Содержание
1. Методологический раздел программы
1.1. Обоснование актуальности
1.2. Проблемная ситуация
1.3 Научная разработанность
1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий
1.5. Цель исследования
1.6. Задачи исследования
1.7. Предмет исследования
1.8. Объект исследования
1.9. Гипотезы
2. Методический раздел программы
2.1. Методы сбора первичной социологической информации
2.2. Место, время проведения исследования, название инструментария
2.3. Характеристика инструментария (анкеты, кодификатора и т.п.).
2.4. Выборка
2.5. Метод обработки эмпирических данных
2.6. Практическая значимость исследования
Приложения:
2.7. Анкета
2.8. Рабочий план проведения исследования
2.9. Библиография
3. Аналитический раздел
Выдержка из текста работы
Актуальность темы курсового проекта. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.
В последние годы развитие благотворительности в российском обществе становится одним из важнейших приоритетов социальной политики. 2006 год был объявлен «годом благотворительности». Это обусловлено не только огромной ролью феномена благотворительности в обеспечении нравственного здоровья общества, но и реалиями времени. Дело в том, что проблема формирования института благотворительности резко обостряется в кризисные периоды, когда для одних членов общества благотворительная деятельность становится способом сохранения душевного здоровья, для других — чуть ли не единственным условием выживания. За последнее десятилетие в российском обществе расширилась социальная база личностей, нуждающихся в поддержке — инвалиды, многие пожилые люди, беженцы, переселенцы, бездомные и т.д. Миграция, безработица, преступность, разрушение семьи, рост социальных девиаций — это тот общественный фон, который определил масштаб и остроту проблемы развития благотворительного движения в стране. Мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, не снимают остроту проблематики указанных категорий населения. Более того, в благотворительной поддержке нуждаются не только инвалиды, мигранты или безработные, но и другие социальные группы, которые не смогли в ценностном, профессиональном и статусно — ролевом отношении адаптироваться к изменившимся реалиям. Поэтому необходим поиск ресурсов благотворительной деятельности, создание условий, способствующих развитию данного социально-культурного феномена.
Изучение феномена благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.
Степень научной разработанности темы курсовой работы. Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Об истории становления социальной работы в России писали Фирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов (учебник «Социальная работа» где были указаны две причины, по которым социальная работа не возникла в начале XIX века. )Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимался В. Межов. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, К. Кузьмин.
Проблема курсовой работы заключается в противоречии между теоретической и практической значимостью изучения отношения социальных групп к благотворительности, с одной стороны, и недостаточной теоретической разработанностью в данной области, с другой.
Объект курсового проекта — российские студенты.
Предмет курсового проекта -отношение российских студентов к благотворительности.
Цель курсового проекта — изучить отношение российских студентов к благотворительности.
Задачи:
· Изучить благотворительность как социальный феномен, выявить его историко-культурные предпосылки и духовно-нравственную основу.
· Проанализировать отношение российских студентов о благотворительности как социальном феномене
Теоретико-методологические основы курсовой работы В качестве теоретической базы изучения отношения социальных групп к благотворительности как социального феномена послужили труды таких ученых, как Здравомыслова О, Баранова И. ( исследование «Отношение населения к благотворительности в России». Где представлена полная статистика по крупнейшим городам России, а так же результаты социологического опроса Россиян на тему первоочередности оказания помощи нуждающимся, Фирсов М.В (прослеживает процесс становления в России общественной помощи и поддержки на главных этапах ее социально-исторического развития, исследует генезис государственных и негосударственных форм защиты различных категорий нуждающихся, выявляет и обосновывает исторические тенденции развития социальной работы.)Мельников В.П.( раскрывает этапы развития социальной помощи с древних времен, излагаются ее формы. Анализирует становление системы государственного призрения, общественной и частной благотворительности в пореформенный период. Освещает практику социальной работы в советский период и в современных условиях.)
В курсовой работе были использованы следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез, обобщение, а также структурно-функциональный анализ.
Эмпирическая (информационная) база курсовой работы. При написании курсовой работы использовались данные социологических исследований в области благотворительности научные энциклопедии, публикации в периодической печати и информационные материалы в электронных СМИ.
Структура курсового проекта состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА
Зарождением благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси. В 996 г. Киевский князь Владимир издал устав, который официально вменял в обязанность духовенству заниматься общественным призрением.
Основная христианская заповедь о любви к ближнему своему нашла отражение в строительстве первых богаделен и больниц при монастырях. На протяжении многих веков церковь оставалась средоточием помощи бедным, старым и немощным. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились первые лечебницы.
Князь Владимир сам служил для народа образцом милосердия и сострадания и стал хорошим примером для своих преемников, которые не жалели сил и средств для оказания помощи нуждающимся. Потомки князя продолжили традиции благотворительности: обустраивали училища для сирот и женщин, помогали погорельцам в строительстве новых домов, во времена войн выкупали русичей из плена и раздавали еду и милостыню неимущим. Добродеяния, связанные с личной инициативой князей, а позже царей, были характерной чертой для России.
