Содержание
1. Введение … 3
2. Понятие умственного развития . 6
3. Особенности умственного развития детей младшего школьного
возраста…… 22
4. Вклад российских ученых в исследование умственного развития
младших школьников .. 36
5. Пути и способы повышения умственного развития детей младшем школьного возраста в процессе обучения ……………………………………… 40
6. Заключение … 47
7. Библиография … 50
8. Приложение .. 52
Выдержка из текста работы
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что интеллект – важнейший структурный компонент психики. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его структуры породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты.
А в младшем школьном возрасте во многом происходит основополагающее влияние социальной среды на интеллектуальное развитие.
Целью данной дипломной работы является анализ влияния социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: 50 детей младшего школьного возраста, разделённых на две численно эквивалентных группы в зависимости от среды обитания – группа I – 25 городских младших школьников, группа II – 25 сельских младших школьников.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что у младших школьников, развитие которых происходит в сельской местности, уровень интеллектуального развития будет ниже по сравнению с младшими школьниками, развитие которых происходит в городской местности.
База исследования: городская и сельская школа.
Перечень использованных методов и методик:
1. Метод анализа личных дел для отбора групп (городские -сельские).
2. Метод диагностики интеллекта с помощью теста Гудинаф–Харриса.
3. Методика «Оценка интеллекта младшего школьника»
4. Метод исследования влияния установки на способ решения задач.
Научная новизна: В настоящее время исследований подобного рода на базе Астраханской области не проводилось, что и обусловливает дополнительную актуальность данного исследования.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе психолога и педагога в сфере работы в диапазоне развития детей в городской и сельской местности.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Провести теоретическое исследование влияния социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
3. Провести экспериментальное исследование влияния социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
4. Сформулировать основные выводы по данной тематике.
Во введении также необходимо определить дефиниции предмета исследования.
Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление.
Интеллект является основной формой познания действительности.
В программу образования школ США и других развитых стран Европы включено использование методик проверки интеллекта в качестве оценочного, стимулирующего средства, вызывающего дополнительные мотивационные изменения. Таким образом, показатель интеллекта (не обязательно IQ) стал одним из важнейших показателей человеческой пригодности к той или иной деятельности, а в конечном итоге полезности человека как такового.
Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы…….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Высшая школа, — М., 2001.- 319 с.
2. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация //Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М.,1983.
3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия про¬странства у детей. – М., Проспект, 1994. .- 199 с.
4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности развития личности. — М., 1993. — 216 с.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1999. -318 с.
6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
7. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Ир¬кутск, ДРОФА, 1999. — 456 с.
8. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. — 317 с.
9. Брунев Дж. Психология познания. ВЕЧЕ, — М., 1987. – 458 с.
10. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосред-ственной информации. — М., 1999.- 611 с.
11. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. -М., 1999.-97 с.
12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.И. Словарь справочник по психодиагностике ; 2-ое издание — СП.б., 1999-528с.
13. Бурменская Г.В., Карабанова О.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
14. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.,1994.
15. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет-ровского. – М., АСАDЕМА, 1999. — 567 с.
16. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. — 311 с.
17. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина,Т.В. Арагуновой.- М., Проспект, 2000. — 556 с.
18. Выготский Л. С. О психологических системах//Собр. соч. М., 1982. 331 с.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь — М: Лабиринт, 1996. — 459 с.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений– М., ДРОФА,- 1984.- 375 с.
21. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Ред. А. М. Матюшкин. — М.: Прогресс, 1995.-318 с.
22. Годфруа Ж. Что такое психология. 1997-486с.
23. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
24. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 1998. -316 с.
25. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности. — М., 1998.-459 с.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика, 1986 г. – 240 с.
27. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.-563 с.
28. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.
29. Думов И.А. Исследования мышления в психологии.-М., 1999.-85 с.
30. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита вни¬мания как причина школьной дезадаптации //Школа здоровья. -1994. -№1. -С. 91-104.
31. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся, “Вопросы психологии” — 1990 г. № 6 .
32. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 86-92.
33. Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., АСАDЕМА, 1994. — 311 с.
34. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников — М: Просвещение 1994 г. — 540 с.
35. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.,1982.
36. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре-бенка.- М., 1986.
37. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М., 1972.
38. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. Искусство слышать. Методическое пособие. – М., ДРОФА, 1994. — 264 с.
39. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обуча-емости. — М., 1993. .-145с.
40. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., ВЕЧЕ, 1991. — 580 с.
41. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
42. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, Лада, 1997. — 311 с.
43. Келер В. Исследование интеллекта // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенреитера, В. Петухова. — М., 2001. -345 с.
44. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М., 1993.
45. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьни¬ков. — М., Высшая школа, 1999. — 419 с.
46. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
47. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., ДРОФА, 1993.- 89 с.
48. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. 1999 N 3.
49. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
50. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у де¬тей. – 1985.
51. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьни¬ка? – М., 1980.
52. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 2001.-450 с.
53. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их раз-витие и решать их проблемы. – М., 1991.
54. Лурия А.Р. Язык и мышление. — М., 2000. .-520 с.
55. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.. 1994.
56. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. – СПб., 1995.
57. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. Обще¬ство и способности человека: Книга для учителя. — М., 1999. .-256 с.
58. Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диаг-ностика и коррекция младших школьников. – М., 1994.
59. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1981.
60. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуально¬го развития детей. – М., 1981.
61. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.-М., 2001.-98 с.
62. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
63. Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. — М., 2000. .-319 с.
64. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1999. .-254 с.
65. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1996. .-509 с.
66. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дуб-ровиной. – М., 1998.
67. Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г.Н. Сердюковской и Г. Гельница. – М., 1985.
68. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубро-виной. – М., 1995.
69. Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. – 1988. – № 3.
70. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоро¬вье. – М., 1989.
71. Рубинштейны С. Л. Основы общей психологии. -СПб., 1998.-638 с.
72. Славина Л.С. Трудные дети. – М.-Воронеж, 1998.
73. Стернберг Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — М.: 1997. .-499 с.
74. Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983. — 189 с.
75. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 2001-392с.
76. Якобсон С.Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. – М., 1967.
77. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Диаг¬ностика и коррекция умственного развития в школьном и дош¬кольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.