Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности ребенка к школе5
1.1. Особенности возрастного кризиса 6-7 лет5
1.2. Основные компоненты психологической готовности к школьному обучению15
2. Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе23
2.1. Организация и методы исследования23
2.2. Методики исследования24
2.3. Анализ и обсуждение результатов26
Выводы и предложения32
Список использованной литературы34
Приложения
Выдержка из текста работы
Наверное, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности.
Структура идентичности включает в себя множество различных идентификаций: половую, возрастную, национальную, именную, этнолингвистическую, профессиональную и т.д. В юности идёт активный поиск и примерка разнообразных социальных ролей и отбор внутриличностных идентификаций, этот процесс очень сложен , хотя очень часто пущен на самотёк и складывается стихийно.
Процесс формирования идентичности долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего, она образует единую систему координат для форм поведения человека в различных сферах жизни. Личная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений. Внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цель и смысл будущей жизни.
Складывается идентичность и нескольких , отличных друг от друга и тесно связанных с собой идентификаций (отождествлений). В конечном счёте, идентичность является положительной и чёткой, если таковыми являются идентификации, составляющие её. Из негативных идентификаций складывается негативный вариант идентичности, расплывчатое, нечёткое «Я», ролевая и личностная неопределённость, в крайних случаях ведущая к психической патологии. Многие выдающиеся учёные занимались изучением психологии самосознания , идентичности . Большая значимость их работ обусловлена тем , что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. В 1890 году У. Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947 году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией с докладом о самооценке, а Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949 году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи формирования идентичности.
Отечественными психологами выделяются три компонента идентификации: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эти компоненты оказывают взаимное влияние друг на друга и отличаются своей выраженностью на разных этапах развития личности. В нашем исследовании делается акцент на изучении эмоционального и когнитивного компонента идентификации, а также на возрастной идентификации.
Возрастная идентификация отражает жизненные события, переживаемые личностью, и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. Возникает вопрос, какого типа задачей для юношей является задача по идентификации своего возраста — чисто когнитивной, или она содержит в себе эмоциональный компонент? И как в таком случае эмоциональное отношение к возрастной самоидентификации может повлиять на построение идентификационной последовательности жизненного пути человека?
Актуальность темы исследования связана также с той непростой ситуацией, которую переживает наше общество. Она характеризуется крайней нестабильностью, сложностью, противоречивостью. Происходит кардинальная ломка системы ценностей, отказ от устоявшихся стереотипов. Всё это вносит смятение в сознание и поведение молодых людей, затрудняет протекание социализации и идентификации, порождает кризис идентичности. Не имея возможности занять активную социальную позицию, молодые люди нередко испытывают чувство раздражения по отношению к окружающим и к самим себе. В этих условиях для успешного протекания процессов социализации и идентификации требуется мобилизация значительных сил, как от взрослых людей, так и от самих молодых людей, а своевременное выявление идентификационных нарушений является чрезвычайно важным как для диагностики личности, так и для их коррекции этих нарушений.
Цель исследования: Выявить, влияние аффективного компонента на возрастную идентификацию в юношеском возрасте.
Цель исследования: Выявить, какие компоненты (когнитивный или аффективный) преобладают в юношеском возрасте при решении задачи на возрастную идентификацию.
Цель исследования: Выявить, какие компоненты (когнитивный или аффективный) преобладают в юношеском возрасте в процессе идентификации.
Задачи: Рассмотреть историю становления в психологии проблемы идентификации.
Исследовать преобладания когнитивного или аффективного компонента в отношении к возрастной идентификации;
§ исследовать особенности построения жизненной прямой в юношеском возрасте;
§ разработать анкету для оценки удовлетворенности жизнью, и проанализировать полученные с ее помощью данные;
проанализировать связь между аффективным компонентом в отношении к возрастной идентификации и уровнем общей удовлетворенности.
Согласно методам установить роль аффективной компоненты в процессе юношеской идентификации .
Предмет исследования: особенности возрастной идентификации в юношеском возрасте.
Объект исследования: эмоциональный и рациональный компонент возрастной идентификации в юношеском возрасте.
Выборка: юноши (40 чел) и девушки (40 чел) в возрасте от 19 до 22 лет, выпускники школы № 723, и бывшие выпускники этой школы: учащиеся средних специальных образовательных учреждений, учащиеся ВУЗов, и временно не учащиеся.
Гипотеза. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью субъекта в значительной степени зависит от аффективной компоненты в процессе возрастной идентификации .
