Содержание
1. Общая характеристика Франции3
1.1. Административно-территориальное деление3
1.2. Основные показатели социально-экономического развития4
1.3. ТНК5
2. Оценка институциональной открытости9
3. Оценка функциональной открытости13
Выводы16
Список использованных источников17
Выдержка из текста работы
на тему: «Оценка степени институциональной открытости экономики субъекта Российской Федерации Республики Саха (Якутия)»
Санкт-Петербург 2015 г
Содержание
Введение
.Общая характеристика Якутии
.1 Административно-территориальное деление
.2 Транспортная инфраструктура
.3 Основные показатели социально-экономического развития
.4 Крупные предприятия республики
. Анализ институциональной открытости Якутии
.1 Международная торговля
.2 Международное инвестирование
.3 Международное кредитование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Российская экономика, в настоящее время, находится в процессе преобразований, которые, с одной стороны, испытывают влияние общего мирового процесса глобализации, с другой, усиления роли государства в экономической сфере.
Современные крупные корпорации в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению, в основном, локальных (межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные.
Республика Саха (Якутия) — самый большой по территории регион Российской Федерации, свыше 40 % которого находится за Полярным кругом. Здесь самая продолжительная и холодная зима, самая мощная вечная мерзлота в мире. Якутия является безоговорочным лидером в Российской Федерации по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов.
В ходе исследования будет проведён анализ институциональной открытости экономики Якутии
Институциональная открытость подразумевает под собой совокупность различных институтов, некоторые из которых способствуют повышению степени открытости национальной экономики, а некоторые препятствуют, а также всевозможных правил, условий, норм и методов регулирования движения товаров, кредитов и инвестиционных потоков.
Анализ институциональной открытости следует проводить по трём основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.
1.Общая характеристика Якутии
.1 Административно-территориальное деление
Республика Саха (Якутия) — субъект Российской Федерации. Входит в состав Дальневосточного федерального округа. Образована 27 апреля 1922 года как Якутская АССР в составе РСФСР и СССР. В 1991 году Якутская АССР получила своё современное название — Республика Саха (Якутия).
Это самый крупный регион Российской Федерации. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия больше, чем второе по размеру государство СНГ — Казахстан, и по площади превосходит Аргентину. Однако население Якутии меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких по России (меньшую плотность имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа).
Якутия — регион с высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала. Республика Саха (Якутия) является одним из динамично развивающихся субъектов Дальневосточного региона Российской Федерации. Обширная территория, богатый ресурсный потенциал, наличие крупных действующих экспортно-ориентированных предприятий, выгодное географическое положение и близость рынков сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, уникальный туристский потенциал создают предпосылки для формирования в Республике Саха (Якутия) стратегического форпоста России на Дальнем Востоке.
По итогам мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации, проводимых Министерством регионального развития Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) в 2014 году занимает лидирующие позиции по сводному индексу социально-экономического положения (14 место). Республика включена в группу лидеров по инвестиционной привлекательности (8 место), по реальному сектору экономики (14 место).
Численность населения республики, по данным Госкомстата России, составляет 956 896 чел. (2015). Плотность населения — 0.31 чел./км2 (2015). Является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации. Городское население — 65.28 % (2015).
Республика включает в себя 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа. В состав муниципальных районов в свою очередь входят городские и сельские поселения (наслеги), общее число наслегов составляет 365, в том числе 31 национальный.
.2 Транспортная инфраструктура
Транспорт в Якутии — важная составляющая экономики Якутии и всего северо-востока России, обеспечивает перемещение жизненно важных грузов, товаров, людей, играет важнейшую роль в обеспечении так называемого северного завоза и комфортных условий проживания на Севере, обеспечивает бесперебойное снабжение стратегически важных отраслей экономики — предприятий горнодобывающей промышленности и других. Транспортная сеть не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой для социально-экономического развития региона.
Транспорт Якутии — очень большая отрасль народного хозяйства, в которой заняты десятки тысяч людей. Её отличают следующие характерные черты:
Многообразие. В Якутии представлены практически все виды транспорта — железнодорожный, авиационный, автомобильный, водный (морской и речной) и трубопроводный. Отсутствует электротранспорт — нигде в Якутии нет электрифицированных железных дорог, трамваев и троллейбусов в городах.
Сложная транспортная схема — сезонность и дороговизна транспорта. Дешёвым круглогодичным транспортом охвачен только юг республики, точнее, полоса вдоль АЯМа. Крайний Север, и вообще весь север Якутии, вынужден жить на сезонном обеспечении грузами и использовать дорогие виды транспорта — например, авиационный, что напрямую сказывается на стоимости жизни на Крайнем Севере.
Доля транспорта в валовом региональном продукте республики составляет 4,4 %. Годовые объёмы грузоперевозок превышают 40 млн т, а пассажироперевозок составляют около 80 млн чел. Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте составляет около 60 %.
Большая часть грузопотока приходится на водный транспорт. В период навигации основными транспортными артериями становятся реки (Лена с притоками Вилюй и Алдан, Яна, Индигирка, Колыма). В северные районы республики грузы доставляются Северным морским путём.
