджета.
. Вывод потоков пенсионных средств на уровень самостоятельного процесса. Формирование бюджета происходит за счет отчислений средств в Пенсионный фонд в формате страховых взносов и платежей работодателями.
В результате с государственного бюджета снимается нагрузка в форме выполнения обязательств перед пенсионерами. Обязательства исполняются за счет страхового платежа. Последняя реформа структурировала пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.
Данная организация была создана согласно постановлению ВС РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». На данный момент ее бюджет утверждается Госдумой Федерального собрания отдельным законом во время принятия главного финансового документа РФ.
На данный момент в стране насчитывается больше 40 миллионов пенсионеров и 20 000 000 льготников, которые получают из него выплаты (при том, что всего в Российской Федерации проживает 128 млн граждан). Как видите, на данный момент Пенсионный фонд России ощущает значительные нагрузки.
Важной причиной, по которой существует Пенсионный фонд РФ, является исполнение им социальных функций.
К числу таких обязательств, которые выполняет эта организация, можно отнести: Назначение пенсий гражданам, основываясь на их стаже и условиях работы, с последующей выплатой соответствующих сумм.
Пенсионный фонд России учитывает страховые средства, которые поступают по обязательному пенсионному страхованию. Назначаются и реализовываются социальные выплаты для отдельных категорий граждан: инвалидам, ветеранам, людям, удостоенным высоких наград.
Проведение учета всех участников, которые состоят в системе обязательного пенсионного страхования. Работа и взаимодействие с работодателями, которые платят страховые взносы. В частности, Пенсионный фонд России занимается взысканием недоимок.
Следовательно, на него возложены и некоторые правоохранительные функции.
Рисунок 1.3 Структура Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд России занимается выплатой средств, которые выдаются как материнский капитал. Управляет всеми средствами, которые есть в распоряжении у пенсионной системы всей страны. Осуществляет программу государственногософинансирования добровольных накоплений. Она также известна как инициатива Российской Федерации «Тысяча на тысячу». Администрирует страховые средства, которые поступают по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию. Пенсионный фонд России устанавливает федеральные социальные доплаты, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума.
Пенсионный фонд делиться на государственный и частный:
. Государственный пенсионный фонд.Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды. Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.
И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена. Негативной стороной такого порядка является постепенное уменьшение покупательной способности пенсии, что обусловлено целым рядом причин.
Поэтому при отсутствии дополнительных источников дохода старость может быть весьма неприятной частью жизни. Ведь в большинстве случаев сумма, которую выплачивает Пенсионный фонд России, не сильно отличается от прожиточного минимума. Также следует обозначить разницу в иерархии. Так, после общегосударственного уровня организации следующим идёт Пенсионный фонд области. Он занимается прорабатыванием всех вопросов, которые возникают в данной административной единице. Пенсионный фонд района, в свою очередь, занимается сбором информации.
. Частные пенсионные фонды.
Главную проблему, а именно — обнищание пенсионеров, часто предлагают решить с помощью частных пенсионных фондов. Они являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы. Так, ЧПФ действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для людей.
Таким образом, деньги не теряют свою покупательную способность за счёт увеличения своей массы. Но такая хорошая и привлекательная схема имеет и свои недостатки. Данный тип пенсионного обеспечения пользуется популярностью на территории Соединенных Штатов Америки, поэтому про особенности работы системы будет рассказано на примере именно этой страны. Так, довольно проблемным моментом является вопрос честности и возвращения средств при разорении ЧПФ.
Также проблемой является то, что они действуют в условиях рыночной экономики, где невозможно гарантировать, что всё получится так, как задумано.
Поэтому деньги могут быть потеряны (в большинстве случаев начисляется фиксированный процент, но при разорении частного пенсионного фонда не помогает даже он). Таких негативных моментов Пенсионный фонд России не имеет, но у него свои минусы.
Как видите, данные организации важны для того, чтобы люди могли чувствовать поддержку вовремя, когда они сами не смогут полноценно следить за собой. Часто Пенсионный фонд РФ активно взаимодействует с социальными службами.
Стоит также заметить, что практика ежемесячных выплат хотя и частично, но позволяет освободить детей от необходимости оказывать своим родителям финансовую помощь.
Поэтому Пенсионный фонд РФ является важным с точки зрения увеличения эффективности социальных институтов.
Как видите, пенсионный фонд — это несложно, и в данной организации весьма легко разобраться.
В заключение следует сказать, что важным является наличие своевременных взносов, ведь они позволяют держать всю систему на плаву.
Также важным является наличие белой заработной платы (на которую не влияет взнос в государственный бюджет). Ведь российский Пенсионный фонд работает на пользу любого гражданина РФ.
1.3 Способы увеличения пенсионных накоплений граждан
Мизерные пенсии нынешних стариков вызывают у многих россиян серьезные опасения относительно обеспеченности собственной старости. Несколько способов увеличить собственную пенсию есть. Каждый из них внушает определенные сомнения, но немало и тех, кто считает, что все они как минимум лучше, чем ничего.
С начала 2001 года пенсионная система претерпела большие изменения. Если советские граждане все получали одинаковые государственные выплаты, то в настоящее время неизменной для всех остается только базовая часть. Размер пенсии зависит от размеров накопительной и страховой частей, которые можно увеличить.