Основные методы и принципы исследования:
1. Психологический вербально-коммуникативный метод (беседа)
2. Метод объективного наблюдения
3. Метод интроспекции
4. Методы : анализ и синтез.
Исследование основывалось на принципе идивидуализации .
Научная новизна исследования. Впервые изучалась возрастная идентификация с целью выявления преобладания аффективного и когнитивного компонента. Показана связь нарушенной идентификационной последовательности с уровнем удовлетворенности жизнью. Установлено неравнозначное влияние разных компонентов удовлетворенности на общую удовлетворенность жизнью. Установлена связь самоидентификации с занимаемым социальным статусом.
Теоретическое значение исследования:
1. Полученные данные могут быть использованы в теории развития личности в юношеском возрасте, обогащая её новыми положениями, составляющими характеристику особенностей протекания процесса идентификации в современных условиях.
2. Выявленная специфика идентификации в юношеском возрасте может поспособствовать дальнейшему изучению этого аспекта проблемы.
Практическое значение исследования:
1. Понимание природы аффективной и когнитивной компонентов в становлении возрастной идентификации позволит более полно решать возникающие в рассматриваемом аспекте проблемы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью методологических и теоретических положений исследования, проведением содержательного анализа результатов, полученных на репрезентативной выборке испытуемых, а также использованием методов математической статистики для обработки данных.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Самосознание как базис
Психология самосознания – одно из самых старых, и наиболее интересных направлений в психологии, а за отсутствием какой либо чётко выработанной методологии всякое мнение крупных философов, учёных и т.д. приковывает внимание. ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возрастная идентификация отражает жизненные события, переживаемые личностью, и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. В современных условиях для успешного протекания процессов социализации и идентификации требуется мобилизация значительных сил, как от взрослых людей, так и от самих молодых людей, а своевременное выявление идентификационных нарушений является чрезвычайно важным как для диагностики личности, так и для их коррекции этих нарушений.
Целью данной курсовой работы являлось исследование влияния эмоционального отношения к возрастной самоидентификации в юношеском возрасте на построение идентификационной последовательности жизненного пути.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были даны определения понятию «идентификация» и «идентичность»; рассмотрены разные точки зрения на процесс формирования идентичности;
проанализирован процесс идентификации в юношеском возрасте; описан юношеский возраст; разобран когнитивный и аффективный копанет структуры личности; описаны исследования половозрастной идентификации; рассмотрен вопрос общей удовлетворенности жизнью.
Было проведено эмпирическое исследование. Согласно выдвинутой гипотезе, мы предполагали подтвердить, что эмоциональное отношение к возрастной самоидентификации в юношеском возрасте влияет на построение идентификационной последовательности жизненного пути.
В ходе проведенного исследования мы не получили данных однозначно подтверждающих нашу гипотезу, однако, мы установили
– что юноши и девушки, оценивающие свою удовлетворенность жизнью как среднюю, решают задачи на возрастную идентификацию на когнитивном уровне и выкладывают верную последовательность жизненной прямо;
– низкая удовлетворенность жизнью характерна для тех, кто выкладывает неверную последовательность жизненного пути на когнитивном уровне;
– юноши и девушки с высокой удовлетворенностью выкладывают неверную последовательность на эмоциональном уровне.
Так же мы установили, что на общий уровень удовлетворенности в юношеском возрасте в большей мере влияет материальное благополучие и удовлетворенность личной жизнью, и что для большинства работающей и учащейся молодежи непривлекательным образом является старость.
В нашей работе впервые изучалась возрастная идентификация с целью выявления преобладания аффективного и когнитивного компонента. Показана связь нарушенной идентификационной последовательности с уровнем удовлетворенности жизнью. Установлено неравнозначное влияние разных компонентов удовлетворенности на общую удовлетворенность жизнью. Выявленная специфика идентификации в юношеском возрасте может поспособствовать дальнейшему изучению этого аспекта проблемы.
Предложен методический блок, позволяющий изучать процесс идентификации личности в юношеском возрасте, включающий субъективные и объективные методы исследования. Данное исследование может служить отправной точкой для более масштабных и глубоких исследований влияния эмоционального компонента на самоидентификацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2008.- 512с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М.: Издательство политической литературы, 2005.- 238с.
3. Алкоголизм: (Клинико терапевтич., патогенет. и судеб.- психиатр. аспекты).Сб.научн.тр./ВНИИ общ. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского; Под ред. Г.В. Морозова.- М.: Б.и., 2002.-128с.
4. Балакина Л.Л. Педагогические приёмы организации диалога на уроке: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Томск, 2000.- 20с.
5. Бекетова И.И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Ставрополь, 2001.- 12с.
6. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков: Межвузовский сборник научных трудов / Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена; [Редкол.: Л.М. Шипицина и др.]. Л.: ЛГПИ, 2009. 108с.
7. Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация // Социологические исследования.- 2001.-9.-С.68-76.
8. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители.- М.: Профиздат,2002.-95с.
9. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян // Социологические исследования.-2001.- 6.- С.59-66.
10. Ганаева Е.А. Формирование когнитивно-коммуникативных умений подростков в историко-краеведческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед наук.- Оренбург, 2009.- 15с.
11. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учебное пособие / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов; Свердлов. инженер.- пед. ин-т. — Свердловск: СИПИ, 2007.- 75с.
12. Додонов Б.И. Здравый смысл и наука о воспитании. // Советская педагогика. 2008.- 1. С.132-141
13. Дольто Ф. На стороне ребёнка. СПб.: Изд. Петербург XXI век, 2007.- 527с.
14. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: ДОУ-Пресс, 2009. 140с.
15. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания.- 2000.- 36с.
16. Звягинцев В.В. Ролевые конфликты подростков в институтах социализации реформируемой России: Автореф. дис. канд. социол. наук.- Новосибирск, 2000.- 18с.
17. Избранные вопросы клинической психологии. – Т. 2. – Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии / Н.А.Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. – Владивосток : Медицина ДВ, 2008. – 272 с.
17. Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.- София: Медицина и физкультура,2001. 191с.
18. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.: Издательский центр Академия, 2007.- 320 с
19. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве// Педагогика.- 2000.- 6.- С.35-39.
20. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.-Киев: Вища ДОУ, 2001.-238с.
21. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы. 2008.- 1.- С. 32-40.
22. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 2009.-174с.
23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2008
24. Грачев А.А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. — СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. — 26- 36 с.
25. Клецина И.С. Гендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. — СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. — 154- 169 с.
26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов — на — Дону, 2006, 203 с.
27. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 2009.- 175 с..
28. Коростылева Л.А. Самореализация в личносй жизни как в одной из основных сфер жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. — СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. — 144 — 153 с.
29. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций, — М.: 2002, 178 с.
30. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 304 с.
31. Психология индивидуальных различий / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — 2-е изд.- М.: «ЧеРо», 2002.-776с., — (Хрестоматия по психологии).
32. Романова Е.С., С.Ю. Решетина. Профессиональная ориентация с позиций концепции самодиагностики // Прикладная психология. Вып.- М.: №3, 2001, стр 19.
33. Рыбалко Е.Ф., Тулупьева Т.В. Роль психологической защиты в самореализации личности в период ранней юности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. — СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. — 178 -192 с.
34. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 800с.
35. Сонин В.А., Бабкин А.П. Молодежь и система ценностей // Труды СГУ. Серия «Психология и социология образования». Вып. № 10, — М., 2009.- 111-117 с.
36. Тренькаева Н.А. Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения // Сибирский психологический журнал. Вып. № 23. — Томск , 2006. — 63- 66 с.
37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. Толстых А.В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2006.
38. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 2008. – 256с.
39. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-2007. — №2. – С. 60-72.
40. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук. – Пенза, 2000 – 237с.
41. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. псих. наук. – М., 2006. — 206с.
42. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / /Вопросы психологии. – 2004. — №1. — С. 56-66.
43. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. — 2005. — №5. – С. 147-150.
44. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. — №11. – С. 108-118.
45. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. – 2003. — №10. – С. 13-17.
46. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
47. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2000. — 224с.
48. Земска М. Семья и личность. — М., 2006. — 216с.
49. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
50. Козлов Н.И. Истинная правда или Учебник психолога по жизни. — М.: Аст-Пресс, 2000. – 187с.
51. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. – 2005. — №5 — С. 16-32.
52. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. — М., 2002. — №1. – С. 73-76.
53. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. — М.: Издательство АПН РСФСР, 2001. – 173с.
54. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л., 2005. – 256с.
55. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. — №8. – С. 86-95.
56. Мальцев С.Г., Немкина Э.А., Масалкина Т.Б. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальной службы. – М., 2008. — №1. – С. 46-50.
57. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2000. – С. 73-117.
58. Ожегов С.И., Шведова Н. Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж. -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.
59. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
60. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 2001. — 76с.