Содержание
Введение4
1. Предварительный обзор финансового положения предприятия5
2. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия6
2.1 Оценка имущественного положения6
2.1.1 Построение аналитического баланса-нетто6
2.1.2 Вертикальный анализ баланса8
2.1.3 Горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности11
2.2Оценка финансового положения14
2.2.1 Оценка ликвидности и платежеспособности14
2.2.2 Оценка финансовой устойчивости18
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия20
3.1. Анализ финансовых результатов20
3.2. Оценка деловой активности предприятия22
Заключение и выводы25
Список используемой литературы28
Приложения30
Выдержка из текста работы
1. Сущность экономического потенциала предприятия 7
1.1 Сущность понятия экономический потенциал и его структура 7
1.2 Особенности и условия формирования экономического потенциала 11
1.3 Значение экономического потенциала в обеспечении устойчивого стратегического развития 15
2. ОЦЕНКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Оценка экономического потенциала предприятия и источников его формирования 19
2.2 Эффективность использования экономического потенциала 22
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе исследуется одно из сложнейших и многоаспектных понятий — экономический потенциал, которое достаточно давно и активно используется в отечественной науке и практике управления государством, отраслью и сферой, предприятиями и его подразделениями.
Нередко делаются попытки не только выделить и классифицировать ключевые индикаторы экономического потенциала, но и сконструировать определённый и единый по методологии комплексный показатель, на базе которого известными методами анализа и синтеза построить нормативную систему критериев эффективности функционирования предприятий, отраслей и национального хозяйства в целом.
Указанный процесс активизировался в России в переходный период к рыночным отношениям, когда быстрое развитие получило предпринимательство как атрибут и естественный формат поведения субъектов рынка. Именно в условиях либерализации экономических отношений в части централизованного планирования и управления актуализировалась проблема первоначальной оценки потенциальных возможностей предприятия, а следовательно, и ожидаемых, т.е. планируемых и контролируемых результатов бизнеса. Причём основной целью и практической задачей становится именно создание и наращивание экономического потенциала фирмы или корпорации как основы их экономической устойчивости в стратегическом периоде. Для достижения этих рациональных целей и задач следует оперировать не абстрактными понятиями, а конкретными индикаторами и показателями, адекватно оценивающими экономический потенциал бизнеса и его динамику.
В настоящее время бизнес-среда характеризуется особо высокой динамичностью и ужесточающейся конкуренцией, что является логическим следствием системного экономического кризиса. Однако последний следует рассматривать не как случайный период в развитии мировой и национальной экономики, а как естественное перманентное состояние жёстко взаимосвязанных и противоречивых процессов, требующих от каждого субъекта рынка прежде всего качественного стратегического управления бизнесом, содержательно ориентированного на систематический мониторинг экономического потенциала предприятия.
Конкретизируя сказанное, можно заключить, что в рыночных условиях предприятие ставит перед собой две приоритетные стратегические задачи:
— во-первых, постоянный прирост функционирующего капитала фирмы, что является главным условием увеличения собственности, как целевой задачи бизнеса;
— во-вторых, обеспечение финансово-экономической устойчивости фирмы в условиях нерегулируемой бизнес-среды.
Анализ показывает, что, по мнению большинства учёных, именно решение этих задач требует введения в науку и практику бизнеса понятия «экономический потенциал» с использованием в качестве его индикаторов определённых комбинаций, соответствующих конкретной ситуации материальных, трудовых и финансовых показателей. На их основе должны быть построены экономические прогнозы, стратегические планы и программы. В зависимости от последних выстраиваются организационные структуры, принимаются оперативно-тактические решения и контролируется результативность бизнеса.
Сказанное подчёркивает своевременность и актуальность данной курсовой работы.
1.Сущность экономического потенциала предприятия
1.1 Сущность понятия экономический потенциал и его структура
Исследование научных публикаций, в которых используется понятие экономический потенциал, показывает, что, неся определённую смысловую нагрузку, эта категория интерпретируется автором и воспринимается читателем по-разному в зависимости от изначального авторского контекста.
Можно выделить четыре подхода к определению и пониманию сущности понятия экономический потенциал [3, стр. 37]:
1.Экономический потенциал как макроэкономическая категория, т.е. как совокупная способность отраслей народного хозяйства. Таким образом, экономический потенциал определяет способность производства материальных благ. Характерная черта — связь между понятиями национальное богатство, уровень экономического развития.
2.Экономический потенциал как совокупность имеющихся в наличии ресурсов. Этот подход является предпосылкой возникновения составляющих экономического потенциала: инвестиционного потенциала, производственного потенциала, кадрового потенциала, природно-ресурсного потенциала.
3.Отождествление терминов экономический потенциал, экономическая мощь и народнохозяйственный потенциал. Данный подход имеет существенные недостатки. Так как понятие народное хозяйство более широкое, чем экономика, то и народнохозяйственный потенциал должен включать в себя экономический, но не быть равным ему. Понятие экономическая мощь применимо к накопленным экономическим ресурсам, в то время как потенциал определяет лишь возможные.
4.Экономический потенциал как результат экономических и производственных отношений между субъектами хозяйственной деятельности.
Критический анализ имеющихся подходов к определению экономический потенциал приводит к выводу о том, что не следует противопоставлять понятия потенциал и ресурсы. Любой вид потенциала является обобщённой, собирательной характеристикой ресурсов, привязанной к месту и времени.
Когда потенциал рассматривается как совокупность ресурсов, его оценка заключается в установлении качественных и количественных характеристик значений отдельных видов ресурсов, причём их взаимное влияние не учитывается и не измеряется. Когда речь идёт о системе ресурсов, то характеристики её отдельных составляющих должны дополняться показателями, описывающими систему в целом [1, стр. 99].
Рассматривая потенциал с точки зрения результативного подхода, необходимо учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют способность обеспечивать функционирование системы. Для этого необходимо определить системные (результирующие) характеристики всех видов ресурсов, знать способ их использования и управления ими, т.е. необходимо учитывать не только ресурсы, но и накопленные резервы. А для того чтобы у предприятия был достаточный запас резервов, их нужно создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования экономического потенциала.
Резервный подход объясняет, что необходимо проводить разграничение между понятиями потенциал и резервы. В потенциале отражается и существующее, и возможное (потенциальное), а в резервах — лишь возможное, неиспользованное. Таким образом, используемые резервы — это существенная, но не единственная часть экономического потенциала.
На предприятии всегда существуют отклонения между созданными возможностями и их фактическим использованием. Неиспользованные возможности выступают в виде производственных резервов, которые в конечном счёте отражают степень использования экономического потенциала.
Таким образом, предприятие при оценке экономического потенциала отталкивается от показателей предыдущего периода и констатирует наращивание данной категории. Это является неэффективным, так как в первую очередь предприятие должно отталкиваться не от собственных показателей, которые могут не соответствовать требованиям современной ситуации на рынке, а от показателей в среднем по отрасли или в целом по стране.
Принимая во внимание существующие подходы, проанализировав все определения, учитывая современные условия осуществления хозяйственной деятельности, можно предложить в качестве наиболее приемлемого и более полно отражающего суть категории потенциал следующее определение.
Экономический потенциал — наличие ресурсов и резервов, вовлечённых в производство либо не вовлечённых в данный момент, т.е. авансированных, совокупных возможностей формировать и удовлетворять потребности в товарах и услугах, оптимально используя имеющиеся ресурсы и учитывая условия и ограничения в рамках отраслевой принадлежности предприятия.
Попытаемся представить структуру данной категории на рис. 1
Рис.1 Структура экономического потенциала
Итак, шесть граней — это шесть элементов экономического потенциала. Причём каждый из элементов можно разделить ещё на шесть частей:
1.Ресурсы, резервы
1.1. Материальные
1.2. Финансовые
1.3. Трудовые
1.4. Информационные
2. Цели
2.1. Получение прибыли
2.2. Генерирование потоков денежных средств
2.3. Сохранение стоимости
2.4. Поддержание качества жизни
3. Система управления
3.1 Планирование
3.2. Организация
3.3. Стимулирование
3.4. Контроль
4. Деятельность персонала
4.1. Производственная
4.2. Аналитическая
4.3. Коммуникационная
4.4. Инновационная
5. Технологии
5.1. Единичное производство
5.2. Мелкосерийное производство
5.3. Массовое (крупносерийное производство)
5.4. Непрерывное (автоматизированное производство)
И от того, каким образом будут сформированы данные элементы в зависимости от различных комбинаций, и будет зависеть состояние экономического потенциала, его динамика и эффективность использования.
Для применения предприятиями рассматриваемых положений важно перенести их в практическую плоскость. Поэтому обоснованно поступают исследователи, конкретизируя экономический потенциал среди других видов потенциалов и выделяя соответствующие ресурсы как некую количественную оценку возможностей предприятия в различных сферах его деятельности.
1.2 Особенности и условия формирования экономического по……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азрилиян, А.Н. Большой экономический словарь / 6-е изд., доп. — М. : Институт новой экономики, 2004
2. Анчишкин, А.И. Прогнозирование роста экономики / А.И. Анчишкин. — М. : Экономика, 1996
3. Ашимбаев, Т.А. Экономический потенциал и эффективность его использования / Т.А. Ашимбаев. — Алма-Ата : Наука, 1990
4. Игнатовский, П. Экономический потенциал и условия действенности хозяйственного механизма / П. Игнатовский // Плановое хозяйство. -1980.
5. Лопатников, Л.И. Популярный экономико-математический словарь / Л.И. Лопатников. — М., 1990.
6. Мерзликина, Е.М. Оценка эффективности деятельности организации : монография / Е.М. Мерзликина. — М. : МГУП, 2000.
7. Мерзликина, Г.С. Оценка экономической состоятельности предприятия: монография / Г.С. Мерзликина, Л.С. Шаховская. — Волгоград : ВолгГТУ, 1998
8. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 2- е изд., испр. — М. : ИНФРА-М, 1999.
9. Фонотов, А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление / А.Г. Фонотов. — М. : Экономика, 1985
10. URL : 11. URL :