Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1.Теоретические основы безопасного поведения детей
среднего дошкольного возраста 7
1.1Знания и навыки детей среднего дошкольного возраста,
обеспечивающие безопасное поведение в быту7
1.2 Методы и средства в формировании безопасного поведения детей
среднего дошкольного возраста в быту9
Глава 2.Педагогические основы обеспечения безопасного поведения
детей среднего дошкольного возраста в быту16
2.1.Организация работы по воспитанию навыков безопасного
поведения у детей дошкольного возраста16
2.2.Формирование навыков и умений поведения детей дошкольного
возраста в быту через игровую деятельность19
2.3.Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего
дошкольного возраста24
Заключение28
Список использованной литературы30
Приложение
Выдержка из текста работы
Актуальность проблемы развития творческого потенциала детей обусловлена тем, что на современном этапе развития образования ставится задача не формирования знаний, умений и навыков у детей, а формирование активной, самостоятельной, творческой личности, способной к самообразованию и саморазвитию. Эта задача ставится и в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творческих способностей, раскрытие творческого потенциала дошкольников – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГТ творческое развитие дошкольников преимущественно осуществляется в образовательной области «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация» (сюжетно-ролевые, театрализованные игры), «Познание» (в части конструирования), «Чтение художественной литературы» и «Коммуникация» (словесное творчество).
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности, в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. В практике дошкольного образования используются игры с правилами (дидактические, подвижные) и творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные). Именно творческие игры в большей степени способствуют творческому развитию детей дошкольного возраста.
Таким образом, проблема творческого развития дошкольников в процессе игровой деятельности является актуальной и достаточно разработанной в психолого-педагогической литературе. При этом следует отметить, что большая часть исследований рассматривает методику творческого развития детей старшего дошкольного возраста, в то время как младший возраст практически не исследуется. Возникает противоречие между необходимостью формирования творческой личности ребенка уже в младшем дошкольном возрасте и отсутствием соответствующих методик. Проблема исследования заключается в поиске методов и средств вовлечения детей младшего дошкольного возраста в творческую игровую деятельность.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы работы: «Развитие творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого потенциала у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом включении детей в игровую деятельность, содержащую творческие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявить педагогические условия эффективного развития творческого потенциала у детей младшего дошкольного возраста.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала у детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, эксперимент), методы количественной обработки результатов.
Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР №431 г. Челябинска.
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации [11].
Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого термина психологи пытались различным образом обозначить эту способность…….
Список литературы
1. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. – М., 2006. – 30 с.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. — 240с.
3. Вершинина Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — С.95-96.
4. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7-21.
5. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.
6. Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование. – 2002. — №11. — С. 22-23.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-e изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
8. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
9. Григорьева Г.Г. Влияние игровых приемов обучения на развитие детского изобразительного творчества: Тезисы докладов. — Горький, 1984. — С.10.
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272с.
11. Гусакова М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987. – 289 с.
12. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. — М.: Просвещение, 1968. – 64 с.
13. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997. — №1. — С.3-18.
14. Денисова Т.Л. О взаимосвязи наблюдения и изобразительной деятельности детей в 5-6 лет // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,1997. — С.89-90.
15. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107-114.
16. Емельянова Л. Анализ детских работ по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 3. — С. 28-30.
17. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
18. Захарова В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. Для студентов-заочников дошкольных факультетов педвузов. — М.: Просвещение, 1968. — 72c.
19. Иванникова С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.112-113.
20. Ивкина Т.В. Педагогическое значение детского рисунка для развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. — М.: Общество «Радетели просвещения», 1998. — С.100-101.
21. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет / под ред. Т.Н.Дороновой. — М., 2005.- 120с.
22. Ильенков Э.В. Личность и творчество. – М., 1999. – 272 с.
23. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
24. Коллективная изобразительная деятельность – одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3-7 лет: Методические указания для воспитателя детского сада. — Магнитогорск, 1982. — 36с.
25. Комарова Т., Зырянова О. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.
26. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. — №2. – С.80-86.
27. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
28. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение, 1976. – 214 с.
29. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 388 с.
30. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
31. Лыкова И.А Экспериментирование в изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова. — М.: Аванти, 2000. — С.157-158.
32. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.
33. Маханева М.Д. — Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: Сфера, 2001. – 128 с.
34. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие / под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.
35. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
36. Новикова Г.П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А.Леванова. — Калининград, 2000. — Вып. 8. — С.99-104.
37. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 288 с.
38. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
39. Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольника. – М.: Просвещение, 2003. — 336 с.
40. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.
41. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
42. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких (театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет)/ Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Линка-пресс, 2009. – 224 с.
43. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
44. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2006. – 144 с.
45. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Владос, 2006. – 144 с.
46. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.:Просвещение, 1969. — 30 с.
47. Эльконин Д. Психология игры [Текст] / Д. Эльконин. – М.: Владос, 2007. — 360 с.