Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Регулирование труда в профессиональном спорте……………………6
1.1. Принцип свободы труда в профессиональном спорте………………6
1.2. Договорное регулирование профессиональной
спортивной деятельности………………………………………………….18
1.3. Гражданско-правовые отношения между спортсменом
и физкультурно-спортивной организацией……………………………….27
2. Трудовой договор со спортсменом и с тренером: вопросы правоприменения……………………………………………………………34
2.1. Особенности заключения трудового договора со спортсменом……34
2.2. Особенности расторжения трудового договора со
спортсменом и с тренером…………………………………………………37
2.2.1. Дополнительные основания расторжения трудового
договора со спортсменом…………………………………………………..40
2.3. Особенности трудовых отношений…………………………………..41
2.3.1. Временный переход спортсмена к другому работодателю……….41
2.3.2. Отстранение от участия в спортивных соревнованиях……………47
2.3.3. Направление спортсменов, тренеров в спортивные с
борные команды Российской Федерации…………………………………52
3. Проблемные вопросы регулирования трудовых отношений
со спортсменом и с тренером………………………………………………55
3.1. Дифференциация и дискриминация трудовых прав спортсменов…55
3.2. Проблемы правового регулирования труда спортивных тренеров…60
3.3. Труд спортсменов в возрасте до восемнадцати лет: особенности правового регулирования…………………………………………………..67
Заключение………………………………………………………………….74
Список использованных источников и литературы………………………80
Приложение…………………………………………………………………
Выдержка из текста работы
На международном форуме «Молодежь – Наука — Олимпизм», проходившем в дни Всемирных юношеских игр в Москве, было сказано немало слов о принципе «Фейр – плей», о необходимости утверждение в современном спорте гуманных, добрых взаимоотношений. Эта проблема весьма актуальна, так как нередко приходится видеть, как тренеры, особенно работающие с детьми, то и дело кричат на них, почему – то полагая, что таким способом помогаю процессу обучения.
А ведь есть работы, в частности Л.Н. Рогалевой, показавшие, что при авторитарном стиле руководства рост спортивных результатов идет хуже, чем там, где преобладает демократический подход к обучающимся. Следовательно, тренеры, исповедующие авторитаризм, не знают, что мешают себе, делу, когда кричат или как – то «давят» на своих учеников. Авторитарный стиль руководства, как единственно эффективный способ управление людьми, обществом, государством, сформировался за годы советской власти. Основной эмоцией, которая в то время пронизывала отношения между руководителями и подчиненными, был страх во всех его вариантах и проявлениях. Подчиненные опасались не справиться с заданиями своих руководителей, которые, в свою очередь, боялись показаться несостоятельными в глазах вышестоящего начальства. Давно доказали, что страх, особенно длительно воздействующий, ухудшает и психическое и физическое здоровье, ведет к снижению жизненного тонуса, учащается брак в работе. Тем не менее, и в последние годы, несмотря на то, что социальная структура общества во многом изменилась и сейчас казалась, бы нет больших причин жить в атмосфере прежнего страха, все еще немало сторонников авторитарного руководства подчиненными, полагающих, что именно страх – основная сила в процессе управления людьми. К сожалению, такой вариант взаимоотношений начинается и в спорте высших достижений [1].
Тренера не всегда будут добрыми. Нередко для поддержание дисциплины необходима соответствующая строгость. Но она должна быть основана на утверждение справедливости, быть такой, чтобы вызывать у спортсменов чувства уважение к тренеру, а не страх пред ним. В умении варьировать разными средствами воздействия на ученика так чтобы, в конечном счете, преобладающим у них оказались положительные эмоции: удовольствие, уважение, радость – и состоит искусство педагогического мастерства тренеров. Немало тренеров обладают так называемыми врожденными способностями к подобному ведению занятий. Но немало и таких, которые не умеют и не хотят разбираться в душевном и физическом состояние своих учеников, сразу, же переходят на грубость, крик и оскорбление.
К сожалению, будущим тренерам, пока они учатся в институтах, не прививают навыки гуманного отношение к ученикам. Вина здесь лежит на тех программах, которым все еще следуют преподавание на кафедрах психологии и педагогика, где конечно готовятся о высоком знание гуманных отношений, но где не учат практическому умению создавать гуманную атмосферу во взаимоотношениях между тренерами и их воспитанниками. Поэтому заповедь – «тренер не раздражается, а спокойно анализирует» различные неудачи своих учеников очень часто остается лишь призывом, за которым не следует конкретных дел. А ведь весьма нередко не спортсмены виноваты в своих промахах, а тренеры не сумевшие найти правильный путь к сердцу и уму тех, кого они обучают.
Цель: рассмотреть и проанализировать основные аспекты психологических взаимоотношений тренера и спортсмена.
Объектом исследования в нашей курсовой работе будут являться психологические особенности межличностного взаимодействия «тренер- спортсмен».
Задачи:
1. Установление значения личностей тренера и спортсмена как основных участников межпредметной связи спорта и психологии.
2. Рассмотреть особенности предстартового состояния спортсмена и выявить пути управления им.
