Содержание
Содержание
Введение3
1. Ответственность по административному праву5
1.1. Понятие и основные черты административной ответственности5
1.2. Законодательные основы административной ответственности9
2. Освобождение от административной ответственности13
2.1. Основания для освобождения от административной ответственности13
2.2. Ограничения административной ответственности20
Заключение29
Список используемой литературы31
Введение
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта административного правонарушения включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.
Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.
Законодательство предусмотрело возможность освобождения нарушителя от административной ответственности, причем не только освобождения с передачей материалов общественности на предмет применения мер общественного воздействия, но и полного освобождения от ответственности.
Поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых можно отличить друг от друга преступления и сходные с ними административные правонарушения.
Актуальность данной работы заключается в том, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности.
Данная форма ответственности появилась в правовой системе в связи с выделением из уголовного права правонарушений, обладающих меньшей общественной опасностью и, следовательно, не требующих применения суровых мер наказания и соблюдения сложной процедуры привлечения к ответственности, свойственной уголовной ответственности.
Цель данной курсовой работы дать общую характеристику административной ответственности и рассмотреть основания для освобождения от административной ответственности и ее ограничения.
Исходя из этого, в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы, касающиеся административной ответственности и оснований освобождения от нее:
1.Понятие и основные черты административной ответственности, как одного из видов юридической ответственности.
2.Законодательные основы административной ответственности.
3.Основания освобождения от административной ответственности.
4.Состав преступления как основание уголовной ответственности.
5.Ограничения административной ответственности.
В конце работы сделаны обобщающие выводы по рассмотренной теме.
1. Ответственность по административному праву
1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
«Административная ответственность вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность внешне обладает всеми признаками юридической ответственности» .
В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются лишь ее характерные ризнаки.
Понимание юридической ответственности традиционно дискутируется. С некоторых пор стали обращать внимание на так называемую позитивную ответственность. Это когда на какой-то орган или должностное лицо возлагается какая-то функция, он призывается к выполнению определенной задачи, и при этом подчеркивается важность этой задачи, необходимость внимательного отношения к ее решению, а также и то, что только этот орган или должностное лицо выполняет данную функцию во всем ее объеме, не перекладывая организационных обременений на других лиц.
Позитивная ответственность означает понимание ее субъектом того груза, который он несет на своих плечах, понимание того, что придется нести определенные лишения, если он не справится с возложенной задачей. Позитивная ответственность ассоциируется с долгом лица.
Гораздо чаще юристами анализируется «негативная» (ретроспективная) ответственность. И в этой части существует разноголосица в определениях, а высказанные точки зрения часто контрастируют. Существует два наиболее распространенных варианта понимания «негативной» (ретроспективной) юридической ответственности.
«Первый вариант. Юридическая ответственность это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения.
Второй вариант. Юридическая ответственность это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного, организационного или имущественного характера» .
Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями, средством обеспечения правомерного поведения. Угроза юридической ответственности, соответствующие неблагоприятные последствия важный фактор в обеспечении правомерного поведения членов общества.
Юридическая ответственность связана с государственным принуждением. Государственное принуждение это возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определенные действия. При наличии факта правонарушения государство обязывает лицо (организацию) претерпевать определенные неблагоприятные последствия.
Разделение юридической ответственности на рестоспективную и проспективную в определенной степени отражает реальную правовую действительность. Однако юридической ответственностью в специальном правовом смысле можно называть только ответственность за совершенные противоправные деяния. Для того, чтобы исследовать явление, называемое проспективной (позитивной) юридической ответственностью, большее значение имеет исследование правомерного поведения, а не правонарушения.
Юридическая ответственность может быть разделена на виды, т.е. классифицирована по различным основаниям. По форме осуществления различают ответственность, осуществляемую в судебном, административном, ином порядке.
Административно-правовая ответственность наступает за совершение административных проступков деяний, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
«Административная ответственность это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства, на лицо, совершившее административное правонарушение» .
Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченным к административной ответственности, так и другими гражданами.
Административная ответственность характеризуется следующими чертами:
используется как важное средство правоохраны для борьбы с особым видом нарушений административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления;
отличается своим субъектным составом субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица организации и учреждения;
отличается порядком ее установления характеризуется множественностью органов государственной власти и местного самоуправления, полномочных ее устанавливать;
меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализу свои полномочия, налагают на правонарушителей административные взыскания;
привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы (в отличие от уголовной и дисциплинарной ответственности);
административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского порядка рассмотрения соответствующих дел и принятия по ним тех или иных решений.
Административные правонарушения близко соприкасаются с преступлениями, поскольку нередко имеют общий объект посягательства, отличаются общественной опасностью, но степень общественной опасности административных правонарушений меньше, чем преступлений. Таким образом, преступления и административные проступки разграничиваются по степени общественной опасности внешне сходных деяний. По общему правилу, административная ответственность наступает за правонарушения в том случае, если по своему характеру эти правонарушения не влекут уголовной ответственности.
«Мерами административной ответственности служат административные взыскания, направленные на следующее:
1)соблюдение законов и уважение правопорядка;
2)предупреждение совершения новых правонарушений как данным лицом, так и другими гражданами» .
Эти меры сочетают в себе моральные и материальные воздействие на правонарушителя, например, исправительные работы, лишение специальных прав, административный арест.
Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2КоАП РФ.
К ним относятся:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6. административный арест;
7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8. дисквалификация.
