Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Проблема профессиональной деятельности современного педагога . 6
1.2. Подготовка студентов колледжа к профессиональной деятельности ..17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Методология исследования .. 23
2.2.Обсуждение результатов исследования .. 31
Заключение 33
Список литературы .. 35
Приложение
Выдержка из текста работы
Во все времена музыка являлась и является уникальным средством становления у личности высоких идеалов гуманизма и на этой основе индивидуальной системы ценностных отношений. Формирование ценн отно к музыке. На процесс формирования ценностных отношений к музыке влияет наследственность, среда, воспитание и решающую роль играет собственная активность в деятельности личности. По мнению В. В. Секачева собственная активность проявляется во внутренней позиции личности, в системе интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. На развитии внутренней позиции студента построена Концепция и программа развития ЯПК №1, согласно которой осуществляется подготовка педагога нового типа (методолога, коммуникатора, социотехника). Педагог нового типа должен быть гуманистической личностью, проявлять свою активность в деятельности. Чтобы проявлять активность в деятельности, студент должен осознать содержание этой деятельности. Отсюда вытекает противоречие: с одной стороны, студент должен проявлять активность в деятельности по формированию ценностных отношений, но с другой стороны он не осознает содержание этой деятельности. Это противоречие особенно ярко проявляется в деятельности лидера Центра Эстетического Образования, так как лидер ЦЭО руководит формированием ценностного отношения к музыке у студентов, но он недостаточно осознает содержание своей деятельности. Поэтому ему необходимо разрабатывать содержание деятельности лидера ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов. Отсюда вытекает проблема исследования: Каково содержание деятельности лидера ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке?
Этим и обоснован выбор нашей темы: «Содержание деятельности лидера ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов ЯПК-1»
Объект исследования: формирование ценностного отношения к музыке у студентов
Предмет исследования: содержание деятельности ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов ЯПК-1
Цель: разработка содержания деятельности лидера ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов ЯПК-1
Гипотеза: разработка содержания деятельности лидера ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов ЯПК-1 возможна, если учесть механизм формирования ценностного отношения.
Для того чтобы решить поставленную цель, нами были выдвинуты следующие задачи:
- Раскрыть сущность формирования ценностного отношения к музыке у студентов.
- Рассмотреть содержание деятельности ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов ЯПК-1.
- Разработать содержание деятельности лидера ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов ЯПК-1.
- Выявить механизм формирования ценностного отношения к музыке у студентов.
Методологической основой проблемы формирования ценностного отношения к музыке у студентов являются труды авторов Апраксиной О.А., Бердяева Н.А., Вендровой Т.Е., Дробницкого О.Г., Красноперовой Т.В., Маркова П.Г., Мясищева В.Н, Хорошеньковой А.В., Челышевой Т.В.
Методы исследования — анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, интервью.
Новизна исследования состоит в разработке содержания деятельности лидера ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов ЯПК-1.
Практическая значимость исследования определена тем, что разработкой содержания исследования могут пользоваться студенты-лидеры ЦЭО.
Структура исследования: в первой главе рассматривается сущность и механизм формирования ценностного отношения к музыке у студентов. Во второй главе — деятельность ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов и содержание деятельности лидера ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов ЯПК №1.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ
1.1СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ
Музыка это сокровищница минувших столетий, культурное наследие целых поколений. Тот, у кого не сформировано ценностное отношение к музыке, не может узнать, понять и полностью воспринять ее, духовно обогащать себя. Чтобы раскрыть сущность формирования ценностного отношения к музыке, мы рассмотрим сначала понятие «ценностное отношение к музыке». Для этого мы должны понять, что такое ценность и ценностное отношение.
В России изучением явления ценности занимался философ Н.А.Бердяев, который утверждал, что «ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество». Подробная характеристика дается в «Философском словаре» под редакцией И.Г.Фросова «Ценности специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений». Американский ученый М.Рокич рассматривает ценность как разновидность убеждения, определяя ее как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:
- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя в различной степени;
- ценности организованы в системы;
- истоки человеческих ценностей прослеживаются практически во всех социальных феноменах [3, с.35-38].
Многообразие ценностей вызывает необходимость в их классификации, в делении их на группы, которое зависит от основания их деления.
Анализируя различные подходы к осмыслению ценностей, О.Г.Дробницкий пришел к выводу, что существует три концепции ценностей:
- функциональная концепция; рассматривающая ценность с позиции удовлетворения потребностей личности цели;
- оценочная, характеризующая ценности с позиции целенаправленной деятельности человека по достижению обозначенной цели;
- сигнификативная концепция, рассматривающая ценности с позиции их значимости для личности и общества [3, с.35-38].