3. Изучить особенности межличностного взаимодействия в процессе воспитания современных спортсменов в коллективе, изучить значение теории субъект — объективного взаимодействия в современном процессе воспитания.
Глава 1. Особенности психологии взаимоотношения между тренером и спортсменом.
В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становление личности. В нашей стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и естественно, психолога. Этому всему тоже обучают институтах физической культуры, и со всеми обычными психологическими задачами выпускник ИФК может справиться.
В случае с психологией существуют дополнительные «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в ИФК или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехники может привести к негативным последствиям. Сказанное, конечно, не относится к тем людям, кто серьезно пытается понять и разобраться в механизме работы психики и способах воздействия на нее. Ведь большинство спортивных психологов – это спортсмены или тренеры, которые глубоко знают и спорт, и психологию.
Общая классификация тренеров начинается с разделение их на две основные группы – тренеров личных и тренеров сборных команд.
Первая группа – наиболее многочисленная и делится на следующие категории:
· Тренеры, ведущие своих воспитанников от начала спортивного пути и до уровня высшего мастерства. Отлаженный в их школах «конвейер» регулярно и на протяжение длительного периода времени «выдает» одаренных спортсменов, составляющих как бы «полуфабрикат» для сборных команд различных рангов, хотя при этом вполне вероятен и отсев. Тренеры этой категории являют собой лучшую часть группы личных тренеров;
· Тренеры, для которых подготовка выдающегося спортсмена – чаще эпизод в его творческой биографии, во много зависящий от везение и удачи при наборе учеников. Воспитанники таких тренеров, как правило, предоставляют собой законченный «продукт» обучения, и потому специалисты этой многочисленной категории – основные «поставщики» сборных команд;
· Тренеры, работающие с детьми, подростками, юношами, юниорами (реже со взрослыми) на начальных этапах многолетней подготовки, а затем передающие своих учеников более опытным или именитым коллегам. Они составляют незаменимое звено тренировочного «конвейера», во многом обеспечивающие успех работы специалистов двух предыдущих категорий;
· «тренеры — ювелиры», принимающие эстафету от личных тренеров предыдущих категорий (чаще всего — третьей) и доводящей спортсменов до престижных результатов и знаний. Их чаще других привлекают к работе с учениками в сборных командах – на централизованных сборах и в период ответственных соревнований. Они представляют собой своего рода «живой мост» между тренерами личных и тренерами сборных команд.
Эти последствия составляют вторую группу, более узкую по численности и состоящую из трех категорий.
Первая категория – главный тренер. В большинстве случаев это организаторы тренировочного процесса, в целом осуществляющие контроль за работой привлеченных личных тренеров, а также тренеров двух нижеследующих категорий. Сложность этого контроля заключается в том, что в ряде дисциплин сборные команды представляют собой конгломераты спортсменов совершенно различных специальностей (например, легкая атлетика, пулевая стрельба, фигурное катание и т.п.), а эффективность работы обуславливается многообразием «узкоспециальных» тренировочных направлений и средств.
Вторая категория – тренеры по подготовке отдельных групп членов сборной команд. Это могут быть между собой родственные легко – атлетические дисциплины (прыжки, метания и т.п.), весовые категории у бойцов или боксеров (легкие, средние, тяжелые), близкие по техническим характеристикам группы оружия в стрельбе (винтовка, пистолет). К этой же категории следует отнести старших тренеров мужских и женских команд, проходящих подготовку на объединенных сборах.
Третья категория – «узкие» специалисты, обеспечивающие техническую, тактическую, физическую, теоретическую и иные виды подготовки спортсменов. Интенсивность и частота привлечения тренеров категории к практике подготовки соборных команд различных видов спорта неодинакова, но в ряде случаев они постоянно участвуют в тренировочном процессе (скажем, хореографы в фигурном катание, акробаты и хореографы в гимнастике и т.п.). [19]
Модель личности тренера – решающий фактор в определение принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работе в клубе, школе или другой спортивной структуре. Модель личности – это обобщенный образ, совокупностей должностных и общественных обязанностей, профессиональных и деловых качеств, а также социально – психических свойств. При создание следует учитывать:
· Идейные, нравственные и волевые свойства специалиста;
· его профессиональные качества, уровень спортивного мастерства и педагогической зрелости;
· особенности его взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, представителями администрации, организаторами соревнований, спортивными судьями и прочими лицами, вовлеченными в сферу профессиональной деятельности.
Содержание работы характеризуется деятельностью тренера, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимых в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструировании учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров. Изучение многолетней практики работы позволило выявить и сформулировать 20 профессиональных функции, владение которыми необходимо спортивным наставникам. Оценит, их значение было предложено 180 специалистам высокого класса (опрос проводился в основном среди тренеров по разным видам спортивной борьбы), чтобы определить степень их важности в практической работе тренера.
К очень важным были охарактеризованы семь функций, или разделов работы (нумерация их по «местам», занятым в результате опроса):
1. управление технико-тактической подготовкой спортсменов.
2. Повышение личного профессионально – культурного уровня.
3. Организация воспитательной работе в коллективе.
4. Планирования процесса подготовки спортсменов.
5. Управление волевой подготовкой спортсменов.
6. Контроль за ходом тренировочного процесса и состоянием спортсменов.
7. Управление физической подготовкой спортсменов.
8. Управление соревновательной деятельностью спортсменов.
Десять функций, или разделов, работы вошли согласно, опросу в разряд важны:
9. Проведение спортивного отбора.
10. Организация воспитательных процедур.
11. Управление теоретической подготовкой спортсменов.
12. Организация тренировочных сборов.
13. Решения организационных вопросов подготовки.
14. Оказание медицинской помощи при болезнях и травмах.
15. Организация и проведение соревнований.
16. Контроль за общеобразовательной учебой спортсменов.
17. Учет работы и составление отчетности.
18. Участие в научно — методической работе.
И наконец, менее важными (второстепенными) были признаны такие разделы работы:
19. Участие в судействе соревнований.
20. Подготовка тренеров общественников и судей.
Анализируя степень эффективности работы тренеров клубов, спортшкол и сборных команд разных уровней, мы пришли к выводу, что сложившаяся в результате опроса «иерархия тренерских функций» вполне согласуется с теоретической моделью прогнозирование спортивных достижений и потому может быть рекомендована как вспомогательный материал при планировании профессиональной деятельности тренера.
Если какой – либо из обозначенных компонентов будет отсутствовать в этой схеме, то система неизбежно начнет давать сбои, что обязательно негативно отразиться на качестве труда тренера и на уровне подготовленности воспитанников.
Вывод: Рассмотрены и проанализированы психологические особенности взаимоотношений между тренером и спортсменом. Личность тренера играет важную роль в становление нормального взаимодействия в спортивном коллективе.
1.2. Тренер и спортсмен как главные участники межпредметной связи спорта и психологии.
Организация спортивной жизни еще очень далеко от совершенства, да и суть спорта такова, что совершенства здесь достичь просто невозможно. Сколько талантов, не выдерживает этих непривычных, а часто неестественных с гигиенической и психогигиенической точки зрения условий, меняли характер и направления свой деятельности. Два главных действующих лица спорта: спортсмен и особенно тренер, выдерживают и добиваются успеха чаще всего в том случае, когда отличается личностными свойствами, далекими от стандартов обывательских представлений.
Талантливый тренер наделен даром самомотивации на пути самовыражения. Одной из особенностей выдающейся личности вообще является некоторая непредсказуемость поведения. Иногда это частицы, элементы гениальности, которые всегда находятся за границами стандартных путей, путей так сказать, предписания, методики способствует сохранению существующего порядка, но никак не открывает новые пути в науке, искусстве, спорте. «Выбросы» в поведение супер классного тренера всегда шокируют окружающих. И каких только негативных эпитетов не сыплется в его адрес, особенно за глаза. Случается, что далеко не всегда правила хорошего тона или даже просто элементарный такт сопровождают его поведении. Да и истина вовсе необязательно окажется на его стороне. Но он ищет. Он рассчитывает, пробует, проверяет, провоцирует; играя, как актер, меняет маски; дергая и лаская свою интонацию, слушает ее, как музыкант, настраивает инструмент. И вдруг выдает такой перл, иногда сам и не понимаешь до конца его значения. Конечно, он ошибается, ошибки режут и колют его не меньше, чем другого, но он их не боится, они его не останавливают, а только вливают новую энергию в его поиск. Он, как драчун, окруженный врагами, от каждого удара свирепеет только больше и чаще всего находит пути каждого, казалось бы, замкнутого круга проблем. Природа заложила в него рефлекс «антиординара», без которого, находясь на вершине достижений, просто невозможно двигаться вперед. Известно, что умение видеть главное среди сотен проблем и задач составляет основу деловой прогрессивной личности. По другим исследованиям, успеха достигает человек, умеющий ладить с людьми. Но выдающийся тренер и эти заповеди выполняет по своему, даже в них рефлекс «антиординара» оказывается сильнее каких – либо закономерностей. В этом главном тренер наводит порядок, а потом ломает его, наводит порядок и опять все перестраивает. Он – враг закостенелости, стандартности. Иногда, кажется, что он получает высшее удовольствие от того, что рушит блоки структурно – системного здания в своей работе, с таким трудом созданное им же самим потому, что расчищает себе площадку для новых построений. И если в новом сезоне тренер работает по старой схеме, опытный спортсмен начинает сомневаться в успехе. В подобном стиле работы можно усмотреть немалую долю авантюризма. Но психологические основы авантюризма могут быть как положительными, так и отрицательными, равно, так как его результат. И нередко малозаметная грань отличает хорошие от плохого в подобном стиле деятельности тренера. Но именно в этом суть поиска и риска, единства и борьбы противоположностей. Для творца вообще характерна готовность к риску. Основа здорового авантюризма состоит в том, чтобы не терять, постоянно видеть, чувствовать конечную цель, нередко очень высокую, очень трудно достижимую, но реальную. Авантюризм, в основе которого лежит не авангардная перспектива развития, а надуманное фантазийное прожектерство, безусловно, может принести много вреда. Тренер – творец уверен в себе, в своих возможностях, но он должен быть уверен и в реальности своих максималистских устремлений.
