Содержание
Введение …………………………………………………………………4
1.1.Понятие, содержание и виды ущерба ………………………………5
1.2.Экономический ущерб и методика его расчета ……………………7
1.3.Социальный ущерб и методика его расчета ……………………….19
2.Характеристика производственных процессов
предприятия ЗАО «Лас-Ка» ………………………………………….…31
2.1 Характеристика сырья и материалов ……………………………….33
2.2 Характеристика технологических процессов предприятия,
схемы выпуска основных видов продукции …………………………….26
2.3 Технологическое оборудование, машины и агрегаты ……………..40
3. Характеристика производственных процессов как
источников загрязнения окружающей среды …………………………..41
3.1 Характеристика производственных процессов как
источник образования отходов ………………………………………….41
3.2 Характеристика производственных процессов как
источников загрязнения атмосферы …………………………………….54
3.3 Характеристика производственных процессов как
источников образования сточных вод и загрязнения водотоков ………59
4. Разработка экологических нормативов предприятия ……………….61
4.1 Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ……………61
4.1.1 Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от
литья полиэтилена ………………………………………………………..62
4.1.2 Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
от литья полиамида ………………………………………………………64
4.1.3. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от
литья пластика АБС………………………………………………………65
4.2 Расчет нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение …………………………………………………………66
4.2.1 Расчет норматива образования отработанных
люминесцентных ламп ……………………………………………………61
4.2.2 Расчет норматива образования ветоши промасленной,
масла индустриального отработанного …………………………………67
4.2.3 Расчет норматива образования отходов пластмасс ………………69
4.2.4 Расчет норматива образования мусора, подобного бытовому …..69
4.2.5 Расчет норматива образования смета в помещении ……………..69
5. Экологический контроль ………………………………………………71
5.1 Производственный экологический контроль ………………………71
5.1.1 Контроль состава промышленных выбросов предприятия ……..71
5.1.2 Контроль качества сточных вод предприятия ……………………74
5.1.3 Контроль за образованием, использованием,
размещением, обезвреживанием отходов производства ………………79
5.2 Экологический мониторинг …………………………………………79
Заключение ……………………………………………………………….83
Литература ………………………………………………………..………84
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Существует огромная важность изучения данной темы в настоящее время в связи с значительным ростом хозяйственного воздействия. В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого.
Появление идеи OBOC обусловлено объективными причинами, в первую очередь связанными с естественной заинтересованностью людей так организовать свою хозяйственною деятельность на территории, чтобы сохранить здоровую среду обитания и обеспечить себе нормальные условия функционирования в соответствии с данным нам правом на благоприятную окружающую среду.
Объект исследования система воздействия хозяйственной деятельности.
Предмет исследования: окружающая среда и здоровье человека.
Цель курсовой работы: изучение оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
Задачи курсовой работы:
1) дать понятие и рассмотреть специфику воздействия хозяйственной деятельности, как объекта права;
2) рассмотреть специфику воздействия недропользования как объекта права;
3) привести теоретические основы;
4) рассмотреть взаимодействие на окружающую среду и здоровье человека.
Методы исследования: сравнительно-правовой, метод системного анализа.
Структура работы: курсовая работа изложена на ? страницах машинописного текста и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Под оценкой воздействия понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду и здоровье человека, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.
1.2Oрганизационно-правовые основы экологической оценки воздействия на окружающую среду
В российском законодательстве центральное место среди источников экологического права, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает Конституция РФ. Важную роль играет конституционная норма ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду (ОС), достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Основы регулирования отношений в сфере охраны ОС определяют ст.ст. 9, 17, 36,58, 67, 72 Конституции РФ.
10 января 2002 года вступил в силу базовый Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», являющийся фактически основой российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов президента РФ и постановлений правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции РФ и федеральных законов представительные и исполнительные органы власти и управления субъектов федерации, а также органы местного самоуправления разрабатывают проекты и принимают на своем уровне соответствующие законы, другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.
Закон «Об охране окружающей среды» содержит специальную главу VI «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» и главу УП «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности». В частности, ст. 32 посвящена определению целей и задач оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), а ст. 33 — целям и задачам проведения экологической экспертизы. Помимо указанных глав и статей, напрямую посвященных ЭЭ и ОВОС, в данном законе глава IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» и глава V «Нормирование в области охраны окружающей среды» также имеют большое значение для проведения ЭЭ и ОВОС.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» подробно регулирует отношения в области ЭЭ, т. е. является целевым законом.
Все детали очень подробно рассмотрены в Комментарии к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». В этом законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, втом числе президента, Федерального собрания и правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, впервые вводится понятие «специальные уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы», распределены их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.
С точки зрения некоторых исследователей закон имеет существенный недостаток, так как в нем не отрегулированы отношения по ОВОС. Отношения по ОВОС родственны отношениям по проведению ЭЭ, поэтому в законе «Об экологической экспертизе» следовало бы предусмотреть раздел об ОВОС.
Важнейшим международным документом в изучаемой области является Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция Россией пока не ратифицирована, хотя участие в ней подтверждено. Конвенция впервые определила на международном уровне обязанности официальных лиц и права общественности в тех ситуациях, когда на территории одной страны планируется осуществление деятельности, которая может оказать неблагоприятное воздействие на среду обитания и население другой страны.
