Содержание
Введение
Глава 1. Виды социального обеспечения
1.1.Особенности пенсий как вида социального обеспечения: источники, цели, сроки выплат
Глава 2. Пенсионная система России
2.1. История
2.2. Современное состояние, система и направления развития
Глава 3. Понятие и виды пенсий
3.1. Трудовые пенсии
3.2. Пенсии государственного обеспечения
Заключение
Список использованной литературы
Нормативные акты
Судебная практика
Выдержка из текста работы
2.2. Дополнительное Пенсионное обеспечение на примере реализации программы о дополнительном Пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы ХМАО – Югры ————————————- стр. 34
Заключение —————————————————————— стр. 44
Список использованной литературы ———————————— стр. 48
Введение.
В любом обществе, независимо от общественно экономической формации, всегда есть и будут определенные категории граждан, которые «уже» (т.е. старики) и «еще» (т.е. дети) (по выражению К.Маркса) не могут собственными усилиями добывать источник средств существования.1
Обязанность по их содержанию на разных этапах развития человечества возлагалось на различных субъектах. В первобытнообщинном строе обязанность содержать стариков возлагалось на народ (родовой строй). Феодальный строй возлагал обязанность на семью содержать стариков, детей, поскольку семья в этот период, предоставляла собой производственную ячейку.
На первых этапах развития машинного производства, когда труд начинает приобретать коллективный характер, а рабочая сила разъединяется со средствами труда, появляются формы коллективно-социального обеспечения. Рабочие создают локальные формы на добровольной основе и затем в случае болезни, старости начинают оказывать материальную помощь за счет средств формы – коллективная взаимопомощь.2 По мере развития капиталистического производства становится очевидным, что на основе взаимной помощи проблема социального обеспечения не может быть решена, поскольку машинное производство стало одним из факторов обостривших социальное обеспечение. Это закреплялось в том, что люди, недостаточно обученные, для работы с машинами часто становились калеками, в связи со своей производственной деятельностью. Это закреплялось в том, что люди, недостаточно обученные, для работы с машинами часто становились калеками, в связи со своей производственной деятельностью.
Таким образом, проблема социального обеспечения диктует необходимость вмешательства государства для ее решения. И одним из первых государств, где начинают приниматься законы социального обеспечения – Германия времен Бисмарка.1 Германия одна из первых стала на путь социального развития и очутилась на грани социального взрыва (расслоение населения: магнаты и рабочая сила).
При Бисмарке появились первые законы: закон о социальном страховании в случае болезни; закон о страховании в случае старости и потери кормильца. Германия считается страной классического социального страхования.2 Эти законы вводили для каждого работодателя юридическую обязанность вносить в установленном законе размере страховые платежи в особые формы, и эта обязанность была для самих застрахованных. Формы расходовались строго по целевому назначению – только на выплату тех пенсий, которые устанавливались законом. Государство являлось гарантом обязанностей этой системы социального обеспечения, и предусматривала способы защиты в случае нарушения права в порядке социального страхования.
Таким образом, социальное страхование – это организационно правовая форма социального обеспечения – вид коллективной взаимопомощи.3 Социальное обеспечение переводится как обеспечение, предоставляемое обществу, и гарантирует социальное обеспечение каждому наемному работнику. Социальное обеспечение переводится как обеспечение, предоставляемое обществу, и гарантирует социальное обеспечение каждому наемному работнику.
Поэтому после появления такой формы как социальное страхование постепенно начинают развиваться и иные формы социального страхования, когда само государство за счет бюджетных средств начинает предоставлять социальную помощь определенным категориям граждан без учета их трудовой деятельности.
Социальное обеспечение необходимо каждому человеку в течение всей его жизни. При достижении определенного возраста, в случаях болезни, инвалидности, безработицы, потери кормильца, наличия детей и в других установленным законодательством Российской Федерации случаях он так или иначе нуждается в материальной поддержке или социальном обслуживании.
Социальное обеспечение как способ удовлетворения потребностей граждан осуществляется в денежной и натуральной формах: путем выплаты пенсий, пособий, компенсаций, оказания социальных услуг и помощи, социальной медицинской помощи и санаторно – курортного лечения и прочего за счет специально образуемых и выделяемых на эти цели средств. Это так называемые виды социального обеспечения.1
В совокупности все виды социального обеспечения составляют государственную систему социально обеспечения. Все виды можно рассматривать как элемент, подсистему или относительно самостоятельную систему в рамках государственной системы социального обеспечения.
Федеральная государственная система социального обеспечения находится в стадии своего формирования. Это связано с общей экономической ситуацией в стране, развитие которой в целом, как и все происходящие в Российском государстве процессы, напрямую оказывает влияние на ее состояние.
Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения,
1. Организация работы органов социального обеспечения 4-е издание В.П.Галаганов 2014г. стр.15
а всех членов общества.
В статье 7 Конституции Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1 При этом охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Обновление законодательства о социальном обеспечении напрямую отражает происходящие в стране коренные преобразования. К ним относятся: функционирование экономики с разными формами собственности и хозяйственной деятельности; изменение взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; развитие местного самоуправления; зарождение негосударственного социального обеспечения. Указанные явления развиваются непоследовательно и крайне противоречиво, что негативно отражается на материальных интересах подавляющего большинства российских граждан.
Проводящаяся экономическая реформа затрагивает государственную систему социального обеспечения и все виды (элементы), ее составляющие, – пенсии, пособия и компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь и лечение.
При написании работы предпринята попытка в доступной форме изложить государственную систему социального обеспечения, основные теоретические взгляды на природу и функциональное предназначение социального обеспечения.
1.Конституция Российской Федерации 2008г. стр.6
На основе анализа российского законодательства рассматриваются основные проблемы федеральной системы социального обеспечения. Она формируется в последние годы в виде двух относительно самостоятельных основных подсистем – обязательного социального страхования и социального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема обеспечения достойного уровня пенсионного обеспечения граждан приобрела особенно важное значение в последнее время. Пенсионное обеспечение в России касается жизненно важных интересов более 38 миллионов человек – пенсионеров, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Целью работы является проведение исследования законодательных мер позволяющих регулировать уровень доходов пенсионеров в связи с тем, что отечественная государственная пенсионная система переживает кризис, связанный с ее реформированием, доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен.
В соответствии с целью, сформированы задачи: изучить современные нормы поддержки пенсионеров на примере Пенсионного Стандарта Югры, действующего на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В данной дипломной работе содержатся: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава I.Пенсионное обеспечение как основной вид социального обеспечения в Российской Федерации.
1.1.Социальное право в Российской Федерации.
Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в. Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. В Российской Федерации отсутствуют учебники по курсу « Право социального обеспечения». Первый и единственный учебник был написан крупнейшим советским ученым, одним из основателей права социального обеспечения — профессором В. С. Андреевым. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации. Конституция РФ 1993г. закрепляет права человека в области социального обеспечения. В настоящее время право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает новые группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права. Сформировалась новая государственная система социального обеспечения.
Статья 39 Конституции РФ гласит: 1
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений
1. Конституция Российской Федерации 2008г. стр.40
собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
В статье 7 Конституции Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1 При этом охраняются труд…
Заключение
Модернизация пенсионной системы, которая началась с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала огромным и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации.
Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими людьми и государством. Результатом должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной пенсионной системой граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в XXI веке.
Среди стратегических задач развития российского государства, на современном этапе, особо выделены социально значимые цели — повышение уровня жизни граждан страны и рост их благосостояния.
Важную роль в решении указанных задач играет эффективно работающая система пенсионного страхования, которая опирается на долгосрочную финансовую обеспеченность.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком (государственным учреждением — Пенсионным фондом Российской Федерации) и его территориальными органами, которые составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, то есть материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.
Рассмотрев в данной работе этапы создания и развития Пенсионного фонда, проанализировав виды деятельности и перспективы развития, изучив литературу, я пришла к выводу, что в Пенсионном фонде, как и в другой государственной структуре, существуют как положительные, так и отрицательные стороны.
Одна из основных проблем фонда – это дефицит бюджета. С финансовой точки зрения плохое состояние дел в Пенсионном фонде выражается в его постоянно растущем дефиците. Если бы Пенсионный фонд существовал, как самостоятельная структура, а не был бы встроен в систему общегосударственных финансов, пенсионерам пришлось бы очень туго – для повышения пенсий у Фонда не имелось бы никаких денежных ресурсов. А повышать пенсии крайне необходимо, для того, чтобы компенсировать постоянный рост цен. Пока Пенсионный фонд является составной частью бюджетной системы России, он может покрывать свой дефицит за счет гигантского профицита федерального бюджета и проводить индексации пенсий в более или менее разумные сроки.
Как показывает бюджетный план, федеральный бюджет будет делать это и дальше, потому что никаких перспектив ликвидации дефицита у Пенсионного фонда не просматривается. Этот дефицит будет расти с каждым годом, а федеральный бюджет продолжит этот дефицит постоянно покрывать.