В общественной жизни существует бесчисленное множество ценностей. Все они имеют свои отличительные особенности, призваны удовлетворять разные потребности людей. Поэтому существует множество подходов и их изучению и классификации. В философии ценности делятся на три большие группы: материальные, социальные и духовные.
Наиболее полная система ценностей, образующих содержательную основу профессионально-педагогической культуры, выделена И.Ф.Исаевым. Автор включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально личностные ценности), отмечая их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей [6, с.64-65].
Исходя из вышеизложенного, мы будем понимать под ценностью социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы).
Штайнер Р.И. под отношением в философии понимает способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в ней свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чем-либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго [21, с.125].
В.Н.Мясищев рассматривает отношения как «целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [14, с.143]. Данное определение фиксирует два значения понятия «отношение». С одной стороны, оно указывает на объективную связь человека с окружающими его предметами и другими людьми. Во втором значении данное понятие характеризует субъективную позицию личности по отношению к тому или иному объекту, включает оценку его значимости для него. В данном значении «отношение» выступает одновременно в двух своих состояниях: как процессуальная характеристика (включает акт оценивания) и как устойчивое личностное образование, характеризующее личность как носителя определенных ценностей (ценностные ориентации). Сложное взаимодействие включенных в процесс формирования ценностных ориентаций феноменов можно представить следующим образом.
В научных работах Штайнера Р.И. ценностное отношение представлено как субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления. Отсюда, ценностное отношение в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными потребностями, выраженными в виде интереса и цели. Отношение в целом отражает многообразные связи человека с миром. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека-носителя ценностного отношения. Ценностное отношение — внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений [21, 126].
Существуют различные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как один и тот же предмет или явление может обладать эстетической, социальной, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение — это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нем является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели.
Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Человек в процессе жизнедеятельности стремится к удовлетворению не только биофизиологических, но и социокультурных потребностей более высокого уровня. Чем выше уровень духовного развития человека или общества, тем выше регулятивное значение ценностей, тем в большей степени личность и общество в деятельности и поведении руководствуются внутренними регулятивами — ценностями, отраженными сознанием человека и проявляющимися в его отношении к миру. Наличие ценностного сознания и ценностного отношения позволяет человеку определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное.
Отношение человека отражает его предпочтение относительно определенной системы ценностей и соответствует характеру структуры личности. Оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь (Э.Фромм), и включает в себя, таким образом, индивидуальную и общественную составляющие. И если общественная составляющая включает в себя идеалы социума, культуры, то и индивидуальная составляющая отражает наличие активной внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии идеалов и ценностей социума и культуры.
Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов. Личностные ценности отражаются во внутреннем мире в виде идеалов, добра, красоты ит.п.; потребности в виде желаний, стремлений.
С точки зрения Хорошеньковой А.В. ценностное отношение следует определить как интегративное личностное образование, являющееся результатом интериоризации (присвоения) личностью гуманистических ценностей, в котором находят эмоционально-оценочное и деятельное выражение ее способности [10, с.102].
Исследовав, различные точки зрения, мы пришли к выводу, что под ценностным отношением мы понимаем взаимосвязь личностных и общественных значений.
В основе развития идеалов личности лежит становление индивидуальной системы ценностных отношений. Это объясняется тем, что оно связано с фундаментальными вопросами человеческого бытия, поскольку предметы и явления окружающего мира должны не только обладать присущими им объективными свойствами, которые отражаются в сознании, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. Человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся его представлений постепенно формируется определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельности личности. Складывается, таким образом, ценностное отношение — реальный стержень фактически всех жизненных устремлений личности. Осваивая идеальные ценности, человек всякий раз исходит из исторически определенного социального опыта.
Философы (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, О.Г.Дробницкий., М.С.Каган., Л.Н.Столович., В.П.Тугаринов) выделяют два уровня существования ценностного отношения человека: нижний — переживаемый, но не осознаваемый, характеризующий обыденное сознание людей — социально-психологический (именно он определяет эмоциональные реакции и поступки человека), и верхний — осознаваемый, который формируется в результате не только переживания, но и осмысления реальности — идеологический. Таким образом, ценностное сознание — это ценностное отношение высшего уровня. Развитие ценностного сознания студента, безусловно, является результатом не только эмоционального отклика на явления жизни и профессиональной деятельности, но и их осмысления, глубокого осознания. Ценностное отношение к музыке по Т.В. Челышевой — это эмоциональное, осознанное, деятельно-практическое отношение к музыке в процессе ее исполнения [20, с.29].