Соревнование – это главное в спорте. Но все, же это экзамен, контроль, так сказать, измеритель подготовки спортсмена. Соревнование, будучи яркими, броскими, зрелищными, рекламными, затмевают собой неизмеримо более длительный путь подготовки к ним, путь не просто продолжительный, но часто тяжелый, монотонный, а нередко даже изнуряющий и угнетающий.
К спортивному достижению, родившемуся за секунды или минуты, идут постепенно, изо дня в день долгие годы. Ему приносят в жертву вначале привычные детские игры, затем безмятежное времяпрепровождение подростков, нередко первую юношескую любовь, иногда систематическое образование всегда массу мелких радостей, потому что спорт высших достижений чаще всего не оставляет для всего этого времени. Но большинство людей в спортивном рекорде, победе видят только яркие вспыхнувшую вверху ракету, а как она туда поднялась, известно лишь очень узкому кругу людей. Даже ученые поддаются этой тенденции и чаще разрабатывают психологию спортивного соревнование, а не психологию спортивной тренировки, занимающей большую часть времени в спортивной деятельности.
Люди, достигающие успеха в спорте; спортсмены, тренера, организаторы – как правило, хорошие практические психологи. Развитие психологии в XX столетие привело к ее дифференциации на различные отрасли. Одна из этих отраслей – психология спорта — заметно отличается от других четко выраженным прагматизмом. Психология родила свое очередное дитя от отца – спорта, практика которого не приемлет учебных догматов и голого академизма. Спорт как модель жизненной борьбы представляет собой прекрасную арену для научных исследований. Используя эту арену, приумножили научные данные в различных отраслях психологии: общей, социальной, возрастной, педагогической, инженерской и др. будучи практической по своей сути, психология спорта избежала в своем развитии болезненной для академической психологии тенденции – уходя в область интеллектуальных упражнений. Безусловно, она опирается на теорию и эксперимент. Но с первых своих шагов она видела конечный результат не в статьях и книгах, наполненных терминами, схемами и графиками, а в конкретных практических мероприятиях, помогающих спортсмену и тренеру совершенствовать процесс спортивной тренировки и соревнований. С ходом времени центральные, ведущие проблемы сменяли друг друга, но задачи не только исследовать, но и оказывать позитивное психолого-педагогическое воздействие оставалось главной. В 20-30-е годы это проблема физических нагрузок на психологическую сферу человека, в 40-50-е – формирование двигательного навыка, в 50-60-е – эмоционально – волевая подготовка, в 70-80-е — психологическая подготовка к соревнованиям и саморегуляция, в 80-90-е – глобальная проблема психологического обеспечения спортивной деятельности и ментального тренинга, включая использование гипноза, транса, нейролингвистического программирования для формирования и совершенствования спортивного характера, для лучшего восстановления после тренировочных нагрузок, для вскрытия глубинных резервов спортсменов, как в тренировочном процессе, так и в соревнованиях.
В истории спорта много примеров того, как психология становится примой среди наук про достижении спортсменами вершин спортивной славы именно тогда, когда она тесно сливалась с педагогической практикой в спорте, когда на длинном и трудном пути покорения этих вершин тренер и спортсмен либо самостоятельно, либо с помощью профессионального психолога использовали широкий арсенал методов изменения сознания и подсознания, разработанный современной психопедагогикой.
Научно – практическая работа по обеспечению подготовки спортсменов сборных команд должна предусматривать разработку методов психологического прогноза поведение спортсменов в экстремальных ситуациях и опосредованно – результатов спортивной деятельности. До сих пор много «белых пятен» в проблеме управление мотивацией высших достижений, воспитания у спортсменов чувства патриотизма, без которого невозможно дальнейший прогресс отечественного спорта.
Вывод: Главенствующую роль в современном обеспечение высоко интенсивного ценностного обмена играют психолого-педагогические характеристики деятельности тренера, в число которых входят стиль руководства тренера, его активность во взаимодействии со спортсменами и педагогическое мастерство.
1.3. Предстартовое состояние спортсмена и пути управление им со стороны тренера.
Предстартовое состояние – рефлекторная эмоциональная реакция, наступающая у спортсмена перед ответственным стартом. В физических условиях она характеризуется усилением и мобилизацией всех функций организме.
Виды предстартовых состояний: боевая готовность, стартовая лихорадка, стартовая апатия и болезненные (патологические) состояния.
Оптимальный уровень предстартового возбуждение называется состоянием боевой готовности. В этом периоде могут наблюдаться нарушение сна, некоторое учащение ЧСС, умеренное повышение АД, нарушение основного обмена, содержание адреналина и сахара в крови, укорочение скрытого периода двигательной реакции и т.д.
Перевозбуждение нервной системы может смениться тормозными процессами – стартовой апатией.
Стартовая апатия в большинстве случаев приводит к снижению спортивных результатов, но это не является основанием для обвинения спортсмена в трусости и слабости морально – волевой подготовки.
Для этого чтобы спортсмен вышел на старт в состояние боевой готовности, проводится широкий комплекс индивидуальных профилактических мероприятий. Психическая готовность к соревнование не может рассматриваться изолированно, независимо от многолетнего спортивного совершенствование.