Развивается автомобильная сеть республики. 25 октября 2008 года официально открыта для круглогодичного движения на всём своём протяжении автодорога федерального значения «Колыма» (Якутск — Магадан). В то же время автодорога федерального значения «Лена», которая связывает Якутск с общероссийской автомобильной сетью, требует очень серьёзного ремонта.
Развит воздушный транспорт. В республике действует 23 аэропорта.
Действует участок Амуро-Якутской железнодорожной магистрали Беркакит — Алдан — Томмот. Продолжается строительство участка до посёлка Нижний Бестях (официально открыт в сентябре 2011 года, рабочая загрузка ещё не начата), рассматривается возможность строительства совмещённого автомобильно-железнодорожного моста через Лену с выходом железной дороги на Якутск, а также продолжения строительства железной дороги на Мому — Магадан. В юго-восточной Якутии также близко к завершению строительство тупиковой железнодорожной линии Улак — Эльга, соединяющей БАМ с Эльгинским угольным месторождением.
.3 Основные показатели социально-экономического развития
Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России, занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, сурьмы. В значительных масштабах для внутренних и экспортных целей ведется добыча угля, нефти, для внутренних потребностей добываются природный газ, платина, камнецветное сырье, строительные материалы и другие полезные ископаемые. По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации. По рейтингу общих запасов природных ресурсов Якутия занимает первое место в РФ. Удельный вес запасов полезных ископаемых Якутии в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам — 82%, золоту — 17%, урану — 61%, сурьме — 82%, железным рудам — 6,2%, углю — 40%, олову — 28%, ртути — 8%. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.
Якутия — один из первых субъектов России, реализующих программный метод управления социально-экономическим развитием региона. В рамках принятой системы планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) приняты и реализуются совокупность взаимосвязанных документов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, направленных на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения и развития экономики республики. Начиная с 2012 года, 95% государственного бюджета республики охвачено государственными программами. В Республике принято и реализуются 37 государственных программ по основным направлениям социально-экономического развития.
Благодаря планомерной реализации основного стратегического документа долгосрочного социально-экономического развития республики — Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее, Схема-2020), разработанной по поручению Президента РФ В.В. Путина, текущая социально-экономическая ситуация Республики Саха (Якутия) с 2006 года характеризуется реальным ростом основных макроэкономических показателей, опережающим развитием производственной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Республика постепенно уходит от рискованной моноотраслевой направленности экономики, развиваются новые отрасли промышленности, создаются новые рабочие места, обеспечивается увеличение объемов собственных доходов бюджета Республики.
Якутия становится крупнейшим нефтегазовым регионом и будет играть значительную роль в диверсификации экспорта углеводородов в восточном направлении. Благодаря вводу в 2009 году нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», добыча нефти увеличилась в 10 раз (к 2008 году).
С вводом в эксплуатацию крупнейшего даже в мировых масштабах Эльгинского угольного комплекса новый импульс развития получит угледобывающая отрасль республики.
Практическая разработка компанией «Газпром» гигантского Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения положила старт реализации масштабной Восточной газовой программы, в рамках которой будет построен магистральный газопровод «Якутия — Хабаровск — Владивосток».
Главной особенностью стратегии развития Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом.
В Западной Якутии, где традиционно добываются алмазы, на общей транспортной и энергетической инфраструктуре, формируется новый Якутский центр нефте- и газодобычи России с перерабатывающей и гелиевой промышленностью.
В Южной Якутии — в уникальном с учетом наличия богатейших природных ресурсов и более развитой инфраструктуры формируется крупный промышленный район, основанный на добыче и обогащении угля, железных и урановых руд, химического производство.
Кластер в Северо-Восточной Якутии будет специализироваться на добыче и переработке цветных и редкоземельных металлов.
В Центральной Якутии формируется транспортно-логиистический узел, научно-образовательный комплекс, планируется дальнейшее развитие ювелирного и алмазогранильного производства.
В каждом кластере предполагается развивать опорные населенные пункты с развитой социальной инфраструктурой.
Валовой региональный продукт в 2012 году превысил 543 млрд. рублей с реальным ростом 103,4% к 2011 году и обеспечен увеличением промышленного производства (106,6%), инвестиций в основной капитал (110,2%), строительных работ (104,1%), объемов перевезенных грузов (112,5%), розничного товарооборота (102,6%) и платных услуг населению (103,1%).
По отдельным позициям темпы социально-экономического развития республики за 2014 год превысили среднероссийский уровень. К таким показателям относится индекс промышленного производства — 106,6% (по РФ — 102,6% оценка), инвестиции в основной капитал — 110,2% (по РФ — 105,5%). Темпы роста выше, чем в целом по Российской Федерации сложились по реальной заработной плате — 111,9% (по РФ — 109,1%), по реальным денежным доходам — 103,5% (по РФ — 103,0%).
Таблица 1.
