Содержание
Содержание
Введение…..
Глава I. Культура античности…
1.1. Культура Древней Греции….
1.2. Культура Древнего Рима..
Глава II. Памятники античной культуры…
2.1. Письменные памятники Древней Греции и Рима..
2.2. Архитектурные памятники античности.
Глава III. Значение памятников античности для развития духовной культуры современного общества
Заключение…..
Список литературы….
Выдержка из текста работы
Античность как тип культуры — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, а потому античность — это и часть духовного опыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенно европейских.
Антропологи и психологи проанализировали взгляды разных культур и социальных групп на женственность и выявили мифологическое восприятие женщин, их качеств и свойств поведения.
Как в традиционных, так и некоторых современных обществах на протяжении столетий женщины устранялись из публичной жизни и властных сфер общества. Большинство мыслителей, от античности до Нового времени, считали, что положение женщины обусловлено ее биологической природой, и, употребляя понятие «человек», имели в виду «мужчина». Это представление стало настолько общепринятым, что даже в наши дни мы слышим его отголоски. В связи с этим М. Фуко писал: «проказа и прокаженные исчезли, но осталась сама структура». И в наши дни мы нередко становимся свидетелями дискриминации женской половины населения как в частной и семейной жизни, так и в общественно-политической, государственной деятельности.
Тема роли женщин в античном мире не нова для антиковедения. В современной западной историографии она достаточно популярна. Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных полисов.
Если ориентироваться на жизненные наблюдения можно выделить определенные функции, которые женщина выполняет в современной семье. В таким функциям относится: репродуктивная, воспитательная, бытовая, досуговая, сексуальная и экономическая.
Историческое развитие всего человечества нельзя представить без античности. Греция и Рим оставили множество мифов. Миф объясняет любое природное событие волей божества, то есть причина выводиться за пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется богами.
Актуальность работы связана с постоянным интересом к античной мифологии, с использованием её образов на протяжении столетий.
Предметом работы является образ женщины.
Объектом рассмотрения является образ женщины в античной мифологии.
Целью работы является рассмотрения образа женщин в античной мифологии и их влияние на современную культуру.
К задачам изучения относится:
— особенности античной мифологии;
— герой мифологии;
— статус женщины в Античном мире;
— роль женщины в современной семье;
— миф об амазонках в античной традиции: женщина-идеал или мужеубийца;
— мифологическое восприятие женщины в обществе.
Глава 1 Общие понятия об античной мифологии
1.1 Особенности античной мифологии
Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная с эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару”), К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”), И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”), Ф. Бруни (“Смерть Камиллы, сестры Горация”), В. Серова (“Похищение Европы”), скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский (“Ахилл с телом Патрокла”), В. Демут-Малиновский (“Похищение Прозерпины”), М. Щедрин (“Марсий”). То же самое можно сказать и о некоторых шедеврах западноевропейского искусства, будь то “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Муций Сцевола в лагере Порсенны ”, Тьеполо или структурные группы “Аполлон и Дафна” Бернини, “Пигмалион и Галатея” Торвальдсена, “Амур и Психея” и “Геба” Кановы.
Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея в виду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты — порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги-обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины-амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология. Она возникла как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.
Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им богах. Все эти легенды, мифы и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие, как “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” и “Труды и дни” Гесиода и множество других, не дошедших до нашего времени.
Великие древнегреческие поэты-драматурги V века до нашей эры — Эсхил, Софокл, Еврипид — строили свои трагедии на материале древних сказаний о богах и героях.
Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном — это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм — веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной эпохи. Но греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами — красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостливы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знал……..
Список литературы
1. Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологич. словарь. — М.: МИКИС, 2009 г.
2. Боннар А Греческая цивилизация г. Ростов-на-Дону,”Феникс”,2009
3. Голубцова Е.С Античная Греция..- М.: Наука,2011
4. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады ,М.: Моск. рабочий, 2011
5. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. — М.: Наука, 2007.
6. Келле В.Ж Наука и культура. — М.:»Наука»,2008.
7. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) г. Ростов-на-Дону, “Феникс”,2008
8. Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима М., “Высшая школа”,2009
9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителей. — Изд. 5-е. — М.: Просвещение , 2010г.
10. Лисовый И.А.,.Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2011
11. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Античная литература. — М.: Художественная литература, 2008.
12. Любимов Л Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,2010
13. Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. — М.: 2009.
14. Метелинского Е.М Мифологический словарь.. — М.: Советская энциклопедия, 2011.
15. Немировская. Л.З. Культурология. История и теория культуры М.:2007.