Этапы предстартовой подготовки имеют следующие условную схему:
1. Перспективная подготовка;
2. Непосредственная подготовка к конкретным соревнованием;
3. Стартовая подготовка;
4. Подготовка в процессе участия в соревнованиях;
5. После соревновательная (восстановительная) терапия. [12]
Перспективная подготовка тесно взаимосвязана с рациональным построением всей многолетней системы обучение и спортивного совершенствования. При рациональном планировании нагрузок с учетом здоровья, типа нервной системы, функционального состояния, индивидуальных особенностей и т.д. удается постепенно создать морфофункциональный облик спортсмена, приближающийся по представлению тренера к идеальному.
В периоде настройки применяется специфическая для каждого вида спорта упражнение – это основная часть психологической и технической разминки.
Один из основных методов управление предстартовым состоянием – профилактика выраженных эмоциональных мероприятий.
Психотерапия включает в себя психотерапевтическое убеждение и внушение в бодрствующие состояние, самовнушение и психомышечная тренировка (ПМТ). Гипнотическое внушение применяется только специалистами для лечения определенных заболеваний.
Психомышечная тренировка – новый вариант совершенствование методов самовнушение: аутогенной и психорегулирующей тренировки (ПРТ).
Применяется как одно из средств восстановления; метод регулирование предстартового состояния и уровня эмоционального возбуждения; достижение и сохранение оптимального боевого состояния; способ погружение в дозированный сон и т.д. Для освоения ПМТ при ежедневных занятиях (по 5-6 мин) 2-3 раза в день потребуется примерно 2-3 недели (рекомендации по практическому освоению техники ПМТ приведены в приложении).
При овладение ПМТ необходимо выработать умение: произвольно расслаблять различные группы мышц; вызывать необходимое ощущение (расслабления, тепла, неподвижности и т.п.) без психического напряжения; фиксировать внимание на определенных отделах своего тела; прибегать к самовнушению в условиях сниженного уровня бодрствования.
Занятия могу проводиться самостоятельно или под руководством подготовленного специалиста (врача, психолога) или тренера.
Таким образом, в современном спортивном мире психология становится первой среди наук, способствующей достижениям спортсменами верши спортивной славы, тесно сливаясь с педагогической практикой в спорте. Главным участником подобных достижений становится как спортсмен, так и его тренер, который использует в своей работе широкий арсенал методов изменения сознания и подсознания, разработанный современной психопедагогикой. Современная научно – практическая работа по обеспечению подготовки спортсменов сборных команд должна предусматривать разработку методов психологического прогноза поведения спортсменов в соревнованиях, а также обеспечивать эффективное управление предстартовым состоянием спортсменов во многих видах спорта.
Вывод: для управления предстартовым состоянием, необходимо предстартовая подготовка, ведь психологический настрой играет немало важную роль именно в это период.
2.1 Особенности межличностного взаимодействия в спортивном коллективе.
Перед спортивной группой как формально организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнения которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.
Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые контракты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности.
В процессе формализованных совместных действиях благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересам друг к другу, т.е. возникают не формальные отношения.
Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствие с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:
1. Возникновение потребности в ее сознание
2. Превращение потребности в ее стойкий интерес к той или тиной деятельности удовлетворять возникшую потребность
3. Сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованием той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей
4. Формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворять возникшую потребность
5. Установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.
Взаимоотношения в спортивной группе делится на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношение спортсменов с тренером (вертикальный уровень). Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальные и неформальные. Формальная структура отношений в команде создается и в процессе учебно-тренировочного и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиями тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношения членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворения их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтение, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений.
Формальные отношения в этих системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» заранее «запрограммированы» и обусловлены требованием деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта, в общем-то, известны. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. Доля некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальный отношения нередко представляются значительные трудности, обусловлены самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющие и планирующие действия коллектива; с другой стороны – он равноправный член данного коллектива. Тренер должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявления панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дисциплины в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях – вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.
Установление правильных взаимоотношений в системе «тренера-спортсмена» — дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личностных качеств, самого тренера, так и его учеников. Корме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).
2.2 Теория субъект-объективного воздействия в современном процессе воспитания.
Воспитание, являясь важнейшей частью педагогического процесса, обращено преимущественно к целенаправленному развитию эмоционально- ценностной сферы личности. Оно направлено, как подчеркивал О.С. Газмна, на формирования образа жизни человека в отличие от образа действия, формируемого обучением. [4.]
В современной педагогике все чаще воспитание и обучение рассматриваются как подсистемы единого процесса образования, посредством которого происходит становление человека через присвоение им социальности и культуры. Специфика современного образования определяется сменой его целевой установки от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». [22]
В законе РФ «об образовании» четко выражена гуманистическая ориентация этого важнейшего процесса. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, его свободное развитие – главные критерии антропоцентрической организации современного образовательного процесса.