Динамика основных показателей развития Республики Саха (Якутия)
Темпы роста в сопоставимых ценах,в % к предыдущему периоду2014 к 2005, в %20052006200720082009201020112012201320141. Валовой региональный продукт104,3107,7104,9103,4104,5107,297,6101,6106,5103,41492. Продукция промышленности102,5112,593,4100100,5104,286,4117,6111,3106,6136- добыча полезных ископаемых100,4114,693,7100,8101,9104,685120,3112,1107,9143,3- обрабатывающие производства127,8109,190,682,990,898,287,911911294,1102,9- производство и распределение электроэнергии, газа и воды100,2103,693,7101,196,1103,595,1101,7106100,4100,73. Внешнеторговый оборот121,7143,4127,3101,696,111165,1213143,5103,3494,94. Продукция сельского хозяйства102,2100,6103,695,2100,9102,1100,297,395,399,696,75. Объем строительных работ104,2109,2113,5107,2134,4111,311867,3112,5104,1192,46. Инвестиции в основной капитал107,1105,7130,2102,1192,2114109,463,8123,6110,2313,57. Ввод в действие жилых домов105,191,4108,6110,711190,8100,9103,3105,2111,7142,58. Оборот розничной торговли125,1102,3105,5108,6107,4107,6102,1103,6102,7102,6188,99. Реальные располагаемые денежные доходы населения114,8106,1106,3105,8104,2107,9102102,7102,4102,6143,910. Уровень безработицы, в % к ЭАН9,38,88,99,57,698,78,89,08,0-11. Доля прибыльных организаций в экономике, в %46,948,656,756,56364,459,964,767,567-
К локомотивам промышленного производства — добыче алмазов (2,8 млрд. долл. или 104% к 2013 году), нефти (6,7 млн. тонн или 122%), угля (12256 тыс. тонн или 124%) добавилась добыча золота: впервые за последние пятнадцать лет добыто более 20 тонн золота (21,3 тонны или 112% к уровню предыдущего года).
Также возросли объемы добычи газа до 2 млрд.м3 (105,7%), производства ювелирных изделий до 1 443,9 млн. руб. (128,4%), выработки электроэнергии до 8,5 млрд. кВтч (103,5%).
Индекс промышленного производства в республике по итогам 2014 года составил 106,6% к уровню 2013 года, что выше среднероссийского показателя (102,6%). Рост промышленного производства обеспечен в основном за счет добычи нефти (120,5%), алмазов (99,7%), золота (110%), производства электроэнергии (103,6%).
В рамках создания круглогодичной, связанной с общероссийской и межрегиональной сетями транспортной системы завершается строительство ключевого проекта создания опорной транспортной сети — пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Н.-Бестях (Якутск). В ближайшее время начнется проектирование и строительство мостового перехода через р.Лена в районе г.Якутска.
С учетом положительных изменений в экономике достигнута стабильность в сфере занятости и рынка труда. Общая численность безработных уменьшилась на 9,3 % и составила 40 тыс. чел. Уровень общей безработицы снизился с 9,0 до 8,0%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 39 912,8 рублей с реальным ростом на 11,9%. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц за 2014 год составили 27 966 рублей с ростом к 2011 году в сопоставимых ценах на 2,6%.
С 2004 года государственная поддержка товарного сельскохозяйственного производства осуществляется на основе программно-целевого метода. За период с 2004 по 2014 год объем государственной поддержки отрасли увеличился в 2,1 раза (в 2004 году объем господдержки 3,5 млрд. рублей, в 2012 году — 7,5 млрд. рублей). Решение задач по развитию агропромышленного комплекса республики предусматривается с учетом территориально-производственного размещения отраслей АПК по районам. Приоритетное развитие получат агропромышленные формирования, расположенные непосредственно в «точках роста» промышленного, транспортного и энергетического комплексов.
С 2011 года осуществляется постепенная передача органам местного самоуправления финансовых полномочий на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства. В 2013 году из 7,5 млрд. рублей, предусмотренных в государственном бюджете на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства, 33 % (2,5 млрд. рублей) направлено в виде субвенций муниципальным районам и городским округам.
Бюджетная политика в последние годы была направлена на повышение качества управления общественными финансами, укрепление и наращивание доходной части республиканского бюджета, повышение эффективности расходов бюджетных расходов, создание эффективной системы межбюджетных отношений как с федеральным центром, так и с органами местного самоуправления, выполнение обязательств на всех уровнях власти и усиление контроля за использованием государственных средств, оптимизацию управления государственным долгом.
В Республике Саха (Якутия) активно реализуется социальная политика, Якутия входит в двадцатку субъектов РФ с высоким уровнем индекса развития человеческого капитала.
В 2014 году более половины средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено на реализацию 11 государственных программ социально-культурной сферы. 19 % расходов бюджета направлено на развитие образования, 14 % и 13 % — на развитие здравоохранения и социальной политики соответственно.
.4 Крупные предприятия республики
Открытое акционерное общество Холдинговая компания «Якутуголь» (ОАО ХК «Якутуголь») — одно из крупнейших угледобывающих предприятий России, функционирующее в Республике Саха (Якутия) в городе Нерюнгри. В его состав входят три разреза: «Нерюнгринский», «Эльгинский» и «Кангаласский», шахта «Джебарики Хая», а также обогатительная фабрика «Нерюнгринская».
