Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по педагогике: Педагогические условия для формирования сплочённости коллектива

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Введение3

Глава 1. Теоретические основы формирования сплоченности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения6

1.1. Коллектив как социальная общность, особенности развития педагогического коллектива ДОУ6

1.2. Сущностные характеристики сплоченности коллектива14

1.3. Формы методической работы по сплочению педагогического коллектива ДОУ20

Глава 2. Исследование педагогических условий формирования сплочённости педагогического коллектива ДОУ32

2.1. Фактическое состояние сплоченности педагогического коллектива ДОУ32

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий формирования сплоченности педагогического коллектива ДОУ45

Заключение57

Список использованной литературы59

Приложение 163

Выдержка из текста работы

В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.[1,c12]

В психологии и педагогике к настоящему времени накоплены значительные научные знания, необходимые для решения данной задачи. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки будущего специалиста в высшей школе рассматриваются А.А. Деркачом, И.Ф. Исаевым, Э.Ф. Зеером, Е.А. Климовым, Н.В. Кузьминой, В.И. Слободчиковым, А.М. Столяренко, А.Р. Фонаревым и другими. Особое значение при решении поставленной задачи имеют идеи гуманитарного образования (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, А.С. Запесоцкий, А.Ф. Костюкович, В.В. Краевский, Н.А. Лазарев, А.А. Леонтьев, Н.Н. Нохрина, Ю.А. Репецкий, Н.И. Чернова и другие), а также идеи, связанные с разработкой и реализацией педагогических стратегий (П.Я. Гальперин, В.В. Игнатова, В.С. Нургалеев, О.А. Шушерина и другие).[3,c42]

В трудах отечественных и зарубежных ученых представлены различные теории, концепции поведения (С.Ф. Анисимов, А. Бандура, Л.С. Выготский, К. Левин, Ж. Пиаже, Дж. Роттер, Б. Скиннер, Э. Торндайк и другие) и культуры (А.Г. Асмолов, В.П. Большаков, В.А. Головашин, Н.Б. Крылова). Имеются работы по изучению модуса поведения и смежных с ним понятий (О.С. Богданова, А.М. Боковиков, Б.В. Зейгарник, М.Л. Князева, А.Р. Фонарев, В.П. Фурманова и другие).

Культура поведения будущего специалиста как профессионально-важное качество рассматривается в исследованиях Е.В. Бондаревской, В.В. Волкова, А.А. Деркача, Л.И. Духовой, Г.С. Корытовой, Е.А. Мухамедалеевой, А.X. Чупанова и другие. Однако нами не обнаружено работ, посвященных формированию профессиональной культуры поведения специалистов в области гуманитарных наук. Решение обозначенной задачи имеет особое значение для подготовки специалистов в данной области, поскольку специфика их трудовой деятельности требует воплощения лучших социально-значимых культурных образцов поведения. Н. Назарбаев подчеркнул, что «социальные и гуманитарные науки должны быть в Казахстане не менее востребованы и приоритетны, ведь в их основе — развитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное побуждение к работе души и совести».[1,c24]

Цель курсовой: выявить педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста.

Задачи курсовой: рассмотреть педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста.

Объект исследования: формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля.

Методы педагогического исследования: общетеоретические — анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования; эмпирические — беседа; анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов гуманитарного профиля, самооценка, экспертные сравнения наблюдения; статистические многофункциональные критерий Фишера.[3,c23]

Одно из требований общества к системе образования — это подготовка высококвалифицированных кадров, этому свидетельство принятая Национальная программа по подготовке кадров, а также «Закон об образовании». Сегодня нам всем понятно, что выпускники профессиональных колледжей различных отраслей производства являются главными звеньями развития экономики страны в будущем, и именно поэтому одно из требований к обучающемуся профессионального колледжа является формирование профессиональной культуры.[5,c13]

Образование отдельного человека складывается и растёт в ходе взаимодействия личности и культурой общества, чем разнообразнее и шире контакты личности с мировой культурой, тем богаче перспективы индивидуального образования. Главная роль в организации этих контактов на протяжении веков принадлежала образовательным учреждениям (школам, университетам, академиям и т.п.) способным вывести учащихся за рамки культуры своей ниши. Само слово культура («cultura») латинского происхождения, оно просходит от существительного «культ» («cultus») и восходит к глаголу «сolo», имеющему несколько групп значений, каждая из которых каким-либо образом отразилась в современном звучании слова «культура»: почитать, чтить уважать, оказывать внимание, обращаться, понимать, обходиться, украшать, усердно заниматься, деятельно осуществлять, насаждать, взращивать, обрабатывать, возделывать. К примеру российский учёный Симоненко В.Д. отмечает, что в «в процессе развития культуры человек создаёт определённую культуру», которая характеризует исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.[13,c23]

Л.Н. Коган утверждает, что культура, — это «концентрированный опыт предшествующих поколений дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении».[6,c45]

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой множественны, тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодёжную, культуру малой группы (формальной и неформальной) и культуру отдельного человека. Выделяя материальную и духовную культуру можно говорить о том, что они включают в себя политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды и формы культуры.

Все перечисленные нами виды и формы культуры неразрывно связаны между собой и во всех классификациях присутствует профессиональная культура. Профессиональная культура создаётся людьми, профессионально занятыми какой либо сферой деятельности и, как правило прошедшими специальную подготовку к ней. Вопросы формирования профессиональной культуры специалистов на различных уровнях образования стали сегодня одними из актуальных изучаемых. И аналогично тому, что по отношению к общему понятию культуру можно рассматривать различные оценочные критерии, так и в отношении профессиональной культуры специалиста выделяют целый ряд направлений исследований. В узком понимании профессиональная культура — это совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом деятельности. Одним из показателей владения профессиональной культурой является квалификация.[4,c56]

Необходимо различать:

· формальную квалификацию, которая удостоверяется диплом об окончании определённого учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний;

· формирование у будущего специалиста личностно-профессиональных качеств как стратегия профессиональной культуры, знания, навык, квалификация и мастерство.

· реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт.

На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и иные факторы. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные. Объективное воздействие оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе.[34,c34]

Решающую роль в формировании профессиональной культуры поведения остаётся за учреждениями профессионального образования. Формирование профессиональной культуры поведения способствует достижению профессионального успеха и требует особого внимания при подготовке будущего специалиста. Профессиональное образование создаёт условия для профессионального становления, развития и самореализации личности. Таким образом, среди факторов становления профессиональной культуры выпускника профессионального колледжа следует назвать культуру образовательного учреждения, где студент получает теоретические знания в избранной сфере профессиональной деятельности, у культуру организаций где проходит производственная практика.[23,c25]

По мнению Н. Акбарова в формировании профессиональной культуры основой является функции деятельности личности в профессиональной готовности. Профессиональнная готовность — это система профессионального образования обращённая на скорость восприятия проделанной определённой работы.[34,c45]

К. Ишонова профессиональная культура объясняет как комплекс профессиональных и педагогических знаний, педагогической мораль, культуры речи, техники жестов, а также возможность демонстрации на практики.

По итогам анализа научной литературы по мнению узбекского учённого Д. Химматиллаева в понятии профессиональная культура наблюдается активная взаимосвязь между профессиональной деятельностью, профессиональных знаний и разработкой активных методов.

