Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1
Восприятие как часть процесса мышления
1.1. Понятие восприятия6
1.2. Функции и свойства восприятия7
1.3. Виды восприятия15
Глава 2
Теоретические положения развития младших школьников
2.1 Возрастные особенности младшего школьника20
2.2. Связь учебной деятельности с процессом
восприятия младшего школьника30
Глава 3
Исследование особенностей восприятия младшего
школьника41
Заключение45
Список литературы46
Приложение1
Введение
Все мы воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологией доказано, что обычно для каждого человека один из этих трех информационных каналов — ведущий, а остальные два вспомогательные. Согласно условной классификации, люди с доминирующим слуховым восприятием называются аудиалами, люди с доминирующим зрительным восприятием визуалами, а люди с доминирующим осязательным восприятием кинестетиками. Присмотритесь к своему ребенку:
* Дети-аудиалы раньше других начинают говорить. Они любят петь, рассказывать стихи, отвечать на вопросы взрослых. В разговоре они весьма многословны. В школе такие дети легко усваивают новую информацию, запоминают материал с первого объяснения, на слух. Дети-аудиалы легко устанавливают контакты со сверстниками и любят быть в центре внимания.
* Визуалы придают большое значение своему внешнему виду. Для них очень важно, чтобы одежда была чистой и аккуратной и подходила по цвету. Такие дети легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на доске или на плакатах. Им проще увидеть и запомнить как выглядит слово, чем понять правило его написания. Наглядные пособия, иллюстрации, зарисовка цветными карандашами, разнообразные подчеркивания способствуют лучшему усвоению учебного материала ребенком-визуалом.
* Кинестетики познают мир преимущественно через тактильные ощущения. Такие дети очень подвижны и опережают сверстников-аудиалов и визуалов в физическом развитии, раньше начинают ходить и т.д. При этом они поздно начинают говорить и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Ребенок-кинестетик выражает свое отношение к окружающему миру движениями, жестами, мимикой. Детям-кинестетикам бывает сложно в школе, где требуется усидчивость, внимание и есть ограничения в движении и пространстве.
Актуальность темы исследования подтверждается многолетним вниманием, направленным на проблему восприятия. Известные российские учёные Выготский и Эльконин, подтверждая и опровергая теории Пиаже, исследуют процесс восприятия в составе исследований интеллекта. На основании полученных выводов строятся системы обучения и происходит школьная реформа.
В существующих работах и монографиях сегодня легко найти, что ребенок младшего школьного возраста наглядно мыслит, каков у него объем внимания, как повышается наблюдательность. Мы находим, что с первого по четвертый класс у ученика ряд психических свойств усиливается, увеличивается и развивается. Но остается совершенно неизвестным, что же при этом изменилось, в какой фактуре. Кроме того, можно ли отличить изменения в восприятии от изменений во внимании, изменения в памяти от изменений в мышлении. Нам нужен целостный подход к характеристике младшего школьника. В поисках единицы целостного подхода мы провели исследование особенностей восприятия младших школьников 6-9 лет на примере второго и третьего класса начальной школы.
Целью нашего исследования было выявить основные репрезентативные системы младших школьников и наиболее используемые при восприятии механизмы мышления.
Основные задачи определились целью исследования:
— проанализировать существующее положение дел, отражённое в литературе и исследованиях отечественных авторов;
— выявить основные системы восприятия младших школьников;
-выявить тенденции и динамику изменений в пределах выборки.
Объектом исследования явился сегодняшний младший школьник.
Предмет исследования параметры восприятия.
Гипотеза исследования формулируется в вопросе о соотношении учебного процесса и особенностей восприятия. При взаимозависимости и тесном взаимодействии учебного процесса и ученика как объекта воздействия этого процесса, использовании наглядного материала, к средним классам развивается визуальное восприятие как основное в репрезентативной системе и процесс визуализации восприятия сопровождается сокращением наглядного и стимульного материала в учебном процессе.
Глава 1
Восприятие как часть процесса мышления
1.1. Понятие восприятия
Восприятие это следующий за ощущением, более высокий уровень познания окружающих предметов и явлений. Восприятие происходит одновременно с ощущением. Информация от органов чувств различные ощущения, являются «материалом» для процесса восприятия, его элементами. Если ощущение это отражение отдельных свойств и качеств предмета (что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук донесся), то в процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий. Образно можно сказать, что ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие на вопрос «что это?». Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Широко известна притча о мудрецах, которые с завязанными глазами ощупывали слона, пытаясь определить, что это. Один обхватил ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал кончик хобота и сказал: «Это рот». Третий провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый попытался обхватить туловище и уверенно изрек: «Это стена». Когда же с них сняли повязки, то все хором воскликнули: «Да ведь это слон как же мы не узнали!». Эта метафора очень точно характеризует сущность восприятия.
Образ предмета, получаемый в результате восприятия не только целостен, но и субъективен одну и ту же совокупности свойств или качеств предмета разные люди объединяют в разные целые, особенно если предмет трудно узнаваем (в силу размытости контуров, неопределенности формы, нечеткости изображения, неизвестности и т. п.). Известны «пятна Роршаха» чернильные пятна неопределенных очертаний. Психиатр Роршах случайно капнул чернилами в середину сложенного пополам листа бумаги; развернув лист, он увидел симметричное бесформенное изображение. В дальнейшем такие изображения стали одной их методик исследования личности, так как оказалось, что бессмысленные пятна воспринимаются как что-то осмысленное (собака, озеро, облако). Причем каждый человек видит в фигурах что-то свое, отражающее его индивидуальные особенности, характер, жизненный опыт, взгляды на жизнь. В одном и том же изображении кто-то видит «мрачную старуху с длинным носом», а кто-то «тянущуюся руку». Каждый из нас смотрел на облака и узнавал в них какие-то особенные изображения, между тем как другие люди видели в них другие фигуры.
1.2. Функции и свойства восприятия
Восприятие может быть пассивным или активным. При пассивном восприятии сам предмет совокупностью своих свойств воздействует на человека, «запуская» процесс восприятия. При активном восприятии человек всеми доступными ему органами чувств стремится ощутить как можно больше характеристик предмета или события, а также некоторую часть информации додумать, доисследовать, довообразить.
В составе процесса восприятия можно выделить четыре операции:
1) обнаружение исходная фаза, на которой человек может лишь определить, есть ли воздействие;
2) различение выделение в предмете интересующих человека признаков;
3) идентификация сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов;
4) опознание знакомых объектов.
Восприятие очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным.
Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только в силу сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. Иногда непонятно, принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светле или темнее).
Например, иллюзии зрения.
А. Диаметр какого кружка на рис.1 больше? (Кружок, окруженный кружками поменьше, кажется больше диаметром, чем кружок, окруженный большими кругами).
Рис. 1
Б. Одинаковы ли средние отрезки на рис. 2? А короткие отрезки? (Отрезки одинаковы, но кажутся разными).
Выдержка из текста работы
Одна из заметных тенденций нашего времени — это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
Актуальность исследования заключается в том, что темперамент и конституциональные признаки играют важную роль при социализации личности. Проблема социально-психологической адаптации личности является одним из значимых факторов, которые оказывают свое влияние на процесс личностного развития человека. Исследовательский интерес к этой проблеме на современном этапе во много обусловлен изменениями условий жизни человека, их быстрыми и резкими изменениями в экономическом, социальном, политическом, культурном и т.д. планах. Если личность обладает достаточным адаптивным потенциалом, то она достаточно быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям, будь то новое место жительства, коллектив и т.д., заканчивая более глобальными изменениями. Личность с низким адаптивным потенциалом будет переживать процесс адаптации болезненно, он может затянуться или происходит обратный процесс дезадаптации, т. е. невозможность приспособления к новым условиям, выпадение из среды, что, в свою очередь, имеет негативные последствия как в социальном, так и психологическом плане.
Темперамент изучали такие психологи, как Б.М. Теплов, Г. Айзенк, Э. Крэчмер, иУ. Шелдон, Маклаков А.Г, И.П. Павлов, В.С. Мерлин,.
Начальное образование — это фундамент всего дальнейшего образования. Успешность обучения в начальной школе во многом влияет на судьбу человека, его дальнейшую жизнь, поскольку именно во время начального образования формируется базовые основания личности человека.
По мнению таких учёных, как М.М. Безруких Н.Н. Малофеева, Б.П. Пузанова, Именно в начальной школе формируются основные навыки межличностного общения, определяются социальные роли. Как ребёнок ведёт себя, во многом, влияет темперамент. Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент — это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.
Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в значимых в современной психологической науке, её исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников. В следствии этого, актуальность данной работы состоит и в практическом интересе. Для обозначения ситуации нормы используется термин, «устойчивая адаптация»[1,2]. При изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность. В этом случае должен включиться механизм переадаптации. Под переадаптацией сегодня понимается процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состоянии относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (изменных) условиях существования либо результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности.
Проблема социальной адаптации преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой чрезвычайно актуально. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент становления личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития. Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребёнка в группе с его индивидуальной автономностью.
В последнее время большое внимание уделяется изучению процессов приспособления ребенка к требованиям школы. В этой связи получил широкое распространение термин «школьная адаптация». О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка к школе, сказано в отечественной педагогической и психологической литературе много. Школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом и требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, развитие потенциальных возможностей ребенка.
Цель исследования: изучение проблемы социализации детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: факторы успешной социализация ребёнка младшего школьного возраста в классе.
Предметом исследования: индивидуально личностные особенности, как факторы, влияющие на социализацию ребёнка в классе.
Гипотезой исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы предполагаем , что у детей имеющих холеричный и сангвиничный темперамент процесс социализации протекает успешно, нежели чем, у детей имеющих флегматичный и меланхоличный темперамент.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих теоретических и практических задач:
2 Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
3 Исследовать особенности социализации у детей младшего школьного возраста и установить причины, которые влияют успешную социализацию ребёнка в классе.
4 Рассмотреть возможности диагностики типа темперамента.
