Выдержка из текста работы
Все быстрее возрастает в современном мире процесс познания взаимоотношений. В природе существует взаимосвязь между различными явлениями взаимоотношений, которые определяют суть процесса познания. Любое явление как элемент взаимоотношения определяет структуру отношений.
Отношения – это социально-правовое явление, которое затрагивает различные слои населения любого правового государства и образуют социально-правовую взаимосвязь в обществе. Данная взаимосвязь строится на правовых институтах, которые определяют внутреннюю структуру и отрасль взаимодействия тех или иных отношений.
Любые отношения содержат в себе функцию социального управления. Социальное управление — это атрибут общественной жизни, который выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории.
Социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления. Субъектом социального управления является должностное лицо или государственный служащий.
Социальное управление может быть с одной стороны правомерным, а с другой стороны, содержать признаки правонарушений, которые характеризуются как проступки и преступления. Правонарушение является нарушением субъекта социального управления определенных норм права, которые могут повлечь отрицательные последствия для общества в целом и разрушить систему государственного управления. За правонарушение предусматривается различная ответственность. Это гражданско-правовая, административная, уголовная и дисциплинарная.
Правонарушения в сфере социального управления выражается злоупотреблением должностными полномочиями должностным лицом или государственным служащим своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данные правонарушения определяют состав определенных преступлений, которые закреплены и содержатся в Особой части действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации .
Еще одной формой правонарушений в сфере социального управления является превышение должностных полномочий государственным служащим.
Должностные полномочия — это определенная нормативно-правовыми актами совокупность прав и обязанностей в их неразрывном единстве, которыми наделено должностное лицо для осуществления функций представителя власти либо выполнения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, реализация которых возможна только на основании и во исполнение законов.
В настоящее время в нашем государстве проходит административно-правовая реформа, которая направлена на оптимизацию государственного социального управления к новым условиям взаимодействия общественных отношений. Процесс оптимизации построен на взаимовыгодном сотрудничестве различных интересов государства и личности, а также на усилении роли государства во всех сферах общественной жизни.
Административно-правовой механизм социального управления представлен государственной службой в лице государственных служащих.
От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством в целом.
Между тем, некоторые работники этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.
Правонарушения в сфере государственной службы может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия .
Должностная преступность появилась в Древнем мире. Распространенность и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастала в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновременным ростом зависимости населения от произвола чиновников. И современная Россия — не исключение.
Предварительное изучение проблемы показало, что государство уделяет большое внимание борьбе с должностными преступлениями государственных служащих в различные периоды отечественной истории. Законодательные акты, предусматривающие ответственность за преступления государственных служащих, отражали особую общественную опасность такого рода преступлений и содержали суровые санк¬ции, вплоть до возможности применения смертной казни. Но результат не изменялся.
Преступления государственных служащих с каждым годом увеличивается. По утверждению А.Н. Павлова правонарушения как преступления, совершаемые государственными служащими, было, есть и будет. И данный факт является неотъемлемой частью современного общества .
Преступления государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.
Во все времена любое государство, независимо от формы правления и устройства, предъявляло, предъявляет и будет предъявлять к государственным служащим особые требования исполнения своих служебных обязанностей. В соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, государственные служащие уважают закон, а также, используя все свои возможности, предотвращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых. В случае совершения такими лицами общественно опасных деяний, к ним предъявляются специфические требования, нарушение которых влечёт за собой привлечение к уголовной ответственности. И в этом заключается актуальность выбранной темы.
В ходе работы автором дипломной работы проанализированы правовые и иные источники. Это Конституции РФ, конституционное и иное федеральное российское законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, международно-правовые акты, а также другой юридический материал.
Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу привлечения государственных гражданских служащих к уголовной ответственности.
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты уголовной ответственности государственных гражданских служащих, ее нормативная основа, а также вопросы эффективности правовых норм об ответственности гражданских служащих.
Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования уголовной ответственности государственных служащих.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
Раскрыть понятие уголовной ответственности;
Рассмотреть государственного служащего как субъект уголовной ответственности;
Провести анализ правового регулирования уголовной ответственности государственных служащих;
Проанализировать проблему коррупции, как наиболее распространенный вид преступления на государственной службе;
Рассмотреть пути решения проблемы коррупции.
Положения, выносимые нами на защиту. Таким образом, для защиты полагаю вынести следующие утверждения:
1. Уголовная ответственность является крайней мерой борьбы с правонарушениями, рассчитанной на наиболее опасные посягательства на общественные отношения. По общему правилу уголовная ответственность наступает за совершение преступлений.
2. Уголовная ответственность государственных и гражданских служащих является установлено-предусмотренная нормами права юридическая обязанность государственного и гражданского служащего надлежащим образом соблюдать и исполнять возложенные на него должностные обязанности, а в случаи их неисполнения или ненадлежащего исполнения уголовная ответственность является юридической обязанностью, которая возникают из факта совершения должностного правонарушения, претерпеть на основании осуждения неблагоприятные последствия, выражающиеся в ограничениях личного, организационного, имущественного или иного характера.
3. Коррупционность является основной проблемой правового государства.
Работа представлена введение, тремя главами, которые последовательно разбиты на параграфы, заключением, библиографическим списком литературы и приложениями.