Реализация личностно деятельностного подхода в образование предполагает рассмотрение личности как субъекта деятельности и общения, которая сама, формируясь в деятельности и в общение с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Новая личностная парадигма как совокупность философских установок находит свое практическое воплощение в личности ориентированном образовательном процессе. Важнейшей дефиниции: сущность взаимодействия педагога и воспитанника; характеристики воспитателя и воспитуемого как субъектов учебно-воспитательной деятельности и общения; специфические особенности процессов воспитания и обучения и механизмов усвоения культуры на личностно значимом смысловом уровне. [3].
Гуманистически ориентированные образовательные технологии подразумевают преодоление отчужденности педагога и воспитанника, создание условий для проявления субъективности последнего, его свободного саморазвития в процессе активной учебно-воспитательной деятельности, позволяющей наиболее полно реализовать себя. Ведущим направлением современных педагогических исследований является разработка способов реализации личностно – ориентированных целей воспитание и обучения.
Непрерывное развитие теории и практике воспитание способствуют появлению новых и совершенствованию традиционных принципов воспитания. Из всего многообразия этих важнейших правил организации воспитательного процесса. Это взаимосвязанные принципы личностного подхода, персонализации педагогического взаимодействия и полусубъектного подхода. [18]
Именно личностный подход задает тон личностного ориентированному воспитанию. В отличие от возрастного и индивидуального подходов, личностный предполагает не только знание возрастных норм развития, свойств темперамента и характера, но и ведущих личностных качеств воспитанника (направленности личности, ее ценностных ориентаций, доминирующих мотивов). С опорой на лучшее личностный свойства воспитанника строится воспитательный процесс. Он преломляется через личность воспитанника, соизмеряется с ее особенностями. Воспитание адаптируется к интересам, способностям, эмоционально — ценностным отношениям и другим составляющим неповторимого психологического склада личности. Данный поход предполагает, что к личности растущего человека воспитатели относятся как к самостоятельной ценности, как к цели воспитательного процесса, а не как к средству достижения каких бы то ни было целей. Создаваемая педагогом воспитательная среда способствует проявлению у воспитуемых личностных функции: избирать, оценивать, выражать свою позицию, рефлексировать собственное поведение, самостоятельно принимать решение.
Отношение, выстраиваемые между педагогом и воспитанником при названном подходе, предполагают и серьезную коррекцию роли педагога. Сотворить уникальную личность воспитанника может только личностно неординарный воспитатель. Необходимо ценностно-смысловой обмен между участниками воспитательного взаимодействия. Духовный мир педагога, мир его интересов, поисков и сомнений, проблем и находок должен быть адекватно открыт для воспитанника. Лишь в этом случае у последнего появится возможность понять, принять и полюбить воспитателя, поделится с ним своими стремлениями. Активное включение педагогом своих чувств, переживаний, всего личностного опыта в воспитательный процесс – важнейшее условие персонализации педагогического взаимодействия. Как подчеркивает В.А. Петровский за профессиональной ролью воспитателя вырисовывается универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что своими поступками, иногда помимо своей воли, люди изменяют условия жизни друг друга, обнаруживая свою идеальную представительность и принадлежность в жизни другого. [16]
К. Роджерс, обосновывает принцип безусловного принятия педагогом воспитанника, сформулировал следующую задачу для педагога: превратиться в средство развития ученика, оказывая ему помощь в высвобождении личных интересов и их реализации. Оба участника взаимодействия – одновременно объекты и субъекты воспитательного процесса. Объектом воспитательного воздействия педагога является воспитанник. При искусном воспитание он не ощущает, как педагог руководит процессом воспитания. В то же самое время воспитанник, имеющий личностные и деятельностные особенности, является субъектом собственного воспитания. Его субъективность есть предрасположенность к воспроизведению, творению себя в любых условиях, преодолевать противоречия деятельности. Воспитатель как субъект реализует себя и представляемую им общественную культуру через личность ребенка. Педагог, как субъект управления воспитательным процессом, несет ответственность за его результаты. [10]
Ориентация воспитательного процесса на субъект-объектные отношения вовсе не означает отказ от рассмотрения его участников в качестве объектов. Она предполагает уход от жесткого манипулирования сознанием воспитанников, на отход от практики навязывания им догм, не подлежащих обсуждению. При субъект-объектном взаимодействие педагога и воспитанника достигается максимальное развитие самостоятельности положительной Я – концепции последнего. Активно происходит процесс его самоопределения, самореализации, саморазвития. Главной целью становится формирование субъекта воспитания – личности, воспитывающей саму себя. При этом ведущее положение в развитие субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии.
Важнейшей характеристикой субъект-объектного взаимодействия является диалог. В положениях диалоговой концепции культур М.М. Бахтина – В.С. Библера аргументирована идея всеобщности диалог как основные человеческие сознания. Через диалог происходит и усвоение ценностных компонентов воспитание. Диалог определяется как межсубъектный процесс, в котором происходит взаимодействия качественно различных интеллектуально- ценностных позиций с целью их выяснения, при котором необходимость встать на позицию другого не означает отречение от своих убеждений принципов.
Диалог субъектов воспитательного процесса рождается их сотрудничество. Он обеспечивает активностью обеих сторон, совместно осознанным и реализованными действиями. Это касается и определения целей деятельности, ее детального планирования, совместной работы по реализации планов и контроля ее успешности.