Выделенные виды наказания, согласно ст. 3.3 КоАП РФ, могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.
1.2. Законодательные основы административной ответственности
Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, которые устанавливают административную ответственность.
Конституция РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе об административных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.
По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.
Выдержка из текста работы
Проблема административной ответственности теснейшим образом связана с общими проблемами юридической ответственности и является особенно актуальной в современный период развития нашего общества и государства. В отечественной правовой литературе вопросам юридической ответственности посвящено много работ[1] . Вместе с тем в условиях формирования гражданского общества и правового государства понятие и содержание юридической ответственности требуют определенного переосмысления. Существуют различные определения юридической ответственности, суть которых в том, что она рассматривается как правоотношение, возникающее между государством и правонарушителем, в соответствии с которым на последнего возлагаются обязанности нести неблагоприятные последствия за свое деяние. Государство рассматривается лишь как управомоченный субъект, реализующий ответственность, т.е. традиционно юридическая ответственность расценивается главным образом как ответственность граждан, должностных лиц и организаций перед государством; об ответственности же самого государства практически не упоминается.
Вместе с тем в условиях становления гражданского общества и правового государства становится все более очевидной необходимость взаимной ответственности государства и личности, повышения ответственности именно органов государственной власти перед гражданами. Эта принципиально важная тенденция получила закрепление в ст. 53 Конституции РФ.
Идея ответственности государства постепенно утверждается в нашем законодательстве. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ввел в нашей стране «общую клаузулу», в соответствии с которой любые действия и решения, а также бездействие, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, подлежат судебному обжалованию. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан. Об исполнении решения должно быть сообщено суду. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством. Как известно, в 1997 г. был принят Федеральный закон «Об исполнительном производстве», который определял условия и порядок принудительного исполнения актов судов и ряда других органов. Кроме того, был принят Федеральный закон «О судебных приставах».
Процесс развития российской государственности нередко тормозится по причине именно слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц, государственных, муниципальных служащих. В этой связи в 1996 г. Президент РФ издал Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Согласно этому акту должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. За более серьезные нарушения, неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента, повлекших последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, вышеперечисленные субъекты привлекаются к административной или уголовной ответственности. В КоАП РСФСР включены, например, такие статьи: 165/3 — Непринятие мер по частному определению (постановлению суда или представлению судьи; 165/10 — Невыполнение законных требований прокурора; 165/12 -Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Феде рации и др.
Наряду с этим в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей к нему могут применяться определенные меры дисциплинарной ответственности.
Как известно, административная ответственность в нашей стране регулируется КоАП РСФСР, Таможенным кодексом РФ, а также большим количеством законодательных актов, касающихся ответственности юридических лиц. В частности, одним из последних актов являете Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»[2] .
Исходя из концепции нового «Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушений»[3] все федеральные нормы об административной ответственности должны включаться именно в Кодекс, что соответствует идее реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях. Принципиальным отличив этого Кодекса от ныне действующего Кодекса является то, что его действие распространяется на юридических лиц. Необходимость такого нововведения объясняется тем, что в связи с переходом страны к рыночной экономике в последние годы уже принят ряд законов прямого действия, предусматривающих административную ответственность юридических лиц за правонарушения в области строительства, природопользования и др. Установление административной ответственности юридических лиц является одним из средств обеспечения исполнения возложенных на них обязательств. Меры административной ответственности должны применяться к юридическим лицам как субъектам административного правонарушения вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время у нас наметились реальные шаги отступления от так называемого «иммунитета верховной власти». Это следует расценивать как положительный фактор. Государственные органы должны не только иметь четкие юридические установки, касающиеся их прав, но осознавать и выполнять обязательства, а также нести ответственность за свои действия. Для достижения этих целей необходимо, на наш взгляд, привлечь весь комплекс мер ответственности. Особое внимание должно быть уделено проблемам административной ответственности.
I . Юридическая ответственность по административному праву
1. Общие понятия об ответственности по административному праву.
Административная ответственность представляет собой особую разновидность юридической ответственности. Это ключевой институт административного права, она охватывает большой массив административно – правовых норм, характеризующих и регулирующих данный вид ответственности.
Б.М. Лазарев полагал, что в большинстве случаев вред от каждого из правонарушений не настолько велик, чтобы нужно было предусматривать уголовную ответственность. Для подобных случаев, причем достаточно частных, государство учредило административную ответственность, т.е. такую ответственность перед государством, которая менее сурова, чем уголовная, не влечет судимости и применяется, как правило, не судом, а органом государственного управления (по отдельным категориям дел) народным судьей единолично[4] .
Разумеется, принцип большей или меньшей суровости за совершенное правонарушение очень важен.
Ответственность – разновидность принуждения, а меры ответственности – особый вид принуждения.
По мнению Д.Н. Бахраха административная ответственность – это особый вид юридической ответственности, которому присущи все признаки последней (она наступает при наличии вины, на основе норм права, за правонарушение, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов и связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами[5] .
А.П. Алехин определяет административную ответственность как вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Автор полагает, что основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания[6] .
Однако точно также можно охарактеризовать и уголовную ответственность: ее основанием является уголовно наказуемое правонарушение – преступление, а мерами – уголовное наказание.
В.М. Манохин и др. полагают, что административная ответственность – один из двух видов административного принуждения. Эта ответственность имеет два отличительных признака: фактическое основание административной ответственности – административный проступок – и меру ответственности. Которая по своей природе относится к числу административных мер[7] .
