Содержание
Введение 3
Глава 1. Самооценка: основные характеристики
1.1.Понятие самооценки . 5
1.2. Особенности психического развития подростков . 8
Глава 2. Влияние родителей на формирование самооценки младших подростков
2.1. Отношения с матерью и идентификация . 19
2.2. Отношения с отцом и идентификация . 20
Заключение .. 22
Список литературы 23
Выдержка из текста работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Особенности самооценки мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента 1 курса группы ОБППО 16
44.03.02 психолого—педагогического направления
Института педагогики и психологии
Оренбург 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА
1.1 Понятие. Типы самооценок………………………………………………………………5
1.2 Особенности самооценки детей подросткового возраста………………….7
ВЫВОД…………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД
2.1 Взгляды ведущих психологов—педагогов на особенности самооценки мальчиков и девочек в подростковый возрастной период. ……………………………10
2.2 Организация и методы исследования …………………………………………….12
2.3 Анализ результатов исследования …………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………………………………..24
Введение
В современном мире самооценка человека имеет большое значение. Поэтому изучению этой темы в психологической теории и практике уделяется много внимания. Изучаются различные факторы, влияющие на самооценку в различные возрастные периоды. Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10—11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности [6]. Это время, когда сформировываются нормы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем говорят труды многих ученых — Мухиной В.С., Эльконина Д.Б, Рубинштейна С.Л. и др.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что по сравнению с другими психологическими направлениями мало изучена самооценка мальчиков и девочек на различных стадиях подросткового возраста. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки подростка является на сегодняшний день актуальным.
Цель данной работы: выявить особенности самооценки мальчиков и девочек, уровня притязаний и мотивации достижения успеха на различных стадиях подросткового возраста.
Объектом исследования является подросток.
Предмет исследования — самооценка подростка.
Гипотеза исследования: на различных стадиях подросткового возраста уровень самооценки мальчиков и девочек неодинаков.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи работы:
— изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;
— изучить самооценку как психологическую категорию, особенности самооценки детей подросткового возраста.
— рассмотреть и проанализировать основные точки зрения психолого—педагогических наблюдений и исследований по проблеме особенностей самооценки в подростковом возрасте;
— методологический анализ проблемы изучения самооценки в младшем подростковом возрасте.
— на основе проделанной работы сделать соответствующие выводы.
Базой для исследования являются литературные источники и учащиеся 5 — х и 7 — х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 п. Первомайский Оренбургского района».
Глава 1. Самооценка
1.1 Понятие. Типы самооценок
Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. При этом различными авторами самооценка интерпретируется по—разному. В трудах отечественных психологов, таких, как Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.
По А.Н. Леонтьеву [2] самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний. По мнению А.И. Липкиной [7], самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Исходя из трудов Реана А. А. самооценка — это центральное образование личности, которое определяет социальную адаптацию личности. Она является регулятором поведения и деятельности. Формирование ее происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. В этом смысле подростковый возраст имеет крайне важное значение [14]. Наиболее точным представляется определение самооценки, данное В. С. Агаповым, который в своем исследовании придерживается позиции, что самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает.
Существует известная формула, согласно которой самооценка пред—ставляет собой успех, разделенный на уровень притязаний. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека пожизненный ведет к тому, самооценка что он начинает мальчиков неправильно себя констатирует оценивать, вследствие желает чего его менее поведение становится через неадекватным (возникают основном эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.)…
Заключение
Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.
Встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Адекватная самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека. При такой самооценке человек видит, как свои положительные качества, так и недостатки. Заниженная самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях.
Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит причиной завышенной или заниженной самооценки.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.
Важную роль в саморегуляции подростков играют образы — идеалы. Для мальчиков — подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», у девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина». Девочки чаще находят свой идеал в ближайшем окружении, опираясь, прежде всего на чувства; мальчики ищут его в более широком диапазоне, более опираясь на рациональную мысль и их идеал носит более обобщенный характер, имеет большую опору в рациональном мышлении. Чем выше уровень идентификации с таким идеалом тем выше самооценка подростка.
Проведенные исследования позволили определить особенности самооценки в подростковом возрасте. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по—разному. С возрастом наблюдается положительная динамика в самовосприятии и самооценка в целом повышается. У девочек возрастные изменения в самооценке происходят более плавно. Мальчики имеют более высокую самооценку в целом, чем девочки в относительно стабильные периоды (12 и 17 лет) и более низкую, чем девочки в критический возраст (14 лет).
Проведённые мною исследования доказывают гипотезу: на различных стадиях подросткового возраста уровень самооценки мальчиков и девочек неодинаков.
Мне хотелось бы продолжить исследование различий в самооценке от младшего до старшего подросткового возраста. Это и будет темой дальнейшей исследовательской работы.
В заключении хотелось бы дать некоторые рекомендации: помочь сформировать адекватную самооценку подростку можно удовлетворив его приемлемые интересы, а так же нужно организовать межличностное общение подростков, обеспечить признание со стороны взрослых. Нельзя загонять подростка в какие—либо рамки. Нужно помнить, что подросток пытается адаптироваться к новой жизни своим индивидуальным путем. Следует позволить подростку расти и развиваться в его собственном индивидуальном темпе.
Список используемой литературы:
1. Александрова, Ю. В. Учебник по возрастной психологии Юнита 3: Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / Ю. В. Александрова; ред. Бородина А. В. — М: НОУ, 1999. — 805 с.
2. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для родителей / Р. Т. Байярд; перевод с английского А. Б. Орлова — М.: Семья и школа , 1995. — 224 с.
3. Бернс, Р. Развитие Я—концепции и воспитание: монография / Р. Бернс; пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 162 с.
4. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие / Л. В. Бороздина – М.: Ун—та, 1986 — 47 с.
5. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — М.: Редакционно—издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 181 с.
6. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: социал.—псих. и психиатр. аспекты / В. Т. Кондрашенко Мн.: Беларусь, 1988. — 207 с.(2)
7. Липкина, А. И. Самооценка школьника. / А. И. Липкина — М.: Знания, 1976. – 64 с.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / В. С. Мухина — 10—е изд.; перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
9. Психология современного подростка / ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
10. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти: психологическая энциклопедия / А. А Реан —СПб.: ПРАЙМ—ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
11. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А Реан, Н.В. Бордовская — СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии./ С. Л. Рубинштейн — СПб: Питер, 2009. — 720 с.
13. Рытченко, Т. А. Психология деловых отношений. / Т. А. Рытченко, Н. В. Татаркова — М: МЭСИ, 2005. — 91 с.
14. Самооценка и ее влияние на межличностные отношения / Под ред. М. В. Смирновой. — М.: ЭСТ, 2000
15. Сабельникова, Н. В. Исследование возрастных и половых особенностей самооценки школьников подросткового и раннего [Электронный ресурс]: исследование особенностей самооценки подростков / Н. Сабельникова. — Электрон. текстовые дан. — М.: [Вестник], 2001. – Режим доступа:
Journal/vestnik/ARHIW/N4_2001/sabel/sabel.pdf
16. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной — М.: Педагогика, 1987. — 182 с.
17. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А.Калягин, Т. С. Овчинникова — М.: Академия, 2006. — 320 с.