ОАО ХК «Якутуголь» является одним из немногих производителей твердых коксующихся углей в России. Объемы добычи компании достигают 11,5 млн. тонн в год. В основном это высококачественный уголь ценной марки «К9». Продукция «Якутугля» пользуется большим спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В частности, постоянными потребителями концентрата коксующегося угля, производимого на «Якутугле», являются китайские, японские и корейские компании.
Концентрат коксующегося угля поставляется металлургическим и коксохимическим предприятиям центральных районов России, экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Украину. Поставки энергетических углей на внутренний рынок осуществляются в адрес энергетических, цементных и жилищно-коммунальных предприятий Дальневосточного федерального округа России.
Холдинг «Якутский Речной порт» представляет собой группу компаний, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом, связанных между собой отношениями по управлению их деятельностью головной компанией. В целом Холдинг «Якутский речной порт» предоставляет комплекс транспортных услуг связанных с перевозкой грузов и пассажиров речным транспортом в бассейне реки Лена от порта Осетрово до Жиганска включая боковые притоки реки Алдан и реки Вилюй, а также переработкой и хранением груза в портовых терминалах.
В структуру Холдинга входят восемь предприятий, в том числе: ООО Холдинговая компания «Якутский речной порт», ООО Судоходная компания «Якутск», ООО Речной порт «Якутск», ООО «Пассажирское Райуправление», ООО Судоходная компания «Вилюй», ООО «Столовая речного порта», ИП Производственный участок «СтройБлок».
Основными направлениями деятельности порта являются оказание услуг по переработке поступающих и отправляемых грузов, в т.ч. и крупногабаритных и тяжеловесных грузов, оперативный учет поступающих грузов, хранению грузов, хранению таможенных грузов, поступающих в г. Якутск, контроль за надлежащим складированием и хранением, аренды складских помещений. Существует возможность переработки грузов на причалах, принадлежащих порту — Нижний Бестях и Мохсоголлох по расценкам, действующим в порту.
Золотодобывающий холдинг «Селигдар» включает в себя следующие компании: ОАО «Селигдар», ОАО «Золото Селигдара», ООО «Рябиновое», ЗАО «Лунное», ООО «А/С «Поиск», ООО «А/С «Сининда-1», ООО «Оренбургская Горная Компания», ООО «Евроарт». Обладает значительным опытом по реализации проектов строительства и запуска горнодобывающих предприятий, разработке и освоению месторождений золота.
Сегодня ОАО «Селигдар» — это крупный стабильный и динамично развивающийся золотодобывающий холдинг, ведущий свою деятельность не только на территории Республики Саха (Якутия), но и в других регионах России. С самого начала существования холдинг немаловажную роль отводит проведению геологоразведочных работ. В сложившейся к началу 1995 года обстановке дефицита сырьевой базы россыпного золота артель силами собственной геологической службы и бурового отряда приступила к разведке рудных объектов для создания необходимой сырьевой базы, приобретая в процессе работ новые станки колонкового бурения. Для успешного и квалифицированного выполнения поставленных задач артель старателей, а в дальнейшем ОАО «Селигдар», постоянно внедряет новые технологии разведки месторождений и обработки материалов. При обработке результатов ГРР успешно применяются компьютерные технологии (Micromine) трехмерного моделирования месторождений, подсчета запасов и моделирования карьеров. На предприятиях действуют аккредитованные химико-аналитическая и пробирная лаборатории для количественного определения золота и серебра в геологических пробах, отобранных на всех стадиях геологического изучения и эксплуатационных работ.
Помимо поисково-разведочных работ на новых площадях также в значительных объемах ведутся эксплоразведочные работы на разрабатываемых месторождениях. Все предприятия холдинга помимо добычных работ продолжают активно проводить геологоразведочные работы.
ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ОАО «ЯТЭК») — основное газодобывающее предприятие Республики Саха (Якутия), владеющее лицензиями на промышленную разработку Средневилюйского и Мастахского газоконденсатных месторождений, геологическое изучение, разведку и добычу Мирнинского и Толонского участков углеводородов, а также на геологическое изучение с целью поисков и оценки месторождений в пределах Тымтайдахского участка Республики Саха (Якутия). Запасы природного газа категории С1 и С2 оцениваются в 203 млрд. кубических метров, нефти и газового конденсата — 14 миллионов тонн.
«ЯТЭК» — единственное предприятие, снабжающее газом центральный регион Республики Саха (Якутия). Доля «ЯТЭК» в добыче природного газа на территории республики составляет около 86 %, при этом предприятие обеспечивает на 100 % потребности всего Якутска. Годовой объем добычи составляет 1,6 миллиардов кубических метров газа и 85 тысяч тонн газового конденсата. По объемам добычи природного газа «ЯТЭК» входит в десятку крупнейших газодобывающих региональных компаний России. За весь период существования «ЯТЭК» поставил потребителям более 40 миллиардов кубических метров природного газа. ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» входит в состав нефтегазового блока инвестиционной Группы «Сумма».
Группа «Сумма» — это диверсифицированный холдинг, объединяющий перспективные и динамично развивающиеся активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. В компаниях Группы, которые присутствуют в почти 40 регионах России и за рубежом, занято более 10 тысяч человек.