По определению Д.И. Овсянко, административная ответственность – это применение государственными органами. Должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях – и к организациям за совершенные административные правонарушения[8] .
В.С. Рыжков считает, что понятие административной ответственности необходимо определять через понятие самого административного права, поскольку оно является институтом последнего. Однако это родовое понятие само находится в застойном состоянии, и правовая реформа никак не затронула его. Как и в советские времена, административное право трактуется регулятором общественных отношений в определенной сфере. Устойчивость этой позиции объясняется отождествлением государственного управления с исполнительной властью. Однако то и другое — антиподы, как и породившие их тоталитаризм и демократия[9] .
Анализ современного законодательства позволяет предложить новую дефиницию административного права, которая, как нам кажется, поможет ближе подойти к пониманию административной ответственности. Его редакция смогла бы выглядеть следующим образом. Понятие административного права включает положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, исполнение которых организуется в пределах своих полномочий Правительством РФ, и изданные на основании и во исполнение последних нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующую административно-правовую деятельность.
Таким образом, хотя имеются разные определения, подчеркивающие те или иные характерные черты данной ответственности, полного и исчерпывающего определения понятия рассматриваемого института административного права пока еще не сформулировано.
К сожалению, такое положение объясняется во многом тем, что в самом КоАП РСФСР крайне недостаточно уделено внимание собственно административной ответственности, ее общему понятию и характеристике, а в основном, если иметь в виду главы 1, 2, 3, 4, составляющие Общую часть Кодекса, речь идет преимущественно об административном правонарушении, административном Взыскании. Процедуре наложения административного взыскания.
Прямо об административной ответственности говорится в ст.10 «Понятие административного правонарушения», причем весьма в сжатой форме, не отражающей сути данного института административного права.
«Административная ответственность за правонарушения, предусмотренная настоящим Кодексом, наступает, если, эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности»[10] . Но такой характеристики явно не достаточно для более или менее полного и исчерпывающего определения «административная ответственность». Ясно только одно: это не уголовная ответственность.
В ст.23 действующего КоАП содержится формулировка: «Административное взыскание является мерой ответственности и т.д.». Это определение является правильным и удачным, но она не решает общей проблемы четкого и полного определения административной ответственности. В новом законодательстве об административных правонарушениях институт административной ответственности должен получить свое адекватное правовое закрепление[11] .
Среди ее характерных особенностей можно выделить следующие:
1) административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности. Вследствие этого карательные санкции государства за такие противоправные деяния именуются административными проступками (правонарушениями), в отличие от них преступления представляют несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;
2) ответственность по административному праву всегда представляет собой следствие противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица. В возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публично-правовой сферы (области общегосударственных интересов) — органы исполнительной власти и наделенные ее полномочиями должностные лица. Все виды правовой ответственности налагаются органами (должностными лицами) государства, однако одним из участников административного правоотношения всегда является орган исполнительной власти или исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления (муниципальный орган);
3) административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов.
Безопасность государства подразделяется на национальную, экономическую, экологическую, информационную и др. Вследствие этого административные правонарушения в этих сферах прежде всего посягают на публично-правовые интересы государства. Доминирующим началом санкций за административные проступки является нанесение ущерба в сфере государственной безопасности. Вследствие этого более половины составов административных проступков, закрепленных Особенной частью КоАП, прямо или опосредованно затрагивают сферу публично-правовых интересов. Например, гл. 5 Особенной части КоАП, носящая название «Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения», содержит 13 составов правонарушений (т.е. почти г 1у всех составов, предусмотренных данной главой), затрагивающих пассивные и активные избирательные права граждан. Таким образом, основной целью регламентации мер административной ответственности в данном случае являются общегосударственные интересы, а именно — легитимное создание государственных или муниципальных органов.
Остальные правонарушения, упоминаемые в данной главе, также содержат общественно опасные признаки нанесения ущерба не только личности, но и государству (например, в ст. 42 и 43 предусматривается ответственность за нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил, в ст. 45 — за сокрытие источника заражения венерической болезнью и др.).
Другие девять глав Особенной части КоАП также по преимуществу регламентируют правонарушения, предусматривающие ответственность в сфере общегосударственных интересов.
Подводя итог, можно дать следующее (в известной мере условное) определение: административная ответственность – это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности; проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим), совершивших административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру, а так же предусмотренных в правовом порядке мер ответственности, т.е. административные взыскания за совершения такого рода противоправного деяния.
2. Основные функции административной ответственности.
Важнейшим предназначением, одной из функций административной ответственности является ее превентивная (предупредительная) функция, побуждающая, юридических и физических лиц к соблюдению законодательства. В основе этого — моральное воздействие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправную акцию.
Предупреждение противоправного бездействия также необходимо рассматривать в качестве нравственной акции, цель которой — создать необходимые этические предпосылки, способные предупредить нарушение административно-правовой нормы. Учитывая распространенность административных правонарушений в отличие от преступлений, следует признать, что применение превентивных методов воздействия наиболее эффективно.
Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых карательных методов, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.
Не менее важна, чем вышеперечисленные, ограничительная функция административно-правовой ответственности. Во многих случаях цель введения административных санкций заключена в создании предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения. К таковым относятся некоторые из административных взысканий, например, все три вида лишения специального права, административный арест, административное выдворение. Однако в отличие от вышеуказанных функций применение ограничительной функции не всегда эффективно. Так, устное предупреждение или отдельные виды административных штрафов не всегда содействуют ограничению рецидивов совершения административных проступков.
Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов.
Применение любых мер административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав граждан (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ), но подобные ограничения возможны лишь в случаях, указанных в Конституции (в данном случае их перечень определен в указанной выше конституционной норме).
Необходимость правовой регламентации конституционных ограничений в форме федерального закона также предусмотрена (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), однако в настоящее время административные ограничения регламентированы не федеральным законом, как это предусмотрено конституционной нормой, а принятым в июне 1984 г. Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Таким образом, правовая регламентация норм об административной ответственности не соответствует положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Правозащитная функция КоАП как свода норм, устанавливающих административную ответственность, проявляется и в законодательной регламентации мер административного пресечения (административного задержания, его сроков, личного досмотра и др.), а также мер административных взысканий (ст. 24 КоАП).
Другая цель правозащитных функций — в законодательной регламентации мер административного принуждения, применение которых невозможно в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ; в действующем КоАП этот порядок еще не урегулирован.
Меры административной ответственности, налагаемые в судебном порядке, представляют собой разновидность судебных функций и осуществляются в процессе административного судопроизводства. Эта форма осуществления судебной власти в отличие от конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства организационно не определена национальной правовой системой, поскольку в Российской Федерации, в отличие от многих европейских стран (Франции, Польши и др.), несмотря на наличие административных дел система административных судов отсутствует. В действующей структуре отечественного правосудия высшей судебной инстанцией по административным делам является Верховный Суд Российской Федерации (ст. 126 Конституции РФ), однако многие функции в сфере административного судопроизводства осуществляются и Конституционным Судом Российской Федерации. Так, последним в порядке административного судопроизводства рассматриваются все споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти России и субъектов в ее составе, а также между высшими госорганами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, ответственность по административному праву устанавливается двумя органами судебной власти, однако после создания в России обособленной системы административных судов (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) многие функции в сфере административного судопроизводства, осуществляемые ныне Верховным и Конституционным судами, будут отнесены к ведению высшего органа административного правосудия.
К исключительному ведению Конституционного Суда Российской Федерации относятся особые разновидности административных дел о соответствии Конституции Российской Федерации, истцами или ответчиками по которым являются глава государства, обе палаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данном случае не имеет особого значения содержание искового требования о несоответствии актов указанных органов федеральной Конституции. Даже когда предметом спора будут имущественные права, возникновение, изменение и прекращение которых обусловлено властными исполнительно-распорядительными полномочиями, разрешение спора также отнесено к ведению Конституционного Суда РФ, но не Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ; в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК подобные имущественные отношения гражданским правом не регламентируются.
К мерам административной ответственности, устанавливаемой непосредственно решением Конституционного Суда РФ, относятся: 1) утрата силы актов или их отдельных положений, признанных неконституционными; 2) запрещение применять международные договоры Российской Федерации, не соответствующие Конституции РФ. Таким образом, к органам, наделенным полномочиями применять меры административной ответственности, относится и Конституционный Суд РФ, что, естественно, не предусмотрено действующим КоАП, принятым в условиях упраздненной конституционной системы.
3. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.
В зависимости от характера правонарушений государство устанавливает за их совершение различные виды юридической ответственности.
Так, за нарушение обязанностей по службе чаще всего следует дисциплинарная ответственность (выговор, строгий выговор, увольнение с работы и т.д.). Нарушение обязательств, вытекающих из договоров (например, договора купли-продажи, найма жилого помещения), влечет гражданско-правовую ответственность. Ответственность за преступление, предусмотренные Уголовным кодексом, называется уголовной. Она наступает только по приговору суда. Административная же ответственность наступает за совершение правонарушений, которые именуются административными.
Разные виды ответственности влекут разные правовые последствия для нарушителя. И государству далеко не безразлично, к какому виду ответственности будет привлечен гражданин. Здесь уместно напомнить образное выражение К. Маркса, который говорил о необходимости правильной классификации правонарушений, поскольку это «решает тысячи человеческих судеб и определяет нравственную физиологию общества».[12] Поэтому долг каждого законодателя, по словам К. Маркса, «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка».[13]
В нашем государстве действует большое количество многообразных правил соблюдение которых необходимых для поддержания общественного порядка, нормальной работы предприятий, учреждений и организаций, создание благоприятных условий для реализации прав граждан, для труда и отдыха людей. Нарушение установленных правил, если они представляют большую общественную опасность, рассматривается законодателем как преступление, влекущие уголовную ответственность. Однако большинство нарушений не настолько серьезны, чтобы оценивать их как преступление и сразу привлекать к уголовной ответственности.
Если, например, пьяный водитель нарушил правила дорожного движения, создал аварийную обстановку и сбил пешехода – это преступление. Но вот гражданин переходит дорогу в неположенном месте. Свидетели подобного нарушения правил уличного движения мы бываем, к сожалению, довольно часто. Такое поведение лица, безусловно, вредно. Но в сравнении с только что описанным его вред менее значителен. Это не означает, конечно, что подобное нарушение можно вообще оставить без реагирования. Именно за такие по характеру правонарушение, которые менее серьезны, чем преступление, и установлена административная ответственность.
Основные черты административной ответственности:
а) устанавливается как законом, так и подзаконным актом, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативную основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права; уголовная устанавливается только законом; дисциплинарная – законом о труде; материальная – законодательство о труде, гражданское законодательство.
