Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по педагогике: Педагогические принципы методов преподавания

Раздел: Курсовая работа

Выдержка из текста работы

В последние годы была выдвинута плодотворная идея о том, что основным показателем целостного развития личности ребенка является его субъектность (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, В.В. Сериков, М.В. Корепанова и др.). В современной социокультурной ситуации проблема становления опыта личности приобретает все большую актуальность, поскольку развитие такого социально ценного качества личности, как субъектность, позволяет человеку стать стратегом своей деятельности: намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие поставленной цели.

В связи с этим актуальной становится следующая задача — научить ребенка рефлексировать, осознавать собственный опыт и встраивать его в структуру имеющегося, пользоваться им в условиях различных видов деятельности, что, в свою очередь, позволяет расширить субъектную позицию. Как показывают исследования Л.С. Выготского и Д.И. Фельдштейна, предпосылки к этому появляются уже к концу дошкольного и началу младшего школьного возраста.

Цель работы — рассмотреть формирование субъектного опыта и субъектного поведения ребенка: педагогические условия, методы и приёмы работы.

Задачи:

1. Рассмотреть субъектность ребенка как важную педагогическую проблему.

2. Охарактеризовать развивающую среду как основу формирования субъектности ребенка, а также педагогические условия для максимальной эффективности становления опыта и поведения.

3. Проанализировать методы и приемы, применяемые в личностно-ориентированном обучении, поскольку оно наиболее полно отвечает критериям эффективного формирования субъектности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что субъектный опыт является одной из актуальных, но мало изученных проблем в сфере дошкольного образования.

Развитие субъектности ребенка может быть признана педагогами как задача только при ценности для них последующей жизни своих учеников, признании ими важности непрерывного образования, ценности проявления авторства в работе, творчестве, полнокровной жизни человека.

1. Становление субъектности ребенка как важная педагогическая проблема.

Психолого-педагогические проблемы исследования субъектного опыта отражаются в целом ряде работ. В концепции личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской указывается на ценность субъектного опыта ребенка, который необходимо выявлять и использовать в обучении, обогащать результатами общественно-исторического опыта. Е.В. Бондаревская предлагает «окультуривать» субъектный опыт путем обращения педагога (равно как и всей учебно-воспитательной работы) к нравственному сознанию личности, отмечая, что это опыт жизнедеятельности, самореализации, саморефлексии………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В педагогической науке формированию субъектного опыта и субъектного поведения ребенка придается особое значение. Именно с представлением субъектности связывается личность как основа педагогического процесса, поэтому целью является диагностики и развитие индивидуальных способностей. Данная концепция получила название личностно-ориентированного обучения, на сегодняшний день многие исследователи отмечают сложность ее реализации в большой группе детей, необходимость сочетания с традиционными формами образовательного процесса.

Представляется необходимым анализ условий, приемов и методов формирования субъектного опыта и субъектного поведения ребенка.

Под педагогическими условиями понимается совокупность организованных обстоятельств и направлений педагогической деятельности, обусловливающих достижение эффективного результата в развитии детей. Основой является развивающая среда, которая ориентирована на эффективность обучающего процесса. Центральная роль отводится педагогу, его мастерству, инициативе, творческому подходу.

Преподаватель обеспечивает создание педагогических условий, ведущими из которых являются: 1) творческая атмосфера, 2) творческое взаимодействие участников деятельности, 3) наличие разнообразных форм и видов деятельности.

В работе представлен перечень наиболее значимых условий, среди которых коротко можно выделить:

1. Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.

2. Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики.

3. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

4. Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и др.).

5. Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.

6. Создание комфортных условий.

7. Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности.

8. Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.

Методы и приемы, согласно изученной литературы, я разделила на традиционные и новаторские. К традиционным можно отнести разнообразные виды самостоятельной работы, беседы, экскурсии, сопровождаемые побуждениям к активному познавательному процессу и другие.

К новаторским, которые известны, но только начинают внедряться в практику российской педагогики, можно причислить метод проектов, метод обучения в сотрудничестве, метод дифференцированных задач, кейс-метод.

Метод проектов или метод проблем подразумевает необходимость показать детям их собственную заинтересованность в приобретении знаний, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Кейсовая технология (метод) обучения — это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности ребенка по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Список литературы

1. Борисова Т.Г. Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения. Из опыта работы. М., 2009.

2. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения// Образование в России. 2010. № 5

3. Липчанская И.А. Становление субъектного опыта ребенка 5 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения// Начальная школа. 2010. № 4. стр. 6-8

4. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании// Научно-методический сборник. М.: НИИ школьных технологий, 2008.

5. Трошагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации. М., 2011.

6. Тубельский А.Н. Субъектность ученика в образовательном процессе — важнейшее условие развития индивидуальности ребенка. М., 2011.

7. Юмина Е.А. Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение// Материалы конференции. 2011.

8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2009.

Похожие работы

  • дипломная  Антикризисное управление в коммерческом банке: принципы, методы, организация
  • реферат  Методика педагогических исследований методы выявления и изучения педагогических инноваций
  • реферат  Школа и педагогическая мысль в России XVIII в.
  • дипломная  Традиции и инновации в преподавании истории: сравнительно-методический анализ
  • курсовая  Технологии преподавания истории и обществознания
  • курсовая  МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка