Выдержка из текста работы
Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей — сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Начиная с 1992 г., в агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермерской кооперации. Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно экономическими , основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.
Однако, к сожалению, наряду с позитивными изменениями — расширением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования.
Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его функционирование и развитие становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.
В решении данной проблемы заинтересованы все участники АПК: государство и регионы. Это объясняется непрерывным усложнением экономических и хозяйственных отношений, быстро меняющейся рыночной ситуацией, необходимостью резкого улучшения материально-технической базы сельского хозяйства и всех звеньев АПК, постоянного поиска путей повышения эффективности производства, финансовых и хозяйственных результатов. Только на такой основе возможно формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В этом состоит цель и назначение государственной аграрной политики в настоящее время и на длительную перспективу.
Вместе с тем, действия государственного регулирования на производство и сбыт продовольствия носят фрагментарный характер, малоэффективны и не приводят к желаемым результатам. С другой стороны, сложность проведения региональной аграрной политики в условиях трансформации в экономике и обществе, обуславливается отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, а также доминированием политических конъюнктурных интересов. В этой связи проблема обоснования стратегии развития регионального АПК должна рассматриваться комплексно, включая аграрную политику, динамику доходов населения, развитие рыночной инфраструктуры при постоянном внимании к совершенствованию государственного регулирования продовольственного рынка. Подобный многосторонний охват решения проблемы эффективного и устойчивого развития АПК региона предопределяет целесообразность комплексных исследований, позволяющих сформировать региональную агропродовольственную политику, адекватную новой экономической ситуации в стране и регионе.
Указанный подход отвечает необходимости и возможности сознательного создания условий для благоприятного действия законов, характерных для системы АПК в целом и его подсистем, и направления развития экономических и хозяйственных процессов на повышение их результативности в течение того или иного периода времени. Достижение подобного состояния хозяйственной системы, независимо от ее масштабов, структуры и назначения, во многом зависит от непрерывного изменения управления на всех уровнях.
Следовательно, само сохранение таких систем заключено в их непрерывных изменениях, которые при позитивном их действии тождественны понятию «развитие». По отношению к АПК и аграрному сектору достижение такого тождества предполагает укрепление государственного регулирования и поддержки государства.
Теоретическое осмысление и методологическое обеспечение качественных преобразований в данной области управления особенно актуально и практически значимо при глобальных и кардинальных изменениях внешней среды. Поэтому поворот к стабилизации и подъему сельского хозяйства в масштабах страны и регионов потребовал исследований, реально обеспечивающих возможность быстрой адаптации к современным, быстро меняющимся условиям производства и реализации продукции всех его отраслей и, прежде всего, первичных звеньев.
С этих позиций рассмотрение развития АПК и аграрного сектора непосредственно связано с активизацией исследования теоретических, методологических и практических проблем создания эффективного организационно-экономического механизма государственного регулирования и поддержки регионального АПК. В ранее проводимых исследованиях, касающихся вопросов государственного регулирования сельского хозяйства, как в России, так и за рубежом, уделялось недостаточно внимания их изучению на уровне отдельного региона, отражая лишь вскользь возможности решения подобной задачи. При этом совсем немного работ посвящено совершенствованию государственного регулирования АПК и аграрной сферы депрессивных регионов, социально-экономические условия, которых требуют обязательного участия государства в развитии регионального хозяйства.
Использование в настоящем исследовании методологических подходов, отвечающих последним достижениям теории хозяйственных систем, организации государственного управления в условиях рыночной экономики, современным взглядам на процесс управления сельским хозяйством и продовольственным рынком, функционирования и адаптации предприятий к изменениям внешней и внутренней среды позволили по-новому взглянуть на проблему механизма государственного регулирования аграрной сферы АПК и повышения эффективности поддержки сельского хозяйства.
С учетом изложенного актуальность темы исследования определяется:
во-первых, ее направленностью на решение научной проблемы, имеющей важное экономическое и социальное значение, а именно: обеспечение эффективного развития АПК и аграрного сектора в условиях постиндустриального общества на основе совершенствования государственного регулирования, формирования региональной аграрной политики, преобразований в бюджетных ассигнованиях на поддержку регионального аграрного сектора экономики, развития интеграционных процессов в АПК;
во-вторых, особенностями сельского хозяйства, как сложной хозяйственной системы, развитие которой непосредственно зависит от природно-климатических условий, а также формами и методами организации хозяйств;
в-третьих, обоснованием необходимости комплексного подхода к совершенствованию государственного регулирования аграрного сектора экономики, наиболее полно учитывающего действие факторов внутренней и внешней среды, что способствует повышению качественной стороны государственного воздействия на экономику сельского хозяйства и АПК в целом;
в-четвертых, обоснованием выбора концептуальных направлений повышения эффективности механизма государственной поддержки аграрного сектора, исходящих из особенностей поддержки сельхозпроизводителей, региональных программ поддержки АПК, и опирающихся на методы и модели такой поддержки, принятые за рубежом;
в-пятых, обоснованием важности поворота к формированию системы государственного регулирования, способствующего возникновению и усилению восприимчивости отраслей и первичных звеньев регионального АПК к инновационному развитию, позволяющему наиболее полно использовать позитивное воздействие ценового фактора на укрепление хозяйств.