В основе музыкальной деятельности лежит целеполагающая активность студентов, которая предусматривает осознание целей своей деятельности. А деятельность представляет собой специфическую человеческую регулируемую сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание преобразование внешнего мира и самого человека.
Деятельность целенаправленна, а "целевая детерминация человеческой деятельности — это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность… как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью" [14, с.8]. Выполняя, таким образом, прогностическую, проектирующую функцию, ценностные ориентации позволяют выстроить в сознании студента идеальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самоопределении и самосовершенствовании. Вместе с тем они играют смыслообразующую роль: осознание значимых моментов деятельности как ценных для себя воодушевляет личность, обеспечивает ее моральную устойчивость и психологическую готовность к самым сложным и трудным моментам предстоящей деятельности. Значит, отсюда можно определить, что деятельно-практическое отношение к музыке — это взаимосвязь студента с музыкой, в которой музыка не просто значима, а удовлетворяет потребность студента через целеполагающую активность, которая предусматривает осознанное выражение (т.е. полученные знания он использует на практике, чтобы удовлетворить свою потребность).
Восприятие и интериоризация личность, перевод во «внутренний план» социальных ценностей и выработка собственных ценностных отношений невозможны только на уровне осознания (когнитивном) и предполагают активную роль эмоций в данном процессе. На эмоциональную природу отношений человека указывают Л.С.Рубинштейн, В.Н.Мясищев и др. психологи. К.А,Абульханова-Славская пишет: «Общественная ценность, значимость и т.д. воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего общественным чувством индивида. Даже понимание общественного значения не просто «сопровождается», «окрашивается» чувством. Участие чувства определяет реальность принятия этого значения индивидом, а не просто его понимание» [14, с.161]. Эмоции становятся не только основным инструментом установления ценности оцениваемых явлений, но и важнейшим компонентом ценностных отношений, наиболее глубоко характеризующим их содержание и сущность, ибо именно то, «что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что его печалит, обычно ярче всего выявляет — а иногда и выдает — истинное его существо» [14, с.143]. Эмоции, чувства значительно влияют и на формирование ценностных отношений личности и на превращение их в движущую силу личности, так как только в сопряжении когнитивных и эмоционально-волевых их компонентов они становятся внутренними ориентирами личности, побуждающими и направляющими ее деятельность.
Отсюда следует, что под ценностным отношением к музыке мы понимаем эмоциональное, осознанное, деятельно-практическое отношение к музыке в процессе ее исполнения.
Процесс образования каких-либо личностных свойств в специально организованной педагогической деятельности в Педагогическом словаре определен как процесс формирования. Психолого-педагогическая трактовка понятия «формирование» достаточно неоднозначна: под формированием понимается как совокупность приемов и способов воздействия на индивида, имеющего целью создать у него систему определенных социальных ценностей, мировоззрения, привычек поведения и других личностных свойств; так и способ, и результат внутренней организации личности как системы данных свойств. Необходимо признать, что с синергетической и современной культурологической точек зрения [Блинов] первое понимание противоречит представлению о личности как о самоорганизующейся и саморазвивающейся системе, как о субъекте собственной деятельности, способном к самоопределению в существующей культуре и выходу за ее пределы в процессе творчества. Поэтому более корректным понятием выступает «становление». Становление рассматривается как «возникновение, образование чего-то в процессе развития» (С.И.Ожегов), как развернутый во времени процесс, предшествующий этапу функционирования системы. Данное понятие в большей степени, чем понятие «формирование», учитывает внутреннее развитие, и в то же время фиксирует моменты статики, закрепления и устойчивости возникающих новообразований, аспекты взаимодействия с внешней социальной средой, с культурой, выступающих условиями и предпосылками ее становления. Отсюда следует, что формирование ценностного отношения — это становление внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии идеалов и ценностей.
Марков П.Г. формирование ценностного отношения представляет собой последовательность становления ценностного отношения: усвоение знаний, а также понятиях ценностного ряда; поиск и определение видов ценностей; осмысление ценностей; выражение ценностного отношения к музыке и готовность к его реализации в учебных и реальных ситуациях. А последовательность становления ценностного отношения — это и есть этапы формирования ценностного отношения к музыке.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу:
Формирование ценностного отношения к музыке у студентов — это процесс становления внутренней позиции личности, основанный на ее переживании и осознанном принятии идеалов и ценностей музыки.
Сущность формирования ценностного отношения к музыке у студентов характеризуется следующими этапами:
1. Усвоение материала о понятии музыка и ценностях музыки;
. Поиск и определение видов ценностей музыки;
. Оценивание и выбор ценностей, важных для человека и общества;
. Выражение личного ценностного отношения к музыке и готовность действовать.