Среди членов царских семей встречалось немало людей, которые искренне считали попечительство своим долгом и отдавали огромную часть души и значительные средства для совершения благих поступков в пользу своих подданных.
К концу ХVII века церковь стала постепенно уступать государству основную роль в деле заботы о нуждающихся. В 1682 году был издан указ об организации домов для беспризорных детей, где их обучали грамоте, наукам и ремеслу. Во времена царствования Петра I были открыты приюты для незаконно рожденных детей, строились госпитали для содержания убогих и нищих. В 1764 году, при Екатерине II, в России было создано Воспитательное общество благородных девиц. Кроме того, императрица издала указ об учреждении в каждой губернии Приказов общественного призрения, которые должны были организовывать и содержать работные дома, богадельни, дома для неизлечимо больных, аптеки , школы и сиротские дома.
Супруга императора Павла I Мария Федоровна была признана современниками самой щедрой благодетельницей. Она ведала всеми воспитательными домами страны, построила училище для глухонемых детей, открыла институт родовспоможения и «вдовьи дома» в Петербурге и Москве, а также содействовала созданию в 1802 году в России «Филантропического общества».
С давних времен наряду с церковными служителями и царской фамилией попечительством и благотворительностью занималось российское купечество. Многие купцы были выходцами из народа и сознавали свою ответственность перед простыми людьми, сохраняя с ними духовную связь. Помимо благотворительных заведений Купеческого общества московские купцы строили и содержали на свои средства больницы, богадельни, приюты. Так, например, были построены Солдатенковская (Боткинская), Бахрушинская (Остроумовская) и детская Морозовская больницы. Первую гражданскую больницу неподалеку от своего двора в районе старинной улицы Знаменки организовал близкий советник царя Алексея Михайловича — боярин Федор Ртищев. Крупные предприниматели создавали для рабочих своих заводов и фабрик целые городки с развитой инфраструктурой, умело сочетая выгоду и благое деяние. Например, современная Пресня — бывшее фабричное поселение известной Прохоровской (Трехгорной) мануфактуры.
К концу века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов впервые развивается отдельное направление благотворительности — меценатство. Пожертвования меценатов идут на адресную поддержку проектов в сфере культуры и искусства. Активная благотворительная деятельность русских меценатов принесла государству картинные галереи и театры, школы и библиотеки, научные учреждения и университеты, больницы и приюты. В российскую историю навсегда вошли такие фамилии меценатов, как Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы, Шереметьевы и многие другие.
После октябрьской революции 1917 года все средства общественных и частных благотворительных организаций были национализированы. Советская власть не признавала необходимость их существования, пытаясь взять всю ответственность за решение социальных проблем на себя. На этом историческом этапе особую роль в сохранении российской благотворительности вновь сыграла церковь, что имело огромное значение в годы Великой Отечественной Войны. Тем не менее, в СССР действовали советские благотворительные фонды, такие как Детский фонд имени Ленина, Литературный фонд, Художественный фонд, Фонд культуры СССР, а также Фонд мира.
В годы перестройки руководство нашего государства пересмотрело свои позиции в отношении инициативного участия граждан в социальной взаимопомощи, и на современном этапе мы наблюдаем возвращение традиций благотворительности.
Одними из первых активных благотворителей в постреформенной России стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, так как работа подобных отечественных организаций тормозилась отсутствием четкого законодательства. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, фонды открывали свои отделения в России.
Но уже в середине 90-х годов появились российские благотворительные структуры, специализирующиеся в разных сферах: поддержка научных, учебных программ, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение. Это, например, благотворительные фонды Владимира Потанина, Олега Дерипаски, Дмитрия Зимина и др. Сейчас происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет.
Сейчас в России над созданием собственных корпоративных фондов работают «РосБанк», «СеверСталь», «УралСиб», «Евросеть», «Ренова» и другие предпринимательские объединения. Многие компании стремятся построить деловые альянсы с теми, кто лучше разбирается в нуждах сообщества. В России партнерство в реализации проектов часто заявляется компаниями как приоритет, однако на практике чаще всего можно увидеть взаимодействие частных и корпоративных доноров, а не корпораций: «Династия» и «СеверСталь» — проект для учителей; СУАЛ и CAF — создание фондов местных сообществ; ФиаБанк и Городской благотворительный фонд Тольятти — проект для молодежи города.
Речь идет о том, чтобы дать возможность гражданам России больше узнать о значении благотворительности для развития страны и улучшения жизни, о различных формах этой деятельности, дать возможность россиянам принять участие в практической благотворительной работе, чтобы каждый мог сделать что-нибудь полезное для людей, нуждающихся в помощи. Сегодня благотворительность — «не игра, а серьезная работа многих-многих людей».