«Совместность, сотрудничество, содействие»- один из основных принципов обеспечения педагогической поддержи. О.С. Газман — автор концепции «педагогической концепции» писал: «Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельность достичь желанных результатов в обучение, самовоспитании, общении, образе жизни». [15]
Отношения сотрудничества в спорте напрямую связаны с высокой результативностью совместной деятельности тренера и спортсмена. Выдающиеся спортсмены и тренера свидетельствуют, что успех приходит лишь в том случае, если в каждом ученике видеть равного, уважать его мнение и всячески поощрять его творческую активность. «Добровольный союз на совместное творчество», «содружество»- так характеризуется ими отношения тренера и спортсмена.
Чтобы разобраться в сути успешности рассматриваемых взаимоотношений, необходимо обратиться к известным типам воздействия участников воспитательного процесса. Наличия разных подходов к классификации типов взаимодействия доказывает многоаспектность изучаемого феномена.
Что касается общей цели совместной деятельности, то при индифферентном и конфронтационном взаимодействиях она не осознается их участниками. Полное опознавание цели совместной деятельности проявляется про соглашении и сотрудничестве. Но только сотрудничеству присущи все лучшие свойства педагогического взаимодействия.
Заключение.
Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояние физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень низком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств – это задача психологического отбора и спортивной профориентации.
Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлением, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы качеств и умений.
В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявление которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности деятельности и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения – это тоже область деятельности тренера и спортивного психолога.
История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слова, пауза, жест и т.п. решали судьбы упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название – секундирование, которое пришло из дальнего прошлого. Поэтому современный тренер – это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью спортивного психолога или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.
В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревнованиях, переходом в другой клуб, обстоятельства личной жизни и другими. Тренер может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.
Повышение роли гуманистических ценностей в спорте требуется более выстроенного и глубокого комплексного изучение личности спортсмена, его индивидуально-типологических особенностей, закономерностей психического и физического развития совершенствование в единстве процессов развития, обучение и воспитание.
Особую перспективу имеют психосоматические исследования, в результате которых можно изучить психические последствия травм у спортсменов (и вообще травм) с разработкой научно обоснованных средств психической реабилитации.
С точки зрения возрастной психологии спорта и физического воспитания интерес предоставляют исследования психогенетических маркеров, возрастных границ сенситивного развития психических качеств, особенностей психических акселератов и ретардантов, динамики психофизиологического свойств индивида на различных этапах многолетней спортивной подготовки.
Совершенствования спортивной подготовки делает необходимым более глубокое изучение системы психологического образование тренеров, врачей и самих спортсменов, дальнейшее исследование резервных возможностей спортсменов, комплексное решение вопросов психического восстановление после больших физических и психологических нагрузок.
1. Модель личности тренера – решающий фактор в определение принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работы в клубе, школе или другой спортивной структуре.
2. Содержание работы характеризуется деятельностью тренера, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимы в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструирование учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров.
3. Материал курсовой работы можно рекомендовать для дальнейшего развития темы психологии взаимоотношений тренера и спортсмена в дипломных работах студентов спортивных факультетов российских вузов, а также для включение рассмотренных и проанализированных данных в методические пособия для студентов и начинающих преподавателей физической культуры в учебных заведений России, а также для практикующих личных тренеров и тренеров команд.
Использованная литература:
1. Алексеев А.В. Факторы добра в спорте // Теория и практика физической культуры. № 10. 1998
2. Волков И. Спортивная психология. Хрестоматия (Серия «хрестоматия по психологии»). СПб: Питер 2002, 384с.
3. Вяткин Л.Г., Кармаев А. А., Капичникова О. Б. Механизм реализации личностно-ориентированного образовательного процесса: Монография Балашов: Изд-во БГПИ 1999, 100с.
4. Газман О.С. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып.2.-М: Ин-т пед. Иннов. РАО « Инноватор» 1995, 103с.
5. Давыдов В.В. теория развивающего обучения.- М: ИНТОР 1996, 544с
6. Закон РФ «Об образование» 2-е издание – М: Изд-во «ось-89» 2002, 48с.
7. Киселева Е.В. Совершенствование воспитательной работы с юными спортсменами на основе учета социально – психологических особенностей спортивных групп. Автореферат канд. дис. – М 1994, 24с
8. Киселева Е.В. Формирования субъект — объективных отношений в воспитание спортсменов // Теория и практика физической культуры. № 2. 2005
9. Коломейцев Ю.А. взаимоотношения в спортивной команде. – М: Физкультура и спорт 1984, 128с.
10. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений – М: Изд-во центр «Академия» 2003, 256с.
11. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе – М: Изд-во МГУ 1985, 223с.
12. Медицинский справочник тренера. Изд 2, доп и прераб. / сост. В.А. Геселевич – М: Физкультура и спорт 1981, 271с.
13. Найдиффер Р.А. Психология соревнующегося спортсмена: (Пер. с англ.)/ Предисл А.В. Родионова- М: Физкультура и спорт 1979, 224с.