Главная задача — своевременное и бесперебойное обеспечение газом центральных районов Якутии. Продукцию «ЯТЭК» приобретают такие регионы, как Амурская область, Читинская область, Приморский, Хабаровский края. Для привлечения клиентов в Благовещенске есть свой торговый представитель. В планах открыть представительство в других городах. Продана первая партия газоконденсата в Монголию, подписан контракт с «Самсунгом».
ОАО «Медиа-Холдинг «ЯКУТИЯ» — современный крупнейший полиграфический комплекс Республики Саха (Якутия) с высокопроизводительным оборудованием, квалифицированным и опытным персоналом и действительно широкими производственными возможностями.
ОАО «Медиа-Холдинг «ЯКУТИЯ» выполняет: полный комплекс допечатной подготовки, сканирование и цветоделение слайдов, дизайнерские разработки; печать газет максимальным объемом 64 страниц, A3 формата, красочностью 2+1 и цветных газет максимальным объемом 32 страниц, A3 формата, красочностью 4+4; офсетную многокрасочную печать на офсетной, самоклеющейся, металлизированной бумагах, мелованной бумаге — матовой, глянцевой и повышенной глянцевости; высококачественный переплет формат книг в твердом переплете от 120*100 мм до 350*250 мм, толщина блока от 6 до 70 мм; отделку продукции с помощью сплошной и выборочной УФ-лакировки, ламинирования глянцевой и матовой пленкой, тиснения металлизированной фольгой, конгревным и блинтовым тиснением; высечку любой конфигурации при изготовлении этикетки и картонной упаковки, а также при изготовлении рекламно-представительской продукции; склейку картонной упаковки всех видов, в том числе коробок из простых видов картона; скрепление продукции проволочной спиралью, скрепление на термоклей, шитье проволокой и нитками.
2. Анализ институциональной открытости Якутии
.1 Международная торговля
Внешнеторговый оборот Республики Саха (Якутия) в 2014 году составил 5 104,0 млн. долларов США, что на 212,8 млн. долларов США больше, чем в 2013 году (на 4,4%), при этом экспорт увеличился на 317,6 млн. долларов США (на 6,7%), а импорт уменьшился на 104,8 млн. долларов США (в 2,5 раза).
Внешнеторговый оборот между странами-контрагентами по итогам 2014 года распределился следующим образом:
Крупнейшие страны-контрагенты во внешнеторговом обороте:
Бельгия — 2711,7млн. долларов США или 53,1%
Индия — 690,6 млн. долларов США или 13,5%
Израиль — 572,4 млн. долларов США или 11,2%
Китай- 524,6 млн. долларов США или 10,3%
Япония — 146,8 млн. долларов США или 2,9%
ОАЭ — 135,9 млн. долларов США или 2,7%
Гонконг — 123,6 млн. долларов США или 2,4%
Экспорт региона в отчетном периоде (2014) составил 5 034,9 млн. долларов США, произошло увеличение на 6,7% по сравнению с 2013 годом.
Товарная структура экспорта Республики Саха (Якутия )распределилась следующим образом:
Таблица 2.
Товарная структура экспорта 2014г. (тыс. долларов США)
Код группыНаименование товаров2013 год2014 годТемп роста, °о01-24Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)473,60906,89в 1,9 разаВ т.ч. 03Рыба, ракообразные и моллюски0,000,530%25-27Минеральные продукты640 550,00659 388,43102,9%в т.ч. 27Топливно-энергетические товары608 768,52628 093,28103,2%28-40Продукция химической промышленности каучук5,5815,78в 2,8 раза41-43Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них0,0070,420%44-49Древесина и целлюлозно-бумажные изделия36,92737,48в 20,0 раза50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь0,002,000%72-83Металлы и изделия из них3,42133,91в 39,1 раза84-90Машины, оборудование и транспортные средства62,8061 389,59б 977,5 раза68-71, 91-97Прочие товары4076 177,554312 304,57105,8%
Импорт региона в отчетном периоде составил 69,1 млн. долларов США, что в 2,5 раза меньше, чем в 2013 году.
Товарная структура импорта Республики Саха (Якутия) распределилась следующим образом:
Таблица 3
Товарная структура импорта 2014 г. (тыс. долларов США)
Код группыНаименование товаров2013 год2014 годТемп роста, °о01-24Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)19 618,416 646,984,9%в т. ч. 03Рыба, ракообразные и моллюски0,00,00%25-27Минеральные продукты69,838,855,6%в т. ч. 27Топливно-энергетические товары17,30,00%28-40Продукция химической промышленности каучук12 978,06 553,150,5%41-43Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них151,22,81,8%44-49Древесина и целлюлозно-бумажные изделия575,4474,682,5%50-67Текстиль, текстильные изделия и обувь899,9571,063,5%72-83Металлы и изделия из них11 426,49 639,984,4%84-90Машины, оборудование и транспортные средства119 224,631 020,226%68-71, 91-97Прочие товары8 911,04106,646,1%
Таблица 4.
Внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия) за 2002-2014 гг. (млрд. долларов США)
2002200320042005200620072008200920102011201220132014Внешнеторговый оборот1,11,41,82,52,42,62,41,63,34,84,84,95,1в т.ч. экспорт1,01,31,72,42,32,52,31,53,24,64,74,75,0Импорт0,10,10,10,10,10,10,10,10,10,20,10,20,1
За первый квартал 2015 года внешнеторговый оборот составил 1 234, 8 тыс. долларов США, из них экспорт — 1 218,9 тыс. долларов США (78 % к январю-марту 2014 г.), импорт — 15,9 тыс. долларов США (135 % к январю-марту 2014 г.).
Таблица 5
Структура институционального анализа степени открытости экономики
Операции резидентов и нерезидентовИнституциональная открытостьМеждународная торговля (на входе)● организации: Глава РС (Я) Правительство РС (Я) Министерство экономики РС (Я) Министерство по федеративным отношениям и внешним связям РС(Я) ● институты (нормы): Таможенный кодекс Таможенного союза: [принят решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17]. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон: [принят Государственной думой 19 ноября 2010 г.; одобр. Советом Федерации 24 ноября 2010 г. № 311-ФЗ]. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Саха (Якутия) «О международных и внешнеэкономических связях Республики Саха (Якутия)». (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 17.10.2003 № 164-III). Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2019 годы (программа) ●акторы — ОАО ХК «Якутуголь», ОАО «Селигдар», ЯТЭК, Группа «Сумма», ОАО «Медиа-Холдинг «ЯКУТИЯ»
Таблица 6
Анализ институтов и организаций в рамках международной торговли
система: Странаосновная норма:степень институциональной открытости Субнорма Институты, организацииИмпорт / ЭкспортИнституты (нормы)В декабре 2002 года был подписан Протокол между МИДом России и Правительством РС (Я) о взаимодействии в области осуществления международных и внешнеэкономических связей. Это означало, что Якутия вступила в новый этап развития внешних связей. В настоящее время (до 2017 года) действует уже четвёртая редакция этого протокола Политику продвижения продукции якутских предприятий на внешний рынок определила Республиканская целевая программа реализации экспортного потенциала (Утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 980). Программные мероприятия позволили обеспечить выполнение плановых заданий по реализации по основным позициям продукции и услугам.ОрганизацииМеханизм управления внешнеэкономической деятельностью субъекта федерации, рассмотренный на примере Республики Саха (Якутия), сформирован на основании разделения полномочий во внешнеэкономической сфере между Российской Федерацией и республикой. Особенности его обусловлены уровнем полномочий федерации и ее субъекта, характером решаемых задач. На уровне федерации осуществляется таможенное регулирование, комплексное проведение валютно-денежной, финансовой, налоговой, кредитной политики. Вместе с тем, разделение полномочий между федерацией и субъектом предполагает проведение последним собственной кредитной, налоговой политики. При соблюдении верховенства Конституции и законодательства Российской Федерации найдена, на наш взгляд, первичная форма согласования интересов федерации и ее субъекта, закрепленная Соглашением о разделении полномочий. Акторы
Таким образом, экономика Якутии даже на фоне сокращения внешнеэкономических связей России (из-за взаимных санкций) остаётся открытой в силу отраслевой структуры экономики региона, наличия крупных предприятий (монополизация в виде холдингов в ряде отраслей в регионе) и особых интересов иностранных партнёров к регионам ДВФО.
внешнеторговый якутия экономический
2.2 Международное инвестирование
Основной объем инвестиций вложен крупными энергетическими и промышленными компаниями: ОАО «Сургутнефтегаз»,АК «АЛРОСА» (ОАО), ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», ОАО ХК «Якутуголь».
Объем иностранных инвестиций в 2014 году составил 1,5 млрд долл. США. Наибольший удельный вес в структуре привлеченных иностранных инвестиций в 2013 году занимали инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты) — 93%.
Согласно рейтинговому агентству «Эксперт РА», республика занимает лидирующие позиции по инвестиционной привлекательности среди регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО).
В 2014 году на долю республики приходилось 23,5 % от общего объема инвестиций во все 9 субъектов ДФО (221 млрд рублей в 2014 году).
Основную долю в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности занимает добыча полезных ископаемых (33%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (25%), транспорт и связь (22%).
Таблица 7. Сведения об иностранных инвестициях в экономику Республики Саха (Якутия) за 2000 — 2013 гг.
(млн. долларов США)
200220032004200520062007200820092010201120122013Всего поступило291,3596,8834,4669,0931,9832,1666,11117,71336,61403,51549,1838,4в % к пред. году201,5204,9139,880,2139,389,380,1167,8119,6105,0110,454,1В том числе по видамПрямые9,922,97,625,234,332,525,312,22,523,2113,167,7портфельные——-340,03,12,40,051,1Прочие281,6573,9826,9643,8897,6799,6640,8765,51331,01377,91435,9769,5
Темп роста ВРП республики в 2014 году превысил среднероссийский уровень — 2,0% роста по сравнению с 2012 годом (по РФ — 0,2%).
Республика Саха (Якутия) входит в число лидеров по объему ВРП среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
Заинтересованность экономик стран АзиатскоТихоокеанского региона и Китая в продукции топливно-энергетического и металло-сырьевого комплексов республики способствует усилению экономических позиций Республики Саха (Якутия).