В связи с тем, что понятие благотворительности является новым для современной России, то и термин «благотворительная деятельность (благотворительность)» является новым. В то же время понятие «благотворительная деятельность» в российском законодательстве отличается от понятия «спонсорство», поскольку обязательным условием спонсорства является упоминание об определенном лице, предоставившем средства на конкретные цели, как о спонсоре.
Благотворительность — универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Благотворительность позволяет обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все больше становится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.
Осуществлять благотворительность — значит «творить благо». Понятие «творить благо» всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка «благотворительности» в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.
Альтруизм и сострадание — необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью — это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций. Отдавая свое, благотворитель таким образом «оплачивает» эту услугу или «получает удовлетворение» своей потребности в альтруизме.
Вторым необходимым условием благотворительности является наличие частного ресурса, который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом могут быть деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено на благое деяние.
В социальном плане благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.
Благотворительность — это осуществляемая физическими и юридическими лицами, исключая государ……..
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
2. Бабкина Л.Ф, Власова А.В. Социологическое исследование на тему: Отношение студенческой молодежи Уральского социально- экономического института к благотворительности. [Текст] / Л.Ф. Бабкина, А.В. Власова. ? 2012 г
3. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России. [Текст] / Бадя Л. В. — М, 1993.
4. Бадя Л. В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения; Российский журнал социальной работы. [Текст] / Бадя Л. В. -М. : Наука, 1995.
5. Баранова И, Здравомыслова О. Социологическое исследование отношения благотворительности в России. [Текст] / И. Баранова, О. Здравомыслова. ? 2010 г.
6. Болотин, И.С. Социология и образование [Текст] / И.С. Болотин, О.Н. Козлова // Социологические исследования. — 2010. — №2. — С. 34-40.
7. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России [Текст] / А.Н. Боханов. ?М. : 2003.
8. Васильев, А.А. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России [Текст] / А.А. Васильев. — М. : Наука, 2004. — 312 с.
9. Вебер, М. Избранные сочинения [Текст] / М. Вебер. — М. : Просвещение, 2001. — 218 с.
10. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. [Текст] / Н. А Воскресенский. -М. : Наука, 1945.
11. Гельвеции, К. О человеке. Соч. в 2-х т. [Текст] / К. Гельвеции. — М. : Мысль, 2010. — 378 с.
12. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. [Текст] / Ю. Годунский. — М. : Наука и жизнь.- 2006. — 32-37 с.
13. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. Наука и жизнь. [Текст] / Ю. Годунский — М. : Педагогика, 2006
14. Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания [Текст] / Е.И. Головаха. — М. : Наука, 2007. — 189 с.
15. Дюркгейм, Э. Социология [Текст] / Э. Дюркгейм. — М. : Мысль, 2010. — 367 с.
16. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности[Текст] / А.Г. Здравомыслов. — М. : Мысль, 2010. — 289 с.
17. Иваницкая М.С. Социологическое исследование на тему: Отношение современной российской молодежи к благотворительной деятельности ( на примере Алтайского края). [Текст] / М.С Иваницкая ? 2014
18. Ильинский В. Благотворительность в России. [Текст] / В. Ильинский. — СПб. : 2008.
19. Ильинский В. Благотворительность в России. [Текст] / В. Ильинский. — СПб, 1908.
20. Киприянова, Е.К. Жизненные планы, мотивы, потребности [Текст] / Е.К. Кипрянова. — М. : Просвещение, 2000. — 268 с.
21. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст] / А.В. Кирьякова. — М. : Просвещение, 2009. — 296 с.
22. Кравчук, П.Ф. Молодежь и преемственность культуры. Социология [Текст] / П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина. — СПб. : Феникс, 2008. — 175 с.
23. Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против. [Текст] / М.А. Лукацкий. ? М. : Наука, 2005. ? 100-103 с.
24. Луман, Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий [Текст] / Н. Луман. — М. : Наука, 2002. — 196 с.
25. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. ? М. : Дело, 2006. ? 200 с.
26. Некрасов А.Я. Благотворительность. Социальная энциклопедия [Текст] / А.Я Некрасов. ? М. : 2000. ?45 с.
27. Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст] / Т. Парсонс. — М. : Наука, 1998. — 358 с.24. Маркузе, Г. Критическая теория общества [Текст] / Г. Маркузе. — М. : Наука, 2006. — 268 с.
28. Рахимов, А.З. Древние своды нравственных заповедей. Общечеловеческие правила нравственности [Текст] / А.З. Рахимов. — М. : Наука, 2007. — 148 с.
29. Фирсов М. Н История социальной работы в России [Текст] / М.Н Фирсов. ? М. : Гуманид. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ? 256 с.
30. Фирсов М.Н. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика [Текст] /М.Н. Фирсов. ?М. : Наука, 1996
31. Фомин Э.А, Чикадзе Е.З. Благотворительность как социо-культурный феномен в России [Текст] / Э.А Фомин, Е.З Чикадзе. ?СПб. : 2001.
32. Ядов, В. Стратегия социологического исследования [Текст] / В. Ядов. — М. : Наука, 2002. — 249 с.