К примеру, российский учёный Н.Б. Крылова считает, что профессиональная культура складывается из профессиональных и деловых качеств. Крылова различает две культуры: общую профессиональную культуру и специальную. Она считает, что общая профессиональная культура складывается в единстве убеждённости в социальной значимости своей профессии; развитого чувства профессиональной гордости; трудолюбия и работоспособности; предприимчивости, энергичности и инициативности; свободного владения нормами научной организации труда; знаний теории управления и основ социальной психологии; организаторских способностей; готовности и заинтересованности в овладении нормами смежных специальностей, в расширении профессионального опыта. Специальная профессиональная культура у специалистов различного профиля включает совокупность качеств, отражённых узкоспециальными разделами профессиограмм.[34,c13]

Д.В. Чернилевский, анализируя профессиональную культуру, характеризует её как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах профессиональной деятельности, направленных на освоение, передачу и создание ценностей и технологий. Профессиональная культура специалиста неразделима с индивидуальной культурой конкретного человека. Под индивидуальной культурой понимаются характер, нравы, обычаи, привычки; сознание и самосознание; умения, навыки; интеллект и чувства человека — короче говоря, целостную систему понятий и представлений о мире и о себе в этом мире. В процессе современного социально-экономического развития нашего общества, «человек должен стать подлинным хозяином своей судьбы, ответственным за личную и профессиональную судьбу не только перед обществом, но и прежде всего перед самим собой.

Выше показанная модель будущего младшего специалиста кроме знаний, умений и навыков также должен обладать профессионально важными качествами личности, уметь организовывать и поддерживать производственные отношения. И если знания и умения можно сформировать в процессе учебно-воспитательной работы проводимой в образовательном учреждении, то остальное из перечисленного приобретается только с опытом работы на конкретном производстве. И здесь мы опять делаем акцент на то, что среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные и производственные практики позволяют моделировать с достоверной точностью различные производственные процессы.[45,c25]

Как известно, в деятельности человека воплощается, не только достигнутый уровень умений и навыков, раскрытия способностей, но и степень развития творческих установок, готовность реализовать всю профессиональную культуру. Поэтому в профессиональной культуре того или иного специалиста находит свое отражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его культура. Таким образом, уровень профессиональной культуры является той основной характеристикой личности будущего специалиста, которая не только будет определять уровень и качество мастерства в определённой трудовой деятельности, но и позволит молодому человеку с творческим походом относится к своей работе, уважать труд окружающих людей.

Высокий уровень профессиональной культуры позволяет специалисту владеть ситуацией в любых условиях и при этом всегда оставаться человеком с большой буквы.

профессиональный культура поведение личность

1. Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста

1.1 Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен

Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения», продвижение к дефиниции которого согласно законам формальной логики осуществляется по следующей траектории: культура + поведение + культура поведения + профессиональная культура + профессиональная культура поведения.

Понятие «культура» уточняется в аспекте того влияния, которое она оказывает на человека, его поведение и характеризуется как совокупность поведенческих актов, приобретаемых в процессе инкультурации (В.П. Большаков, Л.С. Выготский, В.А. Головашин и другие). С опорой на известные в психологии теории о природе поведения (С.Ф. Анисимов, А. Бандура, У. Мишел, Ж. Пиаже, Г. Салливан, Б. Скиннер Э. Торндайк, Дж.Б. Уотсон и другие) данный феномен характеризуется как «функция поведения социального целого» (Л.С. Выготский). Отмечается, что поведение человека не является хаотическим, а представляет собой сложную ценностную систему поступков, в основе которых лежит образ поведения, определяемый ценностями, образцами предпочтительного поведения, свойственными определенной группе лиц, например, представителям профессионального сообщества. Это указывает на то, что поведение человека есть продукт социализации, в том числе, — обучения и воспитания.[50,c34]

На основе анализа идей С.Ф. Шатилова о модусе субъективности, М.Л. Князевой о культурном модусе личности, А.Р. Фонарева о модусе жизнедеятельности делается вывод о том, что поведение предстает в качестве модуса существования личности. Выбор стратегии поведения личности на основе общепризнанных принципов, норм и ценностных ориентиров возможен за счет такого личностного конструкта, как модус поведения (А.Г. Асмолов, Б.В. Зейгарник, О.А. Патрова, К. Ясперс). Таким образом, модус поведения определяется как взаимосвязанные действия, совершаемые личностью на основе признанных принципов, норм и ценностных ориентиров, влияющих на формируемый образ поведения и характер совершаемых ею поступков, и, соответственно, определяющих выбор стратегии ее поведения.

Понятие «культура поведения» поясняется за счет соотнесения модуса поведения с культурным контекстом поступков личности. Это позволяет истолковать данное понятие через характеристику культурного модуса поведения как характера поступков личности, взаимосвязанных действий, совершаемых ею в процессе собственной жизнедеятельности на основе культуро-обусловленных принципов, норм, правил, ценностных ориентиров и образцов предпочтительного поведения.

Профессиональная культура рассматривается как совокупность приобретенных общих моделей поведения на основе принятия ценностных ориентиров, норм и правил профессионального поведения, присущих тому или иному профессиональному сообществу (М.Ю. Ананченко, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, В. Кербер, Е.А. Климов, В.В. раевский, Н.Б.Крылова, Р.Г. Минзарипов, А.Р. Фонарев и другие). Отмечается, что профессиональная культура как один из важнейших социокультурных факторов становления человека обогащает его поведение особыми профессиональными смыслами.

В этой связи понятие «профессиональная культура поведения» истолковывается на основе соотнесения модуса поведения с культурным и профессиональным контекстом поступков личности и эксплицируется через характеристику профессионально-культурного модуса поведения личности как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности. Профессионально-культурному модусу поведения личности присущи изменения под влиянием социокультурных факторов, то есть происходит его становление.[23,c42]

1.2 Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста

Охарактеризована сущность профессионального гуманитарного образования, описаны требования, предъявляемые к специалисту гуманитарного профиля, анализируются особенности его профессиональной деятельности, на основании чего уточняется значимость формирования профессиональной культуры поведения в контексте данного образования.

Анализ идей К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, М.Н. Берулавы, Г.Ж. Гамузова, А.С. Запесоцкого, А.Ф. Костюкович, В.В. Краевского, А.А. Леонтьева, Т.Н. Литвиновой, Н.И.Черновой и других позволяет профессиональное гуманитарное образование рассматривать как систему целенаправленного обогащения знаний будущего специалиста в гуманитарной области, освоения им лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия с целью развития его гуманитарных устремлений и исполнение им профессиональных функций в сфере «человек-человек».

На основе изучения научных трудов И.Ф. Исаева, А.А. Деркача, В.И. Слободчикова, А.М. Столяренко будущий специалист гуманитарного профиля рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности, овладевающий необходимыми знаниями, умениями, навыками в гуманитарной области в их целостности и органической взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью в сфере «человек-человек».

Согласно анализу «Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования», определяющих требования к уровню профессиональной подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по гуманитарной специальности и с опорой на квалификацию профессий Е.А. Климова, описывается портрет специалиста гуманитарного профиля. Его структура отражает профессионально-направленное гуманитарное мировоззрение, профессиональную компетентность и профессионально значимые качества: духовность, творчество, интеракцию.[41,c23]

На основе анализа компонентов структуры портрета специалиста гуманитарного профиля и предъявляемых к нему требований в качестве одной из основных особенностей профессиональной деятельности специалиста гуманитарного профиля выделяется межличностное взаимодействие. Продуктивность данного взаимодействия в процессе осуществления профессиональных целей и задач определяется соответствием стратегии поведения специалиста гуманитарного профиля ценностным ориентирам и нормам профессиональной культуры (Г.В. Елизарова, Г.И. Чижакова). Это подчеркивает важность принятия будущим специалистом гуманитарного профиля ценностных ориентиров и смыслов профессиональной культуры поведения, что отражает значимость ее формирования в процессе получения им профессионального гуманитарного образования.[32,c16]

1.3 Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике

Посвящен конкретизации педагогической сущности данного процесса, теоретическому обоснованию педагогических условий, способствующих его результативности.

Анализ идей о междисциплинарном понятии «формирование» позволяет сделать вывод о том, что педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля заключается в становлении его профессионально-культурного модуса поведения. В этой связи рассматривается понятие «становление» в различных интерпретациях (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, В.Е. Кемеров, В.И. Слободчиков и другие), анализируются идеи профессионально-культурного становления личности будущего специалиста, изложенные в работах Е.В. Бондаревской, В.В. Игнатовой, В.С. Нургалеева, О.А. Шушериной и других ученых. На основе данного анализа, экспликации понятий «профессионально-культурный модус поведения» и «профессиональное гуманитарное образование» конкретизируется с педагогической точки зрения сущность понятия «становление профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля». Это процесс обретения им смысла поступков как взаимосвязанных действий и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, что обеспечивается осмыслением гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием на гуманистические ценности и освоением лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

С учетом основных требований личностно-ориентированного подхода к диагностике М.И. Шиловой в основу диагностического аппарата исследования положен творческий, интерактивный и духовный критерии. Характеристики творческого критерия связаны с ориентированностью будущего специалиста на ценности созидания и творчества, приумножение и творческое осмысление нового профессионального опыта, что находит свое выражение в познании способов культуроосвоения и культуросозидания, отказе от штампов и стереотипов в поведении в учебно-профессиональной деятельности. Ориентированность будущего специалиста на освоение тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности, их критическое оценивание и сравнение с культурными образцами находит свое выражение в тактических действиях по отношению к другим, осуществлении рефлексии по поводу собственной стратегии взаимодействия, что характеризует интерактивный критерий. Характеристики духовного критерия связаны с ориентированностью будущего специалиста в профессионально-культурной деятельности на гуманистические ценности как основополагающие, что находит свое выражение в активном и самостоятельном освоении гуманитарно-профессиональных знаний, критическом оценивании своих поступков сквозь призму лучших социально-значимых культурных образцов поведения.

Выделение уровневых характеристик профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля осуществляется с учетом идей М. Бланшо, Д. Кребса, Е. Левинаса, М. Хайдеггера, К. Харта и в результате чего описываются потребностно-прагматический, функционально-нормативный и созидательно-альтруистический уровни проявления профессионально-культурного модуса поведения. К ключевым характеристикам потребностно-прагматического уровня относятся стремление из всего извлечь собственную выгоду, пользу, озабоченность собственной карьерой, пренебрежение интересами другого; к функционально-нормативному — осуществление профессиональной деятельности и совершение поступков лишь в рамках оговоренных обязанностей, необходимых для выполнения надлежащей работы; к созидательно-альтруистическому — готовность и желание служить обществу посредством добросовестного осуществления своей профессиональной деятельности, творческое привнесение в нее образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре.

В соответствии с целью и гипотезой исследования проанализированы: учебное моделирование (В.Н. Введенский, В.П. Беспалько, B.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.Л. Селиванова и другие); обогащение деятельности и поведения будущего специалиста профессионально-культурными смыслами (Л.С. Выготский, В.В. Волков, Э.Ф. Зеер, Е.А. Мухамедвалеева и другие); роль профессиональной рефлексии в формировании ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре (А.А. Бизяева, А.А. Бодалев, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, C.Ю. Степанов и другие). На основе данного анализа аргументируется выбор гипотетически обозначенных педагогических условий формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля: последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения; обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста; активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста.[13,c14]

1.4 Понятие профессиональной культуры поведения

Понятие «профессиональная культура поведения» истолковывается на основе выявления сущности «поведения» как модуса существования личности и соотнесения его с культурным и профессиональным контекстом поступков личности. Это позволяет эксплицировать данное понятие через характеристику профессионально-культурного модуса поведения личности как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности.

Педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля заключается в становлении его профессионально-культурного модуса поведения, процессе обретения им смысла поступков как взаимосвязанных действий и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, что обеспечивается осмыслением гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием на гуманистические ценности и освоением лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

Критериями становления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля являются творческий, духовный, интерактивный. Творческий критерий характеризуется ориентированностью на ценности созидания и творчества, приумножение и творческое осмысление нового профессионального опыта, что находит свое выражение в познании способов культуроосвоения и культуросозидания, отказе от штампов и стереотипов в поведении в учебно-профессиональной деятельности. Интерактивный критерий отражает ориентированность на освоение тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности, их критическое оценивание и сравнение с культурными образцами, что находит свое выражение в тактических действиях по отношению к Другим, осуществлению рефлексии по поводу собственной стратегии взаимодействия. Духовный критерий характеризуется ориентированностью будущего специалиста в профессионально-культурной деятельности на гуманистические ценности как основополагающие, что находит свое выражение в активном и самостоятельном освоении гуманитарно-профессиональных знаний, критическом оценивании своих поступков сквозь призму лучших социально-значимых культурных образцов поведения.

В качестве уровней проявления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля определены: созидательно-альтруистический, функционально-нормативный, потребностно-прагматический. Созидательно-альтруистический уровень проявляется в готовности и желании служить обществу посредством добросовестного осуществления своей профессиональной деятельности, в творческом привнесении в нее образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре; функционально-нормативный — в осуществлении профессиональной деятельности и совершении поступков лишь в рамках оговоренных обязанностей, необходимых для выполнения надлежащей работы; потребностно-прагматический в стремлении к материальному благополучию, из всего извлечь собственную выгоду, пользу, в озабоченности собственной карьерой.

Результативность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста обеспечивается созданием и реализацией в единстве и взаимосвязи педагогических условий:

— последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения состоит в последовательной реализации педагогических действий, соответствующих его продвижению от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планирование, конструирование), что способствует осознанию будущим специалистом значимости профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного специалиста.

— обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста осуществляется за счет разработки и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение», что способствует ориентированию данного специалиста на духовно-творческие ценности, освоение и творческое преобразование им тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности — активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста, обеспечивается разработкой и реализацией в образовательном процессе заданий на рефлексию профессионально-культурного модуса поведения, представленных умозрительным и императивным типами и побуждающих к переосмыслению стереотипов собственного поведения с точки зрения проявлений интерактивных, духовных и творческих качеств.[15,c31]

Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации современных студентов, будущих специалистов, является формирование профессиональной культуры, которую можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в профессиональной деятельности. В профессиональной культуре специалиста находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его индивидуальная культура. [33,c24]

Таким образом, профессиональную культуру можно определить как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность. Богданова Л.В. рассматривает профессиональную культуру как своеобразный органический сплав квалификации и нравственности, функционирующей на основе трудовой морали.