По итогам мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации за январь-декабрь 2013 года, проводимого Минрегионом России, Республика Саха (Якутия) в течение года занимала позиции в первой «десятке» по развитию реального сектора (8 место) и индексу инвестиционной привлекательности (10 место), во второй «десятке» по сводному индексу социально-экономического развития (12 место) и индексу бюджетной системы (16 место).
Таблица 8
Структура институционального анализа степени открытости экономики
Таблица 9
Анализ институтов и организаций в рамках международной торговли
система: Странаосновная норма:степень институциональной открытости Субнорма Институты, организацииИнституты (нормы) Реализация разработанной концепции формирования механизма управления инвестиционной деятельностью субъекта Российской федерации позволит путем дифференциации целей, форм, методов и ресурсов регионального хозяйствования более эффективно использовать внешнеэкономический потенциал отдельных регионов и субъектов Российской Федерации. Обеспечит достижение стратегических (более полное использование возможностей регионов и субъектов федерации в социально — экономическом развитии и наращивании внешне экономического потенциала страны), и тактических (использование геополитических и экономических преимуществ Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей как связующего звена между евроатлантическим и тихоокеанским регионами) целей внешнеэкономической политики Российской Федерации. ОрганизацииГБУ «Агентство инвестиционного развития РС (Я)» (АИР РС (Я)) Привлечение инвестиций, устранение административных барьеров Поддержка крупного бизнеса ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Реализует проекты в тесном взаимодействии с ГБУ «АИР РС (Я)» Министерство имущественных и земельных отношений РС (Я) ОАО «Республиканская инвестиционная компания» Привлекает инвесторов для развития экономики республики. Осуществляет разработку, реализацию, координацию инвестиционных и инновационных программ и крупных проектов Государственный комитет по науке и инновационной политике РС (Я) Совет при Главе РС (Я) по инвестиционной политике РС (Я) Работа по обеспечению диалога и согласованных действий гос. органов, бизнеса, общественности при реализации инвестиционной политики Координационный совет по ГЧП РС (Я) Работа по обеспечению координации и эффективного взаимодействия гос. органов, бизнеса, общественности при реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) Фонд развития малого предпринимательства РС (Я) Обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам ГКУ «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)» Информационная, консультационная и финансовая поддержка предпринимательства ГБУ «Бизнес-инкубатор РС (Я)» Поддержка проектов малого бизнеса, стартапов АУ ДПО «Бизнес-школа РС (Я)» Проведение обучающих семинаров, профессиональная подготовка ОАО «Венчурная компания «Якутия» Соинвестор инновационных проектов со значительным экономическим и социальным потенциалом ГАУ «Технопарк «Якутия» Предоставление инфраструктуры для инновационных проектовАкторымалые и средний бизнес как участники инновационных проектов, туристская отрасль как перспектива для инвестирования
Основными факторами, обеспечивающим инвестиционную открытость и привлекательность для иностранных капиталовложений для Якутии являются безусловно, наличие значительных сырьевых запасов и энергетических ресурсов, что особенно актуально, в связи с выходом мировой экономики из кризиса и растущим спросом на сырье. Кроме того, сюда относится и готовность органов государственной власти и органов местного самоуправления вести переговоры с внешними субъектами капиталовложений о форме их участия и гарантиях возврата инвестируемого капитала.
Основные факторы, которые значительно затрудняют приток инвестиций:
труднодоступность месторождений и низкий уровень инфраструктуры (дорог, связи, энергетики и. т.п.).
несовершенство законодательства о недропользовании, которая приводит к резкому сокращению инвестиций и переводу месторождений полезных ископаемых в разряд нерентабельных.
существенная неопределенность в плане организации крупномасштабной добычи, в том числе кадровое обеспечение инвестиционных проектов.
.3Международное кредитование
Республика Саха (Якутия) — один из немногих субъектов в Дальневосточном и Сибирском регионах, которому присвоены кредитные и инвестиционные рейтинги международных агентств, которые ежегодно повышаются и подтверждаются.
Таблица 10. Кредитные рейтинги Республики Саха (Якутия)
20102011201220132014Standard & Poor’sBB- ruAA-BB- ruAA-BB+ ruAA+BB+ ruAA+BB+ ruAA+Fitch RatingsBB /позитивный/ AA-(rus)BB+ /позитивный/ AA(rus)BBB- /стабильный/ AA(rus)BBB- /стабильный/ AA+(rus)BBB- /стабильный/ AA+(rus)
По версии Standard & Poor’s долгосрочный кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) повышен с «BB-» до «ВВ+», а ее рейтинг по национальной шкале — с «ruAA-» до «ruAA+».