Сегодня разговоры о том, каким образом можно грамотно инвестировать пенсионный капитал, чтобы потом безбедно жить до конца своих дней, можно слышать повсеместно. И удивляться этому не приходится. Многих россиян заботит вопрос о том, на какую пенсию они смогут рассчитывать в будущем, и имеется ли реальная возможность ее приумножить. Большинство не могут дать четкого ответа на вопрос про пенсионные накопления: куда вложить данные финансовые ресурсы?
С некоторых пор каждый россиянин вправе сам распоряжаться своими накоплениями на старость, а именно: оставить часть пенсии, именуемой накопительной, в государственном пенсионном фонде или же доверить кровные заработанные средства частной компании. Как правило, доходность выше у фондов негосударственных. Но большинство граждан не спешат доверять накопления таким компаниям.
Размер и страховой, и накопительной частей пенсии напрямую зависят от уровня заработной платы.
. Устройтесь на такое место, где работодатель платит так называемую «белую» зарплату и нет никаких денег в конверте. От зарплаты идут проценты отчислений в Пенсионный фонд РФ. Размер отчислений на страховую часть зависит от вашего возраста: чем старше, тем больше процент. Попросите начальника повысить вам заработную плату, и тогда есть шанс увеличить размер отчислений.
. Доверьте накопительную часть будущей пенсии частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду. Эти компании занимаются инвестированием, то есть вкладывают вашу накопительную часть пенсии в различные сферы бизнеса для извлечения прибыли, и соответственно, обеспечить вам прибавку к базовой части пенсии.
. Предварительно наведите справки об управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, где собираетесь разместить свои средства. Информация об управляющих компаниях представлена на сайтах Пенсионного фонда РФ. Деятельность управляющих компаний контролируется ПФ, поэтому вы ничем не рискуете, доверяя им свою накопительную часть (в случае банкротства управляющей компании денежные средства возвращаются в ПФ).
. Участвуйте в программе софинансирования накопительной части. Государственный Пенсионный фонд предлагает удвоить (не более 12 тысяч в год) ваши добровольные взносы, помимо того, что платит за вас работодатель.Любой обладатель пенсионного страхового свидетельства может вступить в программу софинансирования будущей пенсии. Смысл ее в том, что каждому, кто в течение года внесет на свой персонифицированный счет в ПФР сумму от 2 тыс. р. государство добавит на этот счет только же, но не больше 12 тыс. р. При этом верхний передел суммы, которую может инвестировать человек в собственную старость, отсутствует. Но, сколько бы ни внес, государство больше 12 тыс. р. в год не добавит.
. Сформируйте собственную накопительную часть. Она не будет зависеть ни от возраста, ни от размера заработной платы, ни от базовой части государственной пенсии, а только от того, сколько вы сами готовы дополнительно вложить средств. Негосударственную пенсию можно начать получать с любого момента. Учтите, что именно на эту часть вы будете жить после выхода на пенсию.Одним из способов увеличить свою будущую пенсию считается перевод отчислений в ее пользу. Они накапливаются на персонифицированном счете из ПФР в негосударственный пенсионный фонд.Такие фонды стараются привлечь клиентов более высокой доходностью накоплений, чем в ПФР. Тем самым, если верить их рекламе, на счетах тех, кто отдал предпочтение негосударственному пенсионному фонду, скопится больше денег, чем у тех, кто предпочел ничего не менять.
Таким образом, денег на пенсионном фонде станет больше, а значит, и будущая пенсия тоже.
Подводя итог по первой главе приходим к выводу, что:
.Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения развитых стран, она влияет на формирование и изменение социального статуса граждан, является отражением исполнения основных функций государства.
.Пенсионный фонд России является одним из крупнейших государственных институтов, к сфере ведения которого относятся самые социально значимые услуги, в первую очередь, по установлению и выплате пенсий и иных выплат, имеющих пенсионных характер.
.Сегодня недостаточно иметь пенсионные накопления. Куда вложить их — вот главное. Да, можно остановить свой выбор на государственной структуре пенсионного фонда, но тогда не рассчитывайте, что через несколько лет вы будете получать «большую» пенсию, поскольку доходность в этом случае будет мизерной.
. Анализ формирования и распределения финансов пенсионной системы России
.1 Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ
Одной из актуальных проблем сегодня во многих государствах является пенсионное обеспечивание. Немаловажные перемены в демографической структуре населения во множестве государств выражается в старении населения, собственно изменяет соответствие людей пенсионного возраста и экономически интенсивного населения в выгоду первых, в соответствии с этим уменьшается количество участвующих в создании государственного заработка.
Главная форма социальногообеспечивание — общественное страхование.
Основную роль в ходе муниципального общественного страхования в РФ играет ПФ РФ, который правит деньгами пенсионного обеспечение в стране и воплотит в жизнь деятельность по неотъемлемому пенсионному страхованию.
Пенсионный фонд РФ возникают как и любой иной внебюджетный фонд в основном с помощью следующих целевых прибыльных источников:
страховых вкладов;
межбюджетных трансфертов из иных бюджетов экономной системы;
Согласно с законом, непременное пенсионное страхование — это правовые, финансовые и организационные меры, которые ориентированы на компенсацию жителям заработка (выплат и гонораров) полученными ими до установления непременного страхового обеспечивания
За счет каких финансовых источников функционирует ПФР?
