Содержание
Введение……4
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения бюджета .6
1. Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ…6
2. Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ…8
2.1. Доходы бюджетов субъектов РФ8
2.2. Расходы бюджетов субъектов РФ.11
3. Межбюджетные отношения.14
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета Липецкой области
2.1. Характеристика бюджета Липецкой области..16
2.1.1. Характеристика распределения расходов бюджета Липецкой области.16
2.1.2. Характеристика доходов бюджета Липецкой области17
2.2.1. Анализ расходной части бюджета Липецкой области.18
2.2.2. Анализ доходной части бюджета Липецкой области..22
2.3. Дефицит и профицит бюджета.25
Глава 3. Основные направления улучшения использования бюджета Липецкой области.27
3.1. Проблемы формирования и исполнения бюджета Липецкой области27
3.2. Основные направления улучшения использования бюджетных средств Липецкой области..28
3.2.1. Переход на казначейскую систему исполнения бюджета…28
3.2.2. Использование комплекса «Сапфир»33
3.2.3. Совершенствование межбюджетных отношений34
3.2.4. Модификация налоговой базы…37
3.2.5. Перспективный финансовый план на 2007 2009 гг. ….39
Заключение…42
Список литературы.44
Выдержка из текста работы
Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается примерно 29 тысяч местных бюджетов. самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении». Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. Во-вторых, наличие денежных средств в муниципальном образовании дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность. В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
Составляющими бюджетного процесса на местном уровне являются формирование и исполнение бюджета, которые осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Для органов местного самоуправления бюджетные отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса, должны быть урегулированы соответствующими нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Целью данной работы является рассмотрение и описание бюджетного процесса на местном уровне и изучение его особенностей.
1. Бюджетный процесс в муниципальном образовании
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по разработке, рассмотрению утверждению, контролю за его исполнением.
Бюджетный процесс имеет свой жизненный цикл, состоящий из:
разработки проекта бюджета;
рассмотрение бюджета и его утверждение;
исполнение бюджета;
корректировку (секвестр, использование сверх плановых поступлений);
контроль за исполнением бюджета;
отчет об исполнении.
Таким образом, бюджетный процесс закрепляет нормативно-правовые аспекты управления местным бюджетом.
Для подготовки соответствующего распорядительного документа используют «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании», включающее:
Общие положения: предмет регулирования; нормативно-правовую основу бюджетного устройства и бюджетного процесса в муниципальном образовании; понятия и термины; структура ежегодного бюджетного послания главы муниципального образования; основания для разработки бюджета (бюджетно-финансовую политику, прогноз социально-экономического развития); оформление бюджета (баланс финансовых ресурсов и бюджетную классификацию).
Бюджетное устройство – принципы функционирования местного бюджетного устройства; доходы и расходы местного бюджета; разграничение компетенции органов местного самоуправления в бюджетных отношениях.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании.
Обеспечение гласности бюджетного процесса: публичность рассмотрения проекта бюджета и отчета о его исполнении; порядок опубликования бюджетного послания, решений о бюджете и отчетов о его исполнении в местных СМИ; особенности делопроизводства в бюджетном процессе.
2. Формирование бюджета муниципального образования
Частью бюджетного процесса является формирование бюджета, состоящее из: разработки проекта бюджета, подготовки бюджетного послания главы муниципального образования; рассмотрения и утверждения проекта бюджета.
Разработка годового бюджета: во-первых, издание распоряжения главы муниципального образования о составлении проекта бюджета (не позднее, чем за 5 месяцев до начала очередного года); во-вторых, составление прогноза социально-экономического развития и оценка доходов бюджета в предыдущем году (после издания распоряжения в течение месяца); в-третьих, определение ориентировочных лимитов финансирования по главным разделов бюджета и сообщение о них распорядителям бюджетных средств; в-четвертых, составление и передача бюджетополучателями бюджетных заявок на рассмотрение распорядителю бюджетных средств (на основании прогноза, минимальных социальных стандартов и расчетного объема минимального бюджета муниципального образования); в-пятых, работа с заявками распорядителей бюджетных средств (письменное заключение по каждой заявке, их обобщение, направление сводной заявки по своему ведомству в экономическую и финансовую службы администрации – до 1 сентября предыдущего бюджетному периоду года; направление отрицательных заключений бюджетополучателю для исправления, направление бюджетной заявки при повторном отрицательном заключении главному распорядителю бюджетных средств для окончательного ее принятия или отклонения); в-шестых, обобщение и анализ предложений распорядителей (в срок до 15 августа), разработка проекта бюджетного послания и направление его экономической службой муниципального образования в финансовый орган (в срок до 1 октября); в-седьмых, составление проекта бюджета финансовым органом (в срок до 20 октября); в-восьмых, выступление главы муниципального образования с бюджетным посланием (не позднее 1 ноября); в-девятых, опубликование бюджетного послания главы муниципального образования .
Бюджетное послание содержит: основные показатели социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период; основные направления бюджетно-финансовой политики муниципального образования; ведомственную классификацию расходов бюджета; баланс финансовых ресурсов муниципального образования; проект бюджета муниципального образования на предстоящий финансовый год; оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов; программу приватизации (продажи) муниципального имущества; план приобретения имущества в муниципальную собственность; структуру муниципального долга и программу его обслуживания; программу внутренних заимствований на очередной финансовый год; программу представления муниципальных гарантий и поручительств на очередной финансовый год.
Рассмотрение проекта бюджета представительным органом местного самоуправления происходит в трех чтениях, как правило, не менее чем на трех заседаниях Совета (заседания бюджетного комитета в счет не включены): В первом чтении принимается решение об утверждении бюджета по базовым показателям – сумма доходов и расходов, размер дефицита бюджета – неутверждение бюджета в первом чтении влечет возврат его на доработку в администрацию либо направление в согласительную комиссию. Во втором чтении происходит
с одновременным утверждением долгосрочных целевых программ и документов, входящих в состав бюджетного послания – рассмотрение проекта бюджета во втором чтении проходит не позднее, чем через 20 дней после принятия его в первом чтении – процесс доработки бюджет проходит по следующему алгоритму: принятие решения о распределении доходов по разделам, подразделам и статьям (подстатьям) бюджетной классификации осуществляется в пределах, утвержденных в первом чтении базовых показателей; предложения об увеличении объема ассигнований по какой-либо статье расходов или включении новых статей, поступивших в ходе второго чтения, должны содержать источники покрытия образовавшихся расходов; при постатейном рассмотрении и утверждении расходной части бюджета в составе функциональной классификации выделяются части расходов текущего и капитального (инвестиционного) характера, суммы ассигнований по текущим расходам на капитальные расходы – бюджет развития; утверждение в составе бюджета (сверх предусмотренных расходов) объема оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может использоваться на покрытие кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении. В третьем чтении представительный орган местного самоуправления рассматривает бюджет – не позднее, чем через 10 дней после утверждения во втором чтении — принимается решение об утверждении бюджета в целом.
Бюджет на следующий год должен быть утвержден до начала очередного финансового года. Если бюджет не утвержден, глава муниципального образования имеет право принять решение о расходовании средств в порядке, установленном ст.190 БК РФ. При этом размер финансирования защищенных статей не должен быть ниже установленного нормативными актами федерального и субъектом Федерации уровня по состоянию на декабрь предыдущего года. Решение об индексации ассигнований принимается представительным органом.
3. Исполнение бюджета
Данный процесс включает: исполнение местного бюджета, контроль за исполнением местного бюджета, годовой отчет об исполнении бюджета.
Исполнение местного бюджета состоит:
Зачисление доходов на единый счет бюджета.
Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.
Учет доходов бюджета
и составление отчетности о доходах бюджета.
Составление бюджетной росписи.
Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителями бюджет средств и бюджетными учреждениям.
Утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.
Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.
Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств.
Изменение бюджетных ассигнований вследствие: введения режима сокращения расходов бюджета (секвестрования); исполнения бюджета сверх утвержденных в бюджете показателей; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в рамках своих полномочий; неисполнения обязательных условий бюджетного финансирования (нецелевой характер расходов, отсутствие необходимых документов и пр.).
Контроль за исполнением местного бюджета осуществляется представительным органом местного самоуправления в виде: предварительного контроля – в ходе обсуждения и утверждения проектов решения о бюджете и иным финансово-бюджетным вопросам; текущего контроля – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комиссий, рабочих групп представительного органа, в ходе рабочих и публичных слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующего контроля – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета (ежемесячная, ежеквартальная, полугодовая и годовая).
Годовой отчет об исполнении бюджета представляется и утверждается представительным органом в форме проекта правового акта вместе с документами и материалами, предусмотренными БК РФ. Он должен быть представлен в соответствии со структурой утвержденного бюджета. На основании отчетов главного распорядителя, распорядителей и получателей бюджетных средств, по результатам внутренней проверки исполнения бюджета или внешней – депутатской группы или аудитора.
4. Роль Федерального казначейства в исполнении местного бюджета
Одной из составляющих бюджетной реформы является обеспечение полномасштабного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней: федерального, субъектов Федерации и местного. Организация взаимоотношений по вопросу кассового исполнения местных бюджетов между органами федерального казначейства и органом местного самоуправления регламентируются соглашением (Типовое соглашение утверждено приказом МФ РФ о 11.05.99г. №35н).
Казначейская система исполнения местного бюджета в современных условиях предполагает прохождение всех финансовых бюджетных потоков через органы федерального казначейства, что позволит осуществить сплошной и непрерывный контроль за бюджетными средствами. Для этого необходимо произвести централизацию всех средств местного бюджета на счетах органов федерального казначейства на основе принципа единого счета или единой системы счетов. Система лицевых счетов бюджетополучателей является непременным условием функционирования единого счета федерального казначейства.
Одной из главнейших функций является учет состояния муниципальных финансов. При этом федеральное казначейство является главным поставщиком этой информации для органа исполнительной власти местного самоуправления, представительного органа местного самоуправления – Совета и для внутреннего и внешнего аудитора.
Органы федерального казначейства в процессе кассового исполнения местного бюджета принимают на себя следующие обязательства:
Обеспечивают учет финансирования расходов. При этом реестры для финансирования принимаются от финансовых органов в пределах остатков денежных средств на счетах 40204 «Средства местных бюджетов», уменьшенных на остаток неиспользованного финансирования на лицевых счетах получателей бюджетных средств;
Представляют ежедневно в финансовые органы информацию о движении и остатках финансовых средств. Информация аккумулируется на счетах 40204 и сводной ведомости по кассовым расходам организаций бюджета за прошедший операционный день и нарастающим итогом с начала года;
Выдают обслуживаемым получателям бюджетных средств выписки с лицевых счетов;
Организуют в установленном порядке выдачу денежных средств в наличной форме через соответствующие учреждения Банка России либо иные уполномоченные кредитные организации;
Ведут журналы учета платежных поручений, чеков, отказов от акцепта;
Информируют получателей средств о порядке исполнения бюджета;
Соблюдают конфиденциальность операций на лицевых счетах получателей бюджетных средств;
Консультируют получателей средств бюджета, по вопросам, возникающим в процессе расчетного обслуживания;
Выдают ежемесячно финансовым органам отчет по исполнению бюджета о кассовых расходах за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года;
Подтверждают кассовые расходы и остатки средств на лицевых счетах бюджетополучателей по состоянию на 1 января каждого года.
Альтернативным вариантом исполнения местных бюджетов органами федерального казначейства является создание казначейства для кассового обслуживания бюджета либо в структуре административных (финансовых) органов, либо в качестве самостоятельных учреждений.
Заключение:
Формирование и исполнение бюджета на муниципальном уровне – продолжительный ступенчатый процесс, в ходе которого возникают определенные проблемы.
Изучение вопросов, связанных с функционированием бюджетов муниципальных образований, показывает, что до настоящего времени, несмотря на решение общих вопросов разграничения государственных и муниципальных полномочий, все еще много проблем. Юридически до конца не урегулирована проблема баланса властных полномочий центра и мест, что вызывает, в свою очередь некоторые затруднения в управлении местными финансами и расходовании бюджетных средств.
Остается надеяться, что новый закон «О местном самоуправлении» поможет решить существующие проблемы и сделать более эффективным функционировании бюджетной системы на местном уровне.
Список использованной литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы – М.:ЮНИТИ, 2002 – 687 с.
Вахрин И.П. Бюджетная система Российской Федерации. – М: «Дашков и Ко», 2002 – 344 с.
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации – М: «Дашков и Ко», 2002 – 340 с.
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. — М: «Юристъ», 2001 – 384 с.
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации – М.: «Дашков и Ко», 2002 –с.112.
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации – М.:»Дашков и Ко», 2002 –с.121
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы – М.:ЮНИТИ, 2002 – с.468
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. — М: «Юристъ», 2001. – с. 113.
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации – М.: «Дашков и Ко», 2002 – с.144