14. Неверкович С.Д., Киселева Е.В. Современные проблемы управления воспитательным процессом в детско-юношеской школе// Практика олимпийского образования. Конф. II Международ. форума «Молодежь- Наука — Олимпизм» (15-18 июня 2002г.)-М: советский спорт 2002
15. Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование/ Т.В. Анохина и др. Вып. 6- М: Ин-т пед. иннов. РАО «Инноватор» 1995
16. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие – Ростов на Дону: РИО АО «Цвет. печ.» 1995, 88с
17. Психология современный спорт: Сб. науч. Работ психологов спорта соц. стран./ Сост. П.А. Рудик и др.- М: Физкультура и спорт 1973, 326с.
18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед.- М: Изд. Центр «Академия» 2002,576с.
19. Тумянян Г., Харацидис С. Профессия- тренер// Тренер № 1. 1998
20. Ткач А. Шестьдесят олимпийских лет/ (Пер. с англ.) М. Дементьевой.- М: Терра — Спорт, Олимпия пресс 2001, 320с.
21. Шевандирн Н.И. Социальная психология в образование: Учеб. пос. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии – М: ВЛАДОС 1993, 154с.
22. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) – М: Пед. центр «Эксперимент » 1993,154с.
23. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства – М: Ассоц. «Медицина. Культура. Спорт» 1992, 155с.
Приложение
Практические занятие по психомышечной тренировке (ПМТ).
Освоение ПМТ начинается в одной из изобарных поз.
Спортсмен удобно располагается в положение сидя или лежа:
1. В положении сидя принимается поза «кучера» (туловище мягко сгорблено, голова наклонена вперед, подбородок касается груди, руки полусогнуты в локтевых суставах, кисти спокойно лежат на бедрах, нижние конечности согнуты и слегка разведены в коленных суставах).
2. В положении лежа – спортсмену подкладывают под голову подушку или свернутый тренировочный костюм, сумку; верхние конечности не должны соприкасаться с туловище и нижними конечностями. Руки необходимо слегка согнуть в локтевых суставах (уменьшается тонус мышц- антагонистов) и развернуть ладони в низ.
В первую очередь вырабатываются умение расслабить мышцы верхних конечностей. Для этого на не глубокий вдохе следует напрячь мышцы верхней конечности и сжать в кулак пальцы (вполсилы). После 2-3 с задержки дыхания мышцы быстро расслабляются, и следует спокойный выдох, на фоне которого мысленно произносятся слова (…расслабляются…). В момент напряжения и расслабления внимание удерживается ни избранном объекте.
Только после уверенности в том, что мышцы действительно расслаблены, переходят к дальнейшему обучению ПМТ.
Следующим этапом является освоения ощущения тепла в верхних конечностях. Выполняется легкий вдох и на замедленном, спокойном дыхание произносятся окончание формулы «теплеют». На протяжение дальнейших занятий постепенно отпадает необходимость в мышечных напряжениях и задержки дыхания. Появляется возможность самоуправления расслаблением и согреванием верхних конечностей.
Далее последовательно спортсмен овладевает процессом и расслабления и вызывания ощущение тепла в нижних конечностях, затем в мышцы туловища, в области таза, шеи, мышц лица. В результате учебы формируется блок всех изученных формул ПМТ:
1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
2. Мои руки расслабляются и теплеют.
3. Мои руки полностью расслабленные, теплые, неподвижные.
4. Мои ноги расслабляются и теплеют.
5. Мои ноги полностью расслаблены, теплое, неподвижное.
6. Мое туловище расслабляется и теплеет.
7. Мое туловище полностью расслабленное, теплое, неподвижное.
8. Моя шея расслабляется и теплеет.
9. Моя шея полностью расслабленная, теплая, неподвижная.
10. Мое лицо расслабляется и теплеет.
11. Мое лицо полностью расслабленное, теплое, неподвижное.
Каждую четную (начальную) формулу (2,4,6,8,10) рекомендуется выполнять 2-4 раза подряд (спокойно, не торопясь, не напрягаясь, а сосредоточившись на каждом объекте). Занятие полезно проводить несколько раз в день (по 5-6 мин). Нечетные (окончательные) формулы (3,5,7,9,11) изучаются только после полного освоения ощущений расслабления и тепла.
В последующем количество повторений сокращается, а затем и опускается начальные (четные) формулы.
Занятие завершают следующие формулы:
12. Состояние глубокого покоя (повторять не менее 2 раз с перерывом 10-30 сек).
13. Весь мой организм отдыхает (повторять не менее 2 раз с перерывом в 10-30 сек).
14. Я отдохнул (ла) и успокоился (лась).
15. Самочувствие хорошие.
Восстановительный сон-отдых используется как в процессе тренировок, так и в процессе условия соревнований. Для самовнушение сна после 12-й фазы «Состояние глубокого покоя» следует новый блок формул:
1. Появляется сонливость.
2. Сонливость усиливается.
3. Становится все глубже и глубже.
4. Приятно тяжелеют веки
5. Приятно темнеет в глазах.
6. Все больше и больше.
7. Наступает сон..сон…Приятный сон…сон… Глубокий сон…сон…сон.
Для активизации после отдыха и сна используют также и другие блоки формул.