Решение подобного рода задач требует соответствующего теоретического, методологического и методического обеспечения государственного регулирования АПК и аграрного сектора с учетом специфики производства и особенностей экономического и социального развития региона. В этой связи анализ концепции устойчивого развития и разработка организационно-экономического механизма государственного регулирования АПК, целостного по своей сущности и принципам построения, приобретает особую актуальность. Значимость решения данной проблемы повышается в связи с необходимостью принятия мер по выводу аграрного сектора экономики из кризиса.
Исследованию данных проблем посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых и как правило, посвящено рассмотрению общих проблем государственного регулирования и поддержки АПК или отдельных аспектов экономического регулирования агропромышленного производства.
Вместе с тем, накопленный опыт организации господдержки на федеральном и региональном уровнях недостаточно обобщен. Не в полной мере разработана система организации и методология определения эффективности государственного регулирования сельского хозяйства, в результате чего финансирование отрасли мало связано с результатами производства. Государственные субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям выделяются без достаточного научно-методического обоснования и оценки эффективности использования бюджетных средств. Наряду с этим требуется модернизация элементов организационно — экономического механизма государственного регулирования АПК, совершенствование методов прямой и косвенной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Указанные обстоятельства и предопределили цель и задачи выбора предприятия отрасли сельского хозяйства.
Основная цель написания курсовой работы состоит в анализе концепций устойчивого развития и разработке теоретических, методологических и методических основ формирования организационно-экономического механизма государственного регулирования и поддержки АПК, адекватного требованиям современной рыночной экономики и региональным особенностям развития, а также системы мер его совершенствования на этапе подъема отечественной экономики.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
— провести аналитическое обобщение существующих теоретических положений содержания и особенностей формирования региональной аграрной политики на современном этапе развития рыночной экономики;
— определить предпосылки обеспечения эффективного развития аграрного сектора в условиях преобразований отечественного рынка продовольственных товаров и сырья для промышленных предприятий;
— обосновать методологические подходы к организации эффективной системы государственного регулирования применительно к агропромышленному комплексу;
— разработать стратегию повышения эффективности функционирования организационно-экономического механизма поддержки регионального агропромышленного комплекса и т.д.
Объектом исследования выступают предприятия и организации АПК субъектов Российской Федерации, в том числе Общество с ограниченной ответственностью «Имени Ильича» Луховицкого района Московской области (ООО «Им. Ильича»).
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами устойчивого развития и формированием механизма государственного регулирования и поддержки АПК, а также содержание законодательных и нормативных актов органов федеральной власти и хозяйственного управления, регулирующих деятельность подразделений АПК и принимающих решения по их развитию.
При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: статистический, монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный и экономико-математический.
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РФ
1.1. История разработки концепции
Современные глобализационные процессы приводят к новому раскладу политических сил, обусловленному переходом к планетарной парадигме. Становление монополярного, вернее, униполярного мира, где либеральная идеология навязывается даже тем странам, где исторически складывались другие подходы к организации общественно-политической жизни, приводит к новым линиям цивилизационных разломов и политической конфронтации.. Подобная угроза возникла в конце XX в. и на территории постсоветского пространства, вызванная развалом социалистической системы и либерализацией политико-социальных и экономических отношений.
Углубление экологического, экономического и политического кризисов потребовало от общества разработки новых моделей развития. Одним из вариантов был выбран курс на устойчивое развитие. Пятнадцатилетний период реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г. показал необходимость разработки не только концептуальных подходов к теории развития, но и практических аспектов ее применения, что подчеркивалось на Всемирном саммите в Йоханнесбурге в 2002 г. Рассмотрения глобальных проблем только сквозь призму экономики и экологии, не позволяет получить полную объективную картину. Необходимо политологическое осмысление происходящих социально-политических процессов и имеющих место механизмов реализации Концепции устойчивого развития.
В последнее время в научных исследованиях глобальных кризисных проблем, в основном, рассматривается взаимосвязь явлений глобального, регионального и локального уровней. Учитывая, что взаимодействие национальных государств в подходах к решению глобальных проблем в научной литературе рассмотрено достаточно подробно, то на местном уровне данная проблема изучена еще недостаточно.