1.2МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ
Красноперова Т.В. изучила формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов. Она рассматривает формирование интереса к музыке как единство трех компонентов: когнитивного (знаний), процессуально-операционного (умений), мотивационно-личностного (отношений). По ее мнению на первом этапе возникает положительное отношение к музыке, а ценностное отношение формируется на втором этапе этого процесса. Ее исследование показало, что ценностное отношение к музыке это часть интереса к музыке, которая формируется в единстве компонентов: когнитивного (знаний), процессуально-операционного (умений), мотивационно-личностного (отношений). Но в ее исследовании не выделен механизм формирования ценностного отношения к музыке, так как она рассматривала формирование интереса к музыке, а ценностное отношение к музыке является частью интереса к музыке.
В исследовании Маркова П.Г. выделен механизм формирования ценностного отношения у старшеклассников. Этот механизм формирования ценностного отношения представляет собой следующую последовательность становления ценностного отношения: усвоение материала о понятиях и ценностях, поиск и определение видов ценностей, оценивание и выбор ценностей, выражение личного ценностного отношения и готовности действовать.
Проанализировав труды этих авторов, мы пришли к следующему: механизм формирования ценностного отношения по Маркову П.Г. применим к формированию ценностного отношения к музыке у студентов, так как формирование ценностного отношения к музыке — это процесс становления внутренней позиции личности, основанный на ее переживании и осознанном принятии идеалов и ценностей музыки. Следовательно, механизм формирования ценностного отношения к музыке должен быть основан на переживании и осознанном принятии ценностей музыки. А по Маркову П.Г. механизм формирования ценностного отношения представляет собой следующую последовательность становления ценностного отношения: усвоение знаний, а также понятиях ценностного ряда; поиск и определение видов ценностей; осмысление ценностей; выражение ценностного отношения к музыке и готовность к его реализации в учебных и реальных ситуациях. Тогда механизм формирования ценностного отношения к музыке представляет собой следующую последовательность формирования: усвоение знаний музыки, а также понятиях ценностного ряда музыки; поиск и определение видов ценностей музыки; осмысление ценностей музыки; выражение ценностного отношения к музыке и готовность к его реализации в учебных и реальных ситуациях.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу:
Механизм формирования ценностного отношения к музыке таков:
Это спосо
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИДЕРА ЦЭО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ ЯПК №1
.1 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЭО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ ЯПК №1
музыка студент ценность идеал
Взаимодействие с искусством дает человеку возможность свободной активности, осознания себя и личностного выбора своего способа жизнеосуществления. В процессе взаимодействия личности с искусством развивается способ управления своими органами жизни через механизм познания, оценки, объективации себя в соотношении с содержащимися в произведении искусства образами других людей, способами и средствами их деятельности, общения, а также воспроизводства и варьирования всего комплекса исторически сложившихся человеческих отношений.
По Челышевой Т.В. в реализации задач формирования ценностного отношения к музыке выступают диалектическое единство компонентов:
.Эмоциональное отношение к музыке
.Осознанное отношение к музыке
.Деятельно-практическое отношение к музыке
А формирование ценностного отношения к музыке заключается в становлении внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и осознанном принятии идеалов и ценностей музыки.
ЦЭО создает условия, чтобы студенты занимались самосовершенствованием, но это происходит только тогда, когда у студента формируется ценностное отношение к искусству, в том числе музыке.
Цель Центра эстетического образования: подготовка педагога нового типа — методолога, коммуникатора, социотехника. Исходя из целей задачи ЦЭО таковы:
. Саморазвитие личности студента через создание индивидуального образовательного пространства и раскрытие творческих способностей студентов ЯПК-1 средствами искусства.
2. Сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей в условиях современной жизни, создание и развитие традиций ЯПК-1.
Исходя из цели и задач ЦЭО, определены направления содержания деятельности:
1.Разработка и внедрение нового содержания, методы и формы эстетической деятельности студентов в различных видах искусства.
2.Организация и участие в проведении общеколледжных мероприятий по эстетическому воспитанию студентов.
.Разработка предложений и рекомендации по организации эстетического образования студентов на отделениях и колледже в целом, участие в подготовке методической и нормативной документации по вопросам эстетического образования.
Музыка является одним из видов искусства и поэтому содержание деятельности ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке включает следующие цели и задачи:
Значит цель ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке такова:
Передача ценностей музыки, формирование ценностного отношения к музыке для духовного опыта поколений.
Для формирования ценностного отношения к музыке у студентов ЦЭО предоставляет возможности и поэтому задачи ЦЭО таковы:
- Формирование ценностного отношения к музыке через создания индивидуального образовательного пространства и раскрытие творческих способностей через «Студенческую филармонию» и проектную деятельность.