5 Определить уровни определить тип темперамента учащихся 2 класса
6 Проанализировать показатели школьной социализации в классе учащихся 2 класса
7 Разработать методические рекомендации по повышению социальной адаптации учащихся начальной школы.
Методы исследования:
1.Тест «ЛЕСЕНКА» (автор Рубинштейн С. Я.)
2. Методика «Домики»
3. Определение типа темперамента (автор Гребнева В.В.)
Организационная база исследований: исследование проводилось на базе МОУ «СОШ с. Кузькино» Чернянского района Белгородской области В исследование приняли участие учащиеся 2 «А» класса. Общее число испытуемых составило 15 человек.
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте курсовой работы содержатся 4 таблицы, 3 рисунка. Библиографический список содержит 50 наименований источников. Содержание работы изложено на 50 страницах.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы влияния индивидуально-личностных особенной младших школьников на социализацию в классе». Мы рассмотрели исторический подход к обозначению проблемы. Изучили возрастные особенности младших школьников. А так же проследили влияние индивидуальных особенностей на социальную адаптацию ребёнка. Рассмотрели связь индивидуальных особенностей на социализацию.
Во второй главе «Экспериментальные исследования типа темперамента, как одного из главных факторов успешной социальной адаптации» мы описали организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, указали используемые методы и методики, а также проанализировали ее результаты.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы влияния индивидуально-личностных особенной младших школьников на социализацию
1.1 Подходы к изучению проблемы индивидуально-личностных особенностей
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности, которая главным образом влияет на социальную адаптацию человека в обществе. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад.
Древнейшее описание темпераментов принадлежит Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей в организме преобладает: если преобладает кровь, то темперамент будет сангвиническим, т. е. энергичным, быстрым, жизнерадостным, общительным, легко переносящим жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь, то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь, то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь, то получается меланхолик — болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.[3]
Клавдий Гален дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех.
Имануил Кант,г говорил что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле.
У Вундта темперамент — это соотношение скорости и силы «душевных движений». В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается представление об их количестве. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера личности), хотя строгих критериев для такого различения не было предложено.[3]
П.Ф. Лесгафт писал, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д., с чем связаны быстрота и сила кровотока и как следствие — мера возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ на различные стимулы. Давние представления о значении жидких сред организма получили частичное подтверждение в современных эндокринологических исследованиях, показавших, что такие свойства психики, как та или иная динамика реактивности, чувствительность, эмоциональная уравновешенность, в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.
На рубеже XIX и начала XX вв. сформировалась так называемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и телосложением. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером. Он опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности.
Теория Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.
По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera- «внутренности»), соматотония (греч. soma — «тело») и церебротония (лат. cerebrum — «мозг») психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние.
На основе полученных результатов исследований Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, и не строение сосудов (П.Ф.Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг .
В работах Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына были расширены представления о свойствах нервной системы. Именно в функциональных особенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах типов нервной деятельности (регулирующих накопление и расход энергии) видит современная наука ближайшие причины индивидуальных различий по темпераменту (исследования В. С.Мерлина, Я.Стреляу и др.). При этом в последние годы получает распространение точка зрения, согласно которой в основании темперамента лежит общая конституция организма (охватывающая биологические основы психики разного уровня), в которой особо значимое место принадлежит мозговым механизмам (В.М. Русалов).
1.2 Возрастные особенности младших школьников
социальный адаптация младший школьник
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя — самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся — его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста — тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка — значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Младший школьный возраст — возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
На фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и выразительной мимикой, то можно говорить о признаках сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности ребенка. Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств нервных процессов, входящих в понятие типа нервной системы, а на психологическом уровне- в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:
Ранний период развития |
Период стабилизации |
|
Слабый процесс возбуждения |
Сильный процесс возбуждения |
|
Слабый процесс торможения |
Сильный процесс торможения |
|
Неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения над торможением |
Уравновешенность возбуждения и торможения |
|
Малая подвижность нервных процессов( речь идет о подвижности в узком смысле) |
Большая подвижность нервных процессов |
Очевидно, что независимо от возрастной специфики существуют индивидуальные различия в свойствах нервной системы, которые могут быть частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому устанавливается диагноз отдельных свойств нервной системы( темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.
1.3 Влияние индивидуальных особенностей на социальную адаптация
Социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности, которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта может привести к возникновению трудностей в сфере отношений со взрослыми и сверстниками, при обучении в школе, к неспособности самостоятельно решать социальные проблемы, а в итоге к отклоняющемуся поведению и дезадаптации личности.
Проблема адаптации — проблема комплексная и междисциплинарная. Эту проблему различные науки рассматривают исходя из ее специфики, выделяют отдельные компоненты, характерные для изучения именно этой науки, поэтому и трактовка у них различна.
Термин «адаптация» произошел от позднелатинского «adaptatio” — приспособление. В современной научной литературе существует множество определений понятия «адаптация». Методики определяют адаптацию как процесс привыкания организма, популяции или другой биологической системы к изменяющимся условиям среды функционирования.
