Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1. Основные направления изучения самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов5
1.2. Самооценка у детей дошкольного возраста10
1.3 Закономерности развития ребенка с речевыми нарушениями15
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей самооценки и уровня притязаний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи26
2.1. Цели, задачи и методы исследования26
2.2. Анализ результатов исследования27
2.3 Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи30
Заключение37
Список литературы39
Приложения43
Выдержка из текста работы
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений, поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.
К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.
Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Формирование нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследование – теоретическое обоснование и апробация системы работы по формированию нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является самооценка как компонент личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
— определено сущность понятия «самооценка»;
— выделены особенности развития самооценки в старшем дошкольном возрасте;
— в основе работы по формированию самооценки детей лежит игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, сущность понятия «самооценка».
2. Изучить особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать роль игры в развитии нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и применить комплекс методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать программу развития нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, эксперимент), математические (обработка результатов исследования).
База исследования. В данном исследовании приняло участие две группы детей старшего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная, по 20 детей в каждой группе).
Структура исследования. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе
Самооценка – сложное, многогранное понятие. Изучению самооценки уделено большое внимание в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В.Столина, Е.В.Шороховой, У.Джемса, Ч.Кули, Дж.Мида, Э.Эриксона, К.Роджерса и др., однако в научной литературе нет однозначной трактовки этого понятия.
Самооценка представляет собой оценку определенного индивидуального качества в отношении к некоторому идеальному уровню выраженности этого качества, которое представлено в самосознании в виде эталона. Эти эталоны развития разных сторон индивидуальности являются социальными, групповыми эталонами, присвоенными личностью и служащими ориентирами в самооценке.
Самооценки иногда связывают по смыслу с эмоциональной стороной самосознания или считают результатом взаимодействия самосознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Анализируя тот смысл, в котором используется понятие самооценка во многих психологических работах, мы можем сказать, что в одних работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, это понятие отвечает понятию «представление о себе». В других работах под самооценкой имеется в виду общее отношение к себе (С.Л.Рубинштейн, Л.В.Бороздина, К.Левин, Л.И.Божович, А.В.Петровский, У.Джемс, К.Хорни и др.) Это неодинаковая позиция авторов отражает истинное положение, так как самооценка действительно, по сути — и представление и отношени
……..
Список литературы
1. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А.Цыпина. – СПб.: «Академический проект», 1997, 256 с.
2. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986, 421 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, 352 с.
4. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1976. — №6 – с. 46-50.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006, 528 с.
6. Выготский Л.С. Детская психология. // Сбор. Соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – с. 6 – 268.
7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Сбор. Соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 3. – 367 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ : Астрель, 2007, 240 с.
9. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991, 368 с.
10. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989, №1, с. 5 – 18.
11. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал, 2006, Т. 27, № 3, с. 18 – 30.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – 4-е изд. – М., 1998. – 176 с.
13. Кьеркегор С. Страх и трепет // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001, 7 – 17 с.
14. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999, 688 с.
15. Молчанова О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006, Т. 3, №2, с. 23 -51.
16. Мухина В.С. Детская психология. – СПб.: Просвещение, 1992. – 302 с.
17. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – 223 с.
18. Петровский А.В. Личность в психологии. – Ростов на Дону,. 1996. – 509 с.
19. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, 224 с.
20. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007, 192 с.
21. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006, 479 с.
22. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979, 392 с.
23. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, №2, с. 224 – 234.
24. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001, 256 с.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. – СПб.: Алетейя, 2000, 499 с.
26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.