Выдержка из текста работы
Проблема самооценки младших школьников традиционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологической помощи детям. В настоящее время в учебных заведениях наблюдается постепенное увеличение числа детей, испытывающих трудности с самооценкой в адаптации к школе и социальной среде.
Современное развитие образования в нашей стране ориентировано на тесную связь с семьей, особенно на начальном этапе обучения. В этих обстоятельствах важно сохранить вопросы изучения семьи ребенка и особенности образования в нем. Несомненно, особенности самооценки младших школьников напрямую зависят от стиля воспитания в семье.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Методологический аппарат исследования: (Н.А. Батурин, Л.И. Божович, С.А. Будасси, Е.А. Залучинова, О.Н. Молчанова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Е.О. Федотова, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова), показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (К.А. Абульханова, Е.П. Авдуевская, Б.Г. Ананьев, С.А. Баклушинский, Л.В. Бороздина, А.В. Бояринцева, О.В. Дашкевич, И.С. Кон, В.Н. Куницина, А.Л. Шнирман). В исследованиях обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой — соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки у детей младшего школьного возраста.
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки. К таким исследованиям относятся труды Л.И. Божович, А.И. Липкиной, Е.И. Савонько.
Целью курсовой работы является выявление особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования определены следующие основные задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
3. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать полученный результат.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Гипотеза: успешное развитие отношений детей младшего возраста с родителями, поможет иметь детям адекватную самооценку.
Методы исследования:
— теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
— эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические методики;
— методы математической обработки данных.
Базой исследования послужили: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бугульмы».
Глава 1 Теоретические основы формирования самооценки младших школьников посредством учебной деятельности
1.1 Понятие и виды самооценки в психологии
Самооценка — самый важный показатель развития личности. Это позволяет человеку делать активный выбор в самых разных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с другими людьми. Начав формироваться в раннем детстве, когда ребенок начинает отделяться от окружающих людей, он продолжает изменяться на протяжении всей жизни, становясь более критическим и значимым. Чувствительным периодом для формирования самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начать формирование объективной самооценки в этом возрасте.
В основе самооценки индивида лежит ее самосознание. В современной науке существуют разные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основанной на самочувствиях; Самовосприятие человека, когда в раннем детстве у ребенка формируется вся идея о физическом теле, об отличии самого себя и всего остального мира.
Существует противоположная точка зрения (С. Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший в результате развития сознания. Не сознание рождается из самосознания, из себя, а самосознание возникает в процессе развития сознания индивида. Должна быть ссылка на список источников в квадратных скобках и Рубинштейн должен быть в списке!!!)
Третье направление науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознания возникло и развивалось одновременно, одно и то же является взаимозависимым. По мере объединения «объективных» ощущений развивается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самосознаний — о себе.
Столяренко Л.Д. Определяет следующие критерии самосознания Должна быть ссылка на список источников в квадратных скобках и Столяренко должен быть в списке!!!):
1) изоляция себя от окружающей среды, сознание себя как субъекта, автономного от окружающей среды (физическая среда, социальная среда);
2) осознание своей деятельности — «я себя контролирую»;
3) самосознание «через другое» («То, что я вижу в других, может быть, мое качество»);
4) нравственная оценка себя, наличие рефлексии — реализация своего внутреннего опыта (самооценка).
Наиболее ярко самосознание проявляется в самоуважении, т.е. В том, как человек оценивает свои достижения и неудачи, их качества и возможности.
По мнению Л.С. Выготский, самооценка — это обобщенное (то есть стабильное, вне ситуационное) и в то же время дифференцированное отношение к себе Должна быть ссылка на список источников в квадратных скобках и Выготский должен быть в списке!!! Мне проще написать, что все авторы которых вы упоминаете в тексте работы должны быть в списке имсточников (т.е. в списке литературы) и на них должны быть ссылки либо в квадратных скобках, либо как у вас постраничные!!!!! Смотрите требования. Еще раз их отправляю!!! Можно вообще убрать постраничные сноски).
Самооценка Захаровой считается самым важным личным образованием, принимающим непосредственное участие в регулировании его поведения и деятельности человека; Как автономная характеристика личности, ее центральная составляющая, сформированная при активном участии индивида и отражающая качественную уникальность ее внутреннего мира.
В словаре педагогических терминов, под ред. A.A. Беланская самооценка определяется как оценка человеком самого себя, его собственных достоинств и недостатков, возможностей, качеств, его места среди других людей. Самооценка актуальна (как человек видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспектива (как человек видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеал (то, что человек хотел бы видеть сам, свой Стандартные идеи о себе), рефлексивные, с точки зрения человека, оцениваются окружающими людьми).
Проблема самооценки наиболее полно изучается в работах российских ученых Б.Г. Ананьева, Л.И. Лисина, Л.Д. Столяренко, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, В.С. Мухина и другие; Иностранные исследователи Д. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и другие.
А.Н. Леонтьев подчеркивает мысль о том, что в качестве личностного воспитания центральная роль в общем контексте формирования личности, ее способностей, ориентации и ценностей, воспринимаемых индивидом, составляет самооценка, почитать. Самооценка является основным компонентом самосознания, это ядро ??этого процесса, показатель индивидуального уровня развития личности. Оценивать любое проявление объективного или субъективного мира — значит определять свое отношение к нему.
На формирование самооценки влияют многие факторы, которые уже существуют в раннем детстве — отношение родителей, ситуация среди сверстников, отношение учителей. Сравнивая мнение о себе вокруг людей, человек формирует самооценку и сначала учится оценивать других, а затем — самого себя. В возрасте ……..
Список использованных источников
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004.
2. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания. П; 2010.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2010.
4. Артамонова, Е.И. Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2011.
5. Архиреева, Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. — 2005. — № 3.
6. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/Под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-ое изд.М.: Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997.
8. Бороздина, Л.В, Залучёнова, Е.А. Психология. 2007. № 1.
9. Власюк, И.В. Приоритеты семейной политики с позиций социального педагога//Педагогика. 2007, № 3. с. 120.
10. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Альма Мастер, 2010.
11. Дымнова, Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2.
12. Зайцев, С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. 2009. — № 5.
13. Ишматьева, Е.В. Развитие самооценки в школьном возрасте. — 2004.
14. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений. Самара: 2008.
15. Ковалев, А.Г. Психология личности. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1999.