Социальная адаптация — процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. В основе адаптации человека лежит выработанная в процессе его эволюционного развития совокупность морфологических изменений направленных на сохранение относительного постоянства внутренней среды — гомеостаза /2/. Наиболее общее определение адаптации выглядит так: адаптация — это аспект жизнедеятельности особи и вида в котором реализуется фундаментальное свойство материи к самосохранению и развитию в конкретных условиях существования.
Содержание понятия адаптации как общего явления охватывает следующие характеристики:
1)Понимание адаптации как способности живых систем отражать факторы среды и создать в себе механизмы изменения среды, в которой они обитают;
2)Активность адаптации;
3)Целенаправленный характер адаптации;
4)Диалектическое понимание адаптации как взаимосвязи процесса и результата. Изучением данной проблемы занимались, такие учёные, как Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, Г.Селье и др.
Таким образом, всеобщее свойство адаптивности предоставляет человеку абстрактную возможность приспособиться к социальным отношениям, освоиться в измененной социокультурной среде. В то же время индивидуальность каждого человека реализуется в непосредственной адаптации, отражающей весь комплекс ее социально обусловленных характеристик.
Учитывая вышесказанное, можно составить следующий алгоритм понятия «социальная адаптация»:
— процесс;
— процесс приспособления человека;
— процесс приспособления человека к новой социальной среде.
Социальная адаптация возникла в результате социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособления к социальной среде (Философский энциклопедический словарь, 1989). Наряду с понятием «социальная адаптация» в научной литературе используются и другие: преадаптация — готовность индивида к будущему адаптивному поведению; реадаптация — адаптация, направленная на включение личности в изменившуюся социальную среду, социальные отношения; дезадаптация -нарушение приспособительного поведения индивидов в силу действия ряда внешних или внутренних причин. В перечисленных однокоренных понятиях рассматриваются отдельные стороны процесса социальной адаптации в различных возрастных периодах.
Таким образом, изучение психолого-педагогических исследований и собственные наблюдения позволяют нам констатировать, что в различных возрастных периодах отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех психофизиологических системах организма ребенка, которые определяют успех социальной адаптации.
М.М. Безруких выявил, что детям с сильной нервной системой присущи низкий уровень тревожности, самоуверенность, повышенная самооценка, быстрое привыкание к новой обстановке; преобладающей эмоцией у них является эмоция радости.
Иная картина процесса адаптации наблюдается у детей со слабой нервной системой (астенией). Им зачастую свойственны высокий уровень тревожности, неуверенность, недовольство собой. У таких детей отсутствует способность к быстрому переключению на новые виды работы, они постоянно находят поводы для переживаний. В это же время преобладающей направленностью детей со слабой нервной системой является устойчивость мотивов, увлечение процессом творческой деятельности.
На успешность социальной адаптации влияет и темперамент ребенка. Подмечена адаптивная гибкость детей с сангвиническим темпераментом — детей живых, подвижных.
Медленнее, но стабильно адаптируются дети с преобладанием флегматических черт — дети медлительные, невозмутимые, с устойчивыми стремлениями.
Наибольшие трудности в ходе социальной адаптации возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами. Их реакция неадекватна изменениям среды: у холериков эмоции выплескиваются на окружающих, что не всегда им нравится, а меланхолики осуществляют «самоагрессию», что может привести к психическим расстройствам.
Знание и учет особенностей темперамента и нервной системы необходимы педагогам для того, чтобы помочь детям преодолеть их в процессе социальной адаптации.
Успешность и быстрота привыкания к новым условиям и людям зависит и от возраста ребенка. Важнейшим показателем адаптивности является способность ребенка организовывать новые привязанности.
Еще одним из важных условий успешной социальной адаптации младших школьников является уважение самостоятельности ребенка, предоставление ему возможности быть самим собой. Воспитательные воздействия должны учитывать эмоциональное развитие детей, их индивидуальность. Только в этом случае можно надеяться на безболезненность и успешность адаптационных процессов.
В педагогике понятие социальная адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема. Н.М. Аксарина, рассматривая проблемы адаптации детей раннего возраста, подчеркивает, что характер поведения детей в первые дни их пребывания в новой среде зависит от индивидуальных особенностей ребенка, что влияет на общение детей со взрослыми и сверстниками и на отношение детей к различным видам деятельности. Большую роль автор отводит предшествующему опыту личности ребенка. Дошкольники, которые имеют опыт общения с окружающими взрослыми и сверстниками, получившие много разнообразных впечатлений, адаптируются быстрее. Кроме того, на характер адаптации влияет уровень физического, психического развития, состояние здоровья адаптантов, индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности. Опираясь на учение И.П. Павлова, автор отмечает, что при социальной адаптации нейрофизиологическую основу представляет выработка условных реакций по принципу динамического стереотипа. Качество и количество условных связей, формирующихся в виде динамических стереотипов, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; перестраивание динамического стереотипа зависит от силы нервных процессов, подвижности и уравновешенности.