Другая проблема, связанная с пенсионным обеспечением, это демографическая ситуация в стране. Население Российской Федерации стремительно стареет, и работающим гражданам всё сложнее содержать прирастающую с каждым днём армию пенсионеров. Сейчас, по данным Росстата, на тысячу россиян в трудоспособном возрасте в среднем по стране приходится 331 пенсионер и в дальнейшем, число будет только увеличиваться. Так, к 2026 году по некоторым данным, на тысячу трудящихся придётся уже 478 пенсионеров.1
Дабы избежать кризиса, было принято решение реформировать пенсионную систему. Россия перешла от распределительной к распределительно — накопительной системе. Трудовая пенсия была поделена на базовую часть, страховую и накопительную части, причём на размер накопительной влияет исключительно наше неравнодушие к своему завтрашнему дню. Одни доверили распоряжаться ею государству, другие перевели накопительную часть пенсии в частные управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды, россияне получили возможность самостоятельно пополнять свой пенсионный счёт.
В 2008 году в стране сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с экономическим кризисом. Но, не смотря на это, Пенсионным фондом были реализованы все запланированные задачи, которые были поставленные перед фондом в 2008 году.
Таким образом, не смотря на все трудности, в развитии пенсионной системы России, можно сделать вывод, Пенсионный фонд в своей деятельности стремится реализовать весь спектр возложенных задач на него и функций, а правительство вводит новые законодательные акты и положения, которые направлены на стабилизацию работы Пенсионного фонда, на улучшение благосостояния граждан, которые нуждаются в пенсионном обеспечении.
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), является важнейшим элементом осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике.
Пенсионный фонд РФ должен сохранить свою самостоятельность как финансово-кредитное учреждение, наделенное правом управления накопительной частью пенсии, назначения и выплаты пенсий.
Список литературы.
1. Маркс К.; Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 13. –
М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.
2. Конституция Российской Федерации 2008г.
3. Семейное право. 2-е издание Р.В.Пузиков; Н.А.Иванова. 2014г.
4. Домашняя правовая энциклопедия. Система Гарант. 2008г.
5. Социальная политика (под общей редакцией д.э.н. профессора Н.А.Волгина) учебник. 2014г.
6. Консультант Плюс 2016г.
7. Пенсионное Законодательство РФ (с изменениями и дополнениями) 2015г.
8. Бюджетная система России Г.Б.Поляк 2000г.
9. Организация работы органов социального обеспечения 4-е издание В.П.Галаганов 2014г.
10. www.hmnpf.ru Ханты – Мансийский Негосударственный Пенсионный Фонд.
11. www.socialnaya-podderzhka.ru Социальная поддержка.
12. Пенсионный фонд РФ.
13. Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Нормативно – правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993г. №237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197- ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ», 07.01.2002г. №1 (ч. 1).
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ Часть первая (в ред. от 05.05.2014г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
4. Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 24.11.2014г.)// Российская Газета от 31.12.2001г. № 256.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (в ред. от 30.11.2011г.) //Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст.16.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014г.) //Российская газета», № 220, 20.11.2002г.
7. Федеральный закон от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 05.05.2014г.) // Российская газета», № 94, 30.04.2008г.
8. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 01.12.2014г.)// Российская газета», № 263, 23.11.2011г. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 03.12.2011 г.) //Российская газета от 23 января 2006г.
9. Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 4 ноября 2014г.)// Российская газета от 27 декабря 1996г.
10. Федеральный закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 01.01.2014г.) //Российская газета», № 99, 24.05.1995г.
11. Федеральный закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 21.07.2014г.) // Российская Газета от 16.04.1993 г . № 73.
12. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»(в ред.01.12.2014г.)// Российская Газета от 21 июня 2000 г. N 118,
13. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // ФЗ РФ. 2001г. № 51 ст. 4831; 2002 № 30 ст. 3033; 2004г. № 19 ст. 1835.
14. Федеральный закон от 01. 04. 1996г. № 27-ФЗ. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (от 04.11.2014г.) // Российская газета», № 68, 10.04.1996г.
15. Федеральный закон от 28.12.2013г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Российская газета», № 295, 30.12.2013г.
16. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 01.12.2014г.)// Российская газета», № 247, 20.12.2001г.
17. Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 28.06.2014г.)// Российская газета», № 297, 31.12.2006г.
18. Федеральный закон от 02.08.1995г. № 122-ФЗ. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 25.11.2013г.)// Российская газета», № 150, 04.08.1995г.
19. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 01.12.2014г.)// Российская газета», № 234, 02.12.1995г.
20. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» (в ред. от 1 .12.2014 г.) // ФЗ РФ 1998г. № 31. ст. 3803.
21. Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 01.12.2014г.) // Парламентская газета», № 64, 10-16.12.2010г.
22. Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013г., с изменениями от 05.05.2014г.)// Российская газета, № 84, 06.05.1996г.
23. Федеральный закон Российской Федерации от 21.05.1999г. № 120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 14.10.2014г.). // Российская газета, № 121, 30.06.1999г.
24. Федеральный закон от 19 февраля 1993г. № 4528-I «О беженцах» (в ред. от 2 июля 2013г)// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993г., № 12, ст. 425.