б) основание административной ответственности является административное правонарушение; уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального труда.
в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования; уголовной – только физические лица.
г) за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания; за преступления – уголовные наказания; за дисциплинарный проступок – дисциплинарное взыскание; материальное – имущественные санкции.
д) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной властью, местным самоуправлением, а так же судами (судьями); уголовная – только судом; дисциплинарная – органами и должностными лицами; материальная – арбитражным судом
е) административные взыскания назначаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; дисциплинарная ответственность налагаются специально уполномоченными на то органами и должностными лицами, относящимся главным образом к аппарату государственного управления.
ж) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течении установленного срока; уголовная ответственность влечет судимость
з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях; уголовное – уголовно-процессуальное законодательство; дисциплинарная – нормами, устанавливающими дисциплинарный порядок дисциплинарного производства; материальный и гражданский суд[14] .
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами административные взыскания.
Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, общим для всех ее видов является то, что она наступает при наличии правонарушения. А вот для того, чтобы определить, возможно ли поступление именно административной ответственности, необходимо выяснить сам характер допущенного нарушения закона. Для каждого вида ответственности фактического основания ее применения.
4. Административное правонарушение как вид административной ответственности.
Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения (проступка).
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность[15] .
Административное правонарушение законодатель обозначает еще одним термином: «административный проступок», что дает возможность сопоставить «проступок» и «преступление», имеющие принципиальные, существенные различия. В то же время проступок, и преступление по своей сути являются деяниями противоправными, т.е. правонарушениями.
Законодатель раскрывает понятие административного проступка путем определения его основных характеристик. Это прежде всего, действие или бездействие, которое при наличии определенных признаков рассматривается законом как правонарушение установленных правил поведения граждан. К таким правилам например, относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и т.д. Особое значение для общества имеет соблюдение требований законодательства в сфере охраны здоровья, населения, окружающей среды и т.д. Действие или бездействие непосредственно связано с невыполнением тех или иных правовых предписаний, содержащихся выше указанных правилах.
Административное правонарушение всегда является действием (бездействием) противоправным, т.е. деянием, запрещенным законом или иным нормативно правовым актом.
Оценка нарушения требований законов и подзаконных актов как противоправное деяние обуславливают необходимость применения соответствующих мер государственного принуждения и привлечение виновного в содеянном к одному из видов ответственности – в данном случае – к административной.
Закон рассматривает противоправное действие в качестве административного проступка в том случае, если имеет место вина этого лица, т.е. содеянное было осуществлено умышленно ил по неосторожности. Вина всегда является одной из важных частей состава административного проступка.
В природе не существует правонарушений, которые ни на что бы, ни посягали. Обычно то, на что правонарушение посягает, чему оно причиняет ущерб, признается объектом правонарушения. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения, нормальному развитию и реализации которых административное правонарушение препятствует.
Посягательства на общественные отношения внешне проявляются, прежде всего, как нарушение отдельных правовых норм. До введения в действие Основ преобладающая точка зрения была о том, что административный проступок – это нарушение норм только административного права.[16] Однако дело обстоит не так. Часть административных проступков направлена против порядка управления, действительно регулируемого административным правом. Это, например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, нарушение правил воинского учета, паспортных правил и т.д. Административная ответственность установлена за нарушение правил по охране труда и технике безопасности. Сами же эти правила являются нормами трудового права и составляют часть правового института «Охрана труда».
Нарушение норм земельного права, определяющих агротехнические правила пользования землей, может повлечь административную ответственность в виде штрафа. Административно наказуемыми могут быть и нарушение норм финансового права, выразившиеся в незаконных операциях с иностранной валютой.
Исходя из приведенных примеров, общий вывод таков: меры административной ответственности (по аналогии с уголовной) имеет как бы универсальный характер, так как они могут охранять от вреда регулируемые нормами различных отраслей права области общественных отношений.
Отрицательные последствия административного правонарушения могут выражаться либо материальным вредом, либо вредом нематериальным, причиняемым правоохраняемым интересам в сфере политической, моральной, психической. Нематериальный вред, хотя его и нельзя точно изменить, тоже всегда реален, поскольку административные проступки вносят известную дезорганизацию в общественные отношения.
Как правило, административная ответственность наступает независимо от того, возникли ли непосредственные материальные последствия от данного правонарушения или нет. Достаточно самого факта нарушения охраняемых правом правил. Но применительно к отдельным составам проступков наличие материальных последствий обязательно. Если их нет, то невозможна и сама административная ответственность. В этих случаях вполне конкретного вредного результата – непременный признак, характеризующий административный проступок.
Административная ответственность допустима, если общественно вредные материальные последствия, наступившие от конкретного деяния, находились в причинной связи с поведением нарушителя.
Не всякая прямая связь между действием (бездействием) и наступившим вредом имеет, однако, юридическое значение. Чтобы это признать, нужно с уверенностью определить, что действие (бездействие), причинившие вредные последствие, должно было влечь наступление этих последствий. Установление этого факта входит в компетенцию органов, непосредственно рассматривающих дела о правонарушениях. Причем эта функция чрезвычайно важна, так как точное установление причиной связи, является гарантией законности, позволяет обеспечить справедливость и неотвратимость наказания в отношении виновных лиц.
5. Освобождение от административной ответственности.
Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.
