Содержание
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1.Предмет и содержание социальной политики США…………………………………………………………………………….5
2.Организация социальной политики США……………………………………9
3.Управление и администрация………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………..32
Выдержка из текста работы
Социальная политика государства — это одно из направлений государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь общества, заключающегося в предоставлении населению гарантированного уровня потребления, мер социальной защиты и разнообразных социальных услуг за счет перераспределения доходов через государственный бюджет, в целях обеспечения социальной стабильности и нормального воспроизводства.
Темой данной курсовой работы является: «Особенности социальной политики государства на различных стадиях его развития». Данная тема является актуальной как для России, так и для европейских стран. Особое значение эта проблема имеет для России, где система социальной защиты находится в стадии становления.
Развитие представлений о социальной политике социального государства необходимо для определения стоимости социальных издержек для экономики, критериев социально-экономического прогресса и методологии решения задач о соотношении ВВП и социальных трат.
Таким образом, актуальность темы обусловлена:
1. необходимостью углубления представлений о природе социальной политики государства, ее характеристике, развитии и реализации;
2. потребностью в теоретической разработке и обосновании особенностей социальной политики различных типов социального государства;
3. необходимостью определения условий формирования и развития социального государства в РФ;
4. практической необходимостью разработки критериев эффективности социальной политики, её содержания, механизмов и институтов.
Цель работы: рассмотреть социальную политику в зарубежных странах и в России на разных этапах ее развития.
Для реализации целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятия «социальная политика»;
2. отразить основные цели, функции и задачи социальной политики;
3. рассмотреть зарубежный и внутренний опыт формирования и реализации социальной политики
1.Теоретические аспекты исследования социальной политики государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства
Социальная политика как исторический феномен появилась недавно, примерно во второй половине ХХ века. Тем не менее, в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика собственной политики оформлялась в течение ХIХ-ХХI веков. И с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовала выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили системный и качественно определенный характер и были объединены термином «социальная политика».
По мнению А.А. Кочеткова, социальная политика — это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети) .
С точки зрения И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами — с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни.
Социальная политика государства — это форма государственного воздействия на социальную сферу с целью улучшения качества и уровня жизни населения, при этом социальная сфера становиться объектом управления государства.
Для того, чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Обстоятельством, при котором это вмешательство становится действительно необходимым, это уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. стремления обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Так как не все люди имеют равный доступ к продуктам производства, возникает социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, порождает следующие группы людей. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне.
Социальная защита как деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда человек начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, заключающейся в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения граждан в социальную жизнь целью, которой является снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть.
С развитием социальной политики возникли следующие важные понятия:
Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. (Например, в России социальные права граждан защищаются Конституцией РФ, Федеральными Законами в области социальной защиты и социального обслуживания населения и другими нормативными актами).
Социальная политика направлена на улучшения качества жизни населения, а в частности людей, которым необходима социальная защита, и государственная помощь. Для того чтобы государственное обеспечение было адресным и эффективным, нужно четко понимать какие группы населения относятся к нуждающимся.
Нуждаемость — это такое состояние индивидов, возникающее при неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Например, нуждающимися являются: сироты, пенсионеры, инвалиды, безработные и т.д.
Недопотребление становится нуждаемостью, когда приобретет для государства значимый характер. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий……..
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года] // Библиотечка «Российской газеты». — 1999. — № 22-23. — С. 5.
2. Конвенция Международной Организации Труда, О содействии занятости и защите от безработицы [21 июня 1988 г. № 168] // http: //www.law.edu.ru/norm/norm.asp?norm>
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.;
4. Российская Федерация, Кодексы, Трудовой кодекс Российской Федерации [от 30.12.2001г. № 197-ФЗ]: офиц. текст. // popular/tkrf/
5. Российская Федерация, Законы, Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон [от 16.07.1999 № 165-ФЗ]. // online/base/?req=doc;base=LAW;n=116590
6. Российская Федерация, Законы, О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон [от 19.04.1991 г. № 1032-1]. // online/base/?req=doc;base=LAW;n=122500
7. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон [от 24.11.1995 № 181-ФЗ]. // online/base/?req=doc;base=LAW;n=121832
8. Российская Федерация, Законы, О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон [от 17.12.2001 № 173-ФЗ]. // online/base/?req=doc;base=LAW;n=122497
9. Воробьев, Е.М., Экономическая теория. — М.: Эксмо, 2009;
10. Калашников, С. В. Очерки теории социального государства / С. В. Калашников. — М.: Экономика, 2006, С 184;
11. Калашников, С. В. Социальная функция государства в XXI веке Ж.: Социальная политика и социология, № 6, 2010;
12. Кочетков, А.А. Основы экономической теории /Курс лекций/ А.А Кочетков. — , 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. — 200 C.;
13. Лебедев, Н. Б. Система образования в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и тенденции развития // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 2 — С.26.
14. Моисеев, В.Е. Экономические реформы России: учебно-методическое пособие В.Е.Моисеев, О.И.Уланова. — Пенза. 2009 С.80;
15. Миронов, С.М. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С. Миронов // Общество и экономика. 2007 C .7-8;
16. Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов/ И.П. Николаева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011 — 200 С.;
17. Сочнева, Е. Н. Анализ современной модели социальной политики России // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 3. — С.27;
18. Стрежнева, М.В. Проблемы социальной политики в Европейском союзе / М.В. Стрежнева // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — №8. — с.22-31;
19. Торлопов, В. А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспектива / В. А. Торлопов. — М. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С 86;
20. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // www.rost.ru
21. Официальный сайт пенсионного фонда РФ // www.pfrf.ru