К структуре профессиональной культуры существуют различные подходы. Так, согласно первому подходу, профессиональная культура ограничивается профессиональными навыками, умениями, знаниями, а культурный аспект деятельности обеспечивается общей культурой индивида. На наш взгляд, более прогрессивным и актуальным является подход И.М. Моделя, который выделяет в структуре профессиональной культуры две стороны — праксиологическую (профессиональные навыки, умения, знания, профессиональное сознание, мировоззрение) и духовную, элементами которой являются профессиональная мораль и профессиональная эстетика.

Безусловно, культура специалиста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.[35,c55]

Нравственность является важнейшей составляющей профессиональной культуры. Овладение профессиональной культурой всегда сопровождается внутренними и внешними изменениями личности, ее сознанием и деятельностью. Таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности, сочетание профессиональных способностей, знаний, умений, навыков и опыт при достаточно высоком уровне нравственной культуры.

В настоящее время в деловой среде многих стран большое внимания уделяется вопросам морали: создаются этические кодексы, как на уровне небольших предприятий, так и на уровне мирового сообщества. Соблюдение профессиональной этики становится одним из показателей профессионализма. Личность человека становится целью специализированной деятельности. Совершенствование профессиональной деятельности специалиста — это не только расширение его знаний, но и повышение его моральной культуры. Так Е.Г. Силяева характеризует моральную культуру как совокупность действующих и развивающихся нравственных знаний, определенного стиля мышления и соответствующей деятельности. Специфика этической культуры — в наличии обязательного элемента — этических убеждений и установок. В деятельностном плане этическая культура — это «высоко осознанная установка, состоящая в реализации нравственных потребностей в сфере профессионально-этической деятельности». Этическую культуру рассматривают как черту личности, как устойчивое личностное образование, характеризуемое типичными тенденциями поведения.[29,c65]

По мнению Крыловой Н.Б., нравственный фактор (блок «духовная культура, нравственный облик») в профессиональной культуре — это, прежде всего, долг, готовность честно и добросовестно трудиться, твердые нравственные убеждения, открытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость, внимание и доверие к людям, честность, принципиальность, правдивость, неподкупность, скромность, единство слова и дела, готовность подчинить личные интересы общественным, самоотверженность, оптимизм, сознательность, требовательность к себе, порядочность, самокритичность, высокая культура дискуссии, чувство человеческого достоинства, культурный кругозор, эрудиция, потребность в постоянном самообразовании.

В профессиональной деятельности степень сформированности составляющих профессиональной культуры могут не совпадать: хороший специалист с отсутствием нравственной личностной основы или порядочный человек, но посредственный специалист. И тот, и другой вариант — явление негативное в профессиональной деятельности.

В структуре деятельности специалиста типология его профессиональной культуры в значительной степени определяется его специальностью и профессией. Если для врача, преподавателя нравственный аспект составляет элемент не только духовной культуры, но и является основой их профессиональной культуры, то для строителя, инженера — это своеобразная конструкция, которая во многом определяет устойчивость и расширяет возможности реализации его профессиональных качеств. Но, в любом случае, нравственная составляющая профессиональной культуры не является ненужным багажом для любого специалиста.[34,c59]

Развитие духовного блока профессиональной культуры специалистов актуализирует и фактор возрастания ответственности работников за свои профессиональные действия: в наше время последствия неправильных решений людей, в том числе и затрагивающих природный фактор, отражаются на жизнедеятельности людей не через сто, тысячу лет, как это было ранее, а на жизни этого же поколения. Поэтому профессиональный уровень специалиста, его нравственная культура должны служить гарантом надежности, стабильности. Не случайно понятие ответственности сегодня становится ключевым в характеристике профессионала, С.П. Иваненков называет «ответственность» важнейшим критерием успешной социализации. Профессор П.К. Энгельмейер еще в начале ХХ века об этом говорил: «Нельзя не признать, что техническая деятельность, более чем какая другая, воспитывает чувство ответственности за свои поступки. А это чувство и есть основа нравственности». Высокая степень нравственной культуры, прежде всего руководителя, определяет как взаимоотношения людей, находящихся у него в подчинении, способствует созданию морально здоровой атмосферы в коллективе, так и успех общего дела.[50,c45]

Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия. Бурное развитие непроизводственной сферы (ученые говорят о «сервизации экономики»). В США доля работ в сфере услуг к середине 1990-х годов достигла 75%, а к 2005 года — должна была достичь отметки 80%. Возрастание количества специалистов, которые трудятся в сфере «человек — человек» приводят к необходимости специальной подготовки работников для «контактной зоны». В первую очередь — это межкультурная, межличностная коммуникация, основанная на профессиональной этике.

В деловой сфере человек играет ряд специфических ролей — специалиста, работника, исполнителя, руководителя, подчиненного, коллеги и т.д. Недостаточный учет особенностей всех деловых взаимоотношений с партнером (от внешнего вида представителей и манер их поведения, до способов регистрации необходимой в деле информации), различные требования, нормы и правила, существующие в нашей стране и в других странах, приводят к серьезным конфликтам. С помощью коммуникативной этики как компонента профессиональной культуры личности человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия. Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации.

Значение коммуникативной этики в деловой сфере подтверждают результаты проведенных автором исследований. Так студенты экономического вуза в качестве основных качеств, которыми должен обладать молодой специалист, выпускник вуза, называют «умение работать с людьми» (51,0%), «высокий профессионализм» (43,6%), «ответственность и надежность» (34,7%), «коммуникабельность» (33,4%), «умение отстаивать свои позиции и убеждения» (31,9%). Настораживает тот факт, что в числе важных качеств современного специалиста лишь 12,8% респондентов назвали «высокие нравственные качества» и 9,7% — «способность подчинить свою профессиональную деятельность интересам людей».

Особое внимание как основы социально-психологического и коммуникативного аспекта профессиональной культуры, сегодня уделяется социокультурной толерантности, которую Д.В. Зиновьев определяет как «моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения».

Нужно отметить, что формирование нравственного компонента профессиональной культуры личности будущего специалиста в вузе сложный, многогранный процесс, который осуществляется, через всю совокупность преподаваемых в вузе дисциплин, главной целью которого является воспитание культурного специалиста.

Постоянная общекультурная подготовка (как подсистемы непрерывного образования), что особенно важно, учитывая положения новой доктрины ЮНЕСКО «Образование через всю жизнь», должна стать неотъемлемой частью всех форм и направлений подготовки специалистов. Она должна включать большой набор спецкурсов и спецсеминаров по философским, культурологическим, этическим, эстетическим проблемам истории и современности. В учебные программы нельзя вложить все. Главное — достижение системности и целостности знаний о человеке, единство мировоззрения и мировосприятия, создание гуманитарных основ (философских, нравственных, эстетических) интеллигентности, расширение кругозора на основе личностных потребностей, интересов и соответствующего выбора направления самообразования.

Значительную роль в формировании нравственного аспекта профессиональной культуры играет образовательная среда вуза, все, что окружает студента. Работники вуза, в первую очередь, профессорско-преподавательский состав, сами должны являться примером реализации этичного поведения.