КоАП устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, например, при малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности (например, дисциплинарной) или в сокращении длящихся мер ответственности (например, лишения права охоты). По существу, во всех названных случаях в том или ином виде уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания.
Своеобразным освобождением от административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока наложения административного взыскания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности.
Законом (ст. 38 КоАП) установлен давностный срок наложения административного взыскания — оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения.
Законодательство закрепляет систему «гибкого реагирования» на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершения административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 22 КоАП). Это положение закона означает, что орган (должностное лицо), полномочный решать дело по существу, имеет право применить к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным взысканием и не относится к мерам общественного воздействия. При этом вполне очевидно, что устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут никаких юридических последствий.
Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Кроме того, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности в связи с передачей материалов на рассмотрение общественности (трудового коллектива, общественной организации), если с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия, а не административное взыскание (ст. 21 КоАП). О мерах общественного воздействия, принятых к лицам, совершившим мелкое хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение антиалкогольного законодательства и некоторые другие правонарушения, администрация и общественные организации обязаны в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материалы.
Замена административной ответственности общественным воздействием означает, что лицо, виновное в совершении административного правонарушения, освобождается как от меры взыскания, так и от иных последствий, связанных с ее применением. В частности, при квалификации нового аналогичного правонарушения не считается повторным его совершение тем же лицом; оно не квалифицируется в качестве отягчающего ответственность обстоятельства.
В ряде случаев административное правонарушение влечет, в порядке исключения, не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и иные лица (например, судьи, прокуроры) несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), за исключением случаев, предусмотренных ст.16 КоАП (нарушение правил дорожного движения, охоты, таможенных правил и др.), когда административная ответственность для этих лиц наступает на общих основаниях.
Освобождение от административной ответственности допускается и в отношении лиц, подвергнутых за административные правонарушения взысканиям в виде лишения на определенный срок специального права, предоставленного гражданину, например, права управления транспортными средствами или права охоты (ст. 297 КоАП). При добросовестном отношении этих лиц к труду и примерном поведении орган (должностное лицо), наложивший вышеуказанный вид взыскания, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить по ходатайству трудового коллектива, общественной организации срок лишения указанного права.
По содержанию и юридическим последствиям освобождение от административной ответственности сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, т.е. их объединяет противоправность деяния и возможность привлечения к ответственности, что непосредственно относится к крайней необходимости (ст. 18 КоАП) и необходимой обороне (ст. 19 КоАП). Действительно, и в первом, и во втором случаях содержанием ситуации является административное правонарушение, а юридические последствия (результат) в конечном итоге совпадают и заключаются в отказе юрисдикционного органа или должностного лица от привлечения к административной ответственности того или иного гражданина.
Вместе с тем основания освобождения от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния, существенно различаются: в одном случае — это малозначительность совершенного правонарушения или особенности характера правонарушения и личности правонарушителя, а в другом — крайняя необходимость и необходимая оборона.
Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны, административной ответственности не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости. Стрелять из охотничьих ружей в населенных пунктах нельзя; за это предусмотрены штраф, возмездное изъятие ружья или его конфискация. Но если человек стрелял из ружья, чтобы защитить себя и свою семью от вооруженных бандитов, нападающих на него или пытающихся ворваться в его дом, то он не будет нести ответственности, поскольку находился в состоянии необходимой обороны.
Существует институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны прежде всего с особенностями субъектов административных правонарушений[17] , предусмотренными административным законодательством или учитываемые правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных взысканий в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.
Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не применяется к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.
В законодательном порядке предусматривается ограничение оснований для применения административных взысканий в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.
6. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность содержаться в КоАПе РСФСР (ст.34 — 35).
Смягчение ответственности за административное правонарушение означает смягчение взысканий в пределах санкций той статьи, которой установлена ответственность за данный вид проступка.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, законодательством признаются:
-Чистосердечное раскаяние виновного;
-Предотвращение им вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
-Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных обстоятельств;
-Совершение правонарушения несовершеннолетним;
-Совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.
Как видно, первым названо чистосердечное раскаяние виновного. И это понятно. Задачей законодательства об административной ответственности является предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдение законов. Указание в законе на чистосердечное раскаяние виновного как смягчающее ответственность обстоятельство служит делу воспитания правонарушителей, призывает их осознавать неправильность своего поведения. А сам факт чистосердечного раскаяния свидетельствуют о том, что правонарушитель осудил свое противоправное поведение и тем самым доказал желание к исправлению.
Обстоятельством, смягчающим ответственность, далее названо предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранения причиненного вреда.
Для учета этих действий в качестве смягчающих ответственность необходимо, чтобы они были исполнены по собственной инициативе. Возмещение ущерба по решению суда об удовлетворении гражданского иска или по предписанию уполномоченного на то государственного органа не служит смягчающим ответственность обстоятельством. Точно также и предотвращение виновным вредных последствий или устранение им причиненного вреда по принуждению не смягчают ответственность субъекта административного правонарушения.
Способы добровольного возмещения ущерба различны. Правонарушитель может компенсировать ущерб деньгами, имуществом, личным трудом (например, вставить выбитое стекло). Устранение причиненного вреда может носит не только материальный, но и моральный характер (принесение извинений в устной или письменной форме и т.д.).
Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств тоже отнесено к обстоятельствам, смягчающим ответственность. Сильное душевное волнение может возникнуть у человека в результате нанесенной ему тяжелой обиды, оскорбления. В таком состоянии человек порой теряет контроль над своими поступками, может находиться в состояние аффекта.