Дети, относящиеся к сильному уравновешенному типу, гораздо быстрее адаптируются в новой среде, нежели дети с типологической направленностью к слабому типу. На характер адаптации также влияет и уровень психического развития ребенка. Чем выше уровень развития познавательных процессов, способности к общению, тем быстрее ребенок адаптируется в новой среде
Социальная адаптация детей является активным процессом усвоения ребенком социального опыта в процессе деятельности и общения. При поступлении в образовательное учреждение автор выделяет две группы детей: первая группа — дети, не имеющие опыта общения, кроме близкого окружения (семья); вторая группа — дети, имеющие опыт общения не только с родителями, но и с другим контингентом людей. Поэтому своевременное удовлетворение потребности в общении позволит воспитателю ускорить адаптационные процессы. На эффективность социальной адаптации влияет и общение ребенка с воспитателем.
Я.Л. Коломинский, в ходе исследования выделяет следующие типы отношений: устойчиво-положительные, неустойчиво-положительные, пассивно-положительные, пассивно-отрицательные. Однако наиболее благоприятным является устойчиво-положительный тип общения, который способствует эмоциональному благополучию детей, уверенности в своих возможностях, развитию способностей и т.д.
Сотрудничество и общение со взрослыми и сверстниками в процессе организованной деятельности способствует развитию эмоциональных переживаний и социальных мотивов ребенка. Поэтому знание воспитателем содержания потребностей ребенка в общении, в разнообразной деятельности способствует определению педагогических мер воздействия на ребенка в ходе социальной адаптации.
На процесс социальной адаптации ребенка огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.
Нельзя не отметить важность личностно ориентированного подхода к ребенку в процессе успешной социальной адаптации. В отечественной и зарубежной педагогике накоплен большой материал о педагогических условиях развития ребенка в различных видах деятельности. Исследователи подчеркивают, что личность ребенка формируется в деятельности, которая способствует, накоплению знаний об окружающей действительности, развитию социальных эмоций, формированию адекватного отношения к предметному и социальному миру и к себе. Участие в разнообразных видах деятельности ребенка оказывает влияние на развитие всех психических процессов, тем самым способствует эффективной социальной адаптации.
Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребенка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребенка, но, если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом (Я.Л. Коломинский, 1984).
ГЛАВА II. Экспериментальные исследования типа темперамента, как одного из главных факторов успешной социальной адаптации
2.1 Диагностика социализацию и выявления типа темперамента
Наше исследование проходило во 2 «А» классе МОУ «СОШ с. Кузькино»
Целью исследования мы выделяли изучение влияния индивидуально личностных особенностей на социализацию ребёнка в классе.
Задачи:
1. Подобрать комплекс психодиагностических методик для проведения опытно-экспериментальной работы;
2. Провести первичное диагностическое обследование учащихся с целью выявления уровня социализации.
3. Разработать рекомендации по улучшению социальной адаптации детей в классе;
На основе предполагаемой нами о том, что у детей имеющих холеричный и сангвиничный темперамент процесс социализации протекает успешно, нежели чем, у детей имеющих флегматичный и меланхоличный темперамент, нами были выбраны следующие методики исследования:
1.Тест «ЛЕСЕНКА» Рубинштейн С. Я.
2. Методика «Домики»
3. Определение типа темперамента (автор Гребнева В.В.)
«Лесенка»
Тест «ЛЕСЕНКА» (приложение 1)
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 — завышенная самооценка. Она характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Ступеньки 2, 3 — адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность.
Ступенька 4 — заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В данном случае разрушена ситуация и нарушены межличностные отношения со взрослыми.
Ступеньки 5, 6 — низкая самооценка. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д.
Ступенька 7 — резко заниженная самооценка. Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.
Социометрия методика «Домики» (приложение 2)
Изучение межличностных отношений проводится в игровой форме. Детям предлагается расселить по домикам всех учащихся класса (их имена и фамилии называет взрослый, дети записывают данную фамилию в нужном домике). Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). Психолог заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по специальной формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С)
Определение типа темперамента (автор Гребнева В.В.) (Приложение 3)
Данная методика помогает выявить тип темперамента у детей младшего школьного и дошкольного возраста. Является наиболее простой и понятной в проведении и интерпретации полученных результатом Инструкция работы такова, посмотрите на картинки назовите ту, которая очень нравится (1-2 картинки)
Обработка результатов:
А — флегматик
Б — сангвиник
В — холерик
Г — меланхолик
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты методики лесенка представлены в таблице(таб.1)_
№ |
Фамилия имя испытуемых |
Номер ступеньки и интепритация |
|
1 |
Бараковский Богдан |
2- адекватная самооценка |
|
2 |
Барно Светлана |
1- завышенная самооценка. |
|
3 |
Вольлоков Максим |
4- заниженная самооценка |
|
4 |
Головкова Анна |
1- завышенная самооценка. |
|
5 |
Дакулабаева Гульнара |
1- завышенная самооценка. |
|
6 |
Карпачёва Валерия |
3- адекватная самооценка |
|
7 |
Козырев Владимир |
2- адекватная самооценка |
|
8 |
Межаков Даниил |
1- завышенная самооценка. |
|
9 |
Новиков Владислав |
2- адекватная самооценка |
|
10 |
Потапов Дмитрий |
1- завышенная самооценка. |
|
11 |
Степаненко Константин |
1- завышенная самооценка. |
|
12 |
Халимова Гюхлар |
2- адекватная самооценка |
|
13 |
Хилько Игорь |
2- адекватная самооценка |
|
14 |
Щепилов Артур |
1- завышенная самооценка. |
|
15 |
Яковлева Екатерина |
1- завышенная самооценка. |
Данные результаты наглядно можно представить в виде диаграммы. (рис. 1)
Рис.1 Уровень самооценки учащихся 2-го класса.