В вузе под влиянием нравственной составляющей: устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, закладываются основы отношения к труду, к своей специальности. Важно на всем профессиональном пути поддерживать и развивать это социальное качество. Все культурные «приобретения» специалиста и прямо, и опосредованно, влияют на становление его идейной зрелости и нравственное развитие, на мотивы и установки деятельности.[24,c51]

Формирование духовной стороны профессиональной культуры будущего специалиста, на наш взгляд, осложнено рядом трудностей. Во-первых, уровень сформированности учебных планов в некоторых вузах, гуманитарный аспект, ответственный за формирование духовности, недостаточно представлен предметами, развивающими нравственную культуру. Во-вторых, низкий уровень профессиональной ориентации, низкая информированность студентов о будущей профессии, в том числе и о качествах, которыми должен обладать специалист, что приводит к тому, что студенты зачастую не осознают важность этических знаний для своей будущей работы, а с практической деятельностью они еще не сталкивались. Потребность и уровень усвоения подобных знаний намного выше у людей, проработавших несколько лет, или у студентов, совмещающих работу и учебу. В-третьих, трудно сформировать нравственные качества у молодых людей в условиях безнравственности, на фоне кризиса ценностей, недооценки нравственности в жизни общества.

Таким образом, налицо противоречие: социально-экономическая ситуация предъявляет жесткие требования к специалисту на рынке труда, что отражается на своеобразном социальном заказе на формирование специалиста: сделать человека не просто «знающим», а понимающим, чувствующим, культурным, то есть подготовить к реальной жизни в сложном и противоречивом мире, обеспечить тем самым развитие культуры общества в целом. В то же время в обществе отсутствует идеал, соответствующий требуемым качествам.

Этике принадлежит особое место среди основных факторов, образующих и организующих совместную деятельность людей. Нравственная культура является регулятором человеческих отношений во всех сферах деятельности, ее по праву можно считать определяющим «срезом» духовного развития любой личности. В философской и культурологической литературе среди многочисленных определений понятия «культура» одним из самых распространенных является (от лат., cultvra) возделывание, обработка почвы. Со времен Цицерона оформился вариант определения этого понятия, «cultura animi» — возделывание, совершенствование души. Постепенно в это понятие стали включать воспитание, образование, в целом просвещение человека и общества. Хотелось бы надеяться, что процесс формирования профессиональной культуры будущего специалиста будет способствовать его духовному, нравственному совершенствованию.

2. Обобщение опыта современных педагогов по реализации профессиональной культуры поведения будущего специалиста

2.1 Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения

Описывается создание данного педагогического условия, которое предполагает осуществление последовательных педагогических действий соответствующих продвижению студента от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планирование, конструирование). На стадии ориентирования у будущего специалиста формируются общие представления о поведении как особой сфере человеческого бытия, возникает побуждение, намерение совершать поступки, соответствующие профессионально-культурному модусу поведения. На данной стадии студентам предлагается сосредоточить внимание на поведенческой составляющей повседневной жизни, рассмотреть бытие человека сквозь призму совершаемых им поступков и далее перейти к анализу профессионально-культурной деятельности как совокупности поведенческих актов. Использование на данной стадии эвристических методов: дискуссии, диспуты, диалоги-споры, открытые обсуждения с элементами монологов, игры, обращение к народному творчеству (фольклору, поэтическим текстам, паремиям) и других позволяет проблематизировать профессиональный контекст поведения и побудить студентов к принятию профессионально-культурного модуса поведения как ценности.[34, c41]

На стадии осмысления происходит более глубокое понимание и уяснение собственной роли в становлении культурного модуса поведения в контексте специфики будущей профессионально-культурной деятельности — коммуникации и интеракции с Другим. На данной стадии предусматривается автодиагностика (по методике изучения модуса С.Б. Пустовалова, конструктивного поведения в переговорах по X. Корнелиус и Ш. Фэйр, разработанными нами опросниками) и обсуждение сущности профессионально-культурного поведения специалиста. Стадия осмысления (как стадия возникновения замысла) предполагает реализацию метода проектов с целью осознания отличительных признаков профессиональной культуры поведения специалиста гуманитарного профиля.

Стадия конкретизации является логическим продолжением первых двух и предусматривает конструирование специалистом гуманитарного профиля индивидуальной идеальной модели профессионально-культурного модуса поведения, в результате чего замысел постепенно преобразуется в план собственных действий. Конструирование модели осуществляется студентами в процессе коллективной творческой деятельности с применением методов визуализации образов, «мозгового штурма», логического сомнения и других.

Результатом проводимой работы является идеальная модель профессионально-культурного модуса поведения, изображенная в виде конуса. Основание конуса — взаимодействие духовного, творческого и интерактивного компонентов, что изображено в виде пересекающихся окружностей. Точка пересечения данных окружностей символизирует проявление данного модуса поведения. Процесс становления отображается в виде спиралевидного вектора восходящего к вершине конуса. Данный вектор образно указывает на необходимость: осмысления будущим специалистом значимости становления профессионально-культурного модуса поведения; обогащения его поведения профессионально-культурными смыслами; активизации рефлексии профессиональной культуры поведения в процессе учебно-профессиональной деятельности. При этом достижение вершины конуса означает переход к качественно новому уровню проявления профессионально-культурного модуса поведения — созидательно-альтруистическому.[16,c88]

В целом за счет последовательной реализации описанного выше условия достигается осознание студентами значимости профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного специалиста.

С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования по отношению представителей данной сферы деятельности, которые включают в себя необходимые знания, умения, навыки, определенные личностные качества, нормы отношений к различным составляющим профессиональной деятельности. Все это отражается в содержании профессиональной культуры. В философии, психологии и педагогике представлены несколько авторских позиций, мнений, точек зрения на сущность и содержание профессиональной культуры. В философии профессиональная культура специалиста рассматривается во взаимосвязи с формированием его мировоззренческого, социально-аксиологического, логико-гносеологического потенциала (Р. Бернс, М.С. Каган, В. Франкл). В психологии значимость профессиональной культуры определяется направленностью поведения национальных, этнических и других групп на общезначимые ценности как совокупности общих устойчивых смыслов (Е.В. Андриенко, Е.А. Климов). В педагогике профессиональная культура рассматривается как предпосылка формирования его профессионализма (В.В. Краевский); показатель профессиональной готовности (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); способы восприятия и достижения общечеловеческих целей и ценностей, обусловливающих становление личности специалиста (М.В. Богуславский, В.В. Игнатова, Г.И. Чижакова).

Проблема формирования профессиональной культуры учителя является актуальной в теоретическом и практическом плане как отражение современных социокультурных требований обновленного общества. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования подготовка будущего учителя предполагает развитие его культурного потенциала, в частности, в качестве требований указывается владение культурой мышления, культурой речи, культурой поведения как составляющих его профессиональной культуры.[22,c67]

В нашем понимании профессиональная культура учителя включает в себя совокупность специальных теоретических знаний и практических умений и характеризуется устойчивой потребностью в профессиональной деятельности, профессионально-педагогической компетентностью, культурой мышления и интеллектуальной активностью, высокой профессиональной работоспособностью, высокой мотивацией к постоянному педагогическому самообразованию и высоким уровнем развития личностных качеств.