Совершение административного правонарушения несовершеннолетними признается обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку обычно они еще не обладают устоявшейся психикой, навыками общественного поведения, легче подпадают под чужое влияние, особенно старших, которые часто выступают в качестве организаторов правонарушений. На их поведении сказывается и ложное чувство «товарищества», влечение к «приключениям», избыток энергии и другие возрастные особенности. Вот почему дела об административных правонарушениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет рассматриваются специальными органами – комиссиями по делам несовершеннолетних.
Перечень смягчающих обстоятельств не является закрытым, он может быть дополнено. Законодательство закреплено правило о том, что орган (должностное лицо), разбирающий административное правонарушение, исходя из обстоятельств дела, признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе (например, безупречное поведения лица до совершения проступка, преклонный возраст правонарушителя, а также другие обстоятельства).
Перечень отягчающих ответственность обстоятельств (в отличие от перечня обстоятельств, смягчающих ответственность) является исчерпывающим, т.е. не может быть расширен. Это объясняется гуманностью законодательства, воплощением в нем принципа законности и охраны прав граждан.
Административные правонарушения, совершенные при отягчающих обстоятельствах, влекут за собой усиление административной ответственности в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно ст.35 КоАП отягчающими ответственность обстоятельствами являются:
-Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
-Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;
-Совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
-Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
-Совершение правонарушения группой лиц;
-Совершения правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
-Совершения правонарушения в состоянии опьянения.
Перечень отягчающих ответственность обстоятельств за административные правонарушения значительно лаконичнее, чем в уголовном законодательстве. В нем не упоминаются такие, например обстоятельства, как совершение проступка из корыстных или иных низменных побуждений, с особой жестокостью, в отношении малолетнего или лица, находящегося в беспомощном состоянии и т.д. Такие отягчающие обстоятельства характерны для преступлений, а не для административных проступков.
Законодатель признал продолжение противоправного поведения. Несмотря на требование прекратить его, отягчающим административную ответственность обстоятельством, поскольку в таком поведении появляется его злостный характер. Отказ подчиняться официальному требованию свидетельствует о недисциплинированности, а иногда даже и об агрессивности правонарушителя, о его неуважении к установленному правопорядку.
Обстоятельством, отягчающим ответственность признается повторное его совершение в течение года. Повторность свидетельствует об устойчивости противоправного поведения нарушителя, о его неупорном нежелании выполнять установленные правила. При этом отягчающим обстоятельством считается повторное совершения не любого, а только однородного правонарушения. Условием признания повторности служит факт административного взыскания за однородное правонарушение.
Совершение административного правонарушения лицом, ранее совершившим преступление, признается отягчающим обстоятельством. При этом не имеет значение, однородны ли по характеру являются преступления и совершенный проступок. Конечно, если уголовное дело прекращено за доказанностью или отсутствием состава преступления, или за истечением сроков давности, либо судимость за это преступление уже снята, то в таких случаях ст.35 КоАП не применяется.
Совершение правонарушения группой лиц также является отягчающим обстоятельством. Групповые правонарушения представляют собой повышенную общественную опасность, так как совершаются нередко по предварительному сговору, с заранее продуманным планом и распределением обязанностей. Групповыми признаются правонарушения, совершенные не менее чем двумя лицами, действующими совместно. При определении меры взыскания должна учитываться степень участия в правонарушении каждого из них.
Значительно повышает степень вины взрослого нарушителя, если он вовлекает в правонарушение несовершеннолетнего. Учитывая необходимость защиты несовершеннолетних от дурного влияния тех взрослых, которые сами встали на путь нарушения норм права, законодатель квалифицирует такие действия взрослых как отягчающее обстоятельство.
В числе отягчающих обстоятельств названо совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Таким, образом, при вынесении решения по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) должен учитывать все обстоятельства, как отягчающие, так и смягчающие административную ответственность.
Заключение.
Административная ответственность, являясь одним из видов мер административного принуждения, осуществляемого государством в отношении подвластных субъектов: должностных лиц, граждан и юридических лиц, может быть рассмотрена как один из способов (методов) государственного управления, способов воздействия государства как субъекта социального управления на управляемые объекты. Кроме (уже ставшего традиционным) кибернетического взгляда на управление к анализу принуждения может быть применен синергетический подход. Синергетика — это новая парадигма, новое мировидение конца XX в. Сам же синергетический подход можно определить, как способ постановки новых, нетрадиционных вопросов о сложно организованном мире, о его нелинейном и необратимом характере[18] . Синергетика продолжает, развивает и углубляет представления кибернетики и теории систем. Если для первых основными являются понятия информации и взаимодействия субъекта и объекта по каналам прямой и обратной связи, то для синергетики в качестве таковых выступают представления о процессах организации и самоорганизации в сложных нелинейных средах. При этом системы. находящиеся в состоянии гомеостаза (равновесия), изучаются и описываются кибернетикой с помощью основных закономерностей, синергетика не отменяет эти закономерности, но равновесные системы для нее — это только одно из состояний, в которых могут находиться нелинейные системы.