Анализируя полученные данные, мы можем сделать выводы о том, что 53% детей имеют завышенную самооценку, 40% детей в классе имеют -адакватную самооценку, а заниженную самооценку имеют 7% детей.
Мы видим, что уровень самооценки достаточно высокий. Преобладает завышенная самооценка, затем адекватная. Это можно объяснить возрастными особенностями данного периода жизни детей. Завышенная самооценка является нормой для детей 1 и начало 2-го класса. Адекватная самооценка сформирована у 40% детей, это является положительным показателем так, как ко второму классу дети должны научиться адекватно оценивать себя и свою деятельность, при этом огромное значение в формировании самооценки играет учитель, родители, психолог. Заниженная самооценка выявлена только у одного ребёнка. В ходе наблюдения за ребёнком, можно предположить причину заниженной самооценки. Учитель относиться к данному ребёнку отрицательно, разрушает ситуацию успеха, постоянно акцентирует внимание на отрицательные качества ребёнка.
Анализ результатов методики «Домики»
№ |
Фамилия имя испытуемых |
Результат |
|
1 |
Бараковский Богдан |
Принятый |
|
2 |
Барно Светлана |
Предпочитаемый |
|
3 |
Войлоков Максим |
Предпочитаемый |
|
4 |
Головкова Анна |
Предпочитаемый |
|
5 |
Дакулабаева Гульнара |
Предпочитаемый |
|
6 |
Карпачёва Валерия |
Принятый |
|
7 |
Козырев Владимир |
Принятый |
|
8 |
Межаков Даниил |
Лидер |
|
9 |
Новиков Владислав |
Лидер |
|
10 |
Потапов Дмитрий |
Принятый |
|
11 |
Степаненко Константин |
Предпочитаемый |
|
12 |
Халимова Ира |
Лидер |
|
13 |
Хилько Игорь |
Изолированный |
|
14 |
Щепилов Артур |
Предпочитаемый |
|
15 |
Яковлева Екатерина |
Лидер |
Для наглядности соотношения социометрических статусов детей представим их в виде диаграммы (рис. 2)
Рис.2 Соотношение социометрических статусов детей
Анализируя полученные данные, мы можем сделать выводы о том, что 27% детей в классе являются лидерами, 33% детей имеют статус предпочитаемых, 33% детей в классе- это принятые, 7% детей являются изолированными.
Анализ типа темперамента.
№ |
Фамилия имя испытуемых |
Результат |
|
1 |
Бараковский Богдан |
Холерик |
|
2 |
Барно Светлана |
Флегматик |
|
3 |
Войлоков Максим |
Холерик |
|
4 |
Головкова Анна |
Флегматик |
|
5 |
Дакулабаева Гульнара |
Сангвинник |
|
6 |
Карпачёва Валерия |
Флегматик |
|
7 |
Козырев Владимир |
Флегматик |
|
8 |
Межаков Даниил |
Сангвинник |
|
9 |
Новиков Владислав |
Холерик |
|
10 |
Потапов Дмитрий |
Флегматик |
|
11 |
Степаненко Константин |
Сангвинник |
|
12 |
Халимова Ира |
Сангвинник |
|
13 |
Хилько Игорь |
Меланхолик |
|
14 |
Щепилов Артур |
Сангвинник |
|
15 |
Яковлева Екатерина |
холерик |
Для представления общей картины построим диаграмму соотношения темпераментов в классе.(рис. 3)
Рис. 3. Соотношения Темперамента в классе
Анализируя полученные данные, мы можем сделать выводы:
Холеричный темперамент имеют 27% детей, сангвиничный- 33% детей, детей- флегматиков 33% человек, меланхоличный темперамент имеет только 7% ребёнок в классе.