Таблица 11
Структура институционального анализа степени открытости экономики
Операции резидентов и нерезидентовИнституциональная открытостьМеждународные кредиты и займы (на входе)● организации: Глава РС (Я) Правительство РС (Я) Министерство экономики РС (Я) Национальный банк РС (Я) — отделение ЦБ РФ в РС (Я) ● институты (нормы): Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015) «О банках и банковской деятельности. региональные кредитно-финансовые программы ●акторы крупные предприятия, малые и средний бизнес, туристская отрасль
Таблица 12
Анализ институтов и организаций в рамках международного кредитования
система: Странаосновная норма:степень институциональной открытости Субнорма Институты, организацииИнституты (нормы)В процессе формирования международной стратегии республики в рамках внешнеэкономической доктрины Российской Федерации сложилась объективная необходимость формирования экспортостимулирующего механизма управления внешнеэкономической деятельностью. ОрганизацииНациональный Банк РС (Я), коммерческие банки, международные финансово-кредитные организацииАкторыРегион в целом как носитель высокого кредитного рейтинга, крупные предприятия, туристская отрасль как объекты кредитования
Международные службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s и Fitch Ratings ежегодно предоставляют оценку кредитоспособности республики.
Из оценки Standard & Poor’s
уровень рейтингов региона поддерживают низкий уровень долга и позиция ликвидности, оцениваемая как «позитивная».
хотя финансовые показатели и ухудшатся, они, вероятно, останутся умеренными и будут оказывать нейтральное влияние на кредитоспособность Республики Саха (Якутия).
в ближайшее время значительные капиталовложения в развитие инфраструктуры и добывающей промышленности, а также увеличение добычи нефти и угля будут поддерживать умеренные темпы экономического роста.
Из оценки Fitch Ratings
низкий уровень долга Республики Саха, сильные экономические показатели и хорошее исполнение бюджета.
рост экономики Республики Саха темпами, превышающими средний рост в стране: 5%-6% в реальном выражении.
прямой риск республики (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) останется на низком уровне, около 15% текущих доходов.
Всё это свидетельствует о достаточно высокой степени открытости якутской экономики для иностранных кредиторов.
Заключение
Подводя итоги исследования, отметим особенности экономики Якутии. Богатая минерально-сырьевая база во многом определяет вектор экономического развития всего Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия), в частности, создает конкретные предпосылки для повышения качества жизни населения региона и благосостояния граждан России. Вклад Республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевую базу Дальнего Востока и России в целом весьма значителен, что достаточно четко отражено в проекте Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года. Якутия занимает ведущие места по добыче алмазов, золота, угля. На ее территории разворачивается масштабная добыча нефти и газа, проводятся подготовительные работы к началу освоения месторождений урана, серебра, железа, полиметаллов. Создана развитая горнодобывающая промышленность, в которой более чем на 500 участках недр работают порядка 250 крупных и средних предприятий-недропользователей, в том числе мирового и российского уровня.
Сегодня, несмотря на суровые климатические условия, республика является одним из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. На территории Якутии реализуются крупномасштабные инвестиционные проекты, которые придают импульс экономическому и социальному развитию не только республики, Дальневосточного федерального округа, но и России в целом, и способствуют укреплению межрегиональных и международных связей, укреплению национальной безопасности страны.
Всё это определяет высокую открытость якутской региональной экономики в отношении осуществления внешнеэкономических связей, иностранных капиталовложений и кредитования:
основными факторами, обеспечивающим инвестиционную открытость и привлекательность для иностранных капиталовложений для Якутии являются безусловно, наличие значительных сырьевых запасов и энергетических ресурсов. Экономика Якутии даже на фоне сокращения внешнеэкономических связей России (из-за взаимных санкций) остаётся открытой в силу отраслевой структуры экономики региона, наличия крупных предприятий (монополизация в виде холдингов в ряде отраслей в регионе) и особых интересов иностранных партнёров к регионам ДВФО.
по версии Standard & Poor’s кредитные и инвестиционные рейтинги ежегодно повышаются и подтверждаются, в настоящее время долгосрочный кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) составляет «ВВ+», а ее рейтинг по национальной шкале — «ruAA+».
степень открытости якутской экономики повышает и готовность органов государственной власти и органов местного самоуправления вести переговоры с внешними субъектами капиталовложений о форме их участия и гарантиях возврата инвестируемого капитала.
В то же время есть немало факторов, снижающих институциональную открытость и привлекательность для капиталовложений Якутии. Это особенности транспортного комплекса (в Якутии нет электротранспорта, не развита дорожная сеть), соответственно — труднодоступность месторождений, а также существенная неопределенность в плане организации крупномасштабной добычи, в том числе кадровое обеспечение инвестиционных проектов.
Законодательство в отношении внешней торговли и международных инвестирования и кредитования в Якутии двухуровневое (федеральное и республиканское), поскольку внешнеэкономические отношения относятся к предметам совместного ведения. В отношении Якутии с отмеченными в ходе работы особенностями её экономики законодательство содействует открытости экономики субъекта Федерации.
Список использованной литературы
Балацкий О. Ф., Белышев Д. В., Гурман В. И. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона. — М., 2011 — 280 с.
Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. — М., 2012. — 388 с.
Головнина Л.А., Зубарев А.А. Экономическое развитие региона и особенности формирования эффективной региональной инвестиционной политики. — М., 2012 — 344 с.
Горшенина Е. В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. — М., 2014 — 321 с.
Официальный портал Правительства Республики Саха — Якутия. Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru