Содержание
Введение3
1Признаки совершенной конкуренции5
1.1Множество производителей6
1.2Низкая рыночная доля и принятие цены8
1.3Однородность продукции13
1.4Совершенная информация14
1.5Свободный вход на рынок и выход из него15
2Особенности рынка совершенной конкуренции18
2.1Абсолютный эластичный спрос на продукцию фирмы как критерий эластичности, график спроса.18
2.2Средний, предельный и общий доход фирмы. Совпадение графиков спроса, цен, среднего и предельного дохода при совершенной конкуренции(D=P=AR=MR)26
2.3Идеальный характер условий совершенной конкуренции39
3Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции43
3.1Малый бизнес в России и совершенная конкуренция44
Заключение46
Список литературы49
Выдержка из текста работы
Глава 1 Рынок совершенной конкуренции, как модель рыночной структуры……………………………………………………………………….
1.1 Характеристика модели рынка совершенной конкуренции…. 6
1.2 Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции…………………………………………………………………………..
1.3 Эффективность конкурентных рынков………………………………. 12
Глава 2. Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции …………………………………………………………….
2.1 Деятельность фирмы в краткосрочном периоде…………………. 17
2.2 Деятельность фирмы в долгосрочном периоде…………………… 20
2.3 Объем производства в условиях совершенной конкуренции. 22
Заключение……………………………………………………………………………. 27
Библиографический список………………………………………………….. 29
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, участвующий в процессе всеобщего обмена.
Необходимым условием эффективного взаимодействия рыночных структур выступает конкуренция.
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное соперничество порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма и представляет собой ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений.
Несмотря на многообразие рыночных отношений, обычно выделяют четыре их типа (модели рынка):
— совершенная конкуренция;
— монополистическая конкуренция;
— олигополия;
— монополия.
Каждая из названных моделей отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции, поскольку влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
Тема модели рынка совершенной конкуренции играет большую роль в понимании процессов, происходящих на современных рынках. Данная тема тем более важна для России, где рыночные отношения еще формируются, процессы их становления и стабилизации не закончены.
Вот почему тема курсового исследования «Рынок совершенной конкуренции» так актуальна сегодня, потому что понимание основ рынка совершенной конкуренции позволит современным предприятиям лучше ориентироваться в изменяющихся рыночных условиях, что в конечном итоге будет способствовать повышению их конкурентоспособности, выживанию фирм.
Объектом исследования выступает комплекс проблем, связанных с конкурентными отношениями современного рыночного механизма.
Предмет исследования – специфические особенности рынка совершенной конкуренции и поведение фирм на нем.
Цель курсовой работы – провести тщательное и всестороннее исследование рыночной модели совершенной конкуренции, рассмотреть вопросы максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
— дана характеристика модели рынка совершенной конкуренции;
— рассмотрены достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции;
— проанализирована эффективность конкурентных рынков;
— изучена деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;
— раскрыты производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции.
При написании курсовой работы использована методическая и учебная литература по данной тематике, а также электронные источники.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко и подробно разработаны отдельные вопросы, связанные с проблемой функционирования рынка совершенной конкуренции.
Теоретическая основа курсового исследования основывается на
положениях, выработанных отечественной и зарубежной экономической наукой. Использованы труды таких ведущих специалистов, как М. И. Баканов, А. Д. Шеремет, А. Я. Лившиц, И. Н. Никулина, А. С. Булатов, В. И. Антипина, И Э. Белоусова и др..
При написании материалов данной работы применены как методы общенаучного анализа, так и специальные методы экономических дисциплин: системный, историко-логический, структурно-функциональный.
Практическое значение работы заключается в том, что ее материалы можно использовать в учебном процессе при изучении рынка совершенной конкуренции.
Структура курсовая работа включает введение, две главы с подразделами, заключение, библиографический список.
………….
Книги
1. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев — Центр экономики и маркетинга, 2014. — 208 с.
2. Баканов, М. И., Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет – М.: Финансы и статистика, 2012. – 288с.
3. Вводный курс по экономической теории /Под общ. ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 234с.
4. Гальперин В. М. Микроэкономика / В.М. Гальперин – М.: Юнити, 2014 – 356 с.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы / Г.М. Гукасьян. — М. ИНФРА-М, 2012. – 356 с.
6. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, — 2013. – 752 с.
7. Микроэкономика: Учебник для студентов вузов/ под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 2-е изд.- М.: ИТД « КноРус». – 2011. – 456 с.
8. Микроэкономика / Под ред. А. В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2012. – 318 с.
9. Микроэкономика. Учебник / Под ред. Е. Строганова, И. Андреева. – М.: Питер, 2012 – 448 с.
10. Мостовая Е. Б.Основы экономической теории / Е.Б. Мостовая — М.: Норма, 2012 – 344 с.
11. Носова С. С. Экономическая теория: Краткий курс / С.С. Носова.- М.: ВЛАДОС, – 2013.
12. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебник / А.Ф.Шишкин – М:
ВЛАДОС,2012. – 656с.
13. Экономика / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2013. – 896 с.
14. Экономическая теория [Текст]: учеб./ В.И. Антипина, И.Э. Белоусова (и др.); под ред. И.П. Николаевой.- М.: ТК Велби, 2012. — 576 с.
Статьи
15. Хазиахметов Б. З. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике / Б.З. Хазиахметов // Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2014 – с.45-47