Содержание
ВВЕДЕНИЕ2
Глава 1. Современное понимание сущности аномального развития детей с нарушением зрения.6
1.1. Представления об особенностях слепых и слабовидящих детей в отечественной литературе.6
1.2. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях функций зрения9
1.3. Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих10
Сравнительная характеристика осязательного и зрительного восприятия
Выводы по главе 1:20
Глава 2. Методы и методики исследования21
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия на тему: «Морское путешествие» для детей младшей группы с нарушением зрения22
Ход занятия23
Зрительная гимнастика в стихах24
Этапы и процедура исследования25
Выводы по главе 226
Глава 3. Результаты и их обсуждение27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
Список используемой литературы31
Выдержка из текста работы
В период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка, дети усваивают новые знания, правила поведения, вживаются в новую социальную роль (школьник) и т.д.
Обучение в школе существенно меняет содержание приобретенных ранее ребенком знаний, это ведет к перестройке мыслительной деятельности детей. «Впитывая» новую информацию, дети учатся рассуждать и сравнивать, анализировать и делать выводы.
Важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной является внимание. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. [5; 198-211]
Под вниманием мы понимаем целенаправленный процесс отбора нужной нам информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием. Если бы такой избирательности не существовало, вся поступающая неотобранная информация накапливалась с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не могла бы быть возможной, психологические процессы потеряли бы свой смысл. [23; 164]
В исследовании проблем внимания принимали участие различные психологи, такие, как: А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие психологи. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в учение о внимании как психического процесса. [22; 203]
От уровня развития устойчивости внимания учащихся неизбежно зависит успешность их обучения. Высокий уровень развития мышления чаще всего обеспечивает им в дальнейшем освоение многих профессий. Мышление связано с такими психическими процессами и свойствами как речь, память. Следовательно, развивая мышление, мы обеспечиваем и общее развитие учащихся.
Вопросами изучения и развития мышления младших школьников занимались: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Немов Р.С., Никольская И.Л., Рогов Е.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Петрушин В.И. и многие другие психологи.
Мышление младшего школьника претерпевает в процессе обучения очень большие изменения. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный уровень развития, то интенсивное развитие мышления происходит в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит к качественной перестройки восприятия, памяти, к превращению их в планируемые, предсказуемые процессы. Ребенок семи — восьмилетнего возраста обычно мыслит конкретными категориями, опираясь на наглядные свойства предметов. Однако переход к стадии формальных операций может произойти гораздо раньше. [8; 155-164]
Актуальность курсовой работы состоит в том, что нами устанавливается взаимосвязь между показателями устойчивости внимания и вербально-логического мышления детей младшего школьного возраста.
Значимость данной темы и обусловила выбор темы: «Взаимосвязь устойчивости внимания с вербально-логическим мышлением детей младшего школьного возраста». В начале исследования нами были сформулированы следующие параметры.
Объектом исследования является дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования выступают внимание и мышление у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между показателями устойчивости внимания и вербально-логического мышления детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. изучена научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;
2. проведена психологическая диагностика с детьми младшего школьного возраста;
3. сформулированы выводы и даны методические рекомендации по проблеме исследования.
В основу исследования была положена гипотеза: мы предполагаем, что между показателями устойчивости внимания с вербально-логическим мышлением детей младшего школьного возраста, существует прямая корреляционная связь: чем выше уровень развития устойчивости внимания, тем выше уровень вербально-логического мышления детей младшего школьного возраста и наоборот.
Новизна исследования заключается в установлении взаимосвязи между устойчивостью внимания с вербально-логическим мышлением детей младшего школьного возраста на конкретной группе испытуемых.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций для педагогов и родителей школьников.
В работе мы использовали следующие методы исследования:
1. анализ литературных источников по педагогике и психологии;
2. методы психологической диагностики:
· диагностика устойчивости внимания «Корректурная проба»;
· диагностика вербально-логического мышления «Исключение слов»;
3. методы математической статистики: критерий линейной корреляции rxy Пирсона.
Базой нашего исследования является МБОУ Кадетская школа г. Южно-Сахалинска. В исследовании принимало участие 15 детей младшего школьного возраста.
Данное исследование состоит из следующих этапов: на первом этапе была проанализирована научная психолого-педагогическая литература, подобраны методы психологической диагностики. На втором этапе было проведено непосредственно эмпирическое исследование, данные были подвержены математической обработке, формулировались выводы и рекомендации по проблеме исследования.
Структура курсовой работы включает в себя:
— введение, в котором раскрывается актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, приводится гипотеза, новизна и практическая значимость работы;
— главу I (теоретическую), в которой раскрывается сущность и содержание понятий устойчивости внимания и вербально-логического мышления, их взаимосвязь;
— главу II (практическую), в которой приводятся результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи устойчивости внимания с вербально-логическим мышлением детей младшего школьного возраста;
— заключение, которое включает в себя основные выводы по эмпирическому исследованию;
— список используемой литературы, содержащий 24 источника литературы.
Глава I. Теоретические аспекты изучения, внимания и мышления в современной психолого-педагогической литературе
1.1. Внимание и его виды
До человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для его деятельности, и абстрагируется от других, мешающих целенаправленному протеканию его мышления
Внимание в большой мере зависит от характера деятельности, в которую вовлечен человек, от ее значения для данного человека, от особенностей личности: потребностей, интересов, волевых качеств, темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека. Внимание не существует самостоятельно — вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным — можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п.), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. [12; 281]
Физиологической основой внимания является наличие доминирующих очагов возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном более или менее значительном торможении остальных участков. Это доминирование одних участков по сравнению с другими носит дина……..
Список используемой литературы
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. М. : Педагогика, 1983. 367 с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. : Педагогическое общество России, 2006. 276 с.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2007. 353 с.
4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. М. : Владос, 2008. 283 с.
5. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник/ послесловие проф. В.П. Зинченко.- 3-е изд., испр. М. : Флинта, 2002. 376с.
6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. М. : ТЦ «Сфера», 2008. 451 с.
7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. М. : Академия, 2009. 309 с.
8. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия. Спб. : Питер, 2006. 320с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб. : Питер, 2001. 592 с.
10. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. М. : Роспедагентство, 2009. 241 с.
11. Немов Р.С. Психологический словарь. М. : ВЛАДОС, 2007 417 с.
12. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Б.С. Братуся.- Т.4 Внимание/ М.В. Фаликман. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 480с.
13. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. М.: Академия, 2007. 392 с.
14. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2009. 287 с.
15. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. М. : ИКЦ «МарТ», 2008. 722 с.
16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2007. 876 с.
17. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. М. : Изд-во «Гном и Д», 2007. 401 с.
18. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. М. : Академия, 2009. 208 с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М. : ВЛАДОС, 1996. 529 с.
20. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2008. 405 с.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М. : Класс, 2007. 134 с.
22. Узнадзе Д.Н. Общая психология/ под ред.. Иедадзе И.В. М. : Смысл; Спб.: Питер, 2004. 413 с.
23. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979. 322 с.
24. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Бахрах-М, 2008. 624 с.