- Создание условий для формирования ценностного отношения к музыке через средства массовой информации (сайт).
Направления содержания деятельности ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке у студентов:
- Разработка и внедрение нового содержания, методов и форм деятельности студентов в музыке.
- Организация и участие в проведении «Студенческой филармонии», «Конкурса проектов», участие в реализации проектной деятельности.
Это значит, что в результате общения и знакомства с подлинным искусством у студента должен выработаться художественный вкус — умение выявлять эстетическую ценность музыки. Музыка, выполняя множество жизненно важных задач, призвана решать, быть может, самую главную — воспитать у студентов чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию в мире музыки [2, с 265].
В ЦЭО активно работают студии: инструментальная, вокальная, фольклорная. В инструментальной студии студенты выбирают инструменты по интересам: фортепиано, баян и аккордеон, гитара и т.д. Каждая студия имеет программу. Например, программа фортепианной студии: раскрывает, что генетически исходным понятием для изучения программы является понятие «художественный образ», т.к. он есть «содержание, смысл, поэтическая сущность музыки», о которой писал Г.Г. Нейгауз в «Искусстве фортепианной игры». Музыкальный инструмент — средство раскрытия музыкального художественного образа. Программа предполагает, что овладение игрой на музыкальном инструменте позволит студенту через создание музыкального образа осуществлять развитие личности ребенка в школе и саморазвитие духовной культуры, «Я-концепции»» личности, качеств субъекта деятельности. Программа выявляет специфику игры на музыкальном инструменте, способствует овладению студентами первичными умениями в различных видах фортепианного исполнительства: сольное исполнение, аккомпанемент вокалу, ансамблевое исполнение; создает условия для творческой самореализации студента в педагогической деятельности по эстетическому воспитанию детей с использованием знаний и умений фортепианного исполнительства.
ЦЭО создает условия для выработки своего взгляда на деятельность, студент сам планирует свое содержание деятельности, где в собственную деятельность вносит свои идеи (проектная деятельность), которые хочет осуществить через свою творческую способность, т.е. становиться личностью.
На данный момент в ЦЭО студенты включены в проектную деятельность. Проектная педагогическая деятельность — это акт идентификации с символами педагогической культуры определенного социального института, организующий ментальность сознания педагога. В процессе педагогической проектной деятельности происходит выделение смысла, символа и идентификация с ними, регуляция индивидуального поведения личности [4, с.1].
В процессе проектной деятельности происходит переоценка студентом своего предназначения, т.е. своей социальной роли в образовательном процессе. Прежде всего, изменяется личностная позиция. Студент начинает осознавать себя не транслятором некой культуры, а участником той культуры, в которой живет и которую творит.
Альтернативные подходы предлагают иную логику и технику организации проектной деятельности. Так, Н.В. Крылова выделяет следующие этапы проектной деятельности: предварительный анализ — постановка проблемы — решения — пробы. Также она считает, что логика проектной деятельности, основанная на инноватике, отличается тем, что в ее структуре должны присутствовать следующие элементы: возникновение инновационной идеи — анализ ситуации — вживление новшества в ситуацию — анализ изменений — развитие инновационной идеи [4, с 33].
Проектная деятельность помогает студентам проявлять свою индивидуальность, вносить свои идеи и реализовать их. В «Положении о конкурсе проектов ЦЭО» выявлены цели, задачи, предмет и критерии.
Цель конкурса: содействие самореализации студентов.
Задачами конкурса являются:
. Развитие инновационной деятельности в ЦЭО ЯПК-1.
.Отработка механизмов и различных способов продвижения инновационных проектов в ЦЭО ЯПК-1.
Предметом конкурса является составление базы данных по инновационным проектам, и экспертиза и продвижение лучших.
Конкурс проводится Советом ЦЭО при поддержке администрации ЯПК-1. Победители конкурса отбираются по совокупности трех групп: общественное значение проекта и педагогический смысл, новизна проекта, готовность проекта к реализации.
В результате, через проектную деятельность студенты сами строят содержание своей деятельности, тщательно продумывают план и реализуют, осознавая важность своего творчества.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно придти к следующему выводу:
Содержание деятельности ЦЭО по формированию ценностного отношения к музыке на основе «Положения о ЦЭО» ЯПК №1 таково:
Целевой компонентЦель — формирование ценностного отношения (ЦО) к музыке у студентовЗнания о ценностях и ЦОумение определять и объяснять ЦОумение реализовать ЦО в учебных и реальных ситуацияхпроявление ЦО как потребности