Вторым по значимости международным документом в области ОВОС и ЭЭ является Директива ЕЭС № 337/85 об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду. В ней закреплены основные принципы экологической оценки (ОВОС и ЭЭ), необходимость информирования общественности и ее активное участие на всех стадиях проведения ЭЭ, обязательность проведения консультаций между заинтересованными ведомствами, а также публикации результатов экспертизы.
Нормативными документами, которые используются при проведении ОВОС и ЭЭ являются: Государственные стандарты, нормы, правила, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВП и др.), а также руководства, методики, методические и другие рекомендации, справочные и иные пособия. Это нормативно-технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии для проверки предлагаемых решений на соответствие экологическим требованиям.
Глава 2. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЙ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Теоретические основы
Экологическая оценка воздействия -это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультации с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультации, планирования, проектирования, утверждения и осуществление данной деятельности.
ЭО рассматривается как процесс, а не просто как данные или документы, которые получаются в результате этого процесса.
Систематический процесс — это процесс, следующий по определенной системе.
ЭО не ограничивается этапом планирования, но охватывает и этап осуществления намечаемой деятельности.
Способы регулирования воздействия на окружающую среду:
— лицензирование
— лимитирование
Процесс ЭО включает следующие основные составляющие:
1. анализ потенциальных воздействий намечаемой деятельностью на окружающую среду и оценка их значимости
2. консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений
3. использование результатов анализа воздействий и консультаций в процессе принятия решений относящихся к намечаемой деятельности
Принципы ЭО:
Процедуры ЭО в разных странах различаются во многих аспектах:
— для каких видов деятельности проводится ЭО
— кто проводит ЭО
— каким образом, и в каких решениях учитываются результаты ЭО
Не смотря на эти различия, эффективные системы ЭО отвечают 3 основным принципам:
1. Превентивность
Принцип превентивности означает, что ЭО проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также что ее (ЭО) результаты используются при выработке и принятии решений. Одним из важных инструментов реализации принципа превентивности является анализ альтернатив — рассмотрение нескольких альтернатив намечаемой деятельности, обеспечивая свободу принятия решений в зависимости от результатов ЭО.
2. Комплексность
Принцип комплексности предусматривает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде. Задача ЭО состоит не только в том, чтобы проследить, на сколько соблюдаются стандарты и нормативы для отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы понять, как природно-социальная система в целом отреагирует на воздействие намечаемой деятельности.
3. Демократичность
Принцип демократичности отражает тот факт, что ЭО не сводится к научно-техническому исследованию, а является инструментом принятия взаимоприемлемых решений. Предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду затрагивает интересы потенциально не ограниченного круга лиц и организаций. Этот принцип подразумевает признание за этими лицами и организациями право на непосредственное участие в процессе принятия решений, их мнение должно учитываться наряду с заключениями экспертов при формировании выводов и использовании результатов процесса ЭО. Еще одно важное следствие этого принципа: для обеспечения возможности участия заинтересованных сторон ЭО должна проводиться в соответствии с определенными правилами, которые известны и понятны всем ее участникам, т.о. необходимо наличие регламентированной процедуры ЭО. Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решений часто приводит к тому, что на практике решение в таких системах принимается на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных наиболее влиятельных заинтересованных сторон.
Рассмотрев основные принципы ЭО, мы можем сформировать ее особенности, отличающие ЭО от других методов регулирования. Экологически ориентированные правила проектирования выполняют некоторые функции ЭО. Однако, они не могут учесть всех нюансов конкретной ситуации, особенно мнение заинтересованных сторон, как это может сделать комплексное и систематическое ЭО.
Системы экологического лицензирования намечаемой деятельности часто осуществляются на ведомственной основе и т.о., не отвечают принципу комплексности анализа экологических воздействий, на котором основана ЭО.
Предметом ЭО — является воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду. Под воздействием понимаются изменения в окружающей среде. Прогноз и разработка мер по их смягчению является одной из основных составляющих процесса ЭО. Систематическая комплексная природа ЭО позволяет выявлять те воздействия, которые могут неадекватно учитываться стандартами, установленными для отдельных сред и источников воздействия (непрямые и кумулятивные воздействия). Воздействия рассматриваются не только с точки зрения физической величины, но и с точки зрения их значимости для общества в целом, и от……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Конституция Российской Федерации. М.,1997.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. (№7-ФЗ).
О порядке разработки, согласования государственной экологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. Постановление Правительства РФ от 13.09.96 № 1097//СЗРФ. 1996. № 39. С. 4564.
.Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учеб. пособие/СПбГУАП.СПб., 2004.104с.
Большаков В. Н., Литунов И. Н. и др. Экология / Под ред. Г. В.Тягунова, Ю. Г. Ярошенко. М., 2000.
Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду: Программа курса и учебно-методические материалы. М., 1997.
Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду: Учеб. пособие. М., 1999.
Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М., 2001.
Материалы 4-го Международного семинара-конференции «Государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду: методология и практические приложения». М., 1998.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. (№7-ФЗ).
. Федеральный закон №68-ФЗ от 21 декабря 1994 г «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». (Статья 18, статья 19).
. Петров К.М., «Общая экология: взаимодействие общества и природы». 2014г.
Калякин С.И., Челышев И.С. ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 7. — С. 11-12;
URL: ru/article/view?id=8380 (дата обращения: 27.06.2017).