Проблема формирования профессиональной культуры будущего специалиста рассматривается различными исследователями во взаимосвязи ее компонентов. Сопоставив разные подходы к определению структурных компонентов профессиональной культуры, и взяв за основу представленные Я.И. Войтальяновой, И.М. Купчигиной структуры профессиональной культуры, позволило нам сделать некоторые общие выводы и представить собственный вариант структуры профессиональной культуры будущего учителя, учитывая особенности его профессиональной деятельности. В структуре профессиональной культуры будущего учителя мы выделяем следующие четыре компонента, ценностные характеристики которых отражают их направленность на приоритетные ценности профессиональной деятельности:

когнитивный: знание о ценностях профессиональной культуры как основы способов организации педагогической деятельности и осознание их значимости для профессионального становления; включает интеллектуальные умения, связанные с переработкой усваиваемой информации;

коммуникативный: умение установить дружескую атмосферу, поддерживать коммуникативное взаимодействие, понять проблемы собеседника; предполагает наличие эмпатийных установок;

эмоциональный: ценностное отношение учителя к профессиональной культуре, предполагающее умение распознавать собственные эмоции, саморегуляцию, понимание эмоций других людей, самомотивацию, эмпатию.

рефлексивный: стремление к осуществлению ценностной рефлексии и саморефлексии.

Ценностные характеристики компонентов профессиональной культуры обогащают её содержание и находят отражение в профессионально-ценностных ориентациях учителей, определяющих их направленность на приоритетные ценности профессиональной деятельности. Единство и взаимосвязь всех четырех компонентов профессиональной культуры будущего учителя характеризуют его познавательную, коммуникативную, мотивационную и поведенческую сферы и являются показателями сформированности его представлений о ценностях профессиональной культуры, умения делать нравственный выбор как основания наличия своей относительно целостной «Я-концепции», принятия системы общечеловеческих и профессиональных ценностей.

Проведенный теоретический анализ проблемы позволил нам сделать вывод, что профессиональная культура будущего учителя зависит от содержания и организации образовательного процесса в учебном заведении. Считаем, что профессиональная культура будущего учителя будет сформирована, если в системе учебно-воспитательного процесса:

1. актуализировать знания студентов о профессиональной культуре учителей, о её ценностях посредством учебной дисциплины «Профессиональная культура учителей». Основная цель ? получение студентами ? будущими учителями т ? знаний о профессиональной культуре и её ценностях; формирование ценностного отношения к общей и профессиональной культуре и её ценностям; формирование коммуникативных умений для успешного осуществления педагогической деятельности; осуществление рефлексии деятельности по реализации освоенных ценностей профессиональной культуры. При актуализации знаний были использованы методы традиционного ((устное изложение материала (лекция, рассказ и др.); обсуждение учебного материала (семинар, беседа и др.); самостоятельная работа студентов и др.) и активного (проблемные лекции, позиционная дискуссия, спор-диалог, публичные выступления и др.) обучения.

2. Организовать диалоговое пространство, способствующее формированию ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей. Подразумевается поэтапное осуществление динамики развития диалога: 1 этап — формирование интересов студентов к ценностям профессиональной культуры, формирование умений внимательного слушания, стремления к пониманию партнера по общению; 2 этап — формирование у студентов критического мышления, характеризующегося умением субъекта выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты при решении проблем в стандартных и нестандартных ситуациях (формы работы: дискуссия, ролевая игра, учебный диалог, спор-диалог); 3 этап — формирование навыков рефлексии студентов, формирование их личного мнения и отношение к изученному учебному материалу, обобщение и оценка изученной информации, выявление проблемы, способов её решения.

3. Включить студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее вовлечение участников в активную рефлексивную деятельность, способствующую реализации освоенных ценностей профессиональной культуры учителей в педагогической деятельности. Имитационное моделирование представляет собой совокупность неигровых (анализ-оценка конкретной ситуации, выработка алгоритма решения конкретной ситуации) и игровых методов (деловая и ролевая игры)

Названные условия мы рассматриваем как необходимые, так как они в своем единстве и взаимосвязи отражают целостность когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры учителей.

Таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности, то есть профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры, формированию которой должно уделяться должное внимание при обучении в средних и высших учебных заведениях.[45,c24]

2.2 Обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста

Отражена работа по созданию данного педагогического условия за счет создания и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение», имеющего ярко выраженную аналитическую, рефлексивную и поведенческую направленность, и состоящего из двух модульных единиц.

Модульная единица «Профессия. Культура. Интеракция» предполагает: рассмотрение ключевых понятий, образующих семантическое поле «профессионально-культурного модуса поведения»; анализ студентами нормативных документов, стандарта специальности и профессиограмм на предмет выделения поведенческой составляющей будущей профессиональной деятельности; ориентирование их на гармоничное взаимодействие как профессионально значимую ценность и изучение в этом аспекте различных культурных поведенческих стратегий и тактик; проведение отсроченного анализа поведения специалистов-практиков, наблюдаемого студентами в период производственной практики. Реализация данной модульной единицы связывается с интерактивным контекстом профессионально-культурного модуса поведения специалиста гуманитарного профиля.[17,c42]

Модульная единица «Духовность. Творчество. Поведение» предполагает: освоение студентом нравственных основ профессиональной культуры; определение места и роли духовности и творчества в избранной профессиональной деятельности, требующей владения специалистом гуманитарного профиля интерактивными знаниями и умениями в единстве с принятием духовно-творческих ценностей как ориентиров профессионального поведения; осуществление студентами самостоятельного осознанного выбора, корректировки и реализации приемов гармоничного взаимодействия с коммуникантом в период прохождения учебно-производственной практики. Данная модульная единица отражает духовный и творческий контекст профессионально-культурного модуса поведения специалиста гуманитарного профиля.

В качестве основных педагогических методов и приемов реализации разработанного модуля используются задания креативно-рефлексивного, интерактивно-рефлексивного и духовно-рефлексивного видов, аналитическая работа с фрагментами видеофильмов, «профессиональными зарисовками», написание эссе, организация социоролевых ситуаций, лекции-дискуссии, лекции-беседы, мини-диспуты, игры, проведение внеаудиторных занятий на базе социальных служб, благотворительных организаций, переводческих центров, практико-ориентированные, интерактивно-поведенческие, креативно-поведенческие, духовно-поведенческие задания и другие. Большое внимание уделяется осознанному осуществлению стратегий и тактик культурного взаимодействия будущего специалиста с коммуникантом в учебно-профессиональной деятельности, а также в период учебно-производственной практики.

В целом по окончанию реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение» у студентов наблюдается ориентированность на духовно-творческие ценности, освоение и творческое преобразование тактик продуктивного взаимодействия, что выражается в предрасположенности и стремлению к гармоничному взаимодействию с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности.