С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.
Необходимо более подробно раскрыть некоторые типы доходов Пенсионного фонда Российской Федерации, перечисленные выше:
. Согласно пункту 12 статьи 241 БК РФ, который ссылается Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ налоговым доходом Пенсионного фонда Российской признается 60 % от минимального от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
. Основным неналоговым доходом бюджета ПФР являются страховые взносы работодателей по тарифам, согласно № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
. Наиболее важными безвозмездными поступлениями являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Основные положения, касающиеся межбюджетных трансфертов, описаны в статье 17 пунктах 2, 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ).
Так, межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов.
Порядок предоставления данных межбюджетных трансфертов определяется Федеральным законом «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».
Таблица 2.1
Доходы Пенсионного фонда РФ 2013-2015 г. в трлн. руб.
Год201320142015Доходы Пенсионного Фонда России6188,36620,87186,1
По таблице 2.1 видно, что доходы Пенсионного Фонда России 2013 г. составляют 6 трлн. 188 целых и 3 десятых млрд. руб., на 2014 г. — 6 трлн. 620 целых и 8 десятых млрд. руб., на 2015 г. — 7 трлн. 186 и 1 десятая млрд. руб.
Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:
ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;
добровольные взносы граждан и организаций.
Рисунок 2.1 Структура доходов пенсионного фонда
По данным представленным выше видно, что наибольшую долю в структуре доходов бюджета занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — 46 %. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд на выплату страховой и накопительной пенсии составляют 33% и 21 % соответственно.
В соответствии с бюджетом ПФР, средний размер пенсии в течение 2015 года увеличится на не менее чем 846 рублей: с 10 937,48 рублей (на 1 января 2015 года) до 11 783,29 рублей (на 31 декабря 2015 года). Для сравнения: на 1 января 2014 года средний размер пенсии в России составил 10 029,56 рублей
2.2 Анализ основных направлений расходования средств Пенсионного фонда РФ
Пенсионного фонда Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента.
Направления расходования средств бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации определяются законодательно.
Статья 147 Бюджетного Кодекса Российской Федерации утверждает, что расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации
Таблица 2.2
Расходы Пенсионного Фонда России 2013-2015 г в трлн. руб.
Года201320142015расходы Пенсионного Фонда России5924,86413,46850,6
Из таблицы 2.2 видим, что расходы Пенсионного Фонда России 2013 г. в размере 5 трлн. 924 целых и 8 десятых млрд. руб., на 2014 г. — 6 трлн. 413 целых и 4 десятых млрд. руб., на 2015 г. — 6 трлн. 850 целых и 6 десятых млрд. руб.
В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:
выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;
выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;
материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;
решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.
Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.
В общем виде состав расходов можно представить в виде рисунка 2.2.
Рисунок 1 Структура расходов Пенсионного фонда РФ в 2015 г., %
Основные расходы фонда направлены на выплаты страховой части трудовой пенсии — 82,6%. На осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам идет всего 0,9%. Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2015 году запланированы на уровне 6,172 трлн. рублей (это на 10,9% выше, чем в 2014 году). Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5,650 трлн. рублей. Это на 558,1 млрд. рублей (11,0%) больше, чем запланировано на выплату трудовых пенсий на 2014 год (5,092 трлн. рублей)
В конечном итоге можно сделать вывод, что имеет место быть тенденция к увеличению по всем статьям как доходов, так и расходов в 2015 году, что положительно сказывается на социальной защищенности.
3. Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы РФ
.1 Перспективы пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства
Пенсионная система России регулярно подвергается реформам. Практически ежегодно вносятся существенные изменения в пенсионное законодательство, призванные преодолеть проблемы в сфере пенсионной защиты населения и финансирования выплаты государственных пенсий.
Для того, чтобы с наибольшей достоверностью предвидеть последствия проводимых преобразований принято на систематической основе осуществлять прогнозирование развития отечественной пенсионной системы. Наибольшей точностью отличаются прогнозы развития пенсионных систем, составленные с использованием методов актуарной оценки.
Следует заметить, что в последнее время внесены очередные изменения в российское пенсионное законодательство, связанные с принятием Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, потребовавшие внести коррективы в уже разработанную Актуарную модель. В соответствии с высоким вариантом прогноза доходы бюджета ПФР к 2040 г. (рис. 3.1) вырастут до 48,6 трлн р., по низкому варианту прогноза доходы увеличатся до 39,3 трлн р.
На рост доходов бюджета окажут влияние как инфляционные процессы в стране, так и реальный рост заработной платы, которая является базой для начисления страховых взносов. Невысокие темпы роста доходов бюджета ПФР по низкому сценарию обусловлены заложенными в данном сценарии гипотезами о существенном сокращении численности занятого населения. Прогнозируется общий рост доходов ПФР в течение всего рассматриваемого периода в 5,9-7,3 раза по разным сценариям.
Введение дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, дающими право досрочного выхода на пенсию по старости, в размере 6-9 % не оказало существенного влияния на рост доходов бюджета ПФР. К 2040 г. данные поступления прогнозируются в размере от 0,2 до 0,6 трлн р. по разным сценариям, что составляет около 1 % всех доходов. Это связано с тем, что размер дополнительного тарифа является невысоким, его будет недостаточно для покрытия всех расходов ПФР, связанных с выплатой досрочных пенсий по старости. Перераспределение 4 % тарифа страховых взносов с накопительной части на страховую для лиц, не переместивших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании, не окажет ощутимого влияния на изменение общей величины доходов бюджета ПФР.
Те суммы, которые по действующему ранее пенсионному законодательству поступали в доход бюджета ПФР в виде страховых взносов на накопительную часть пенсии, теперь будут поступать уже в виде страховых взносов на страховую часть пенсии, т. е. данная реформа изменит соотношение между страховыми и накопительными доходами ПФР. К 2040 г. доля накопительных доходов сократится до 11,8%, тогда как в условиях действовавшего ранее законодательства доля накопительных доходов достигла бы 16,9 %.
Спрогнозированные суммы расходов ПФР на 2016-2040 гг. и размер их дефицита показывают, что особенно высокими темпами растут расходы по третьему (высокому) сценарию, которые к 2040 г. должны достигнуть трлн р. Это связано с применением нового метода расчета трудовой пенсии, базирующегося не только на индексации размера пенсии с учетом инфляции, но и учитывающего уплаченные за каждое застрахованное лицо страховые взносы.
В условиях третьего сценария предусматривались высокие темпы роста ВВП страны и значительный рост размера оплаты труда, являющейся базой для исчисления обязательных платежей в ПФР.
Рисунок. 3.1 Прогноз доходов Пенсионного фонда России на 2016-2040 гг. по трем сценариям, трлн р
Кроме того, на прогнозируемый рост расходной части бюджета ПФР повлияло то, что с 2012 г. началась выплата пенсионерам накопительной части пенсии, размер которой будет увеличиваться год от года. По всем трем сценариям планируется дефицит бюджета ПФР: максимальный размер к 2040 г. будет достигнут по низкому сценарию — 19,5 трлн р. или 48,4 % всех расходов. Дефицит как и прежде необходимо будет покрывать за счет дотаций из федерального бюджета, размер которых по разным сценариям составит к 2040 г. от 6,1 до 19,7 трлн р.
Полностью преодолеть проблему финансовой зависимости ПФР от федерального бюджета не позволят ни увеличение ставки страховых взносов до 26 % (после прекращения временного периода применения пониженной ставки в 22 %), ни перераспределение 4%-го тарифа страховых взносов с накопительной части на страховую часть для лиц, не переместивших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании
Рис. 3.2 Прогноз расходов Пенсионного фонда России на 2014-2040 гг. по трем сценариям, трлн р.
Для оценки развития пенсионной системы России был составлен прогноз основных показателей обязательного пенсионного страхования России на 2016-2040 гг. Проанализируем данные показатели по 3-му (высокому) варианту прогноза (рис. 3.3).
Рисунок. 3.2 Прогноз развития основных показателей развития системы обязательного Пенсионного страхования на 2016-2040 гг, по 3-му сценарию
Как видно из данных, представленных на рис. 3.2, в течение всего прогнозируемого периода будет наблюдаться снижение такого важнейшего демографического показателя национальной пенсионной системы, как соотношение работающего населения с пенсионерами, что вызвано объективными причинами старения населения и сокращения его трудоспособной части. По 3-му сценарию он снизится с 1,70 в 2011 г. до 1,12 к 2040 г. В таких условиях невозможно обеспечить сбалансированность бюджета ПФР.
Размер трудовой пенсии будет ежегодно увеличиваться, и к 2040 г. он по разным сценариям достигнет от 54,2 до 68,3 тыс. р. Рост размера трудовой пенсии будет опережать уровень инфляции в стране, что позволит обеспечивать ежегодный реальный рост размера пенсии. По всем трем сценариям размер пенсии существенно превысит величину прожиточного минимума, если не будет пересмотрена методика его расчета. Трудовая пенсия составит к 2040 г. от 2,7 до 4,1 размеров прожиточного минимума. Несмотря на рост бюджета ПФР в абсолютном размере, по отношению к ВВП его размер будет сокращаться по 3-му сценарию, что связано с прогнозируемым ростом величины ВВП России. По 1-му сценарию прогнозируется увеличение соотношения расходов ПФР с ВВП России до 12,7 % к 2040 г.
3.2 Направления реформирования пенсионной системы на современном этапе
Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а следовательно и на масштабы инвестиционного процесса.
Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями. Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения.
Стоит отметить, что пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т. к. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25-30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения.
В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов. Вопрос о глобальном изучении пенсионной реформы в России в настоящее время весьма актуален.
Введенные новшества в пенсионной системе несут в себе задачи, которые предполагают решить накопившиеся проблемы ранее действовавшей пенсионной системы.
Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в систему.
С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий. Перед людьми, которые производили разработку новой пенсионной формулы, ставились следующие задачи:
обеспечить гарантию стабильного и приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения;
создать необходимые условия для достижения финансовой сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
сохранить приемлемый размер страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет;
обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
увеличить роль трудового стажа при расчете размера пенсии и формировании пенсионных прав.
Принципиально изменились правила формирования страховой части пенсии. Накопительная часть будет формироваться на прежних условиях.
При расчете страховой части пенсии было введено понятие «годовой пенсионный коэффициент», который показывает соотношение между фактическим официальным размером заработной платы работника и максимальной величиной зарплаты, с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Следовательно, чем выше зарплата, тем выше данный коэффициент. Максимальное его годовое значение равняется 10. Перед выходом человека на пенсию все эго коэффициенты суммируются. Полученная величина умножается на показатель «стоимость пенсионного коэффициента», которую каждый год будет рассчитывать правительство РФ исходя из экономической ситуации в стране и поступлений в Пенсионный Фонд. Доля трудоспособного населения, которое использует теневые схемы трудоустройства достигает 41 %, это около 22,5 млн. экономически активных граждан РФ. По подсчетам специалистов, в этом случае неуплата страховых взносов оценивается на сумму в 311 миллиардов рублей. Данная ситуация имеет отрицательное влияние для бюджета России, так как происходит существенное снижение налогооблагаемой базы. Это отражается не только на бюджете страны, но и на самих участниках неформальных взаимоотношений, выражаясь в полной незащищенности их трудовых прав. В подобной ситуации происходит снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, возникает необходимость роста страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета.
Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2 %. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25 %, к 2040 году будет еще меньше. Для сравнения рассмотрим показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2015г.
Страна Коэффициент замещения в 2015 г., %США58Германия56Франция 69Великобритания50Испания69
Согласно введенной реформе 2015 года существенно изменились права на пенсию, порядок её начисления и исчисление трудового стажа: право на пенсионное обеспечение будет давать индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) величина которого зависит от стажа, заработной платы и возраста выхода на пенсию. Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле 3.1:
страховая пенсия = сумма пенсионных баллов * стоимость пенсионного балла (в году назначения пенсии) + фиксированная выплата
СП=ИПК * СИПК + ФВ, (3.1)
где: СП — страховая пенсия;
СИПК — стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии.
В 2015 году = 71,41 руб. Ежегодно индексируется государством. ФВ — фиксированная выплата. На 1 февраля 2015 года = 4383,59 руб. Ежегодно индексируется государством.
Таким образом, расчет страховой пенсии в 2015 году осуществляется по формуле:
СП = ИПК * 71,41 + 4383,59
Исходя из вышеизложенных моментов пенсионной реформы 2015 года можно сделать следующие выводы:
выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии — 15 лет;
государство берёт на себя ответственность только за страховую часть пенсии;
при недостатке стажа и пенсионных коэффициентов оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока.
Рассмотрим прогноз численности пенсионеров до 2020 г., который был разработан Управлением актуарных расчетов на основе долгосрочного демографического прогноза (таблица 3.2).
Исходя из него видно, что увеличение численности пенсионеров сохранится на весь рассматриваемый период, что наряду с тенденцией систематического снижения численности населения приведет к значительному увеличению нагрузки пенсионной системы на население.
Таблица 3.2
Численность пенсионеров на период с 2010 г. по 2020 г., тыс. чел.
Годы Всего пенсионеровПенсионеры, получающие трудовые пенсииВ том числе пенсионеры, получающие пенсиипо старостипо инвалидностипо потере кормильца2010 39483,43785932662,73969,51227,62015 42108.14052135012,14109,11400,52020 43333,34178836452,24350,9985,2
Из анализа таблицы 3.2 следует, что к концу рассматриваемого периода численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел.
Следует отметить, что рост численности пенсионеров будет происходить по большей части за счет получателей пенсий по старости, ежегодный прирост которых будет составлять 1-2 %. На данный момент система пенсионного обеспечения имеет большое число острых проблем, которые требуют скорейшего решения.
С 1 января 2015 года вступили в законную силу два федеральных закона: Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Приняты данные нормативно-правовые акты вместо действовавшего ранее Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Само понятие «трудовая пенсия», которая состояла из страховой и накопительной частей, было упразднено. С 2015 года пенсия начисляется по новой системе, разработанной 2 года назад. Согласно этой системе, у работающего населения формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. Страховая пенсия формируется за счёт обязательных платежей граждан в Пенсионный фонд, а накопительная носит добровольный характер.
Основой введённой реформы стали индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК) или пенсионные баллы, размер которых зависит от таких факторов, как размер официальной заработной платы, т. е. от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности трудового (страхового) стажа.
Безусловно, значимость пенсионных баллов при формировании пенсии является огромной. Страховая пенсия рассчитывается по формуле, в которой ключевое значение имеет как раз-таки количество начисленных пенсионных баллов. Немаловажно, что работающим гражданам РФ, решившим отложить свой выход на пенсию, начисляются дополнительные пенсионные баллы (таблица 3.3), что является стимулом для более позднего выхода на пенсию.
Таблица 3.3
Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением
Период более позднего обращения за назначением страховой пенсии.Коэффициент увеличения фиксированной выплатыКоэффициент увеличения фиксированной выплаты при наличии права на досрочное назначение пенсииКоэффициент увеличения суммы ИПККоэффициент увеличения суммы ИПК при наличии права на досрочное назначение пенсии1 1,0561,0361,071,0462 1,121,071,151,1Период более позднего обращения за назначением страховой пенсии.Коэффициент увеличения фиксированной выплатыКоэффициент увеличения фиксированной выплаты при наличии права на досрочное назначение пенсииКоэффициент увеличения суммы ИПККоэффициент увеличения суммы ИПК при наличии права на досрочное назначение пенсии3.1,191,121,241,164 1,271,161,341,225 1,361,211,451,296 1,461.261,591,3771,581,321,741,4581,731,381,91,5291,91,452,091,610 и более лет 2,111,532,321,68
Если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36 %, а сумма пенсионных баллов — на 45 %; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а сумма пенсионных баллов — в 2,32 раза.
Имеющим страховой стаж: инвалидам I группы, гражданам, достигшим 80-летнего возраста, гражданам, работавшим или проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия назначается в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты либо применения «северных» коэффициентов.
Помимо этого, новшества затронули также и страховой стаж. Теперь это помимо трудового стажа, помноженного на коэффициенты, еще и периоды социально-значимой деятельности, за которые также будут начислены баллы: военная служба по призыву, уход за инвалидом первой группы, уход за ребенком-инвалидом, уход за гражданином, достигшим 80 лет, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Актуальные новости из профильных министерств показывают, что у нынешних пенсионеров внедрение новой пенсионной реформы вызвало увеличение суммы доходов в пределах 500-700 рублей. Все изменения, которые были введены в 2015 году в пенсионную реформу, функционируют и в 2016 году.
Также в законопроекте прописана необходимость проведения второй индексации страховых и социальных пенсий. Её проведут по итогам первого полугодия 2016 года, причём размер коэффициента индексации установят с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере. Данный принцип индексации будет применяться исключительно к пенсионерам, оставившим работу. Исходя из информации об индексации пенсий в 2016 году на уровне 4 %, получаются следующие цифры:
Страховая пенсия повысится на 350 рублей.
Пенсия по старости увеличится на360 рублей.
Социальная пенсия увеличится на438 рублей.
Военные пенсии и участникам ВОВ повысятся на1000 рублей.(самая большая прибавка)
Следует отметить, что данный расчет является предварительным.
Таким образом:
выплата для среднего пенсионера должна превысить 13 132 рубля;
работающего пенсионера — 13 500 рублей;
ребёнка-инвалида — 13 000 рублей;
наибольший прирост прогнозируется ветеранам войны — 36 000 рублей.
На первый взгляд кажется, что разработанная методика дальнейшего пенсионного страхования в Российской Федерации не имеет недостатков, однако при более обстоятельном исследовании не всё так идеально. Немаловажным является то, что для получения пенсии по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен 30 баллам, но стоит отметить, как этот показатель будет зарабатываться гражданами.
В случае если доход гражданина равняется 1 МРОТ, то его трудовой стаж должен быть не менее 20 лет. В этой ситуации пострадают те, кто всячески скрывает свои доходы или получает «черную» заработную плату, т. к. баллы, которые каждый работающий гражданин должен заработать, являются прямым показателем годовой трудовой деятельности.
Другими словами — это соотношение отчисляемых работодателем в Пенсионный фонд денежных средств, которые удерживаются из заработной платы работника.
Таким образом, можно выделить основные минусы пенсионной реформы:
Отсутствует система перерасчета пенсии для пенсионеров, продолжающих работать.
Стаж для начисления пенсии значительно увеличился: с 5 до 15 лет.
Довольно сложная формула для расчета пенсии.
Следует отметить, что ранее на страховую часть пенсии приходилось 12 %, а на накопительную часть — 6 %.
На сегодняшний момент эта ситуация претерпела изменения. До конца года у граждан 1967 года рождения и моложе есть право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: формировать только страховую пенсию или страховую и накопительную пенсии. В случае, если гражданин решил отказаться от формирования пенсионных накоплений, то все страховые взносы, отчисляемые за него работодателем в Пенсионный Фонд России — в размере индивидуального тарифа (16 %) — будут направлены на формирование его страховой пенсии.
Существенно заметить, что все ранее сформированные пенсионные накопления населения подлежат инвестированию и будут выплачены в полном объёме, когда граждане будут иметь право выйти на пенсию и обратятся в Пенсионный Фонд за её начислением. Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании, включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования своих пенсионных накоплений хотят, чтобы и в последующем страховые взносы в размере 6 % тарифа по-прежнему отчислялись на формирование накопительной пенсии, то им следует до 31 декабря 2015 года подать заявление в Пенсионный Фонд России о выборе варианта пенсионного обеспечения с формированием накопительной пенсии, либо выбрать управляющую компанию, либо Негосударственный Пенсионный Фонд. У тех граждан, которые не подадут заявление до 31 декабря 2015 года и останутся так называемым «молчунами», пенсионные накопления перестанут формироваться за счет отчисления новых страховых взносов работодателя (не ранее 2017 года), а все страховые взносы будут направляться на формирование страховой пенсии.
Таким образом, работающий гражданин может как продолжить формировать, так и отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии в пользу страховой пенсии, будучи как клиентом Пенсионного Фонда России, так и негосударственного пенсионного фонда. Отказ от формирования накопительной пенсии за счет новых взносов не означает сокращения пенсионных прав или снижения будущего размера пенсии.
То есть страховые взносы (6 % тарифа страховых взносов), которые могли бы направляться на формирование новых пенсионных накоплений граждан, выбравших вариант пенсионного обеспечения с одновременным формированием и страховой и накопительной пенсии, направляются на формирование только страховой пенсии.
Таким образом, в любом случае все страховые взносы участвуют в формировании пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, если при варианте формирования одновременно накопительной и страховой пенсий, пенсионных баллов начисляется на 37,5 % меньше, чем при формировании только страховой пенсии, то при формировании только страховой пенсии гражданам начисляется максимальное количество баллов со всей суммы страховых взносов. К примеру, в 2017 году можно получить 8,26 пенсионных балла за год против 5,16, если бы часть страховых взносов шла на формирование пенсионных накоплений. Выбор варианта пенсионного обеспечения не связан с выбором страховщика: к примеру, гражданин может оставить пенсионные накопления у своего текущего страховщика и выбрать любой из вариантов пенсионного обеспечения.
В качестве основного целевого ориентира проведения реформ в области пенсионного страхования граждан выступает создание необходимых и достаточных условий для обеспечения наиболее приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
Для того чтобы добиться положительных результатов необходимо:
) преобразовать управленческую систему пенсионного страхования, действующую в обязательном порядке;
) улучшение накопительной составляющей пенсионной формулы;
) совершенствование негосударственного элемента досрочного пенсионного обеспечения;
) соблюдение принципов своевременности и полноты обеспечения пенсиями отдельных категорий.
Чтобы подобные крупномасштабные преобразования сфер российской социоэкономической системы приносили внушительные долгосрочные результаты, необходимо разработать и следовать определенной схеме их финансирования.Совокупное финансирование совершенствования пенсионной сферы составит более 50 000 000 000 тысяч рублей.
При этом объем ассигнований, выделяемых из бюджета федерации в течение всего периода модернизации пенсионной системы, составляет 28 995 146 587,5 тысяч рублей. Эта сумма в разбивке по годам в процентном соотношении распределяется следующим образом:
Рисунок 3.4 Сумма проведение реформы по годам в %
год — 9,1% (2 641 274 920,5 тысяч рублей);
год — 9,1% (2 645 343 596,1 тысяч рублей);
год — 7,5% (2 178 988 523,5 тысяч рублей);
год — 8,5% (2 475 803 512,6 тысяч рублей);
год — 10,7% (3 092 553 446,9 тысяч рублей);
год — 11,2% (3 251 109 920,8 тысяч рублей);
год — 13,8% (4 008 481 572,2 тысяч рублей);
год — 14,6% (4 227 657 332,5 тысяч рублей);
год — 15,5% (4 473 933 762,5 тысяч рублей).
Если рассматривать обеспечение реформ финансовыми ресурсами в разрезе отдельных направлений, то бюджетные ассигнования распределяются так:
) Распределительная компонента развития пенсионного страхования — 19 291 500 018,4 тысяч рублей;
) Совершенствование пенсионного обеспечения (государственного) — 3 661 151 449,5 тысяч рублей;
) Модернизация пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан (военных и приравненных к ним лиц, а также членов их семей) — 5 882 039 012,6 тысяч рублей.
Федеральные трансферты обеспечивают финансирование следующих мероприятий:
) валоризация суммы расчетного пенсионного капитала;
) возмещение выпадающих доходов Пенсионному фонду;
) возмещение части расходов по выплате страховой пенсии;
) софинансирование формирования накоплений и т.д.
Помимо финансовых ресурсов федерального центра, направляемых на преобразование существующей пенсионной системы, предполагается использование средств из внебюджетных источников, а именно финансовых ресурсов Пенсионного фонда (те средства, которые формируются за счет уплаты взносов на соответствующие цели).Осуществляемые мероприятия не предполагают привлечение налоговых, кредитных, таможенно-тарифных и других инструментов.
Проводимые реформы в пенсионной сфере должны иметь логическое завершение — достижение заявленных целей и решение запланированных задач. Это должно привести к таким позитивным изменениям, как:
) уровень, отражающий отношение трудовой пенсии и прожиточного минимума, должен достигнуть показателя 177 процентных пункта;
) увеличение средней суммы страховой и накопительной пенсии по старости до 168%;
) повышение пенсий для отдельных категорий граждан.
Кроме того, модернизация пенсионной системы должна повлечь за собой упрощение процедуры получения бюджетных услуг по принципу «одного окна», сокращение длительности ожидания, повышение возможности получения запрашиваемых данных в электронном формате.
Все это должно позитивно сказаться на уровне удовлетворенности российских граждан, в том числе пожилых лиц, инвалидов, нетрудоспособных и некоторых других категорий, в пенсионном обеспечении.
На конечные результаты проведения государственной политики в пенсионной сфере может повлиять ряд факторов, а именно:
) демографические (старение населения, диспропорции между застрахованными лицами и получателями пенсий, высокий уровень смертности трудоспособного населения);
) макроэкономические (размеры пенсий, тарифы взносов, темпы индексации, размеры заработной платы, уровень инфляции);
) финансово-организационные (увеличение объема теневой занятости, распространение выплаты «серой» заработной платы);
) социальные (неудовлетворенность граждан существующим уровнем пенсионного обеспечения).
Таким образом, пенсионная реформа 2015-2016 годов носит скорее положительный характер — в первую очередь для страны и ныне работающих пенсионеров. Основными ожиданиями на 2016 год в сфере пенсионного обеспечения являются: новый механизм расчёта пенсий; отсутствие индексации пенсий работающим пенсионерам; будет произведена очередная индексация, скорее всего не превышающая уровень инфляции; все льготы будут сохранены.
Заключение
В заключение следует сказать, что важным является наличие своевременных взносов, ведь они позволяют держать всю систему на плаву. Также важным является наличие белой заработной платы (на которую не влияет взнос в государственный бюджет). Ведь российский Пенсионный фонд работает на пользу любого гражданина РФ.
Накопительная часть пенсии считается одним из нововведений, которые приняты уже давно, когда проводилась пенсионная реформа. Теоретически такое введение должно дополнять страховую часть пенсии, благодаря этому она возрастает, но проверить это пока еще невозможно.
Пенсионная система России регулярно подвергается реформам. Практически ежегодно вносятся существенные изменения в пенсионное законодательство, призванные преодолеть проблемы в сфере пенсионной защиты населения и финансирования выплаты государственных пенсий.
О том, какие результаты принесла реформа, можно будет что-то конкретнее сказать только через какое-то время, а возможно, и после ухода на пенсию. Пока еще очень мало людей думает о внесении каких-либо взносов для увеличения своей пенсии. Но выиграет только тот, кто сможет заставить работать средства с максимальной отдачей, то есть выберет самый прибыльный для себя вариант.
Пенсионная система в России очень похожа на европейскую. Только население пока еще не может полностью отвыкнуть от «советской» пенсии. Хотя такие реформы дают возможность российским гражданам не зависеть на 100% от государственных социальных стандартов.
Основными ожиданиями на 2016 год в сфере пенсионного обеспечения являются: новый механизм расчёта пенсий; отсутствие индексации пенсий работающим пенсионерам; будет произведена очередная индексация, скорее всего не превышающая уровень инфляции; все льготы будут сохранены.
Список использованной литературы
1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях».
.Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
.Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
.Российская Федерация. Законы. Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: федер. закон [от 01.12.2014 г. № 398-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014 — № 49 (ч. VI). Ст. 6907.
.Богатый, И. Выбор варианта пенсионного обеспечения / И. Богатый // Практич. бух.учет. 2015. № 3. Доступ из СПС «Гарант».
6.Бизнес-сектор [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.b>sector.ru/33/228-novaya-p-r.html.
7.В каком случае получают пенсию иностранные граждане, в том числе граждане СНГ? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Зарипова Р.Р., Сираева Р.Р. Совершенствование пенсионной системы // Современное государство: проблемы социально-экономического развития материалы международной научно-практической конференции. — Саратов: Академия Бизнеса. 2013. С. 115-116.
.Как осуществляется перевод с одного вида пенсии на другой? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Как оформить пенсию по случаю потери кормильца? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Как оформить страховую пенсию по старости? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Как пенсионеру получить государственную социальную помощь? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Как перевести пенсионные накопления из одного негосударственного пенсионного фонда в другой? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Как рассчитать накопительную пенсию? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (постатейный) [Электронный ресурс] / Ю.В. Белянинова [и др.] — 2014. Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс».
.Куда обращаться в связи с отказом в назначении досрочной страховой пенсии по старости? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается //Финансы. 2015. №1.
.Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. Л. Право социального обеспечения. перераб. и доп. М.: Издатель-ствоЮрайт ; ИД Юрайт, 2014. 587 с.
.Менкенов, А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В. Менкенов // Соц. и пенс.право. 2015. № 3. С. 23-26. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/.
.Самаренко, Е.В. О действиях территориального органа ПФР при рассмотрении заявления об установлении страховой пенсии и сведений индивидуального (персонифицированного) учета / Е.В. Самаренко, В.В. Гусева // Пенсия. 2015. № 6. C. 33-43.
.Самаренко, Е.В. О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, переселившихся на место жительства на территорию России / Е.В. Самаренко // Пенсия. 2015. № 12. C. 21-24. (Место хранения:ПЦПИ).
.Соловьёв, А.К. Пенсионный возраст — гордиев узел развития пенсионной системы: «старение населения и угроза бюджетного кризиса?» / А.К. Соловьёв // Пенсия. 2015. № 12. C. 35-53. (Место хранения:ПЦПИ).
.Соловьев, А. К. Социально-экономические условия и последствия повышения пенсионного возраста в Российской Федерации / А К. Соловьев // Пенсия. 2015. № 4. C. 66-73. (Место хранения:ПЦПИ).
.Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // «Электрон.журн. «Азбука права». 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
.Шуматбаева Е.Э., Сираева Р.Р. Необходимость и основные направления реформирования пенсионной системы//Актуальные вопросы социально-экономического развития современного общества в условиях реформ Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Академия Бизнеса. 2011. С. 229-231.
.Шангареева А.Ф., Сираева Р.Р. Надежда на реформирование пенсионной системы// Актуальные вопросы социально-экономического развития современного общества в условиях реформ Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Академия Бизнеса. 2011. С. 211-213.
.Официальный сайт пенсионного фонда [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http//www.pfrf.ru/.
.Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http//info.minfin.ru/.
.«ForbesRussia». финансово-экономический журнал [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/307847-vlasti-podgotovyat-rossiyan-k-povysheniyu-pensionnogo-vozrasta.