Сложные и противоречивые политические процессы, происходящие в современной России, избравшей концептуально курс устойчивого развития, ставят перед исследователями ряд задач, связанных с осмыслением новых реалий.
Конец ХХ в. ознаменовался для нашей страны девальвацией национальных идей, политическим и экономическим кризисом, национальными конфликтами, «парадом суверенитетов» и, как следствие, снижением влияния на международной арене. Поэтому разработка национальной стратегии устойчивого развития с учетом изменяющегося мира — задача сегодняшнего дня.
Учитывая федеративное устройство России, интегральной для нее основой является региональный аспект устойчивого развития. «Под регионом поднимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации».
При этом объективным является факт, что в основе экологических угроз лежат экономические и социально-политические проблемы, межрегиональные и межгосударственные противоречия.
Концепция устойчивого развития России базируется на дифференцированных научных подходах, учитывающих многообразие природных, национальных, социальных, культурных, политических и других явлений, имеющих место в Российском государстве.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации программ развития агропромышленного комплекса требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42 % сельского жилищного фонда, центральным отоплением — 44 %, канализацией — 32 %, горячим водоснабжением — 20 % площади сельских жилых помещений.
Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 %), фельдшерско-акушерских пунктов — на 3408 единиц (7 %). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской — 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в девяностых годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом — в 1,9 раза по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10 15 % норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3 — 5 % взрослого населения и 8 — 10 % учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 — 60 %.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 %, тогда как в городе она составляет 66 %.
В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале девяностых годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в настоящее время соответственно — 292 учреждения и 144 школы.
В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.
Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 % в, библиотек — на 11 %, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17%). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.
В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.
Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.
В сельской местности газифицировано 75 % площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом.
Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 %), канализацией — 6,4 тыс. (4,5 %). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 % протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 % сельских семей, а среди горожан — 67 %. Нетелефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.
Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 30 тыс. человек в 1992году до 793 тыс. человек на начало 2005 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 % выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2005 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе.
В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 % и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 %.
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек.
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 процента работников, а высшее — 13,6 %.
Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс в……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 19993 г. — М.: Юрамт-Издат, 2002.-С.48.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч 1,2,3 — М..: Инфра-М, 2002.-С.512.
Земельный кодекс Российской Федерации: Принят 28 сентября 2001.-М.:Инфра-М, 2002.-С.89.
Трудовой кодекс Российской Федерации: Принят 21 декабря 2001 г. №197-ФЗ//Собр. Законодательства РФ: Офиц. Изд. 30.12.2001 .
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/ Под ред. Заслуженного юриста РФ, действительного советника РФ 3-го класса Пашина С.А. -М.: МЦФЭР,-202.С.1056.
О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ//Собр. законодательства РФ: Офиц. изд. 1995.№50-С.8968-8999.
О производственных кооперативах: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ//Собр. законодательства РФ: Офиц. изд. -1996.-№20.-С.4966-4979.
Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в РФ: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ//Собр. законодательства РФ: Офиц. изд. -2002.-№31.-С.62-76.
О государственном регулировании агропромышленного производства: Федеральный закон от 14 июля 1997 г. №100-ФЗ//Собр. законодательства РФ: Офиц. изд. -1997.-№29.-С.5689-5698.
О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129//Соб.законодательства РФ: Офиц.изд.-1996.-№48.-С.10441-10448.
Постановление Правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» от 16 марта 1999 г. №295-ФЗ//Собр. законодательства РФ: Офиц. изд. 1999.-№28.-С.2354-2368.
Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе социального развития села до 2010 года» от 3 декабря 2002г. №858-ФЗ//Собр. законодательства РФ: Офиц. изд. 3.12.2002.-№858.-С.15-58.
Агропромышленный комплекс России. Сборник нормативных актов и документов ( по состоянию на 5 мая 1998 г.). — Новосибирск: 000 Издательство ЮКЭА, 1998.-С.824.
Добранин В.А., Беляев А.В., Дунаев П.П. и др. Экономика сельского хозяйства: учебники и учеб. Пособия для студентов выс. учеб. заведений/ Под ред. Добрынина В.А. -3-е изд. перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1990.-С.139-140.
Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. -М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ: издательство ЭК МОС, 1998.-С.427-438.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. — Минск: ИП Экоперспектива, 2003.
Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2004.
Экономика предприятий: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд.,перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А,Е. Карлика и М.Л. Шухгальтера. — М.: ИНФРА -М, 2004.
Экономика сельскохозяйственного предприятии /И.А.Минаков, Л.А.Сабетова, Н.И.Куликов и др.; Под ред. И.А.Минакова. — М.:КолосС, 2003-528с