На основе вышеизложенного материала мы можем сделать следующие выводы:
(Таблица 3)
Таблица 3
№ |
Фамилия имя испытуемых |
Результат |
Социальная адаптация |
Номер ступеньки и интепритация |
|
1 |
Бараковский Богдан |
Холерик |
Принятый |
2- адекватная самооценка |
|
2 |
Барно Светлана |
Флегматик |
Предпочитаемый |
1- завышенная самооценка. |
|
3 |
Войлоков Максим |
Холерик |
Предпочитаемый |
4- заниженная самооценка |
|
4 |
Головкова Анна |
Флегматик |
Предпочитаемый |
1- завышенная самооценка. |
|
5 |
Дакулабаева Гульнара |
Сангвинник |
Предпочитаемый |
1- завышенная самооценка. |
|
6 |
Карпачёва Валерия |
Флегматик |
Принятый |
3- адекватная самооценка |
|
7 |
Козырев Владимир |
Флегматик |
Предпочитаемый |
2- адекватная самооценка |
|
8 |
Межаков Даниил |
Сангвинник |
Лидер |
1- завышенная самооценка. |
|
9 |
Новиков Владислав |
Холерик |
Лидер |
2- адекватная самооценка |
|
10 |
Потапов Дмитрий |
Флегматик |
Принятый |
1- завышенная самооценка. |
|
11 |
Степаненко Константин |
Сангвинник |
Предпочитаемый |
1- завышенная самооценка. |
|
12 |
Халимова Ира |
Сангвинник |
Лидер |
2- адекватная самооценка |
|
13 |
Хилько Игорь |
Меланхолик |
Изолированный |
2- адекватная самооценка |
|
14 |
Щепилов Артур |
Сангвинник |
Предпочитаемый |
1- завышенная самооценка. |
|
15 |
Яковлева Екатерина |
Холерик |
Лидер |
1- завышенная самооценка. |
1. Темперамент главный образом влияет на социальную адаптацию ребёнка. Как мы видим, что дети с сангвиничным и флегматичным темпераментом социализироваться легче, чем детям с холеричным и меланхоличным темпераментам. У меланхолика самый слабый тип нервной системы, потому что меланхолик нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Холрики имеют сильный, но неуравновешенный тип нервной системы, им сложно сконцентрировать внимание на чем- либо продолжительное время. представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. В силу преобладания возбуждения над торможением в общении с людьми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность. И на этой почве он может создавать нередко конфликтные ситуации в коллективе.
2. Уровень самооценки в большинстве высокий и адекватный, что характерно младшего школьного возраста. В данном возрасте нельзя говорить о том, что уровень самооценки влияет прямым образом на социализацию.
3. Что касается уровня самооценки и темперамента, то в данном возрасте ребёнок имеет завышенную самооценку вне зависимости от темперамента.
4. Что уровень социализации в данном классе проходит достаточно успешно, потому что в классе преобладают дети с сангвиничным и флегматичным темпераментом
5. Индивидуально-личностные характеристики с учётом возрастных особенностей, играют важную роль в социальной адаптации.
Нами подтвердилась гипотез о том, что у детей имеющих флегматичный и сангвиничный темперамент процесс социализации протекает успешно, нежели чем, у детей имеющих флегматичный и меланхоличный темперамент.
2.3 Практические рекомендации по оптимизации процесса социальной адаптации
От родителей, педагогов и психологов зависит успешность социальной адаптации ребёнка. Много разных факторов влияют на адаптацию, поэтому ребёнку необходимо оказывать квалифицированную своевременную помощь. Ниже представлен ряд требований, благодаря которым, процесс социализации будет протекать благоприятно.
1. Оказывать психологическую помощь по выходу из кризисных ситуаций.
1. Проводить разъяснительную работу по причинам дезадаптации с родителями.
2. Необходимо повышать педагогам и родителям психологическую грамотность.
3. При поступлении ребёнка в школу, педагог должен исследовать готовность первоклассников к регулярному обучению в школе.
4. Проводить мониторинги по социально-психологической адаптации учащихся
5. Психолог проводит работу с социально дезадаптированным ребенком.
6. Родители и педагоги должны иметь необходимые знания о социальной адаптации младшего школьника .
7. Оказание психологической помощи родителям по социальной адаптации ребенка в условиях регулярного школьного обучения.
8. Информировать родителей о психофизиологической готовности ребенка к регулярному школьному обучению.
9. Организовать и проводить индивидуальные консультации по повышению психологической грамотности родителей.
10. Познакомить родителей с психофизиологическими особенности ребёнка 6-7 лет.
11. Родители должны регулярно беседовать с учителями о успеваемости ребёнка, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
12. Стиль родительского воспитания не должен расходиться, стилем педагогического взаимодействия с ребёнком
13. Родители должны прилагать усилия для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
14. Создавать ситуацию успеха, непременно хвалить ребенка.
15. Родители не должны подменять воспитание опекой.
Заключение
Поскольку мы определяем индивидуально личностные особенности, как факторы, влияющие на социализацию ребёнка в классе. Нами частично подтвердилась гипотеза о том, что у детей имеющих холеричный и сангвиничный темперамент процесс социализации протекает успешно, нежели чем, у детей имеющих флегматичный и меланхоличный темперамент.
По данным проведённого нами исследования было выявлено, что социально адаптируются дети с сангвиничным и флегматичным темпераментом, чем дети с холеричным и меланхоличным темпераментом.
Школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом и требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, развитие потенциальных возможностей ребенка. Чтобы подтвердить важность социальной адаптации посмотрим на определение, которое даёт ВОЗ.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Задача учителя, воспитать здоровых, социально адаптированных, конкурентно способных личностей.
Соблюдение методических рекомендаций, правильная работа учителя и родителей залог успеха.