Основные положения синергетики подтверждают тезис о том, что сложно организованным системам нельзя навязать пути их развития, более того, сама идея насильственно (т.е. вопреки заложенным в них объективным закономерностям) управлять такими системами может быть тормозом на пути их развития. Одним из способов такого насильственного управления может оказаться и государственное, в том числе административное, принуждение. Следовательно, необходимо определить его роль и место в государственном управлении, которое было бы более корректно с позиций синергетики характеризовать не как властное воздействие субъекта на объект, но как взаимодействие субъекта и объекта в социальных системах.
Одним из главных положений синергетики является закон иерархичности, системности мира. Все в мире взаимосвязано с помощью иерархических связей, каждая система входит в качестве элемента (подсистемы) во многие другие. Отсюда становится возможным само управление, поскольку система более высокого уровня предопределяет, задает закономерности системам, в нее входящим. Между ними постоянно происходит обмен информацией. Следовательно, для социальных систем это подтверждает известную гуманитарным наукам теорию «социальных отношений обменного типа»[19] . Кратко говоря, обменные отношения (отношения взаимодействия) обладают антиэнтропийным (противостоящим разрушению) эффектом, в то время как отношения неравноценные, т.е., отношения властного воздействия, усиливают разрушительные тенденции. Принуждение как яркий пример властных отношений в обычном правовом представлении связано с поведением, отклоняющимся от желаемого и предписанного государством. Но если это отношения обмена, то государство может ожидать и требовать от граждан соблюдения своих предписаний только в том случае, если оно предоставляет им какой-то социальный эквивалент, например обеспечивает стабильное существование, гарантированную работу, пособия и т.д., иначе говоря, выполняет свое предназначение как субъект управления, обеспечивающий жизнеспособность системы.
Таким образом, можно сделать ряд выводов:
Во-первых, увеличение количества административных правонарушений связано, среди прочего, с невыполнением государством своей социальной роли, поскольку в обмен на это «отклонение» государства граждане «воздают» эквивалентно;
Во-вторых, борьба с правонарушениями любого рода должна начинаться не только с принуждения, но с выполнения государственными органами своих функций;
В-третьих, чтобы меры административной ответственности были эффективными, они должны соответствовать жизненным реалиям, выглядеть для граждан как справедливые, значит, административное законодательство должно изменяться быстрее, чем, например, уголовное;
В-четвертых, административная ответственность как наиболее массовый, гибкий и оперативный инструмент воздействия воспринимается гражданами в качестве некоего знака, символа того, как на самом деле относится к ним государство, поэтому нарушения прав граждан в этой сфере повлекут серьезные социальные последствия.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г)/ Российская газета, №237, 25.12.1993.
2. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях/ Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч.1), ст.1.
3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях./ Ведомости ВС РСФСР, 1984, №27, ст.909.
4. Федерального Закона от 30 декабря 2001 г. «О Введение в действие Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях»/ Российская газета, №2 – 5, 05.01.2002.
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
6. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.
7. Лазарев Б.М. Административная ответственность. М., 1985.
8. К. Маркс, Ф.Энгельс Сочинение. — М. Т.1 и Т.13. 1965.
9. Студиникина М. Н. Что такое административная ответственность? – М., 1990.
10. Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права (Четвертые «Лазаревские чтения»). К 70 – летию Бориса Михайловича Лазарева// Государство и право. 2000, №10.
11. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности// Государство и право. 2000, №6.
12. Лукъянов В.В. Административное правонарушение и уголовное преступление: в чем отличие?// Государство и право. 1996. №3.
13. Очарова Е.В. Материально правовые проблемы административной ответственности юридических лиц (К Проекту Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях)// Государство и право. 1998. №7.
14. Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник – М., 2000.
15. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М., 1997.
16. Бахрах Д. Н. Состав административного проступка: Учеб.пособие. Свердловск, 1987.
17. Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник – М, 1999.
18. Овсянко Д.М. Административное право. Учебник М., 2000.
19. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Комментарий. М., 1989.
[1] См.: Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности// Государство и право. 2000, №6, С.12 – 17.
[2] Собрание законодательства РФ, 06.12.1999, №49, ст.5906.
[3] Согласно ст.1 Федерального Закона от 30 декабря 2001 г. «О Введение в действие Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях» вступает в действие с 1 июля 2002 года.
[4] Лазарев Б.М. Административная ответственность. М., 1985, С.14.
[5] См.: Бахрах Д,Н. Административное право. – М, 1999, С.280.
[6] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М., 1997, С.283.
[7] Студиникина М.Н. Что такое административная ответственность? – М., 1990. С.9.
[8] Овсянко Д.М. Административное право. М., 2000. С.153.
[9] Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права (Четвертые «Лазаревские чтения»). К 70 – летию Бориса Михайловича Лазарева// Государство и право. 2000, №10, С.19.
[10] Агапов А.Б. Административная ответственность. – М., 2000, С.14.
[11] Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях. М., 2002, С.5 – 9.
[12] К Маркс, Ф.Энгельс Сочинение. — Т.13 – с.516
[13] Там же. – Т.1 – с.131
[14] Лукъянов В.В. административное правонарушение и уголовное преступление: в чем отличие?// Государство и право. 1996. №3. С.87 – 90.
[15] Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. – М., 2000, С.29.
[16] Бахрах Д.Н. Состав административного проступка: Учеб.пособие. Сврдловск, 1987. с.34
[17] См.: Очарова Е.В. Материально правовые проблемы административной ответственности юридических лиц (К Проекту Кодекса Росийской Федерации об Административных Правонарушениях)// Государство и право. 1998. №7. С.17.
[18] См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. С.3 – 5.
[19] См.6 Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. С.80.