Содержание
Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура
1.1 Определение рынка труда
1.2 Типология и структура рынка труда
1.3 Рынок труда и заработная плата
1.4 Особенности товара «труд»
2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России
2.3 Правовое регулирование рынка труда
2.4 Деятельность профсоюзов
3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России
3.1 Рынок труда в неформальном секторе
3.2 Динамика безработицы
3.3 Несбалансированность рынков труда
3.4 Состояние рынка рабочей силы на селе
Заключение
Библиография
Выдержка из текста работы
В работе рассматривается понятие рынка труда, его структура, спрос и предложение на рынке труда, рассмотрен механизм профсоюзного регулирования, гибкость и сегментация рынка труда. Особое внимание уделено Российскому рынку труда: условия возникновения, государственное регулирование, а также проблемы, возникающие на рынке труда в современных условиях.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Рынок труда 6
1.1 Спрос и предложение на рынке труда 6
1.2 Структура рынка труда. 11
1.3 Гибкость и сегментация рынка труда 16
1.4 Механизмы профсоюзного регулирования 24
Глава 2. Особенности Российского рынка труда 27
2.1 Условия возникновения рынка труда 27
2.2 Роль государства в регулировании процессов, происходящих на рынке труда 30
2.3 Проблемы, возникающие на рынке труда экономике современной России. 35
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44
Введение
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, и практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
Глава 1. Рынок труда
1.1 Спрос и предложение на рынке труда
Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на товар.
Таким образом, величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам.
Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего. покупая больше именно того, товара, который подешевле.
Термины «спрос» и «величина спроса» в том смысле, в каком они употребляются в экономике, не означают то же самое, что желание или потребность. Эти термины объединяют понятия желания и возможности купить товар. Я могу хотеть купить автомобиль «Порше», но он стоит 40 000 долларов. У меня нет таких денег. Даже если бы они у меня были, то я тратил бы их на гораздо более необходимые для меня вещи. Таким образом, величина спроса на автомобиль «Порше» для меня равна нулю, точно так же, как если бы я приготовил 40 000 долларов специально для покупки автомобиля, но предпочитал бы купить «Жигули», а не «Порше» .
С другой стороны, я могу нуждаться в зубоврачебной помощи, чтобы не потерять своих зубов. Но представьте себе, что я беден. Если я не смогу платить за лечение или не найду человека, который заплатит за меня, то это будет для меня большой неудачей. Величина спроса на зубоврачебные услуги, однако, для меня равна нулю, хотя я и очень нуждаюсь в помощи дантиста.
Кривая спроса
Закон спроса описывает взаимоотношение между количеством товара, которое люди желают и могут купить, и ценой этого товара при прочих равных условиях . Это взаимоотношение может быть представлено в виде таблицы или графика, как показано на рис. 1.
Спрос
Цена
Рисунок 1. Кривая спроса
Предложение на рынке труда
Индивидуальное рыночное и отраслевое предложения труда.
Предложение индивидом своего труда.
Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя «товарами»: досугом и купленными потребительскими благами. Досуг необходим для развлечения, восстановления сил, выполнения домашних обязанностей. Время, потраченное на досуг, незанято основной работой и, следовательно, потребители сталкиваются с двумя основными ограничениями:
1) ограниченность времени в сутках двадцатью четырьмя часами, которые только и можно использовать на работу и досуг;
2) часовая ставка заработной платы, которая определяет покупательную способность индивида.
Часовую ставку заработной платы можно рассматривать как альтернативную стоимость труда, т. к. она представляет собой денежный эквивалент товаров и услуг, которые жертвует индивид для наслаждения дополнительным часом досуга. Повышение ставки заработной платы влияет на выбор между трудом и досугом двояким образом :
Действует эффект замещения: повышение ставки заработной платы увеличивает альтернативную стоимость труда; появляется стимул замены досуга на труд (и, следовательно на товары, купленные за счет дополнительных заработков) .
1. Повышение ставки заработной платы создает «эффект дохода», сокращая количество отработанных часов. Более высокая ставка заработной платы — при том условии, что цены на услуги останутся неизменными, повышает реальные доходы рабочих. Имея более высокие доходы, рабочие склонны потреблять больше нормальных товаров и меньше — товаров менее высокого качества. Досуг является «нормальным товаром». Как только доходы начинают расти, люди при прочих равных условиях, обычно стремятся больше отдыхать, сокращая рабочее время. Следовательно, сам по себе «эффект дохода» от повышения заработной платы выразится в сокращении количества труда, предлагаемого рабочими.
Как показано на рис. 2, величина дохода от повышения ставки заработной платы зависит от относительной силы «эффекта дохода» и «эффекта замещения». Общепризнанно, что в случае очень низкой заработной платы преобладает «эффект замещения» и поэтому количество труда, предлагаемое индивидами при повышении зарплаты, возрастет . Однако по мере роста заработной платы усиливается действие «эффекта дохода». Кажется, что люди начинают относиться к досугу как к предмету роскоши. После того, как они обеспечили себе определенный уровень материального благополучия, люди начинают тратить все меньше и меньше времени на работу. Если станет действовать эта модель, кривая предложения индивидом, твоего труда будет иметь изгибающуюся форму, как показано на рис. 2 Пока функция возрастает на отрезке низкой заработной платы, доминирует «эффект замещения»; при убывании функции на отрезке высокой заработной платы превалирует «эффект дохода».
Предложение труда (ч/ч в год)
Рисунок 2. Кривая предложения индивидом своего труда
С одной стороны, более высокая зарплата может увеличить количество труда, предлагаемое индивидом, т. к. Дополнительный доход компенсирует время, затраченное на отдых. С другой стороны, более высокая заработная плата позволяет человеку тратить меньше времени на работу и сохранять при этом свой высокий жизненный уровень. Взятые вместе, отмеченные влияния дают кривую предложения индивидом своего труда, имеющую, как видно на рисунке, изогнутую форму.
Рыночные кривые предложения труда.
Несмотря на то, что кривая предложения индивидом своего труда может изгибаться, в целом же кривая предложения любого вида труда по крайней мере, с определенного уровня заработной платы имеет тенденцию к возрастанию на всем промежутке задания . Рассмотрим, например, предложение электромонтеров в Нью-Йорке, машинисток в Чикаго или сельскохозяйственных рабочих в Техасе. В какой-то момент каждый электромонтер или рабочий может реагировать на повышение заработной платы сокращением количества отрабатываемых часов. Однако в целом на рынке это повышение может быть более чем скомпенсировано появлением новых рабочих из других областей. Так, если при прочих равных условиях заработная плата электромонтеров из Нью-Йорка повысится, студенты инженерных специальностей будут специализироваться на электротехнике. Если повысится зарплата машинисток в Чикаго большее количество людей захотят стать машинистками, нежели, скажем, клерками в регистрационных офисах. Если поднимется заработная плата сельскохозяйственных рабочих в Техасе, сюда потянутся рабочие из Аризоны, Флориды и Мексики. В результате можно сделать вывод: для каждого рынка конкретного вида труда с учетом времени и места целесообразно чертить постоянно возрастающую кривую предложения труда, несмотря на изгиб кривой предложения индивидом своего труда .
1.2 Структура рынка труда.
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы : люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. Составные части рынка труда обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.
При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда .
Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т. к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.
Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению со внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.
Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда.
Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материал…
**************************************************************