Мы провели исследования и доказали, что индивидуально личностные особенности влияют на социальную адаптацию младшего школьника. Влияют и следующие факторы: стиль семейного воспитания, тип семьи, родительские отношения, коллектив в дошкольной учреждении, стиль преподавания учителя, профессионализм педагога, окружения ребёнка.
Литература
16. В.И. Медведев Адаптация человека /. — СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003 г
17. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромитина — М., 1999. — 234 с..
18. Безруких, М. М., Ефимова, С. П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова — М., 1991. — 176 c.
19. Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 320 с.
20. Клецина, И.С. Гендерная социализация. / И.С. Клецина. — СПб, 1997. — 230 с.
21. В.И. Медведев. Адаптация человека /- СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003 г
22. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999.
23. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов — М. Высшая школа 1984 г.
24. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
25. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995 г.
26. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова — М. изд-во МГУ, 1982 г.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
28. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994
29. В. Вундт. Очерк психологии.- СПб. Издание Ф. Павленкова
30. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.
32. Бурбо Л. Отношения родитель — ребенок. — Киев, 2002.
33. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.
34. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.
35. Вердербер Р. Психология общения. — СПб., 2003.
36. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
37. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.
38. Джемс В. Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340
39. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.
40. Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.
41. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1998.
42. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.
43. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997.
44. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.
45. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.
46. Левис Ш. Ребенок и стресс. — М., 1997.
47. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
48. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно -психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
49. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.
50. Общая психология: учеб. пособ. — М., 1981. — 317 с.
51. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.
52. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. — М.; издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
53. В.Ж. О развитии демографических процессов в РФ в 1998 году // Вопросы статистики. 1999. №10. с.35
54. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. — Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997г. -212с.
55. Березовин Н. А., Чепиков В. Т. , Чеховских М. И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие, Минск, 2008 г., 336 стр.
56. Самыгин С. И., Гулиев М. А., Ганиева Р. Х., Психология и педагогика для студентов вузов 4-е издание, учебное пособие, Ростов на Дону, “Феникс”, 2008 г., 256 стр.
57. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 5-е изд., доп. и перераб. — Ростов — на-Дону: Феникс,2006.
58. Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие, Мн.: ООО «Новое знание», 2002.
59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб.:Ювента, 1999, стр. 616
60. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том III, «Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож». М.: Л.: Издательство Академии Наук, 1951, стр. 82-87
61. Асратян Э.А. Иван Петрович Павлов 1849-1936 гг. М.: Наука, 1974
62. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том III, «Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож». М.: Л.: Издательство Академии Наук, 1951, стр 88
63. Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999, стр.
64. Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999, стр.
65. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону:Феникс, 1999,
Приложение
Приложение 1
Тест «ЛЕСЕНКА»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 — завышенная самооценка. Она характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Ступеньки 2, 3 — адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность.
Ступенька 4 — заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В данном случае разрушена ситуация и нарушены межличностные отношения со взрослыми.
Ступеньки 5, 6 — низкая самооценка. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д.
Ступенька 7 — резко заниженная самооценка. Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.
Приложение 2
Социометрия
Изучение межличностных отношений проводится в игровой форме. Детям предлагается расселить по домикам всех учащихся класса (их имена и фамилии называет взрослый, дети записывают данную фамилию в нужном домике). Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). Психолог заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по специальной формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С):
где ВI — количество первых выборов (дворец),
ВII — количество вторых выборов (квартира),
ВШ — количество третьих выборов (изба),
ВIV — количество четвертых выборов (шалаш),
К — количество учеников в классе.
Например, Алеша Р. получил ВI — 4, ВII — 5, ВIII — 2, ВIV — 3. В группе 15 учеников. Статус обследуемого равен:
Что это означает?
От 3,4 до 3 — лидер.
От 2,9 до 2,5 — предпочитаемый.
От 2,4 до 2 — принятый.
От 1,9 до 1 — изолированный.
Таким образом, ученик, набравший 2,7 балла, имеет в своем классе положение предпочитаемого.
Чтобы наглядно отобразить межличностные отношения и структуру коллектива, можно расположить всех учащихся в зависимости от их статуса на орбитах социограммы. (Позиция Алеши Р. в группе на социограмме обозначена цифрой 1.)
Приложение 3
Определение типа темперамента
(автор Гребнева В.В.)
Предлагается выбрать одну из представленных фигур
А В
Б Г
Инструкция: посмотрите на картинки назовите ту которая очень нравится (1-2 картинки)
Обработка результатов:
А — флегматик
Б — сангвиник
В — холерик
Г — меланхолик
холерик |
сангвиник |
флегматик |
меланхолик |
|
это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности, бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему невмоготу. Появляется раздражённое состояние, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъёма настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми |
человек с сильной, уравновешенной подвижной нервной системой, обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.к. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно обдуманно защищает себя, берётся за нормализацию обстановки |
человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях. Прочно запоминает всё усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьёзных неприятностях флегматик остаётся внешне спокойным |
человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слёзы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические растройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности |
Размещено на