2.3 Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста

Обращается внимание на то, что профессионально необходимым является овладение им основными механизмами саморегуляции. Организация экспериментальной работы в данном направлении осуществлялась одновременно с созданием первых двух педагогических условий и связывалась с непосредственной разработкой комплекса заданий на рефлексию профессионально-культурного модуса поведения, включающего два типа заданий: умозрительного и императивного характера. Задания умозрительного типа делятся на два вида: интуитивистского и рационалистического. Задания интуитивистского вида связаны с тем, что посредством интуитивного созерцания описываются признаки профессионально-культурного модуса поведения, гипотетически антиципируется поступок. Задания рационалистического вида предполагают размышление о различных проявлениях, характеризующих профессионально-культурный модус поведения специалиста гуманитарного профиля и соотнесение их с профессиональными нормами и правилами. Реализуются данные задания посредством использования отрывков художественного и научного текстов, видеофрагментов, фактов производственной практики и анализа собственного поведения в учебно-профессиональной деятельности.[19,c56]

Задания императивного типа соответствуют определенному нравственному предписанию, отражающему профессионально-культурный модус поведения и побуждают студента к его рефлексии. Данные задания представлены видами: креативно-рефлексивные, интерактивно-рефлексивные и духовно-рефлексивные, при решении которых широко используются игры, социоролевые ситуации, различные упражнения, ведение дневника разговоров и другое. В целом все типы и виды заданий ориентируют будущего специалиста гуманитарного профиля на рефлексию проявлений/не проявлений духовно-творческих и интерактивных качеств, как качеств характеризующих профессионально-культурный модус его поведения. Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста как педагогическое условие позволяет сделать ее регулярной, самостоятельно осуществляемой и осознанной.

Проведенный сравнительный анализ результатов формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста в группах с использованием многофункционального критерия (р Фишера показал значимую позитивную динамику проявления профессионально-культурного модуса поведения будущих специалистов гуманитарного профиля. Позитивная динамика была зафиксирована в экспериментальных группах от начала к концу экспериментальной работы по обобщенному критерию, и по творческому, интерактивному, духовному критериям в отдельности.

Понятие «профессиональная культура поведения» эксплицировано за счет выявления сущности «поведения» как модуса существования личности и истолкования профессионально-культурного модуса, поведения как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности.[15,c61]

Выявлено, что педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля состоит в организации становления его профессионально-культурного модуса поведения. Это процесс обретения будущим специалистом смысла поступков, взаимосвязанных действий, и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, что обеспечивается осмыслением гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием: гуманистические ценности и освоением лучших социально-значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

В качестве критериев становления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля определены: творческий, духовный, интерактивный.

Доказано, что формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста как результативный педагогический процесс обеспечивается созданием и реализацией педагогических условий: последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения; обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста; активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста. Данные педагогические условия в единстве и взаимосвязи способствуют сознанию будущим специалистом гуманитарного профиля значимости профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного .специалиста; ориентированию его на духовно-творческие ценности, освоению нетворческому преобразованию им тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности; побуждению Идущего специалиста к переосмыслению стереотипов собственного поведения ъ точки зрения проявлений интерактивных, духовных и творческих качеств.

Приоритетным направлением дальнейшего исследования считаю поиск педагогических путей и условий формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста за счет рассмотрения становления профессионально-культурного модуса поведения специалистов технического и естественно-научного профилей.[14,c64]

Анализ научных источников, образовательной практики вуза показывает, что поведенческому аспекту профессиональной подготовки будущего специалиста, в том числе подготовки специалиста гуманитарного профиля, в его культурном контексте уделяется недостаточно внимания. В этой связи возникает объективная необходимость решения проблемы: какие педагогические условия способствуют формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля?

Основные аспекты данной проблемы отражены в противоречиях между:

— требованиями общества к новому качеству подготовки будущего специалиста, призванного в профессиональной деятельности осуществлять выбор стратегии поведения исходя из ценностных ориентиров и норм профессиональной культуры, и недостаточно выраженной ориентацией образовательных программ на данный аспект подготовки;

— ориентированностью преподавателей вузов на подготовку будущего специалиста гуманитарного профиля в условиях обновления содержания профессионального образования, отвечающего запросам конкурентоспособности страны, и недостаточным вниманием их к разработке такого педагогического аспекта как формирование профессиональной культуры поведения;

— потребностью будущего специалиста в успешной профессиональной деятельности и недооцениванием им значимости культуры поведения как признака высококвалифицированного специалиста.

Заключение курсовой работы

Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения предполагает осуществление педагогических действий; соответствующих продвижению студента от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планирование, конструирование), что способствует осознанию будущим специалистом гуманитарного профиля профессиональной культуры поведения как признака высококвалифицированного специалиста. В процессе реализации данного условия, студентами конструируется идеальная модель профессионально-культурного» модуса поведения, изображенная в виде конуса. Основание конуса — взаимодействие духовного, творческого и интерактивного компонентов, в виде пересекающихся окружностей. Точка пересечения- данных окружностей символизирует проявление данного модуса поведения. Процесс становления, отображается в виде спиралевидного вектора восходящего к вершине конуса. Данный вектор образно указывает на необходимость: осмысления будущим специалистом значимости становления профессионально-культурного модуса поведения; обогащение его профессионально-культурными смыслами; активизация рефлексии профессионально-культурного модуса поведения. При этом достижение вершины конуса означает переход к качественно новому уровню проявления« профессионально-культурного модуса поведения — созидательно-альтруистическому.

Обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста обеспечивается за счет разработки и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение». Реализация данного модуля способствует ориентированию студента на освоение духовно-творческих ценностей, усвоение и творческое преобразование им тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности. Выполнение в рамках модуля специально разработанных практико-ориентированных поведенческих заданий в процессе учебно-производственной практики способствует осуществлению будущим специалистом гуманитарного профиля самостоятельного осознанного выбора, корректировки и реализации приемов гармоничного взаимодействия с коммуникантом.

Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста достигается за счет разработки и выполнения заданий на рефлексию профессионально-культурного модуса поведения, которые способствуют переосмыслению будущим специалистом стереотипов собственного поведения с точки зрения проявлений интерактивных, духовных и творческих качеств.[29,c44]

Учитывая актуальность решения проблемы поиска, создания и реализации педагогических условий формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста в процессе его профессионального образования, в настоящем исследовании предложен один из путей решения обозначенной проблемы.

Научный анализ понятий «культура», «поведения», «модус поведения», «культурный модус поведения», «профессиональная культура», «профессионально-культурный модус поведения», «профессиональное гуманитарное образование», «становление профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля» позволил выделить основные теоретические предпосылки исследования.

Понятие «профессиональная культура поведения» истолковано на основе выявления сущности «поведения» как модуса существования личности и соотнесения его с культурным и профессиональным контекстом поступков личности. Это позволяет эксплицировать данное понятие через характеристику профессионально-культурного модуса поведения личности как взаимосвязанных действий, совершаемых ею на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, свойственных профессиональной культуре, в которую личность включена в процессе собственной жизнедеятельности.

Определено, что педагогическая сущность формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля заключается в становлении его профессионально-культурного модуса поведения — процессе обретения им смысла поступков как взаимосвязанных действий и их преобразование на основе ценностей, норм и образцов предпочтительного поведения, что обеспечивается осмыслением гуманитарно-профессиональных знаний, ориентированием на гуманистические ценности и освоением лучших социально значимых образцов профессионально-культурного опыта взаимодействия в сфере «человек-человек».

В качестве критериев становления профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля выделены творческий, духовный, интерактивный. Приумножение и творческое осмысление будущим специалистом гуманитарного профиля нового профессионального опыта, его ориентированность на ценности созидания и творчества характеризует творческий критерий и находит выражение в познании способов культуроосвоения и культуросозидания, отказе от штампов и стереотипов в поведении в учебно-профессиональной деятельности. Ориентированность будущего специалиста в профессионально-культурной деятельности на гуманистические ценности как основополагающие, выражающаяся в активном и самостоятельном освоении гуманитарно-профессиональных знаний, критическом оценивании своих поступков сквозь призму лучших социально-значимых культурных образцов поведения, характеризует духовный критерий.

Интерактивный критерий отражает ориентированность на освоение тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности, их критическое оценивание и сравнение с культурными образцами, что находит свое выражение в тактических действиях по отношению к другим, осуществлению рефлексии по поводу собственной стратегии взаимодействия.[26,c78]

Признаки каждого из критериев заложены в основу критериальных характеристик профессионально-культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля и. уровней его проявления: созидательно-альтруистический, функционально-нормативный, потребностно-прагматический. Созидательно-альтруистический уровень проявляется в готовности и желании служить обществу посредством добросовестного осуществления своей профессиональной деятельности, творческом привнесении в нее образцов приемлемого поведения, свойственных профессиональной культуре. Функционально-нормативный уровень проявляется в осуществлении в профессиональной деятельности поступков лишь в рамках оговоренных обязанностей, необходимых для выполнения надлежащей работы. Потребностно-прагматический уровень, проявляется в стремлении к материальному благополучию; из всего извлечь собственную выгоду, пользу, озабоченности собственной карьерой.

Результативное формирование профессиональной; культуры поведения будущего специалиста как педагогический процесс обеспечивается созданием и реализацией в: единстве и взаимосвязи следующих педагогических условий.

Первое условие — последовательное: включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса: поведения — способствует осознанию будущим специалистом значимости профессиональной культуры — поведения, как, признака высококвалифицированного специалиста. Это достигается за счет последовательной реализации педагогических действий, соответствующих продвижению студента от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планирование, конструирование).

Второе условие — обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста — направлено на ориентирование студента на духовно-творческие ценности, освоение, и творческое преобразование им тактик продуктивного взаимодействия с коммуникантом в процессе учебно-профессиональной деятельности. Данное условие осуществляется за счет разработки и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение».

Третье условие — активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста — способствуют переосмыслению студентом стереотипов собственного поведения с точки зрения проявлений интерактивных, духовных и творческих качеств. Это обеспечивается разработкой и реализацией заданий умозрительного и императивного типов на рефлексию профессионально-культурного модуса поведения.[44,c56]

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.

2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение: 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1985.155 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: 3-е. изд. СПб. : Питер, 2001.288 с.

5. Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б.Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М: Смысл, 1999. 429 с.

6. Берулава M.Н. Принципы гуманизации образования // Гуманизация образования. 2001. — №1. — С. 15-34

7. Берулава M.Н. Проблемы национального воспитания в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. — 2002. №1. С. 512 » .

8. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. 216 с.

9. Болынаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000′: 92 с.

10. Большая советская энциклопедия сайт.

11. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.

12. Витаньи И. Общество, культура, социология. М: Прогресс, 1984. 288 с.

13. Выготский JI.С. ред. Давыдов В.В. Педагогическая психология. М: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.

14. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006 1.136 е., ил.

15. Гештальт-психология и. социально-когнитивная теория личности. К. Левин и А. Бандура. СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. 125, 3.с. -(Университетская библиотека).

16. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 44 с

17. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии XX века: Монография. Калининград: Калинингр. ун-т., 1999. 309 с.

18. Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2007. 47 с.

19. Демченко 3.А. Факторы, способствующие качественной подготовке учителя к профессиональной деятельности сайт.

20. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2004. 752 с. 61, С.278 279.

21. Духова JI.И. Социально-педагогические факторы становления субкультуры учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. Курск, 2006. 49 с.

22. Жильцова Е.И., Егорова Э.Н., Сухолет И.Н. Политическое и духовное развитие современного общества. Материалы к курсу «Человек и общество: Основы совр. цивилизации». М.: Просвещение, 1993. 95 с.

23. Игнатова В.В. Духовно-творческое становление личности. Красноярск, СибГТУ, 2007. 228 с.

24. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.

25. Кербер В. Качества, необходимые специалистам в будущем сайт.

26. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.

27. Кнауер Р. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста в области социальной работы сайт.

28. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. 142 с.

29. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990; 119 с.

30. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный (фонд «Знание», 1996. 308 с.* 103. Маслоу А. Мотивация — и личность. СПб.: Евразия; 1999 С.224-238.1

31. Мейдер В.А. Наука. Культура. Нравственность. Волгоград : Изд— во Волгоград, гос. уни-та, 2000. 132 с.

32. Моделирование воспитательных систем: теория — практике: сб. науч. Статей / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М.: Изд. РОУ, 1995. 144 с.

33. Мухамедвалеева Е.А, Шушерина О.А. Актуализация профессионально-культурного потенциала будущего педагога профессионального обучения. Красноярск: СибГТУ. 168 с.

34. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: «Соврем, слово», 2005. 720 с.

35. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М.Злотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.

36. Селиванова Н.JI. Воспитательная система как объект педагогического моделирования. / Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. науч. ст. / Под ред. JI.И. Новиковой, Н.JI. Селивановой. М.: Изд. РОУ, 1995. С. 10-17.

37. Сорокун П.А. Психология и человек. Псков: Псковскиюгос. пед. ин-ут им: С.М Кирова; 2000:252 с:1621 Сорокун П.А. Психология; Псков: Псковский гос. пед. ин-уг им. С.М.Кирова, 2001. 300 с.

38. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология : учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 382 с. С.427

39. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. Г.Салливан, Дж.Роттерн и, У.Мишел. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007 128 с. (Университетскаябиблиотека);

40. Фонарев А.Р. Психология личностного: становления; педагога-профессионала: Автореф. дис. докт. псих. наук. М., 2007. 49 с.

41. Adler Nancy J. International dimensions of organizational behavior -3rd ed. -South-Western College Publisliing, Cincinnati, Ohio. 1997. 331 p.

42. Bailleul.M; Enseignants, formateurs et recherche(s) en IUFM / M. Bailleul. Paris, 2005. — 264 p.

43. Barnouw.V. Culture and personality. Homewood, 111.: Dorsey Press, 1963. *

44. Dictionnaire encyclopedique. Malesherbes, 2001. 1724 p.

45. Dictionnaire Hachette encyclopedique poche. La Fleche, 2004. 760 p.

46.Le Robert de poche: langue francaise&noms propres / direction editoriale P. Varrod. Manchecourt, 2000. 908 p.

47. Marine C., Escribe Ch. Histoire de la psychologie generale. Du behav-iorisme au cognitivisme. Clamecy. 2000. 200 p.

48. Psychologie sociale / sous la direction de N. Roussiau. Clamecy. 2000. 384 p.

49. Psychologie sociale : reperes historiques et principaux concepts / sous la direction de M. Dorai. Clamecy, 2000. 388 p.

50. Skinner B.F. Science et comportement humain. / B.F. Skinner. Hen-daye, 2005. 420 p.

Размещено на

Похожие работы

  • курсовая  Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник
  • курсовая  Педагогические условия формирования у младших школьников здорового образа жизни
  • дипломная  Педагогические условия воспитания у ребенка старшего дошкольного возраста уважения к семье
  • дипломная  Педагогические условия экономического воспитания младших школьников
  • курсовая  Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий повышения эффективности профессионального становления учащихся в пр
  • дипломная  Педагогические условия формирования навыков общения у дошкольников

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка