Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ6
1.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ6
1.2. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ПРИ ПРИМЕНЕНИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ13
2.1. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ13
2.2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ16
2.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)19
2.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ22
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РЕЖИМА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ25
3.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ25
3.2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ25
3.3. РАЗВИТИЕ ТЕНДЕНЦИЙ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ34
ПРИЛОЖЕНИЕ 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 238
Выдержка из текста работы
В условиях рыночной экономики каждое государство повсеместно использует налоговую политику в качестве воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов регулирования и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. Центральные и региональные органы власти и управления для успешного выполнения поставленных перед ними государственных задач обязаны иметь необходимую для этого финансовую базу. На сегодняшний день налоговая составляющая доходной части консолидированного бюджета России превышает 80% общей суммы доходов.
Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством РФ. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и отчисления увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. В то же время обязательство предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налогов и отчислений составляет значительную часть кредиторской задолженности предприятия, отражаемой в пассиве баланса предприятия. Несвоевременное исполнение данного обязательства приводит к наложению на предприятие финансовых санкций (штрафов), еще более увеличивающих сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного оттока денежных средств.
Следовательно, налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.
Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.
Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Естественное желание каждой фирмы — платить как можно меньше налогов. Оно и понятно. Ведь чем меньше денег компания будет отдавать в бюджет, тем больше средств останется в ее распоряжении. Этой цели можно достичь с помощью грамотного налогового планирования. Его принципы просты:
— использовать все возможные законные способы снижения налогов;
— платить в бюджет только минимальную сумму налогов в последний день установленного для этого срока.
Снизить налоговое бремя можно, оптимально составив учетную политику, договоры с партнерами, первичные документы, а также используя лазейки в законодательстве. Кстати, в некоторых случаях помогает и сам Налоговый кодекс. Определенным категориям налогоплательщиков он предоставляет льготы по налогам, возможность использовать специальные налоговые режимы, работать на территориях с льготным налогообложением.
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющийся ресурсов, оптимально планирует свое налогообложение.
Проблемы налогообложения предприятий находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, они очень актуальны в настоящее время, этим и обусловлен выбор темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий.
Объектом исследования выступило ОАО «ТАИФ-НК».
Предметом исследования являются практика налогообложения предприятий и разработка основных направлений налоговой политики.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
· рассмотрены теоретические основы налогообложения предприятий;
· проведен анализ практики налогообложения ОАО «ТАИФ-НК»
· определены основные направления налоговой политики.
Методологической базой работы являются законы Российской Федерации, Указы Президента, постановления Правительства, нормативные документы, периодические печатные издания, статистические данные за 2009 год.
Глава 1. Роль и значение налоговой политики для предприятия
1.1 Сущность и значение налоговой политики для предприятия
Одним из важных элементов финансовой политики предприятия является его налоговая политика. Все организации заинтересованы в уменьшении налоговых выплат. При их уменьшении увеличиваются шансы предприятия на дальнейшее развитие и увеличение результативности его деятельности. Причем, чем выше налоговые ставки, тем больше организация заинтересована в уменьшении налоговых выплат.
Заинтересованность в снижении налоговой нагрузки является также следствием несовершенства налогового законодательства. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость — сильная мотивация к выработке эффективной налоговой
политики организации. Налоговая политика организации, как составная часть ее финансовой политики, — это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей организации.
Целью налоговой политики является максимизация прибыли при минимизации издержек, включающих налоговые платежи. Уменьшение налоговых платежей не должно являться самоцелью организации. Налоговую
политику следует рассматривать как способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности предприятия.
Принципы налоговой политики:
-законность — соблюдение всех требований действующего законодательства при формировании налоговой политики;
-выгодность — снижение совокупных налоговых обязательств в результате использования инструментов налоговой политики;
-реальность и эффективность — использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для данного предприятия, которые способствуют достижению налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
-альтернативность — рассмотрение нескольких разных вариантов налогового планирования с выделением наиболее выгодного из них применительно к конкретному предприятию;
-оперативность — корректировка процедуры налоговой политики предприятия с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;
-понятность и обоснованность — схема должна быть понятна, а составные части иметь экономическое и правовое обоснование.
1.2 Виды налогов
Для налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, современным налоговым законодательством предусматриваются различные виды налогов. Их количество на одного субъекта налогообложения может значительно варьироваться и составлять от одного-двух до десяти и выше.
Такой большой разброс по численности налогов связан с различными объективными и субъективными обстоятельствами, а также особенностями налоговой системы, применяемой в той или иной стране. Отметим коротко эти обстоятельства и особенности.
Одно из главных требований к налогу состоит в его адекватности и справедливости. Однако одним универсальным налогом практически невозможно удовлетворить требования этих критериев в силу различий предпринимательской деятельности по доходности, срокам окупаемости, капиталоемкости и т.д. Один вид предпринимательской деятельности требует в основном профессиональных знаний и умений (например, финансовый консалтинг, ремонт и наладка компьютеров и проч.), другой — привлечения значительных трудовых ресурсов (промышленность, строительство, аграрный бизнес), третий — имущества и капитала. Все перечисленные виды бизнеса настолько разные, что справедливое и адекватное налогообложение на основании одного-двух налогов — дело малореальное. Для более или менее справедливого налогообложения государство вынуждено пользоваться некими усредненными значениями, которые для одних предпринимателей оборачиваются облегченными платежами, для других — тяжелым бременем. Иными словами, налог в данном случае становится произвольным и несправедливым.
Для более полного учета всех ресурсов и возможностей предпринимателя или предприятия государством вводятся дифференцированные налоги, которые взимаются в зависимости от определенных параметров — величины прибыли, оборота, имущества, количества работающих. Увеличение числа налогов, таким образом, дает возможность взимать налоги на основании более объективных показателей, но в то же время усложняет налоговую систему.
Еще более сложной налоговую систему делает набор льгот и преференций, предоставляемых предпринимателям и их сотрудникам. Льготы чаще всего предоставляются государством в виде снижения ставок налогов или налоговых вычетах. Если, к примеру, какой-либо предприниматель строит за свой счет жилье для персонала или осуществляет инвестиции в социально значимые проекты, государство поддерживает такого рода действия путем налоговых послаблений, льгот или рассрочки платежей.
Таким образом, можно констатировать, что усложнение налоговой системы чаще всего носит объективный характер, так как делает налогообложение более гибким и справедливым. Однако платой за гибкость является громоздкость и трудность пользования налоговым законодательством для неспециалиста.
Теперь рассмотрим через призму вышесказанного основные виды налогов на предпринимателей.
1. Вмененный налог. Для налогообложения предпринимателей, доходы которых сложно контролировать, государство использует самый простой вид налога — вмененный налог. Сущность данного налога состоит в том, что он взимается с предпринимателя в виде фиксированного платежа за определенный период времени — например, за год. Государственные или муниципальные власти, исходя из среднего прогнозируемого для конкретного вида деятельности значения, предлагают предпринимателям заплатить исчисленный налог авансом. После оплаты предприниматель считается исправным налогоплательщиком вплоть до наступления следующего налогового периода.
Нередко вмененный налог взимается с использованием корректирующих коэффициентов, с помощью которых власти пытаются сделать налоговые платежи более справедливыми и адекватными. Базовая ставка вмененного налога умножается на понижающие или повышающие коэффициенты, которые учитывают месторасположение и вид предпринимательской деятельности, наличие клиентопотока, инфраструктуры и прочих факторов.
2. Налог на доходы (прибыль). Налог на прибыль предполагает справедливый раздел доходов предпринимателя между ним и государством по заранее установленной ставке. Чем больший доход получает предприниматель, тем большую сумму в виде налогов он выплачивает в государственный бюджет.
В российской хозяйственной практике индивидуальные предприниматели уплачивают налог на доходы в размере 13%, что соответствует применяемой ставке подоходного налога для физических лиц.
Ввиду того, что индивидуальные предприниматели как владельцы бизнеса могут привлекать сотрудников для работы по найму (трудовому договору), они должны самостоятельно исчислять и уплачивать за этих лиц налоги.
Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Профессиональные вычеты могут использоваться только после го……..
Список используемой литературы:
1. Конституция РФ. — М.: ТК Велби, 2008- 164 с.
2. Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 688 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2009), ст. 133, 140
4. О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2005 г. №101-ФЗ // «Российская газета». — 2008. — №7. -С.16.
5. О налоге на имущество физических лиц: Федеральный закон РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // «Российская газета». — 2007. — №9. -С.19.
6. О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента в УР: Закон УР от 28 ноября 2008 г. №60-НЗ // «Налоговый вестник». — 2007. — №1. — С.6-9.
7. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 692 с.
8. Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. 2000. 2-3. С. 2124.
9. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика.- 2012. — № 9.
10. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. канд. экон. наук. М., 2010. 178 с.
11. Сайт Министерства Финансов РФ [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: ru/